Полная версия
Дни арабов. Пора казней египетских
Маршал Абд эль-Фаттах ас-Сиси сверг БМ с властного Олимпа, удалив их с глаз египтян. Но это было лишь полдела: нужно было выкорчевать их из людских сердец, чтобы уж поговорка оправдалась. Он вступил с БМ в борьбу иного, более высокого порядка; можно сказать, в философский поединок, причём на их собственном поле. И уже можно уверенно сказать, что этот, возможно, самый важный поединок в своей жизни товарищ маршал выиграл. Выиграл потому, что то, что он предложил Египту в плане роли религии в государстве, полностью согласуется с представлениями большинства народа. В АХ я писал, что даже трудности революционной поры не производят роста радикализации широких масс в Египте. Она могла бы стать необратимой, если бы Египет опустили до уровня Афганистана, но это было пресечено. А ас-Сиси показал, что хорошо знает свой народ.
Поэтому ас-Сиси мне симпатичен уже за то, какое направление в религии он указывает народу. Он как-то прямым текстом сказал о необходимости выработки «правильного религиозного сознания» у египтян! Знаете, нам в России очень нужен такой человек. Когда у ас-Сиси закончатся президентские сроки, давайте пригласим его к нам? Ну хотя бы на пост замминистра МВД. И зарплату дадим не хуже, чем у тренера сборной по футболу.
1.7. Check in – Check out
Между тем, ас-Сиси когда-то подозревали в симпатиях к БМ! Помните переворот, устроенный Морен в августе 2012? Свергнутого маршала Тантауи сменил генерал ас-Сиси, что дало повод внешним наблюдателям помпезно объявить о конце эры армии во власти и объявить ас-Сиси креатурой БМ. На самом деле, всем причастным было ясно, что правильного выбора в данной ситуации у Морей не было, ибо среди людей с большими звёздами сторонников БМ – кот наплакал. Но шуму наделало то, что у ас-Сиси нашёлся покойный дядюшка Муаз, который некогда состоял в руководстве БМ. Таким образом, господин Абд эль-Фаттах некоторое время ходил по тонкой грани, и нужно отдать должное его навыкам убеждения, которые позволили ему успокоить однополчан, завоевать симпатии БМ и выиграть время до вскрытия карт.
Нечего и говорить, что армия была недовольна отставкой маршала Тантауи и генерал-полковника Анана. Сложно установить, брал ли Морей пример со своего союзника Эрдогана, пересажавшего армейскую верхушку. Должно быть, брал. Наверное, и советовался с ним по этому вопросу. Только Эрдоган готовился к таким мерам много лет, постепенно перехватывая управление государством, а Морей решил прорубаться напролом, с шашкой наголо. Впрочем, его ли это было решение? Я думаю, нет. Есть страны, в которых правит сильный лидер, а при нём есть партия. В Египте же была «партия» БМ, которая выбрала себе говорящую голову. Небесталанную, впрочем.
Интересно, что событие, которое Морей использовал как повод для снятия главкома и НГШ с постов, – нападение боевиков на блокпост на Синае, в результате которого погибло 16 солдат, – так и осталось нераскрытым. А Ясир Сабит, на которого я неоднократно ссылаюсь в этой книге, пишет даже, что были сведения о прямом приказе с самого верха расследование прекратить. Я бы не удивился, если бы оказалось, что информационный повод для кадровых решений Морей помогла создать идейно и социально близкая БМ исламистская братва с Синая.
Поведение нового министра обороны постепенно снискало ему и симпатии той части народа, которая оказалась неподвластна пропаганде БМ. В АХ я упоминал многочисленные демонстрации в поддержку армии и даже состоявшийся в Александрии своего рода флешмоб в поддержку передачи президентских полномочий ас-Сиси. После публикации дерзновенной конституционной декларации Морей в ноябре 2012 эта часть сильно выросла в размерах. Однако ас-Сиси на первых порах соблюдал приличия и внешне как будто не давал поводов для подозрений, что он сочувствует таким призывам. Но число ходоков, о которых говорилось выше, только росло, а вменяемость БМ оставалась на том же уровне.
В преддверии конца, 27 июня, Мухаммад Морей выступил с двухчасовой речью, которая в арабской публицистике получила название «выписка со счёта». В ней он пытался изобразить успехи своего года у власти, грозил недругам и делал комплименты армии. Но никого он своими прелестными речами обмануть уже не мог.
1.8. В огне брода нет
Со стороны всё выглядит именно так, что ас-Сиси настойчиво пытался преодолеть стену непонимания между президентом и собой, но тот его мета-послания считать был не в силах. Ас-Сиси прямым текстом сказал ещё весной 2013: «Армия – огонь, не играйте с ним».
В конце концов, 30 июня ас-Сиси выдвинул инициативу о проведении консультаций между «Братьями-мусульманами» и «Фронтом национального спасения» (ФНС), что первые предсказуемо отвергли. Откуда они черпали непоколебимую уверенность в своей способности удержать ситуацию, для меня так и осталось загадкой. Выступление ас-Сиси от 3 июля стало концом для БМ, и, несмотря на последовавшие бойни на площадях Рабиа ль-Адауийя и ан-Нахда, он лишь укрепил свой образ спасителя нации. С этого времени требования продвинутой общественности расходились лишь в вопросе о том, стоит ли ас-Сиси выдвигаться на президентский пост официально, или похерить все эти ненужные формальности и объявить себя президентом сразу. Ас-Сиси вновь сделал выбор в пользу законной благопристойности, соблюдая субординацию по отношению к временному президенту Адли Мансуру. Он даже отказался разговаривать напрямую с Бараком Обамой, переадресуя того к Мансуру: ну не принято у военных поддерживать коммуникацию через голову непосредственного начальства.
У ас-Сиси успешно получилось сопротивляться американскому давлению. По сути, единственным аргументом американцев в пользу невмешательства военных в процесс сползания страны в хаосу, несмотря на наличие сотен проплаченных агентов влияния в Египте, стала угроза отказаться от военной помощи в рамках Кэмп-Дэвидского договора. Но, видимо, что-то подсказывало президенту-маршалу, что американцы в Египте заинтересованы не меньше, чем он в них: всё-таки второе по размерам американское посольство в мире (после багдадского) сворачивать долго; да и неловко было бы американцам накладывать санкции на выпускника пенсильванского военного училища. Поэтому ас-Сиси плюнул с высокого минарета на завуалированные угрозы американцев, опершись на народ, и оказался прав. А американцы вынуждены были состроить хорошую мину при плохой игре. И только их ручные «студенты» из «6 апреля» до сих пор завывают о том, что при ас-Сиси коррупция не только не ослабела, но и приняла более страшные формы.
Ас-Сиси не только попрал идеалы «демократии», свергнув несамостоятельного и волюнтаристски настроенного президента; он ещё и сломал исламистскую ось Египет – Турция – Катар – «Хамас». Уж какие владетельные особы наезжали в Каир из Катара, уж каким барином Эрдоган раздувался в Палестине – а ас-Сиси взял и выслал турецкого посла, после чего стало ясно, что четверной союз исламистов сдулся.
1.9. Мы – армия страны, мы – армия народа!
А формирование этой оси доставило немало беспокойства египетским военным. Морей ведь громогласно призвал к иностранному вторжению в Сирию и помощи экстремистским группировкам. А в армии Египта экстремистов, прямо скажем, не очень любят. Тому причиной исламистские гнойники на Синае и в Саыде, которые приходится вскрывать регулярно, через каждые несколько лет.
Всего за три с половиной года египетская армия дважды была приневолена вмешаться в политический процесс для решения вопроса о власти, недопущения гражданской войны и выживания страны. После всех этих бесконечных игрищ вроде бы политиков, с насыланием друг на друга тысяч юнитов с одним-единственным скиллом – бесноваться и устраивать хаос, стало ясно, что египетское государство задержалось на этом свете только благодаря управляемости и единству армии. Если бы во главе армии стояли слабовольные вырожденцы, или если бы в ней существовал конфессиональный конфликт (скажем, большинство офицеров были бы коптами), репортажи из Египта сегодня ничем не отличались бы от сводок из Сомали и Ливии. Но высший генералитет показал, что верит в принцип «Народ и армия – едины» даже тогда, когда сам народ временно подпадает под очарование речей бродячих проповедников и бьёт военных на улицах.
Сказанное выше позволяет с уверенностью говорить, что это вторжение армии в общественную жизнь было именно вынужденным, ибо призвание обществом вооружённых сил есть само по себе форс-мажор, и командование египетской армии такого развития событий не хотело и всячески его избегало и оттягивало, стараясь вернуть политический процесс в законное русло. Абд эль-Фаттах ас-Сиси в роли министра обороны пытался уравновесить буйную публику, стоящую за президентом и диктующую ему самоубийственные для страны и для него лично решения. В этот период он выступал в качестве полюса влияния, но не полюса власти. Ас-Сиси, нужно отдать ему должное, неоднократно терпеливо пытался вытянуть ситуацию. Раз за разом армия посылала БМ и лично Морей мессидж: «Не доводите до греха». Не послушали. Им почему-то казалось, что котёл побурлит-побурлит и успокоится. А у него сорвало крышку.
Про военных во всех странах сочиняют анекдоты, изображая их тупыми солдафонами, которым не место в мире кукловодов и политических проституток. И военные, что характерно, обычно не хотят мараться. Но в кризисных ситуациях – таких, какие поразили Египет, – даже кукловоды внезапно обнаруживают, что весь их силиконовый гламур и деньги из бочат ничего не значат, когда на главную площадь столицы кто-то, потерявший терпение, кто-то, у кого большие звёзды на плечах, выкатывает ролики.
Абд эль-Фаттах ас-Сиси на протяжении всего года нахождения у власти президента-ихвана делал всё, чтобы не обострять многочисленные внутренние конфликты. Армия в любой момент могла разогнать эту банду, но она дала ей целый год, чтобы образумиться. А потом ещё 48 часов. И лишь по истечению этого срока была дана команда на проведение операции по принуждению к порядку и опубликована «дорожная карта», т. е. план развития политического процесса на ближайшую перспективу (я поместил свой перевод этого документа в АХ).
30 июня египетская армия получила самый настоящий народный мандат на вмешательство в политику. А за неделю до того, 23 июня 2013, ас-Сиси встречался с Хейратом аш-Шатыром, вторым лицом в иерархии БМ. Сам маршал описал эту встречу как нашпигованную угрозами со стороны божьего человека: «Он говорил, что в случае отстранения Морей Египет подвергнется атакам со всех сторон, особенно со стороны Ливии, Сирии, Синая, Афганистана и Йемена». Ас-Сиси же ответил, что при таком развитии событий БМ будут стёрты с лица земли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Парейдолия – зрительные иллюзии, которые формируются на основе реально существующих объектов. Они могут как возникать у психически здоровых людей, так и сопровождать множество психических заболеваний. Они относятся к группе сенсорных иллюзий (с) (интернет).