Полная версия
Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века)
Предстательнице скорбящих – Царице Небесной поручив Вас, остаемся смир <…>
5. Ей же
Боголюбивейшая Зинаида Ивановна!
Получив почтенное Ваше письмо и новый дар обители нашей – 25 рублей, спешим принести Вам искреннюю сердечную благодарность и с любовию на вопрос Ваш ответствуем. Если хотите знать, для чего сокрыт от нас день смерти нашей и почему, как тать ночью (1 Фес. 5, 2), тако приидет смертный час, можем сказать справедливо: никто никогда во всю жизнь свою на стал бы заботиться о добродетели, если бы этот день был известен и не сокрыт, но всякий, зная последний день свой, совершал бы бесчисленные преступления и уже в тот день приступал бы к купели, когда бы стал отходить от мира сего. И действительно, если мы, не зная ни дня ни часа скончания своего, несмотря на страх ожидания его, решаемся на бесчисленные и тяжкие греховные деяния, то на что не решились бы, если бы знали, что еще проживем много лет на земле и не скоро умрем? А так как мы не знаем, когда, в какой день и час умрем, то и должны каждый день проводить так, как бы ожидали ежедневно смерти, и при наступлении дня помышлять: «Не сей ли день будет последним днем жизни моей?» И при наступлении ночи говорить сами себе: «Не сея ли ночь будет последней ночью моего пребывания среди живых?» Отходя ко сну ночному, говорить себе: «Встану ли я живым с ложа моего и увижу ли еще свет дневной? Или уже сей одр будет гробом моим?» Равно и воспрянув от сна и увидев первые лучи света дневного, помышлять: «Доживу ли до вечера, до наступления ночи или час смертный наступит для меня в течение сего дня?» Помышляя так, будем проводить весь день, как бы уже готовясь умереть, и вечером, отходя ко сну, исправлять свою совесть так, как бы имели мы в сию ночь предать Богу дух свой. Погибелен сон того, кто заснул в грехе смертном; небезопасен сон того, чей одр окружают бесы, выжидая случая увлечь душу грешника в дебрь огненную; худо тому, кто отошел ко сну, не примирившись с Богом, ибо если в том случае, когда мы чем-либо оскорбили ближнего, апостол говорит: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26; ср. Пс. 4, 5), то тем более прогневавшему Бога должно заботиться о том, чтобы не зашло солнце во гневе Божием, чтобы не уснуть ему, не примирившись с Богом, ибо час кончины нашей неизвестен: как бы внезапная смерть не похитила нас неготовыми! Не надо думать и говорить так: «Завтра примирюсь с Богом, завтра покаюсь, завтра исправлюсь»; не надо отлагать со дня на день своего обращения к Богу и покаяния, ибо никто не знает, доживет ли до вечера.
Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-либо, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать себе сокровищ на земле (ср. Мф. 6, 19; Лк. 12, 33–34), но, ожидая каждый день смерти, все тленное будем презирать. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое пожелание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея пред очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и суда, опасение мучений восстановляет душу, клонящуюся в пропасть погибели.
Помоги Вам Господи.
С почтением остаемся <…>
6. Александру Ивановичу и Екатерине Львовне
Боголюбивейшие благодетели Александр Иванович и Екатерина Львовна, мир и утешение вам от Господа!
Имеем честь уведомить, что почтенное ваше письмо и святое пожертвование, 30 рублей, мы получили и согласно желанию имя новопреставленной дщери вашей девицы Анны записали на вечное по чину обители поминовение на проскомидии Божественной литургии.
Сердечно соскорбим скорби вашей, но что будем делать? Разлука любимого с любящим, и особенно разлука смертная, причиняет людям печаль: разлука друг с другом, братьев с братьями, детей с родителями, родителей с детьми не бывает без горького плача. Но так ли это должно быть, особенно в новой благодати? На сей вопрос – ответ Самого Господа из Божественного Писания. Скажи нам, Христе Спасителю, следует ли безмерно скорбеть, когда кто из любимых нами Твоим изволением отлучается от нас временною смертию? Ответствует нам Господь то же самое, что говорил сетовавшим апостолам: Да не смущается сердце Ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27). Как бы так сказал Спаситель наш: «Не о том помышляйте, что Я оставляю вас и что меня разлучает с вами смерть бесчестная в летах еще не преклонных, но о том, что Я иду к Отцу, отхожу от многоплачевной жизни сей к жизни бесконечной, где нет ни болезни, ни воздыхания». А что сказал Он апостолам, то сказано всем верующим в Него, дабы они в скорбях, особенно при смертной разлуке, могли находить утешение в том, что верующий во Христа, в каких бы летах и какою бы смертию ни умирал, переходит от жизни сей, исполненной бедствий и скорбей, к Отцу Небесному.
Если позволительно сетовать о разлуке с любимым человеком, то разве в таком только случае, когда разлучившийся друг переходит из лучшего состояния в худшее. А смерть верующих во имя Христово есть не что иное, как разлучение души от тела, а вместе с тем освобождение от бедствий мира сего и переход к благам небесным. Посему гораздо счастливее те, которые исполняют смертный долг в юных летах, нежели те, которым достается в удел долголетняя жизнь, ибо умирающие в юности и телесных бедствий менее претерпевают, и душевных зол гораздо менее соделывают, и скорее переходят за Христом к Отцу Небесному в жизнь безбедную и беспечальную.
Итак, да не смущается сердце ваше (Ин. 14, 27), потерявшие любимую вами! Если вы действительно любите ее, то должны более радоваться тому, что она изволением Божиим от плачевной жизни сей взошла к Отцу Небесному. По любви к ней вы желали бы жить с ней неразлучно, но в настоящей жизни это невозможно. Желайте быть неразлучно с ней в жизни вечной, а на земле – доколе Бог изволит. Вы не лишились, не потеряли умершую, но предпослали ее из страны изгнания в отечество, из плена и оков на свободу, от земли на небо, от смерти к жизни. Да сподобит Премилосердый Господь и вас после многовременной жизни достигнуть сего блага и вечного веселия с Ним и с Ангелами и всеми святыми и славословить Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
С почтением и истинным уважением остаемся <…>
7. Марфе Петровне
Многоуважаемая благодетельница Марфа Петровна, мир Вам, спасение и утешение от Господа!
Почтенное Ваше письмо и святую жертву, 40 рублей, мы получили и имя новопреставленного супруга Вашего раба Божия Михаила согласно желанию записали на вечное по чину обители поминовение на проскомидии Божественной литургии.
Душевно сочувствуем Вашей тяжкой скорби. Невольно текут слезы при разлуке с почившими. Правда, нельзя, чтобы не излетел из сердца тяжкий вздох, когда падает на него тяжкий удар. Нельзя не плакать и при временной разлуке с любимым предметом, тем более при разлуке смертной. Можно ли не чувствовать боли, когда вонзаются в тело острые терны? Так и настоящая Ваша утрата – не розы утешения для Вас, а острые терны печали, не пальма мира душевного, а крест скорби и страдания. Но мужайтесь и крепитесь, бодрствуйте и подвизайтесь. Видите ли, откуда направлен удар? С неба, от самого Престола Божия! Примечаете ли, Чья рука подает Вам растворенную чашу скорби? Рука Самого Отца Небесного! Что причиною сему? Любовь, бесконечная любовь Отца Небесного, Который ради нас не пощадил и Единородного Сына Своего: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Для чего биет? И вмале наказани бывше, великими благодетелствовани будут (Прем. 3, 5). Будем ли после сего жаловаться и скорбеть, что милосердный Господь для нашего вечного счастия находит нужным расторгать наши земные узы родства и дружбы? Можно поскорбеть разве о том, что узами временными дорожим более, нежели вечными, жизнию настоящею – более, нежели будущею, землею – более, нежели небом. Если крепка любовь плотская, то не гораздо ли крепче любовь духовная, которую не может расторгнуть ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее (Рим. 8, 38)? Если крепки узы земного жительства, то не стократно ли крепче те благодатные вечные узы, коими все мы связываемся в одно духовно-таинственное Тело Христово и коих никакая сила расторгнуть не может? Если утешительно и чувственное, видимое общение друг с другом, не более ли утешительно духовное общение молитвы, которое не подчиняется условиям времени, не прерывается расстоянием мест, объемлет и соединяет время и вечность, небо и землю, мир дольний и горний? Посему и сквозь слезы должно благодарить Господа, Который чрез пресечение временных удовольствий возбуждает наш дух к поиску вечного блаженства, влечет сердце к небу, где наше всегдашнее жилище, разлучает на время, чтобы лучше приготовить к вечному соединению в Царстве славы. Что было бы с нами, если бы Господь никогда не пробуждал нас ударами Своего гнева, оставлял нас более и более погружаться в беспечность?! Не было ли бы сие оставление знаком вечного отвержения нашего от лица Божия?
Но каково же терпеть сии удары? Кто же не согласится с Вами, что очень тяжело. А без этого не было бы и терпения, не было бы и награды за терпение, а христианин не может быть истинным последователем Христовым без терпения. Впрочем, христианское терпение уже само в себе заключает награду. Крест временной скорби, освященной живою верою в милосердие Божие и преданностию святой воле Его, лучше и скорее всех земных радостей уврачует раны сердца, растерзанного скорбию, очистит и освятит дух и сделает его достойным жилищем Самого Небесного Утешителя. Горестна разлука с умершими? Но от нас зависит никогда не прерывать общения своего с ними. Дух наш, окрыленный молитвою, способен проходить небеса, возноситься до самого Престола Божия, обнимать всех и всë. Впрочем, надолго ли наша разлука с почившими? Положено однажды умереть всем (Евр. 9, 27), и исключения нет ни для кого. Глас Господень, призывающий нас к вечности, не минет и нашего слуха, а всемогуществу Божию нельзя противиться. Но жизнь человеческая, как бы ни была благодатна и хороша, все еще не полна и не совершенна, если не венчается хорошим венцом. Этот златой венец жизни нашей есть мирная христианская кончина – залог непостыдного ответа на «Страшнем судищи Христовом». И в сем отношении Вы должны благодарить Господа, сподобившего супруга Вашего очистить себя покаянием, соединиться с Господом причащением плоти и крови Его. А мы веруем Божественному обетованию: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54); верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25).
С сею верою в бесконечные заслуги и неизреченное милосердие Сладчайшего Искупителя нашего Иисуса Христа и в действенную силу молитв Церкви небесной и земной, провожая других в небесное отечество, будем и сами готовиться всякий день и час оставить землю и все земное, явиться на небе пред всеми святыми Божиими и предстать пред Страшным Судилищем Христовым. При таковом расположении духа не только не возмутят нас временные скорби, но и самая смерть не будет страшна для нас.
Принося Вам искреннюю благодарность, с почтением пребываем смиренные Ваши богомольцы <…>
8. Матроне Тимофеевне
Почтенная раба Божия Матрона Тимофеевна, мир Вам и Божие благословение!
Скорбное письмо Ваше и при нем святую жертву, 5 рублей, мы получили и о здравии и спасении Вашем молимся ко Господу и, записав имя Ваше, поминаем на проскомидии Божественной литургии.
Прочитав письмо Ваше, мы скорбь Вашу считаем напрасною, несправедливою! Основание на это находим в слове Божием. Господь Бог, вступая с Авраамом в завет, видимым знаком которого было обрезание, сказал Аврааму: Я буду твоим Богом и потомков твоих после тебя (Быт. 17, 7). Выражение «быть для кого-либо Богом», без сомнения, значило быть покровителем и защитником этого лица. Если же по силе этого обетования Господь Бог пребывает в особенности Богом для верующих, отцом которых считается Авраам, и если с христианами Он вступил в новый завет, можно ли думать, что будут отвергнуты Им на том свете дети христианские, которые ничем не нарушили Его завет и остались некрещеными только по вине других? Апостол Павел говорит о детях, рожденных
от смешанных браков (то есть когда отец христианин, а мать некрещеная и наоборот), что дети эти были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7, 14). Не тем ли более святы (в смысле, конечно, не святости жизни, а законности рождения) те младенцы, которые имеют у себя отца и мать православных и предки которых были православными? Дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их родителями и затем в рождении. Нося их в своей утробе, родители их каждодневно молились, часто читали слово Божие и соединялись со Христом в Тайнах Его Тела и Крови. А когда их родителям пришло время разрешиться ими, рождающие их с теплой верой прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение ими было благополучным. Как же [можно] думать, чтобы они, плод от таких родителей, погибли навсегда! Если даже иной из них умер еще во утробе матерней, и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы. Затем слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, родители которых были христианами, но у них только не было возможности просветить [младенца] крещением, или которые, получив уже имена христианские, скончались пред самою купелью? Святая Церковь выражает прямое верование о помиловании этих младенцев: «Ведати подобает, – говорит она в богослужебных книгах, – яко младенцы [хотя и] непросвещеннии [то есть некрещеные] ниже в геенну пойдут»[8].
Молитесь сердцем и сими словами: «Помяни, Человеколюбие Господи, душу младенца, от неведомых действий умершего во утробе моей, окрести его, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию!»
С почтением и благодарением остаемся смиренные Ваши богомольцы <…>
9. Михаилу Семеновичу
Достопочтеннейший Михаил Семенович, Бог Вам в помощь и во спасение!
Ваше письмо, в котором Вы жалуетесь на свою леность и праздность, мы получили и молимся ко Господу, да избавит Вас от сих пороков.
Думаем, что Вы читали или, по крайней мере, слыхали, что первая заповедь, предложенная Богом первому человеку, назначила труд в поте лица (Быт. 3, 19), то есть труд упорный, энергичный. Потом в числе заповедей о любви к Богу назначена и мера труда: шесть дней работай (Исх. 20, 9). И еще Спасителем заповедан нам труд с обетованием, что трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 10; Лк. 10, 7).
Видно, труд имеет весьма важное значение в жизни человека! Видно, жизнь без труда – не жизнь во славу Божию и во спасение души нашей! Недаром святые мужи охраняли себя от праздности и всего более избегали ее. И народная мудрость, как плод здравого смысла и многовековой житейской опытности, как вывод составившегося убеждения и установившегося верования, сложила пословицу: «Леность – подруга праздности, а праздность – мать всех пороков».
А казалось бы, на первый взгляд, какое зло делает человек, если он ничего не делает? Иные даже почитают завидным состоянием, если человек имеет возможность устранить от себя всякий труд и жить, ничего не делая.
Что же проистекает из праздности? Какие плоды праздности мы вкушаем в жизни? Какой конец жизни она приготовила человеку?
Прежде всего, праздность, как преступление заповедей, есть грех, и мы не чаем, как пагубны для нас последствия этого греха.
«Не затем руки даны, чтобы даром болтались», – гласит пословица. И не затем Бог вдунул в лицо бездушного человека при его сотворении дыхание жизни (Быт. 2, 7), то есть даровал человеку душу богоподобную, бессмертную, с чистым умом и святой волей, чтобы душа и сердце пребывали у человека в бездействии, стремились к покою, были бы погружены в глубокий сон. Такой человек был бы не что иное, как двигающийся мертвец.
Праздность – учительница всякой злобы. Пуста жизнь человека без дела и занятий. Из-за уклонения от надлежащего полезного дела человек праздный невольно старается пополнить жизнь свою суетными и греховными развлечениями и, таким образом, широким путем порока идет к неизбежной погибели. «Скучен день до вечера, коли делать нечего», – справедливо замечает пословица. Таким образом, праздность заставляет человека искать развлечений безнравственных, развратных, богопротивных… И здесь-то корень и источник различных пристрастий к забавам, от которых страдают люди праздные, теряя здоровье и честь, и которые делают человека вовсе не тем, чем он должен быть.
Человеку же, усердно занятому исполнением дела своего звания и знания, некогда заниматься суетными развлечениями, и никакая дурная мысль не утвердится в душе, озабоченной мыслию о добром и полезном.
Подруга праздности, лень, как неразлучная ее спутница, забирает человека в свои когти, усыпляя его разум, а ленивый – что больной и убогий: все примащивается, как бы удобнее полежать.
Посмотрите на действие муравья и оставьте леность. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя, но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или посмотрите на пчелу, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит: ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна: хотя силою она слаба, но мудростию почтенна.
Ах! Страшно будет нам, когда Господь потребует у нас отчета в употреблении времени и сил!
Итак, возлюбленнейший Михаил Семенович, берегитесь праздности и лени. Они сильно противны воле Божией, они сильно вредны душе нашей, они грозят страшной участью в вечности; дорожите временем, дорожите каждой минутой, время – дорогой дар Божий. Творите дела благочестия охотно душою, трудитесь, подвизайтесь, не забывая, что тернистый путь – путь к небу, а легкий путь – к аду (ср. Мф. 7, 13–14).
С желанием Вам помощи Божией во всем добром, остаемся <…>
10. Александру Егоровичу
Почтеннейший раб Божий Александр Егорович, милость Божия буди с Вами!
Почтенное Ваше письмо и при нем святую жертву, 3 рубля, мы получили и желание Ваше исполнили: отслужили молебен святому великомученику и целителю Пантелеимону о здравии и спасении Вашем, моля угодника Божия, да явит Вам благодатную помощь Свою в борьбе Вашей с душегубительной страстию винопития.
Хотим Вам изъяснить всю гадость пьянства.
1. Умеренное употребление вина служит человеку в удовольствие и во здравие, ибо жажду утоляет, и желудок укрепляет, и сердце веселит; неумеренное же порождает ссоры, возжигает гнев, возбуждает на брань и побои, затем следует обыкновенно немало скорбей.
2. Пьянство есть помрачение ума, потемнение рассудка, потеря сознания, ибо от желудка, переполненного вином, винные пары поднимаются в голову и действуют на мозг и возмущают ум. Поэтому многие в состоянии опьянения не помнят себя, сами не знают, что делают и что говорят, точно безумные, и, какое бы ни случилось с ними зло, бесчестие или побои, назавтра они ничего не помнят.
3. Пьянство есть бесстыдство: пьяный никогда не стыдится, но, потеряв совесть, произносит скверные, хульные, нелепые, оскорбительные для целомудренного слуха речи, уста его бывают подобны стойлищу скотскому, наполненному смрадною нечистотою, а язык – лопате, которая выбрасывает эту нечистоту.
4. Пьянство есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому все те тайны свои или чужие, которые тщательно скрывал в глубине души своей, сохраняя их в молчании, когда был трезв.
5. Пьянство есть возбуждение плотской похоти, почему и увещевает апостол: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).
6. Пьянство есть яд змеиный, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролития.
7. Пьянство есть повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, страдание желудка, стоны, немощи, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть.
8. Пьянство есть расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод, ибо много людей, которые из-за пьянства от большого богатства пришли в последнюю нищету.
9. Пьянство есть утрата спасения. Как вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи.
10. Пьяница, преступая заповеди Божии, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Вот почему вопиет Исаия пророк: Горе возстающим заутра и сикер гонящим, пиющим до вечера: вино бо сожжет я (Ис. 5, 11).
11. Пьянство есть всеконечная погибель души… Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о грехах своих, потому что их ум трезв, а умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния – геенна! Вот каковы плоды пьянства.
Справедливо святой Златоуст считает пьяниц хуже псов и других бессловесных животных: «Никакое животное, – говорит он, – не ест и не пьет более того, чем сколько требует его природа. А пьяница и без принуждения все больше и больше наполняет свое чрево, пока не повредит сам себе»[9].
А как оскорбляет пьяница своего Ангела Хранителя, так это и описать трудно. Пьянством мы отгоняем от себя Ангела Хранителя и привлекаем к себе злого беса, чрез пьянство приближаемся к аду, не имея в устах своих слова Божия чрез пьянственную гниль. Таким образом, удаляясь от Ангела Хранителя, пьяница поступает во власть сатаны, который и начинает его тиранить и разжигать в нем все нечистые страсти.
Да поможет Вам Господь молитвами святых Своих.
С почтением остаемся смиренные <…>
11. Ивану Никифоровичу
Боголюбивейший Иван Никифорович, милость Божия буди с Вами!
Почтенное Ваше письмо и святую жертву, 10 рублей, мы получили и желание Ваше исполнили: отслужили молебен святому великомученику и целителю Пантелеимону, предстательством коего Господь да избавит Вас от страданий Ваших, если угодно будет Его благости. Имя Ваше, раба Божия Иоанна, записали и поминаем на проскомидии Божественной литургии.
О, болезни, болезни! Только тот, кто не испытывал их, кто от роду болен не бывал, не знает, как бывают тяжелы они, какой неоцененный дар Божий – здоровье! Недаром святые отцы называют болезни крестом: нелегко терпеть их человеку грешному! Смотрит страдалец на добрых людей: все такие они веселые да довольные, точно птички Божии на воле, а он лежит неподвижно, точно привязанный к постели, не может иногда и повернуться без чужой помощи, и грустно-грустно ему, и больно, и невольно иной раз заплачет и скажет: «Господи! А что как я умру да без добрых дел на тот свет пойду? О, как тяжело мне, Господи».
Думаем, что и Ваши чувства таковы, но не скорбите, Богом возлюбленный, не жалейте много о том, что отнято у Вас здоровье – сокровище: кто знает, что бы стали Вы делать с этим здоровьем? На пользу ли Вам послужило бы оно? А Бог видит скорбь Вашу, не укроется от Него ни одна слезинка Ваша. Он не оставит Вас! Ведь Он кого любит, того и наказывает (ср. Евр. 12, 6)! Посему бойтесь, страждущий христианин, искусительной мысли, что Бог Вас оставил, забыл. Смотрите: 38 лет страдает расслабленный, 38 раз обманывается в своем ожидании исцеления – и милость Господа приближается к нему, сугубое спасение с небес готово снизойти к нему, Господь идет, чтобы поднять его (см. Ин. 5, 5–9)! Верьте и Вы в Бога – Спасителя Вашего. Знайте и помните, что в ту тяжелую минуту, когда придет мысль, как будто Вы оставлены, покинуты людьми и Богом, на Вас по преимуществу устремлен взор небесной любви, испытующий, пребудете ли Вы верны Богу, бодро ли вынесете борьбу и достойны ли, чтобы Вам послано было спасение. Мужайтесь, укрепитесь в это важное для Вас время, и если не ослабнете в вере, не поддадитесь сомнению, унынию, а паче отчаянию, то Грядый придет к Вам и не замедлит, и, когда не чаете, встретит Вас день спасения Вашего.
Теперь видите, Иван Никифорович, что болезнь есть такая же милость Божия, такой же дар Божий, как и здоровье. Хотите ли убедиться в том на своем опыте?
Есть средство дивное, оно может самую скорбь Вашу обратить в утешение, так что крест болезни будет для Вас воистину отрадным крестом. Какое же это средство? Да очень простое: возблагодарите Господа от всего сердца за болезнь Вашу, скажите: «Господи! Ты лучше меня знаешь, что для меня полезнее, Ты послал мне болезнь, значит, так надобно, и слава Тебе, Господи, что сподобил меня, грешного, потерпеть хоть немного за грехи мои!» Скажите так и верьте, Вам сразу легче станет: Ваше сердце согреется надеждою на милосердие Божие и душа Ваша почувствует, что она с этой минуты на руках Небесного Отца.