Полная версия
Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934)
XXI. Опорная, 18[1]
Поникла ветхая ограда,И от ворот одни столбы,Но буйны плети винограда,Как победившие рабы.Да тучи бледного жасмина,Освобожденного от пут,Как одиночества картина,Участье путника зовут.23 июня 1930XXII. Марина
Люблю басовые тонаС утра встревоженного моря,Когда на всем его простореГудит и рушится волна.Как будто линия штыков,Неотразима в дружной силе,Встает и в брызгах снежной пылиМарш-марш на приступ берегов.4 мая 1931XXIII. Владивостоку
Есть красота в тебе живая,Когда и с шуйцы, и с деснойЛазурь задвинет золотаяТебя хранительной стеной.И широко и необъятноПо зыби млеющих прохладРассыпят огненные пятнаВесна и вечер и закат.27 мая 1930XXIV. Нарцисс
Уж город все свои огниЗажег на всех террасах горных,И в море теплятся они,Как перлы средь утесов черных.И с негой каменный НарциссНад морем замер до рассвета,И звезды мира собралисьВ урочный час кругом поэта.3 января 1931XXV. «Забуду ль я вот эти горы…»
Забуду ль я вот эти горыВ туманный, ранний утра час,И бухты свежие просторы,И чаек крик, – забуду ль вас?Иль при конце моем печальном,Пред тем, как ступит жизнь во тьму,Я вас, хотя б в виденьи дальном,С тоскою сердцем обойму?10 декабря 1930Миги
I. Цветы
Ни к чему не прилепляться,Все мгновеньями любить, —Вот как надо наслаждаться,Вот что значит жизнью жить.Только миг у брака брачен,Жизнь и смерть – всегда чета,Краткий срок цветам назначен,Но какая красота!И бесцельны, и безвластны,В опьянении мечты,Так мгновенны, так прекрасныЛегкой радости цветы.14 июля 1925II. На бревне
На бревне, над речкой горной,Чуть журчащей меж камней,Сладок отдых, сладок сумракЕле шепчущих ветвей.Говорят они: усталыйПутник, сядь к нам отдыхать.Светлых сказок мы нашепчем,Их с собой ты можешь взять.В холод жизни, в путь далекийПонесешь, как клад живой,Свежий голос речки горной,Говор леса над водой.29 июля 1925III. «Я люблю эти ранние, робкие грезы…»
Я люблю эти ранние, робкие грезы,Очертанья неясные тающих снов,И распятье кривое застывшей березы,Не мечтавшей о пухе грядущих листов.Я люблю эту музыку смутных созвучий,Чуть воскресших над темной могилой души.И в траве, по росе, голубой и певучей,Колокольчика зов в дорассветной тиши.12 марта 1926IV. Последний миг
Чисто и ясно в душе заключитьЭту последнюю знойную нить,Это смущенье и это прощай,Этот цветов засыпающих рай,Эту луну на скамье и у ног,Этот весны ускользающий вздох,Эти немые, как стражи, кусты,Этот томительный миг красоты…16 апреля 1926V. «Много звучит голосов…»
Много звучит голосов, призывающих чуткое сердце,Много задумчивых снов ночь навевает мечте,Только призывнее всех для меня и волнует всех слащеСвежий, как поздняя ночь, ночью подсказанный стих.23 декабря 1926VI. «Не говори, что ты устала…»
Не говори, что ты устала:Еще весна твоя светла,И ночь так пышно раскидалаИ звезд и песен без числа.Лишь только щедро и глубокоЕще всей жизнью ты живиИ сердце распахни широкоДля слез, и неги, и любви.25 июля 1927VII. «Сердцу и только ему…»
Сердцу и только ему на лазурно-прозрачном рассвете,Тихий мой друг, отдадим робкую тайну свою.Все и поймет, и простит молчаливый и грустный волшебник,Чтоб на заре обронить знойный и сладостный стих.29 марта 1927VIII. «Я рад бы не любить, я рад бы не мечтать…»
Я бы рад не любить, я бы рад не мечтать,Но такая весна, но такая заря,И всю ночь соловьи не давали мне спать,В безглагольном восторге дрожа и горя.Я бы рад не любить, я бы рад не мечтать,Но весь вечер вчера тот ручей под окномТоропился бежать, торопился шептать,Как смычок по струне, об одном, об одном…30 марта 1927IX. Календарное
Снова май. В овраге полномС пеньем пенится вода.Это май, а май безмолвнымНе бывает никогда.Разбежалось в поле стадо.Пастушонку лень бродить.Знать, опять кому-то надоЛюбоваться и любить.Чу, над влажными листамиВсё желанней и звучнейОсмелевший под звездамиЗапевает соловей.Хорошо бродить свободным,Петь и прыгать, как вода.В сердце май, а май холоднымНе бывает никогда.6 мая 1927X. «Светлы весенние просторы…»
Светлы весенние просторы,Тиха безоблачная даль,Опять из сердца без укораУходит старая печаль.И веет снами молодыми,И думы легкие чисты,И над могилами роднымиДрожат прозрачные листы.15 мая 1927XI. «Я сумел бы тебя и любить, и ласкать…»
Я сумел бы тебя и любить, и ласкать,Только словом так трудно решиться сказать…Я бы лучше сумел, если б розою был,Если б тонким тебе ароматом кадил,Если б облачком беглым я плыл над тобой,Если б тайны ронял серебристой росой,Если б тенью прохладной мог стан твой обнять,Я сумел бы тогда и любить, и ласкать…19 декабря 1927XII. «Право, не надо нам долгих речей…»
Право, не надо нам долгих речей,Будь только смутно журчащий ручей,Будь только леса осеннего мох,Будь только сердца затихшего вздох,Будь только в темный тропинка овраг,Будь только негой замедленный шаг,Будь только ветер, взметнувший листву,Будь только сказочный сон наяву.14 сентября 1928XIII. «Выйдем тихонько бродить»
Пойдем сегодня побродитьОдни над мирными брегами,Пойдем душою повторитьСозвучье ночи со звездами.И в миг, как их померкнет ройПред набегающим рассветом,Как сон расстанемся с тобой,Чтоб белый день не знал об этом.29 марта 1929XIV. «Опять весна, и негой сладкой…»
Опять весна, и негой сладкойОбвеян мелкий пух аллей,И узкий месяц встал украдкойСмотреть сквозь прорези ветвей.И тает даль, и всё как прежде:И жизнь полна, и томны сны,И любо молодость надеждеОтдать на празднике весны.10 апреля 1929XV. Даль
Родная кроткая заряНад мирной далью деревень,Когда, задумчиво горя,Беззвучно в ночь отходит день,И над недвижною рекой,Не колыхнувшей гладь струи,Расстелет вечер золотойТенета мягкие свои…20 мая 1929XVI. «Ты вся в звездах. В окне открытом…»
Ты вся в звездах. В окне открытомТвой профиль четко озарен,А там, внизу, в логу забытом,Весны светлеет тонкий сон.Весна царит, бросая пеньеВ затишье сада и села,И в этом чистом озареньеТы так невинна и светла.Мерцают звезды. Чуть роситсяПлетень соседнего двора,И сердцу хочется томиться,Пылать и плакать до утра.1 июля 1926XVII. «И праздник мой настал. Густою…»
И праздник мой настал. ГустоюВолною льется аромат.Передо мною и за мноюКартины чудные лежат.Но коротка, как сновиденье,Моя роскошная весна,И разве иней сожаленьяОставит старости она.29 августа 1929XVIII. «Печаль и музыка одно…»
Печаль и музыка – одно.Как широка пустыня жизни,Как душу спавшую давно,Томит призыв былой отчизны.Мечте мучителен покой,Ей внятен голос вечно юный,И кто-то сильный и живойВ душе натягивает струны…20 сентября 1926XIX. «Как после тягостной разлуки…»
Как после тягостной разлукиКрасив и тих твой ясный свет,Какие ласковые руки,Какой пленительный привет.Какая даль передо мною,И как безоблачно чистаИз сердца полного тобоюСтруится песня на уста…21 октября 1926XX. «Право, иного я счастья не жду…»
Право, иного я счастья не жду:Столько огней в полуночном саду;В небе высоком огни и в воде.Искры росы и по листьям везде,Да и в траве под ногой светлякиВ теплом мерцаньи зажгли огоньки.Да и в косе-то, гляди, у тебяЗвездочка, что ль, заблудилась, любя…16 октября 1929XXI. Окошко
Люблю зеленое окошко —Оно весь день свежо молчит,Оно на старую дорожкуСедого путника манит, —Дорожку топкую лесную,Где снова он изведать радИ сказку лета голубую,И зной смолистых колоннад.4 июня 1930XXII. Пень
О волшебство природы летней, —Леса под шумною фатой,И всё знойней, и всё приветнейУлыбка прелести земной.Рукой заботливою няниВсе пятна ветхие снялаИ пень кривой на той полянеКак ризой брачной убрала.Смотри, теснятся в дружной негеИ, хорошея с каждым днем,Со всех сторон в листах побегиСпешат сравняться с горбуном.6 июня 1930XXIII. «Есть в одинокой, ясной ночи…»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
26-я верста (от Владивостока).