bannerbanner
История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов
История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов

Полная версия

История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: ЧЕТВЕРТЫЙ, ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ МЕСЯЦЫ

Четвертый месяц – глициния, пятый – ирис, шестой – пион. Почетные карты украшены глицинией и кукушкой, ирисом и светлячком, а также пионом и бабочкой


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: СЕДЬМОЙ, ВОСЬМОЙ И ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦЫ

Седьмой месяц – клевер, восьмой – мискантус китайский, девятый – хризантема. На почетной карте седьмого месяца изображаются клевер и вепрь. Мискантус китайский украшается травой вереска, склоняющейся под шагами путешественника. На первых двух картах в некоторых колодах более позднего исторического периода изображаются холмики с редкими зарослями вереска, и, так как они похожи на бритую голову священника, ее называют «бодзу», или жрец. Здесь «таньяку» отсутствуют. Вместо стишков на третьей карте изображают диких гусей в полете над вереском, а ее достоинство оценивается в 10 очков. Почетная карта украшается полной луной, восходящей над вереском, и соблазнительным мискантусом китайским, а ее достоинство составляет 20 очков. Почетная карта девятого месяца украшается хризантемой и винным кубком


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА

Десятый месяц – клен, одиннадцатый – ива, двенадцатый – адамово дерево (павловния войлочная). На почетной карте десятого месяца изображается олень в осеннем лесу; в месяц ивы вторая карта украшена стишком «таньяку», на третьей карте – ива с птицей, достоинство которой оценивается в 10 очков, а почетная карта носит изображение ивы под дождем и ценится в 20 очков. В новых колодах карт вместо ивы под дождем изображается лягушка-путешественница из сказки, а также путешественник со своим зонтиком. Но в колодах старинных карт путешественник одет в испытанную временем соломенную куртку, а лягушки никакой нет. А зачем? Ведь всем известно, что под проливным дождем и при сильном ветре лягушки прячутся в ивняке, причем все дело как раз в лягушке. На двенадцатой почетной карте изображается адамово дерево с фениксом. Никакого «таньяку» для этого месяца не существует


Китайские шахматы («Сянци») настолько отличаются от игры, прижившейся в Европе, и настолько точно описаны доктором Гайдом с мистером Кристи, что не упомянуть о них нельзя только потому, что к карточным играм они не имеют никакого отношения.


ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ИВНЯКА И ДОЖДЯ


Доска изготавливается из бумаги и зелеными линиями делится на 64 клетки.

Посередине доска разграничена пополам пустым пространством, обозначенным китайскими иероглифами «цзянхэ», то есть «река». Четыре клетки в середине каждой стороны доски в первом и втором рядах ближе к кромке пересекаются двумя диагональными скрещивающимися линиями и образуют огороженное пространство, называемое «Дворцом». Фигуры помещаются не на квадраты, а в это пересечение линий. Фигуры изготавливают из дерева, и они напоминают привычные нам шашки, но на которые с двух сторон наносятся китайские иероглифы с их названиями, к тому же для отличия их раскрашивают красным и синим цветом.

На каждой стороне пишут иероглиф «цзун», или генерал, соответствующий европейскому королю; два «ши», или советника, то есть наших слона; два «цзуна», или слона; два «ма», или лошади, равноценные нашим коням; два «че», или телеги, которые у нас называются «ладьями»; две «пао», или пушки, и пять «бинь» – пеших солдат, которые у нас именуются «пешками».


«ПОЛЕВАЯ ВИШНЯ»

Эту игру позаимствовали у португальских путешественников XVI в. Существует четыре масти по 12 листов каждая, и португальские масти четко обозначаются кубками, мечами, денариями и жезлами. На иллюстрации показана пятерка кубков, двойка мечей, девятка денариев и шестерка жезлов. Три фигурные карты каждой масти – сота, рыцарь и рей – в нижнем ряду трудно распознать


КАРТЫ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИГРЫ «ХАНА-АВАСЕ», ИЛИ «СТАРШИНСТВО ЦВЕТОВ»


Игральные карты в Японии отличаются нежной окраской и тонкой печатью, а также очарованием в соответствии с названиями игр, для которых они предназначены. Существуют поэтические игры, основанные на древней романтической литературе; «цветочные игры» с 12 цветами, по которым называются месяцы года в Японии. Игра в цветы – самая распространенная в Японии и самая очаровательная из всех остальных. Колода состоит из 48 листов с изображением цветов на каждый месяц в четырех разных фазах. Размеры таких карт обычно составляют около 1'/4 дюйма на четверть дюйма. Каждый печатный лист крепится в толстой черной картонке.

«Полевая вишня» с ее обозначением масти в виде красных шариков в Японии считается азартной игрой; существует к тому же игра «Древние пьесы» с портретами актеров XVII в., взятых с редких и знаменитых старинных оттисков, и «Игра песен».

Уже в XVII столетии в буддистских монастырях Японии изготавливали деревянные клише для печати, и паломники, направлявшиеся к святыням, получали небольшие отпечатки на память о своих путешествиях. Эти дошедшие до наших дней древние образцы печатной продукции с их мистическими метками, «напоминавшими волны на поверхности ручья», можно было использовать в те времена для занятия играми, которые сохранились через века в неизменном виде. Совершенно определенно можно сказать, что ни одному народу к западу от горного кряжа не дано было узнать о причудливом изяществе и очаровании, обаянии и радости, получаемых китайцами и японцами с незапамятных времен от игры в свою собственную жизнь.

Глава 3

Игральные карты в Индии

Одна из самых древних теорий появления европейских игральных карт состояла в том, что их завезли из Индии странствующие цыгане, занимавшиеся гаданием на картах. И в обоснование данного предположения приводились забавные аналогии между индийской и испанской игрой в ломбер, сходство между знаками индийской масти, а также масти итальянских и испанских карт. Мистер Кулин, однако (как наш главный знаток карт упомянутых выше восточных стран), уверен в том, что индийские карты появились на основе европейских аналогов.

Они представляют собой круглые раскрашенные и покрытые лаком диски, изготовленные из тонкого дерева, бумаги из хлопкового волокна или слоновой кости и используемые в игре под названием «Ганжифа» (Ganjifa). Они радикально отличаются от игральных карт всех остальных стран.

Нам известно, что Готфрид Бульонский после возвращения из Первого крестового похода принес с собой шахматы, которые преодолели путь от Индии до Святой земли. Тут же появилось предположение о том, что на шахматных досках у европейцев вместо обычных шахматных фигур сначала были индийские игральные карты, для игры в которые особо изощренных навыков не требовалось. После этого началось развитие второй игры – игры на удачу.

В нашем распоряжении находится колода таких лакированных игральных карт из Джайпура в лакированной коробке, которые вполне могли использовать в таком варианте. Они составляют всего лишь один дюйм в диаметре и, судя по мастерству исполнения, могут относиться к XVIII в.


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПЕРСИДСКОЙ КОЛОДЫ ИЗ ВОСЬМИ МАСТЕЙ


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПЕРСИДСКОЙ КОЛОДЫ НА ВОСЕМЬ МАСТЕЙ

Здесь представлены карты от единицы до десятки и две фигурные – четырех старших мастей «Тадж» (короны), «Суфед» (луны), «Шумшер» (сабли) и «Голам» (невольники). Эти карты привезли из Джайпура


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПЕРСИДСКОЙ КОЛОДЫ НА ВОСЕМЬ МАСТЕЙ

Здесь представлены карты от единицы до десятки и две фигурные – четырех младших мастей – «Чунг» (арфы), «Суркх» (солнца), «Бурат» (аттестаты) и «Куймаш» (товары)


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ XVIII В. ЦВЕТА БУЙВОЛОВОЙ КОЖИ ВСЕХ МАСТЕЙ

Здесь представлены фигурные карты, а также пятерка и шестерка масти гномов


Другие старинные серии отличаются необычным фоном всех карт одного и того же цвета и мягкой буйволовой кожей. Обычно для каждой масти применялись разные оттенки цветов: ярко-красные, зеленые, желтые, оранжевые, густо-коричневые и черные, а также глубокие тона красного и зеленого.

В колоде таких индийских игральных карт насчитывается либо 8, либо 10 мастей; при этом 12 карт каждой масти обозначены числами от единицы до десяти плюс две фигурные карты. На одной из фигурных карт каждой масти изображается одно из десяти воплощений Вишну, а на остальных – события, связанные с его конкретным воплощением; при этом обозначением масти служит изображаемое воплощение.


Перечислим 10 воплощений и обозначений масти:

1. Матсья – рыба, тянущая судно с находящимися на борту Мену (Ноем), его родственниками и существами, спасаемыми от Всемирного потопа. Масть рыбы.

2. Курма – черепаха, на которой покоится гора, повернутая змеем Сеша, мощно взволновавшая море и создавшая 14 самоцветов. Масть черепахи.

3. Варах – вепрь, который пришел, чтобы разрушить гигантский Хираниакча (Hiranyakcha). Масть вепря.

4. Нарасимха – лев, пришедший, чтобы разрушить гигантскую Хираникасвуа (Hiranycasvooa). Масть львов.

5. Ваманаватара – гном, пришедший, чтобы спасти людей от гигантского короля Бали. Масть гномов или кувшинов для воды.

6. Парачу – Рама топора, пришедший, чтобы наказать военную касту и лишить ее власти. Масть топоров.

7. Рама Чандра, спокойный Рама, как Луна, который отомстил за людей и богов за несправедливости, учиненные демоном короля Цейлона Раваной. Он завоевал свою жену Ситу в соревновании по стрельбе из лука. У нас имеются в экспозиции значки масти в виде его перевоплощения в обезьяну, возможно, потому, что король Цейлона был обезьяной, построившей мост с континента на свой остров.


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ НА 10 МАСТЕЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДЕСЯТИ ВОПЛОЩЕНИЙ ВИШНУ

Одна из номерных и фигурные карты первых трех воплощений:

I. Матсиаватара-рыба. Человеческая часть тела выкрашена синим цветом и символизирует его божественное происхождение Вишну. Она держит в руках чакру или пламенное колесо, означающее живую силу, стоящую за всеми вещами, магический драгоценный камень, освещающий все предметы и служащий точным зеркалом нашего мира.

II. Курмаватара-черепаха. С синей головой.

III. Варагаватара-вепрь. Тело у него синее, за исключением головы. Он держит чакру, и на груди у него висит драгоценный камень


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 10 МАСТЕЙ: ЧЕТВЕРТОЕ, ПЯТОЕ И ШЕСТОЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

IV. Нарасинхараватра-лев держит над головой два священных символа, и у него в лапах покоится богоподобный ребенок – синего цвета.

V. Ваманараватара-гном. Вишну в виде гнома синего цвета представляет собой образ воплощения в виде кувшина для воды.

VI. Парачу-Рама, брамин с топором. Он изображен в виде воинственной синей фигурки с топором


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 10 МАСТЕЙ: СЕДЬМОЕ, ВОСЬМОЕ И ДЕВЯТОЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

VII. Рама Чандра, завоевавший свою жену Ситу в поединке по стрельбе из лука. Вишну изображен позади своего лука. Его тело покрашено в синий цвет. По сравнению с его непревзойденным подвигом успехи Вильгельма Телля просто ничто. Масть обозначена стрелой.

VIII. Черный Кришна, сидящий на троне и держащий над головой свои два символических изображения. Его тело покрашено в синий цвет.

Масть обозначена молнией.

IX. Будда, сидящий на своем троне в виде раковины в состоянии медитации


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ НА 10 МАСТЕЙ: ДЕСЯТОЕ ВОПЛОЩЕНИЕX.

Калки – Белая лошадь, предстоящее воплощение, когда Вишну со своим мечом должен победоносно проскакать по миру, изгоняя силы тьмы. Масть обозначена мечом, и Кришна синего цвета погоняет белую лошадь


8. Черный Кришна – самый популярный из всех воплощений. Считается, что в этом воплощении проявились все лучшие качества Вишну, чьим символическим изображением считается чакра, или дольмен молнии, которую он метал в своих врагов. Масть дольменов. Иногда это – масть коров, так как моложавый Кришна жил среди пастухов, стороживших коров.

9. Будда Пресвященный, сидящий на своем троне в виде раковины в состоянии медитации. Масть раковин. В некоторых сериях значком масти выступает зонтик как символ королевского достоинства.

10. Калки – Белая лошадь, предстоящее воплощение, когда Вишну со своим мечом должен победоносно проскакать по миру, изгоняя силы тьмы. Масть обозначена мечами, а иногда – лошадьми.


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПЕРСИДСКОЙ КОЛОДЫ НА 8 МАСТЕЙ

Здесь представлены две фигурные карты и единица сабель


Существует множество вариантов значков этой масти, и их определение часто представляется сложной задачей. Интересно взглянуть на то, сколько таких символов обнаруживается в похожих рассказах скифов, которые сохранились в легендах и ритуалах греков.

Практически все эти индийские игральные карты обнаружены в деревянных ящиках с ярким лаковым покрытием и тонким украшением, как и сами карты, с картинками воплощений на стенках и крышке.

Некоторые из них достаточно вместительны, чтобы в них можно было хранить игральные карты более позднего исторического периода, диаметром от 3 до 31/4 дюйма и украшенные затейливым орнаментом.


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ СИМВОЛОВ ЕВРОПЕЙСКИХ МАСТЕЙ: ЧЕРВЕЙ, ПИК, БУБЕН И КРЕСТЕЙ

Существует четыре масти по 13 листов в каждой. Здесь приведены туз и фигурные карты пик


Неполные серии древних раскрашенных игральных карт, подробное описание которых у нас отсутствует, представляют большой интерес своим необычным оживлением почестей. Вишну изображается на белой лошади, на черном слоне в яркой попоне, на золотом льве и на пегом верблюде.

Диаметр таких карт составляет 17/8 дюйма, и только на них отсутствует яркая лакировка.

Имеются поздние серии с нанесенными европейскими значками масти в виде червей, пик, крестей и бубен в дополнение к индийским обозначениям масти.


ПЕРСИДСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ

Из «Исследования по истории игральных карт» Зингера (Лондон, 1816)


Персидские карты отличаются богатым разнообразием интересных обозначений масти и эскизов. Они использовались для игры в «Ганжифу». Часто такие карты представляют собой подлинные миниатюрки тончайшего исполнения и расцветки, иногда нарисованные на слоновой кости. В «Тысячи и одной ночи» упоминаний об этих картах найти не удалось, и нельзя сказать, когда они попали в Багдад.

Глава 4

Игральные карты во Франции

Каким путем игральные карты попали в Европу, и в какой стране впервые они прижились, нам неизвестно. Зато все знают, что фактическая история азартных карточных игр начинается во Франции. Ведь в 1392 г. в реестре счетной палаты короля Франции Карла VI появляется запись об уплате королевским казначеем денег художнику Жакмену Грингонье за изготовление трех колод карт, украшенных «позолотой и несколькими цветами краски с многочисленными затеями для развлечения нашего господина – короля». В Национальной библиотеке Парижа сохранилось 17 листов из этих редких старинных рисованных карт. Это арканы из колоды карт Таро, как в древности называлась европейская игра в карты. Эти козыри, или старшие карты, якобы привезли с Востока цыгане, занимавшиеся предсказанием судьбы и относившиеся к племенам Индии, откочевавшим через территорию Персии, Аравии и Египта в Италию. Такое предположение могло бы показаться правдоподобным, только вот упомянутые в нем цыгане появились в Европе в значительном количестве в XV в., а игральные карты получили известность во Франции, Фландрии, Бенилюксе и Германии до 1350 г. В серии Таро наряду с обычными 52 картами находятся рыцари или конные пажи, и это кроме 22 старших карт. Последние могли бы попасть в Европу из египетских книг по иероглифике, содержащих принципы древней мистической философии в серии изображений и символических фигур.

По поводу этих странных карт написаны многочисленные объяснения и толкования; наиболее известная и подробная разработка значения их происхождения содержится в труде, составленном Куром де Жебеленом в 1781 г. Этот труд представляет собой совершенное теоретическое творение, но его увлекательно прокомментировал Зингер в своих «Исследованиях по истории игральных карт». Забавно то, что названия этих арканов даже в итальянских и немецких колодах всегда приводятся на французском языке, причем нередко в искаженном до безобразия написании. В этом заключается очередная загадка, так как именно французы первыми отказались от таких карт, и сегодня их можно найти разве что в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Богемии и Венгрии.


Эти карты обычно называют так:

1. Le bateleur

2. Lapapesse

3. L’imperatrice

4. L’empereur

5. Le pape

6. L’amoureux

7. Le chariot

8. La justice

9. L’Ermite

10. La roue de fortune

11. La force

12. Le pendu

13. La mort (часто это звание опускается)

14. La temperance

15. Le diable

16. La maison Dieu

17. L’estoile

18. La lune

19. Le soleil

20. Le jugement b.

21. Le monde

22. Le mat (обычно номер не присваивается)


Эти карты Таро всегда отличаются довольно-таки крупным размером. Прекрасные факсимиле таких козырей Карла VI можно посмотреть в книге Jeux de Cartes Tarots et de Cartes Numerates, опубликованной в Париже Обществом библиофилов Франции в 1844 г. Всего были выпущены 32 экземпляра данной книги, а иллюстрации подкрашивались вручную.

В нашем распоряжении находится 21 аркан серии Таро предположительно начала XVIII в. Они выделяются своим малым размером 17/8 × 33/8 дюйма. Эскизы, изготовленные из медных пластин с раскраской, выполненной вручную, выглядят типично французскими. От карт Таро других стран их отличает легкость и изящество в изображении мелких фигур. Вместо двойки La Papesse в колоде находится Le Grandpretre, а тройка изображена в виде La Grandpretresse.


ОБЫЧНЫЕ ЭСКИЗЫ КОЗЫРЕЙ СЕРИИ ТАРО

Значительно уменьшенные в размере


КОЗЫРИ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО НАЧАЛА XVIII В.

Le Pape и La Papesse вытеснил Le Grandpretre. На древних итальянских колодах Таро иногда рисовали еврейские буквы или числа. Эти персонажи сами по себе считались символичными, и их важность приравнивалась к картинке на карте


КОЗЫРИ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО НАЧАЛА XVIII В.

Девятка L’Ermite считается практически точной копией немецкой гравюры на дереве 1550 г. с изображением Иуды. Этой карте придается значение защиты и доброты. Еврейская буква соответствует своему Teth в значении «укрытие, безопасное место». Двенадцатый козырь под названием La Prudence встречается в обычном Le Pendu и заслуживает знакомства с ним, так как справедливость числится одной из самых неудобных карт


КОЗЫРИ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО НАЧАЛА XVIII В.

Пятнадцатой обычно числится карта Le Diable, означающая всевозможные проявления зла. У восемнадцатой Le Lune отсутствуют мистические и зловещие свойства, и выглядит она скорее как иллюстрация к басням Эзопа


КОЗЫРИ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО НАЧАЛА XVIII В.


КАРТЫ ТАРО ИЗ ГОРОДА БЕЗАНСОН, 1800 Г.

Юпитер и Юнона заменяют обычных Pape and Papesse практически всех карт Таро в Южной Франции


КАРТЫ ИЗ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО «МИНКИАТЕ»

Здесь представлены 21, 28, 31 и 36-й арканы, шестерка кубков и шестерка жезлов


На листе семерки Le Chariot изображается только цветок ириса (fleur de lys), где часто проставляются инициалы изготовителя. Четверка и пятерка представлены изображением Le Roy и La Royne, а двенадцать вместо неудобной Le Pendu становится La Prudence, крутящаяся в настоящей галльской манере на ноге, на которой она обычно покачивается. Пятнадцать в виде Le Diable предстает в виде путешествующего фигляра в одеждах шута со львом, кусающим его за ногу. Такой эскиз служит обычно Le Mat во французской колоде Таро.


ОДНА ИЗ КАРТ ТАРО, НАРИСОВАННАЯ ДЛЯ КОРОЛЯ ФРАНЦИИ КАРЛА VI В 1392 Г.


Еще один пример – полная колода из 78 листов карт Таро по старинному итальянскому эскизу и стандартного размера 5 х 21/2 дюйма. Отпечатаны они с грубых шаблонных деревянных клише. На каждой фигурной карте и аркане нанесено имя изготовителя и его страна: «France, J. Jerger». Этот Дж. Ергер выпускал игральные карты в Безансоне в начале XIX в. Маркировка на карты нанесена итальянская, характерная для французских карт Таро, быть может, потому, что большая их часть отправлялась конечному потребителю в Италию. Арканам присвоили следующие названия: Le Bateleur, Junon, L’imperatris, L’empereur, Jupiter, L’amorex, Le Charior, La Justice, Le Capucin, La Roux de Fortune, La Force, Le Pendu, Смерть (неименованный), Temperance, Le diable, La Maison Dieu, L’Etoile, La Lune, Le Soleil, Le Jugement, Le Monde, Le Fou. Эти наименования применялись как раз в Южной Франции.

Существует еще одна серия в виде итальянского варианта игры Таро под названием «Минкиате» с традиционными итальянскими эскизами. В нашем распоряжении находится всего лишь 38 карт из колоды на 96 листов. Четырнадцать из них раскрашены вручную, а на отпечатках остальных раскраска отсутствует. На каждой карте нанесена пунктирная окантовка в итальянском стиле и присутствует водяной знак в виде цветка ириса, введенного французским правительством для бумаги, предназначавшейся специально для изготовления игральных карт.

Из XIV в. до нас дошла рукопись под названием Le Roman de Renard le Contrefait, составленная предположительно между 1328 и 1341 гг., в которой можно прочитать такую фразу: «Jouent aux des, aux Cartes aux tables».

В летописи служившего пажом при дворе Карла V Жана де Сантре под названием Chronicle de Petit Jean de Saintre находим запись о том, как управляющий пажами выговаривает им за увлечение карточными играми. А в поэме Гийома де Гийвиля, написанной в 1350 г., можно встретить такую строку об игральных картах Jeux de tables et de cartes. Тем временем древнейшим известным оттиском с изображением картежников считается миниатюра Гелие де Боррона Le Roman du Roi Meliadus de beonnoys, появлениие которой можно отнести где-то ко второй половине XIV в. На ней король и три других участника карточной игры сидят за столом, еще три придворных наблюдают за происходящим, на самих картах можно прочесть символы масти жезлов и денариев. Таким образом, можно сказать, что древность французских игральных карт достоверно установлена.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2