bannerbanner
Грех и борьба с ним. По творениям святых отцов
Грех и борьба с ним. По творениям святых отцов

Полная версия

Грех и борьба с ним. По творениям святых отцов

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Грех и борьба с ним. По творениям святых отцов

Составитель Н. С. Посадский


Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС Р15-518-3318



Грех есть беззаконие (1 Ин. 3,4) – так определяет его святой апостол Иоанн Богослов. Это отступление делом, словом и помышлением от заповедей Божиих и закона Божия.

…Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть… и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5,12). Грех лишил человека благодати, умертвил душу и тело и привел к неведению Бога. Это неведение Бога произошло в человеке оттого, что завистливый диавол, прельстивший его вначале, не оставлял и далее этого прельщения, пока не сделал человека по неразумию его подобным скотам несмысленным.

«Грех есть ослушание и противление святой Божией воле» (свт. Тихон Задонский).

* * *

Грех есть величайшее безумие. Вот как мыслит об этом святитель Тихон Задонский: «Всяким грехом величество Божие оскорбляется… Грехом закон Божий, вечный и непременяемый, разоряется… Когда грешит человек и закон Божий преступает, то он разрушает то Божие установление и узаконение, которое вечно, нерушимо и цело должно быть; и тако человек разоряет то, что Бог установил… Диавольское дело есть противиться Богу и не покоряться Ему (см. 1 Ин. 3,8; Ин. 8,44)».

Грех есть дело диавольское, нечестивое, ложное, гнусное. Бог есть жизнь (Ин. 14, 6), грех есть смерть (Иак. 1, 15; Рим. 6, 23); Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8), грех есть ненависть (см. 1 Ин. 3,14–15); Бог – Сущий (Исх. 3, 14), грех есть не сущее (см. Пс. 9, 36).

Грех произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены святой Его воли своей, от самоволия.

Корень греха – в свободной воле разумных существ: Ангелов и людей, при которой человек добровольно отдает себя во власть диавола и тот тиранит его. Так сатана согрешил, отступив от Бога, а потом согрешили и прародители.

Грех первородный, то есть природный, заразил потомство и стал наследственным. Природа человека стала склонна к греху – Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Таким образом, личные грехи каждого человека происходят от поврежденной природы человеческой, под влиянием внешнего мира, который, по слову апостола, во зле лежит (см. 1 Ин. 5,18), и от диавола.

Когда пал Адам, избрал зло, стыд, безобразие, брение, все силы оплакивали смерть и падение его, ибо твари видели, что данный им в цари стал рабом сопротивной лукавой силы. Но и ты, человек, носишь те же язвы, зловоние и тьму (прп. Макарий Египетский).

За грех Адама земля приняла проклятие. Адаму Господь сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою (Быт. 3, 17–18).

Бог не хотел этого состояния, но человек сам, нарушив заповедь, смертью умер. Грех лишил человека господства над зверями, а грех Ханаана, сына Хамова, лишил его свободы. Отсюда началось рабство.

* * *

Грех породил печали, болезни, страдания, смерть, войны. После греха братоубийства, когда Каин убил Авеля, в тело Каина вошла болезнь – расслабление, трясение. Ибо тело лишилось силы, стало слабым, и все члены тогда, опустившись, стали трястись и колебаться. Премудрый Соломон говорит: Яко имиже кто согрешает, сими и мучается

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу