Полная версия
Моисей
«Вышел он на другой день, и вот два еврея ссорятся, и сказал он нечестивцу: «Зачем тебе бить ближнего своего?». И ответил тот: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Или ты помышляешь убить меня, как ты убил египтянина?!» Устрашился Моше и сказал: «Так, это стало известно!» И услышал об этом фараон, и хотел убить Моше, но Моше убежал от фараона, и задержался в стране Мидьян…» (Исх., 2:13-15).
Итак, в ту минуту, когда Моисей убил египтянина, Датан не знал, каким образом отблагодарить его за свое чудесное спасение. Однако на следующий день, когда он все еще гостил у своей матери Йохевед, Моисей увидел, как тот же Датан ссорится со своим шурином Авирамом. Датан хотел после случившегося развестись со своей женой Шеломит, а ее брат решительно против этого возражал. И когда в какой-то момент мужской разговор между ними вот-вот был готов перейти в драку, Моисей решил остановить спорящих. Тут-то Датан и Авирам сказали ему «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами?», то есть с издевкой спросили Моисея, не собирается ли он и над ними свершить такой же самосуд, какой он свершил над надсмотрщиком, считая, что ему позволено абсолютно все?
С этой минуты Моисей начинает осознавать всю опасность ситуации, в которой он оказался. Согласно законам Египта, убийство государственного служащего считалось одним из самых тяжких преступлений, и за него полагалась смерть. Конечно, приемная мать Моисея заступилась бы за своего любимца, но во дворце фараона у него было немало недоброжелателей, которые наверняка стали бы настаивать на том, что закон должен быть один для всех.
Если поначалу Моисей еще рассчитывал, что убийство им египтянина удастся сохранить в тайне, то теперь ему стало ясно, что Датан уже разболтал о случившемся, и евреи, если и не донесут на него, то разнесут сплетни об этом происшествии по всему Гесему. А значит, рано или поздно слухи об убийстве надсмотрщика достигнут дворца фараона…
Так все и оказалось.
Согласно одному из мидрашей, на Моисея фараону донесли все те же Датан и Авирам, однако не исключено, что о совершенном Моисеем убийстве доложили в столицу египетские надсмотрщики. Как бы то ни было, известие о случившемся привело фараона в ярость, и он велел немедленно схватить и казнить Моисея.
Иосиф Флавий, который, как уже говорилось, опирался при написании «Иудейских древностей» на семейные предания своего рода священников-коэнов, в этом своем труде вообще не упоминает об убийстве египетского надсмотрщика и утверждает, что Моисей вынужден был бежать из Египта потому, что был заподозрен фараоном в заговоре с целью дворцового переворота. Обратим внимание, что эта версия в целом вписывается в версию Шюре, утверждающего, что дочь фараона, будучи родной матерью Моисея, втайне надеялась, что после смерти отца его трон унаследует именно ее сын, а не брат.
Как бы то ни было, в тот самый день, когда фараон издал указ об аресте Моисея, тот бежал из Египта на колеснице. Причем бежал не на восток, в Мадиам (Мидьян), как это вроде бы следует из текста Библии, а на юг – в Куш, где его ждали поистине захватывающие приключения.
Глава 3. Моисей – царь Куша
Скажем сразу: единственным источником, согласно которому Моисей с момента своего бегства и до 67 лет жил в Куше, являются все те же мидраши – устные еврейские предания. Флавий сообщает, что после того, как Моисей, встав во главе египетской армии, отбил нашествие эфиопов и покорил эту страну, он женился на дочери эфиопского царя Фарбис[28]. Значительная часть историков, как уже было сказано, считает, что под Кушем древние евреи понимали именно современную Эфиопию, но в любом случае версия Флавия отличается от версии мидраша.
Но значит ли это, что мы имеем дело с совершенно безосновательной легендой? Отнюдь. Во-первых, трудно понять, с какой стати евреям вообще понадобилось придумывать историю о бегстве Моисея в Куш, если эти события никогда не происходили на самом деле? Неужели только для того, чтобы объяснить, почему позже, в пустыне, брат и сестра Моисея попрекали его женой-кушиткой, то есть негритянкой?!
С другой стороны, бегство от гнева фараона именно в сильный и независимый Куш выглядит куда более логичным, чем в бегство в Мидьян. Хотя бы потому, что Мадиам в те дни был вассальной территорией Египта и вздумай Моисей укрыться в этой стране, фараону было бы совсем нетрудно добиться его выдачи. А вот Куш, наоборот, почти постоянно находился в состоянии войны с Египтом, а значит, представлял собой вполне надежное убежище для беглеца из этой страны.
Мидраш утверждает, что Моисей прибыл в Куш в те самые дни, когда царь этой страны Кукинос вернулся из дальнего похода и обнаружил, что власть в его столице захватила жреческая клика во главе с Валаамом, и заговорщики отнюдь не собираются открывать ему ворота города. Более того – они учли, что царь попытается штурмом овладеть городом и потому тщательно его укрепили.
Несколько раз бросал Кукинос свою армию на приступ, но каждый раз мятежники заставляли откатываться ее назад. Юный Моисей, вступивший в ряды армии Куша, также принял участие в этих попытках взять город, и на высокого, храброго, отличающегося недюжинной силой воина мгновенно обратили внимание. Царь вызвал его к себе в шатер и, узнав, что тот является приемным сыном египетской принцессы и сведущ в военном деле, оставил его в своей свите. Вскоре Моисей уже принимал участие в военных советах, проходивших в шатре Кукиноса.
Задача, которую нужно было решить царю для возвращения власти, была не из легких.
С двух сторон город окружали ровные, высокие стены, взобраться на которые было невозможно – это показали предыдущие попытки штурма.
С третьей стороны город окружал широкий водяной ров. Кукинос уже пробовал посадить несколько отрядов своих воинов на плоты, с тем, чтобы они преодолели ров, однако защитники встретили их градом стрел, и все бывшие на плотах воины погибли.
С четвертой стороны перед стеной города тянулась пустынная местность, кишевшая ядовитыми змеями. Кукинос пытался прорваться в свою столицу и с этой стороны, однако после того, как от змеиных укусов погибло сто семьдесят (мидраш называет именно эту конкретную цифру, что опять-таки наводит на мысль, что в основе его рассказа лежат некие подлинные события – П.Л.) его воинов, решил отказаться от этой идеи.
Однако Моисей после долгих раздумий пришел к выводу, что брать город нужно именно со стороны пустыни, так как именно оттуда Валаам и его клика меньше всего ждут удара. Вскоре он уже стоял перед царем, излагая ему свой план. По замыслу Моисея, справиться со змеями можно было с помощью ибисов и аистов – птиц, которые не только не боятся этих тварей, но и охотно употребляют их в пищу.
Получив от царя Кукиноса разрешение действовать так, как он считает нужным, Моисей велел поймать как можно больше водившихся в изобилии в округе аистов и ибисов и запретил их кормить чем-либо в течение двух дней.
На третий день Моисей приказал каждому воину взять в одну руку меч, а в другую – птицу, и повел армию Куша в обход города. Когда солдаты приблизились к «змеиному полю», Моисей приказал отпустить птиц. Голодные пернатые набросились на змей, уничтожили их, и армия беспрепятственно двинулась дальше и ворвалась в город. Всего за несколько часов сопротивление мятежников было сломлено, Кукинос вернулся в свой дворец, и если о чем-то жалел, так это о том, что так и не сумел взять в плен и казнить Валаама – тот вместе с сыновьями успел бежать из города.[29]
Моисей, ставший всеобщим любимцем в армии Кукиноса, был назначен царем ее главнокомандующим. При этом юная дочь царя без памяти влюбилась в нового военачальника и стала умолять отца выдать ее за него замуж. Разумеется, когда Кукинос предложил Моисею стать его зятем, тот не решился отказаться, хотя и не испытывал к своей невесте никаких чувств. Но зато после свадьбы он и не подумал вступить в свои супружеские права – уже в первую брачную ночь принцессе, глотая слезы, пришлось спать одной…
Далее мидраш сообщает, что в 2395 году по еврейскому летосчислению (1366 г. до н. э.) Кукинос скончался, и двадцатисемилетний Моисей стал царем Куша. Ровно сорок лет он правил этим могущественным африканским государством, проявив себя за эти годы как мудрый и справедливый царь. И все это время царица Куша надеялась, что ее красота и преданность в конце концов сломят Моисея, и он простит ей навязанный ему брак. Но время шло, она старела, а ее муж и не думал о том, что стране нужен законный наследник или, еще лучше, наследница[30] престола. Наконец, настал день, когда царица велела собрать во дворце представителей всех сословий и на этом народном собрании объявила, что ее муж не спит с ней и богам Куша не служит.
После того, как Фарбис произнесла эти слова, во дворце повисло тяжелое молчание. Продолжение царского рода считалось в Куше священной обязанностью царя, за уклонение от которой полагалось не только низложение с престола, но и смертная казнь. Но народное собрание Куша не захотело платить Моисею черной неблагодарностью за все то добро, которое он сделал за годы своего царствования для страны. В итоге, после бурных споров, оно решило приговорить Моисея к изгнанию из страны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Существует известная точка зрения о том, что Моисей был последователем фараона Эхнатона, но, как будет показано на страницах этой книги, монотеизм Моисея представлял собой гигантский шаг вперед по-сравнению с протомонотеизмом Эхнатона.
2
А.Б. Ранович. Миф об исходе и Моисее. – В кн. «Критика иудейской религии», М., Из-во АН СССР, 1962, с. 210.
3
А.Б. Ранович. Миф об исходе и Моисее. – В кн. «Критика иудейской религии», М., Из-во АН СССР, 1962, с. 216–217.
4
А. Волин. Формирование нации. – В кн. «Евреи и еврейство. Сборник историко-философских эссе. Изд-во «Гешер Алия», Иерусалим, 1991, с. 11–12.
5
Теория «библейской критики» Велльгаузена и его последователей разбирается в последней главе этой книги.
6
Пол Джонсон. Популярная история евреев. Вече, М., 2000, с. 35–36.
7
Талмуд – одна из основополагающих книг иудаизма, пеставляющая, согласно традиции, изложение Устной Торы, то есть той ее части, которая была передана Моисею устно, и долгое время передавалась именно из уст в уста, пока не возникла опасность, что эта информация будет забыта. Содержит в себе также обсуждение этой Устной Торы еврейскими мудрецами, а также азличные предания и нравоучения.
8
Мидраш – обсуждение мудрецами эпохи Талмуда текста Торы длявывода закона, исторического или нравоучительного вывода. Этим термином обозначаются также некоторые книги 1-9 вв. н. э., содержащие толкования Торы и устные предания.
9
Еврейский календарь – лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев, название которых происходит из арамейского языка. Сам отсчет года ведется по Солнцу, а отсчет месяцев по Луне. Для приведения календаря в соотвествие с солнечным годом раз в несколько лет вводится вискосный месяц. Еврейский календарный год начинается осенью – в месяц Тишрей. Отсчет годов ведется от «сотворения мира», высчитанного на основе приведенных в Пятикнижии продолжительности жизни Адама, Каина и др. персонажей этой книги. 1 г. н. э. по еврейскому календарю соотвествует 3760 г. от сотворения мира.
10
Некоторые историки Египта утверждают, что на самом деле речь шла не о порабощении евреев, а исключительно о лишении их особых привилегий и, наоборот, уравнивании в статусе с остальным трудовым населением Египта. Рабы в Египте назывались «баку» и эксплуатировались исключительно в хозяйстве отдельных лиц. Все же трудовое население называлось «хемуу», оно было внесено в специальные реестры и каждой группе «хемуу» поручалось выполнять определенный род работ, который закреплялся за ними с юности до конца жизни. Евреи долгое время не значились в этих реестрах, и это вызывало возмущение остальной части населения. Таким образом, речь идет о том, что евреев превратили из совершенно свободных людей в «хемуу», закрепив за ними работу на стройках с выплатой им жалованья натурой. Однако сами евреи, безусловно, восприняли это ограничение их свободы как порабощение, и в определенном смысле слова были правы. – См. И.В. Виноградов (Ленинград). Леция 6. Среднее царство в Египте и наществие гиксосов. – В кн. «История Древнего мира. Ранняя древность». М., Из-во «Наука», Гл. редакция востояной литературы, 1983 г., с. 116–117.
11
Именно так будут вести себя и евреи при завоевании Ханаана – см. заключительные главы этой книги.
12
Из текста Пятикнижия следует, что Йохевед приходилась Амраму родной теткой. Такие браки объявляются Библией запрещенными, однако Талмуд разъясняет, что до Синайского откровения они считались разрешенными и были довольно распространены среди всех народов, включая евреев.
13
В еврейском календаре, как уже говорилось, год начинается и заканчивается осенью. Таким образом, начавшись в одном году по григорианскому календарю, заканчивается в следующем, чем и объясняются некоторые кажущиеся разночтения в датировке событий по этим двум календарям.
14
Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. – В кн. Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Гешарим, М.-И-м, 1994 (5755), с. 127–128.
15
См. В.Андриенко. Повелители Черной страны (Все фараоны Древнего Египта).
16
О. Александр Мень. История религии. В поисках пути, истины и жизни. т. 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.
17
Вернер Келлер. Библия как история. М., Крон-пресс, с. 131.
18
Случаи рождения младенцев без крайней плоти, точнее, с недоразвитой крайней плотью на половом органе хорошо известны медицине и встречаются у всех народов. Однако так как иудаизм предписывает обрезать всех младенцев мужского пола на 7-й день после рождения, то появление младенца, не нуждающегося в подобной операции, и сегодня воспринимается у евреев, как особый знак благоволения Бога к этому ребенку.
19
Последние расшифровки памятников египетской письменности показывают, что в гареме фараона, наряду с женами из числа других покоренных народов, были и женщины-еврейки («хабиру»). Одна из них, предполагают историки, могла усыновить еврейского подкидыша, вырастить его при дворце, и такой юноша в глазах своих соплеменников, естественно, был «египетским принцем», а одна из жен фараона в сознании народа вполне могла трансформироваться в его дочь.
20
Звуки «с» и «ш» обозначаются в иврите одной буквой, форма которой была заимствована из него Кириллом и Мефодием для русской буквы «ш».
21
См. Дж. Фрезер. Фольклор в Ветхом Завете. М., Изд-во политической литературы, 1985, с. 291–297.
22
См. Дж. Фрезер. Фольклор в Ветхом Завете. М., Изд-во политической литературы, 1985, с. 296.
23
Там же, с. 297.
24
Согласно еврейским источникам, Моисей, наоборот, выделялся среди евреев своим высоким ростом.
25
Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Репринтное воспроизведение издания 1914 г., СП «Книга-Принтшоп», 1990, с. 137–139.
26
Средний рост мужчин в Древнем Египте, по данным антропологов, составлял 165 см, женщин – 155 см.
27
См. Акад. В.В. Струве. История Древнего Востока. ОГИЗ, Госполитиздат. М., 1941, с 175.
28
См. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Пер. с греч. Г.Г.Генкеля, М., Крон-пресс, 1996, с. 83–84.
29
Флавий утверждает, что на самом деле история с ибисами имела место, когда фараон поручил Моисею отбить нашествие эфиопов – с помощью этих птиц Моисей провел свою армию через пустыню и нанес эфиопам удар с той стороны, откуда они его совсем не ждали. В ту эпоху войны между Египтом и Эфиопией были достаточно частыми, что подверждают многие исторические документы и арехеологические артефакты.
30
Как уже говорилось, у египтян и кушитов был распространен матрилинеальный принцип наследования престола.