bannerbanner
Пророки, ученые и гадатели. У кого истина?
Пророки, ученые и гадатели. У кого истина?

Полная версия

Пророки, ученые и гадатели. У кого истина?

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Святые с нами говорят

Пророки, ученые и гадатели. У кого истина?

© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2011

© Глянц А.Г. – текст, 2011


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


Автор-составитель, руководствуясь Писанием и Преданием православной церкви, предлагает задуматься над вопросами, важными для каждого человека. Что значило в древности, и, что значит теперь, пророческое служение? Как отличить пророка от лжепророка, почему экстрасенсы, гадатели и астрологи продолжают привлекать внимание? Какое место в современной культуре занимают научные прогнозы, в каких границах допустимо им верить?

В изданиях серии «Святые с нами говорят» приводятся свидетельства из творений Святых Отцов, Житий Святых, выдержки из проповедей и писем исповедников прошлых времен, суждения верующих во Христа, – ныне совершающих свое земное служение.

Нам необходимо искать Волю Божию о мире и человеке, – прежде всего о церкви и своей общине, – но также и о себе, о своей семье, о своей стране и человечестве. Без знания Воли Божией и следования Ей, свобода ведет в тупик. То, что открывает нам Бог в судьбах церкви и в опыте ее святых, вдохновляет, но и показывает, как надо действовать, чтобы будущее стало достойным человека.

Пророчество, однажды явленное, никогда не устаревает, но рано или поздно сбывается, при этом, от повседневных решений и действий человека зависит не мало. Отрывки из книг Святых Пророков, специально подобранные для чтения в кругу семьи, помогут читателю проникнуться духовным смыслом, красотой и непреложностью пророческого Слова. В книге также разъясняется суть деятельности экстрасенсов, астрологов и гадателей, сопоставляется научный подход к изучению мира и путь веры, постижения Откровения Божия.

Введение

Более чем полторы тысячи лет назад святитель Афанасий Александрийский писал:

«В прежние времена каждое место было полно мошенничества предсказателей, и изречения их в Дельфии, и Дордоне, и в Боетии, и Ликии, и Ливии, и Египте, и Кабири, и Пифонесе считались изумительными для людей. Но теперь, так как Христос проповедан повсюду, их безумие также прекратилось и не осталось среди них предсказателей вообще»[1].

Так ли это сейчас – в начале XXI века после Рождества Христова?

Увы, предложениями услуг гадателей, магов, экстрасенсов и прочих делателей такого рода полны газеты и электронные средства массовой информации.

Почему вновь вспыхнул темный интерес, казалось навсегда побежденный верой в Единого Бога?

Способность заглядывать в будущее, предсказывать события до их осуществления, во все времена считалась редчайшим даром свыше. К людям, которые, как казалось, могли знать, что случится через какое-то время, приходили за советом не только соседи, но приезжали из дальних мест с вопросами о самых серьезных жизненных проблемах, в том числе, по поручению первых лиц государства.

Как правило, упомянутые «властители дум» могли, кроме предсказания будущего, и в настоящем совершать то, что в глазах большинства называется чудом.

Из Библии мы знаем о многих случаях прорицания и чудотворения, совершавшихся язычниками. Трудно утверждать, что все предсказатели и чудотворцы всегда были только шарлатанами или не более, чем хорошими психологами и гипнотизерами.

Современные нам «целители» тел и душ тоже не все жулики: если бы их предсказания никогда не сбывались, а все действия были безуспешными – обман долго не продержался бы, никто не станет давать себя дурачить бесконечно. Можно предположить, что порча, сглаз, приворот, зомбирование, не объясненные наукой, но известные из многовекового опыта также, как и беснование – существуют. Для кого и почему они реальны? С чем связан категорический запрет Священного Писания и церковного Предания вступать в общение с любыми прорицателями, заклинателями и гадателями?

Наш век – время расцвета экстрасенсорики[2] нетрадиционных «духовных» практик. Всплеск интереса к легкому решению проблем бывал и во времена, предшествовавшие земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, во времена святых пророков Божиих[3].

В современной России ситуация усугубляется семидесятилетним принудительным атеизмом, в результате чего религиозные традиции оказались во многом прерванными; теперь мы начинаем почти сначала. Приходится учитывать и духовную безграмотность большинства наших соотечественников, и агрессивную устремленность бизнеса играть на этой безграмотности. Людей соблазняют ложно понятой «свободой» потребления информации. Спекулируют на неискоренимой потребности человека поклоняться Богу, постигать Его Откровение о тайнах мироздания, вечной жизни.

Из вышесказанного следует, что задача различения подлинных пророков от лжепророков, является достаточно актуальной. При этом человеку, обращающемуся к Богу, необходимо трезвенно понимать и место современной науки.

Что же это за удивительные способности? Нужно ли каждому человеку стремиться к их обретению? Что конкретно говорит о ворожении, волхвовании, волшебстве Священное Писание Ветхого и Нового Заветов? Что говорили об этом святые Отцы?

Есть ли критерии, позволяющие отличить подлинное пророчество от лжепророчества?

Обо всем этом и пойдет речь в предлагаемой книге.

Люди, имевшие провидческий дар от Бога, назывались в Библии пророками.

Смысл пророческого служения виден в самих терминах, которыми оно описывается. Слово «наби», употребленное в оригинале Ветхого Завета, можно перевести на русский язык, как «призванный» (Богом). А греческое слово «профетес», – значит – «человек, говорящий от чьего-либо лица» (в данном случае – от Бога).

Рассматривая пророческое служение во всем библейском контексте, можно сказать, что пророчество – это изъявление воли Божией о настоящем, прошлом и будущем применительно к отдельному человеку, народу, избранному Богом, и человечеству в целом. Христианская церковь – новый народ Божий, и поэтому слова святых пророков, сказанные для Ветхозаветного народа, остаются важными, сохраняют свое исключительное значение.

Является ли пророчество редким даром от Бога, предназначенным для избранных людей или дару пророчества, так или иначе, причастны все люди?

Как пророчествует пророк?

Погружается ли в божественный экстаз, не помня себя или всё, что он говорит, проходит через его душу и сердце?

Об этом также будет сказано далее.

С другой стороны, доверять ли научным прогнозам?

Проходят несколько десятилетий или столетий и научные представления о мире в корне меняются.

Например, за последние 3000 лет менялся, и неоднократно, взгляд на то, что представляет собой движение небесных тел:

– сначала звезды и планеты считали прикрепленными к круглым небесным сферам;

– потом оказалось, что планеты движутся по своим эллиптическим орбитам[4];

– потом стали понимать, что планеты, например, наша Земля, не только двигаются по орбитам вокруг солнца, но и вращаются вокруг собственной оси;

– теперь и Солнце, как оказалось, не неподвижно пребывает в центре мира, а имеет свой путь, да и галактика (скопление звезд, подобных Солнцу), куда-то движется, то ли к центру мироздания, то ли – от центра…

Такое непостоянство в научных взглядах на мир Божий…

С другой стороны, – факт, мы каждый день пользуемся прогнозами погоды, результатами анализов, прогнозирующих течение производственных процессов, развитие болезней; мы пользуемся средствами навигации, прогнозирующими оптимальный путь движения транспортных средств. При запуске космических аппаратов математики прогнозируют движение планет и их спутников.

А как тогда относиться к астрологии?

Многие выдающиеся ученые прошлых веков были астрологами и не скрывали этого, да и сейчас претензии астрологии серьезны как никогда – издаются тысячи книг на десятках языков мира, их с интересом читают, в том числе, образованные люди…

Есть ли сходство между астрологами, гадателями по линии руки, на картах, кофейной гуще, предсказателями, использующими руны, деревянные палочки, кости? Почему церковь запрещает обращение к астрологам и гадателям также как к колдунам и магам?

И еще такой «неудобный», парадоксальный, даже странный, но честный вопрос: можно ли считать лжепророком лжеца, пустослова, всякого, кто говорит не от Бога?

Приходя к православной вере, мы становимся наследниками богатейшей сокровищницы Церкви, в том числе, творений святых Отцов, сохранивших апостольское Предание в первозданной чистоте. Несмотря на трудности с восприятием текстов, написанных столетия назад в иной культурной среде, надо не бояться задавать святым Отцам вопросы и искать на них ответы. В этой книге предпринимается такая попытка. В наследии святых Отцов мы встречаем толкования на книги пророков, многие упоминания о пророках и лжепророках. Вот только некоторые выписки из их творений для начала нашего разговора.

Святитель Василий Великий: «Всякое сотворенное естество, и видимое и умопостигаемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении»[5].

Священномученик Киприан Карфагенский: «Бог благоволил многое возвестить и предложить через… Своих – пророков»[6].

В творениях священномученика Киприана Карфагенского найдем и такие слова: «Часто слышим, как говорят: «о, Боже!», «видит Бог», «поручаю Богу», «да воздаст тебе Бог», «как Богу угодно», «если даст Бог». Потому-то величайшее преступление – не хотеть познать Бога»[7].

Преподобный Ефрем Сирин: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы»[8].

Святитель Иоанн Златоуст: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души»[9].

И он же в другой своей книге говорит: «Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления»[10].

Святитель Григорий Нисский: «Чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых… карты и многое другое… И на всякую… примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам…»[11].

Преподобный Иоанн Лествичник: «Суеверие в мирских людях сопротивляется вере в Промысл Божий»[12].

Святитель Тихон Задонский: «Суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера»[13].

Как мы уже обращали внимание читателя, святые Отцы в своих наставлениях опирались на Слово Божие и апостольское Предание:

Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, и кто отвратит ее? (Ис. 14: 27).

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Притч. 3: 6).

Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6: 8).

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти и пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 7–8).

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2: 1–3).

Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4: 1–2).

Итак, мы должны, сколько даст нам Бог терпения и разумения, понять существенную разницу между делами пророков, лжепророков и ученых; нам необходимо определиться и с пониманием нашей свободы, ведь выбор, кого слушать и как жить, остается за нами.

Глава I. Феномен пророчества в Ветхом Завете

Первой нашей задачей будет разобраться в достаточной полноте, что же такое подлинное пророчество.

Какого ты духа, пророк?

Святой апостол Петр коротко и ясно выделяет самое существенное для понимания сути пророческого дара:

Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1: 21).

Итак, есть Дух Святой, и есть человек, избранник Божий, через которого Бог говорил с людьми. Слово Бога, сказанное через пророков, дошло до нас в составе книг Святого Писания. Святой апостол Павел говорил, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3: 16)[14]. Что такое богодухновенность? Под богодухновенностью, или, иначе, боговдохновенностью Библии святые Отцы Церкви понимали то, что все ее книги написаны под особым вдохновением от Святого Духа.

Как же это происходило?

Известно, что в языческих культах прорицатели впадали в священный транс, выходили из себя, так что не помнили того, что происходило с ними в момент прорицания, являясь лишь безучастными проводниками для действия некоего духа.

Некоторые, в том числе, знаменитые церковные писатели первых веков христианства, например, Тертуллиан, считали, что и пророки были лишь «трубой Божией», и, следовательно, единственным автором пророческих слов является Бог.

С развитием христианского богословия, особенно учения о Христе как о «неслиянно и нераздельно» сочетающем в Себе полноту Божества и полноту человека, утвердилось иное мнение о сущности пророческого дара. Например, святитель Василий Великий писал о пророках так: «Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным (т. е. «вышедшим из ума» – прим. авт.) так, чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов»[15].

«И вообще, – продолжает святитель Василий Великий, – сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность?.. Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного»[16].

И далее – важнейший для нас вывод:

«Посему нет невероятного, что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, приводит разум в слитность (т. е. неспособность различать смысл – прим. авт.), но нечестиво говорить, что то же самое действие производит присутствие Божия Духа»[17].

Вот первое недвусмысленное различие, указывающее на то, от Бога ли или от другого духа исходит передаваемое через человека.

Итак, люди, избранные Богом для пророческого служения, не являлись пассивными «проводниками» для слов Божиих и не оставались безучастными к тому, что Бог говорит через них.

Конечно, это не значит, что пророки понимали всё, что говорил через них Бог. Никакой человек не способен вместить всю премудрость Божию, и, будучи человеком своего времени, до конца постичь слова, которым суждено было пережить тысячелетия. Но главный смысл, суть того, о чем через них говорил Бог, они понимали.

«Притом если святые мудры, то, как им было не постигнуть того, о чем пророчествовали?[18]» – говорит святитель Василий Великий.

Таким образом, пророческие писания, которые мы встречаем в Библии, есть одновременно и Слово Божие и слово человеческое. Святые пророки – подлинные авторы своих книг.

На это указывает вся специфика стиля – словарный запас, используемые образы и аналогии, другие особенности языка. Такого рода отличия между пророками были подмечены давно, и еще блаженный Иероним писал:

«Иеремия кажется грубым в сравнении с Исайей и Осией»[19].

На языке оригинала это видно очень хорошо, но даже в переводе эти особенности не позволяют перепутать, например, слова святых пророков Амоса и Осии. Различия характера, мировоззрения, культуры, образования, социального положения – все накладывало свой отпечаток на пророческое слово.

Тогда может возникнуть мысль: а подлинно ли от Бога говорят пророки, не являются ли их слова тем, что говорится в угоду, так сказать, «политической конъюнктуре» и являются потому просто словами, сказанными «от человеков»? Известно ведь, что наряду с пророками во все времена существовали люди, не обладавшие никакими особыми способностями, но хорошо понимавшими, какие предсказания понравятся «власть предержащим» и вызовут одобрение народа. Такие придворные «пророки» многократно описаны в Библии. В ней же мы можем найти очень яркие примеры соперничества лжепророков с подлинными пророками Божиими, например, борьбы пророка Илии с пророками Ваала и пророками дубравными (3 Цар. 18: 18–40) или противостояние лжепророка Анании пророку Божиему Иеремии (Иер. 28: 1–17).

При этом оказывалось неважно, были ли эти лжепророки язычниками, как в первом случае, или были формально членами народа Божиего – такие духовные подмены всегда обличались подлинными пророками Божиими.

Ниже мы еще будем иметь случай подробнее коснуться этой темы, а пока – вот что говорил святой мученик Иустин Философ:

«Когда слышите слова пророков, изрекаемых как бы от чьего лица, то не думайте, что они говорятся от самих тех вдохновенных мужей, но от движущего их Слова Божия»[20].

Таким образом, одна из главных особенностей пророческого служения – божественный источник их вдохновения. Пророческое вдохновение от Бога невозможно было спутать с чем-то другим. Поэтому пророки могли начинать свою речь с дерзновенного призыва к слушателям: Так говорит Господь (Ис. 42: 5).

Как сказать то, что от Бога – «по-человечески»?

Бог, по словам блаженного Августина, «через человека говорит по-человечески»[21]. Это становится ясным в свете того, что всё Откровение Бога человеку «богочеловечно», то есть, требует сотрудничества и соработничества человека и Бога. «Сверху», от Бога дается божественное Откровение, а навстречу ему, «снизу», от человека, должно идти Богопознание, как опытное приобщение человека к Богу.

Современный человек склонен задаться вопросом: возможно ли это?

Тертуллиан, уже упоминавшийся авторитетный Учитель Церкви, живший в III веке по Рождеству Христову, задавал встречный, противоположный по смыслу вопрос: «Разве удивительно, что душа, данная человеку от Бога, способна прорицать? Так ли удивительно, что она знает Того, от Кого дана? Даже стесненная недругом (т. е. дьяволом – прим. авт.), помнит она о своем Творце, о Его благости и заповеди, о своем конце и даже о своем недруге. Так ли удивительно, что она, данная от Бога, вещает то, что Бог дал знать Своим?»[22]. Церковное предание приписывает именно Тертуллиану знаменитое изречение: «Душа человека по природе – христианка».

Но всё же, как грешный человек может неискаженно передавать волю Божию другим людям?

Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин. 9: 31).

Поэтому необходимое условие пророческого служения – праведность человека пред Богом, чистота сердца.

Святитель Василий Великий писал: «Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? Соделавшись как бы зерцалом Божия действования, они показывали в себе ясное, неслитное, непотемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственную силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами»[23].

Мало того, оказывается, что такое просветленное, прозрачное для действия Духа Божия состояние нужно не только стяжать, но и сохранить. Тот же св. Василий пишет: «Кроме же чистоты, надлежит им показывать в себе равенство благоустроенного состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу.

Действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего строптивого и ничего развращенного»[24].

Кто-нибудь спросит: «Как это возможно, ведь, как известно, «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6: 36).

История призвания святого пророка Исайи свидетельствует, что если человек готов служить Богу, то Бог Сам прощает и очищает его:

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6: 6–7).

В ответ на призыв Божий человек исповедует свою готовность служить Богу всей своей жизнью:

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис. 6: 8).

В «Толковании на книгу святого пророка Исайи» святитель Василий Великий пишет: «Когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие Ему угодно сообщить»[25].

Тайна избрания на пророческое служение

Избрание человека на пророческое служение Богу остается тайной.

Мы можем только предполагать, почему избирался именно этот, а не другой человек. Но ведь подобным вопросом задаются люди, недоумевая, почему Бог призвал никому не известного тогда Авраама из Ура Халдейского, и именно от него благоволил произвести народ Божий? Ведь ко времени Авраама в Египте сменилось несколько династий, отцвел Шумер, начали и окончили свое существование множество иных народов – неужели Бог не мог там найти кого-то более пригодного, более образованного и цивилизованного?

Как свидетельствует Библия: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15: 6; Рим. 4: 3).

Таким образом, главное – вера человека Богу. А верующий человек – не тот, кто, как говорится, «допускает гипотезу Бога», а тот, кто в своей жизни реально следует за Богом с полным доверием к Нему. Как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14: 4).

Как писал в начале ХХ века епископ Таврический Михаил (Грибановский): «Вопрос не в том, что мы признаем или не признаем, а в том, за чем мы жизненно следуем в данный момент»[26].

Момент призвания человека Богом на пророческое служение всегда переживался человеком как кризис. Человек умом и сердцем понимал, что его прошлая спокойная жизнь на этом кончается. И начинается новая, ведомая одному только Богу; что покой и простое человеческое счастье остались в прошлом, а впереди – гонения от царской и храмовой власти, непонимание, насмешки и отвержение от народа, а в конце, возможно, насильственная смерть от тех, к кому он послан вестником. Поэтому неудивительно, что человек иногда страшится такого призвания и даже бежит от него: И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня (Ион.1: 1–3). И лишь после многих скорбей пророк возвращается и исполняет волю Божию.

В других случаях призвание от Бога пророки переживают как нечто такое, чему невозможно противиться: Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, – кто не будет пророчествовать? (Ам. 3: 8).

Тем не менее, человек остается свободен в своем выборе и свободно принимает или не принимает волю Божию. Иначе и невозможно, ведь Бог – не насильник. Поэтому можно сказать, что в Библии среди пророков мы встречаем людей, которые согласились на такое следование воле Божией и служение Ему, но, сколько может быть людей с дарами и возможностями не меньше, чем у великих пророков, но отказавшихся от служения Богу?

Почему речь пророков не всем понятна?

«Неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают»[27]. Эти слова святителя Иоанна Златоуста прямо относятся и к пониманию пророческой проповеди. Действительно, язык пророков зачастую оказывается труден для современного читателя. Причин тому много: время пророков отстоит от нас более чем на двадцать пять веков, – иные язык, образный строй, культура, способ мыслить и т. п.

На страницу:
1 из 3