bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

а) Постепенно Сефевидские шахи убедились в том, что можно на основе фикха и шариата решать споры и конфликты между людьми, но здесь нет никакой пользы от философов, поэтов и суфийских шейхов. Это способствовало тому, что правоведы стали активно привлекаться в аппарат власти12.

В тот период одним из государственных постов исламских правоведов стала должность садра и шейх-уль-ислама. В обязанности садра входило назначение и снятие с должности судей, управление вакуфной собственностью, мечетями и школами. Отметим, что в начальный период сефевидского правления, когда еще наблюдалось сильное влияние кызылбашей и придворных суфиев, эти посты доверялись улемам, которые не специализировались именно на правоведении, а больше склонялись к суфизму. Но затем на эти посты стали назначаться выдающиеся факихи, такие как мухаккик Караки при шахе Тахмасбе и шейх Бахаи при шахе Аббасе13.

б) Легитимация Сефевидской династии в качестве шиитской власти могла быть осуществлена только правоведами.

в) Правоведы были более укоренены в народе, а потому правительство могло через них усилить свою популярность среди людей14.


Шах Аббас I принимаетВали Надр Мухаммед Хана, правителя Бухары

Фреска. Чихиль Сутун, Исфахан. Ок.1650 г.


Разворот Корана

Бумага. Ирак или Персия. XI–XII вв.


4. Проявление противоречий

1) Ранее мы уже касались вопроса о том, что суфии сыграли основную роль как в установлении, так и в упрочении Сефевидской династии. Они были мюридами (последователями) шаха Исмаила, готовыми выполнить любое его приказание. Достаточно было малейшего намека с его стороны. Суфии не придавали особого значения шариатскому законодательству, тогда как именно оно составляло одну из основ шиизма. С другой стороны, шиизм изначально признает право на правление за двенадцатью имамами (мир с ними!), а в их отсутствие считается, что правом замещения непорочного имама (мир с ним!) обладают справедливые и сведущие в религии факихи, следующие Корану и преданию (хадисам). Эта теория не сочеталась с внешним, политическим правлением суфийских шейхов. Совершенно естественно, что здесь еще более ярко проявилось столкновение фикха с суфизмом и показным ирфаном. Были написаны трактаты и изданы фетвы, направленные против суфизма, а, следовательно, религиозного мистицизма (ирфана) и иногда даже против философии15.

2) Другое противоречие той эпохи возникло в результате появления движения ахбаритов. Способствовал распространению этого движения Мулла Мухаммад Амин Астарабади. Из четырех основ аргументации факихов (Коран, предание, разум и единодушное мнение ученых) ахбариты ограничивались только преданием, а обращение к другим источникам отвергали и считали ложным. Они считали неприемлемыми даже принципы иджтихада (интеллектуальной интерпретации закона) и подражания (таклид

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2