Полная версия
Православие. Словарь-справочник
АЛБАЗИ́НСКАЯ «СЛО́ВО ПЛОТЬ БЫСТЬ» ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ («Знамение» Албазинская) – чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в. Свое название икона получила от русского Албазинского острога, основанного казаками в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1665 г. икона была принесена в Албазин из Киренского острога иеромонахом Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого мужского монастыря; в 1671 г., по устроении им мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса в урочище Брусяной Камень, образ был перенесен туда. В 1685 г. в результате осады Албазина маньчжурами Спасская обитель была разрушена, и иеромонах Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский монастырь, оставил чудотворный образ в Сретенске. В 1860 г. Албазинская икона была перевезена в Благовещенск-на-Амуре и помещена в кафедральный собор.
В 1924 г. кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую церковь, имущество которой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.
В конце 1991 г. икона была возвращена Русской Православной Церкви и крестным ходом перенесена в благовещенский кафедральный собор (в настоящее время в столице Амурской области ведется строительство собора для этой иконы). Иконография Албазинской иконы сходна с изображением Божией Матери «Знамение», отсюда ее именование «Знамение» Албазинская. Отличительная особенность иконы – изображение в полный рост Младенца Христа в препоясании. Десница Его прижата к груди, левая рука опущена вниз. По обеим сторонам фигуры Богоматери – два шестикрылых Серафима.
Икона почитается как целительница от многих недугов, помощница матерей, ожидающих рождения ребенка, во время разрешения от бремени; как покровительница русских воинов, защитница края от военной угрозы. Празднование 9 (22) марта.
АЛЕКСА́НДР НЕ́ВСКИЙ (1220–1263) – святой благоверный князь, родился 30 мая (12 июня) 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 (28) июля 1240 г., народ назвал Александра Невским. В 1241 г. молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 (18) апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока.
В 1242 г. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал укреплять Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи.
В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар.
Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 г. умер хан Батый. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. В 1262 г. по указанию князя во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока.
Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 (27) ноября 1263 г., завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли во Владимир, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября (6 декабря) состоялось его погребение в Рождественском монастыре во Владимире.
Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г.
30 августа (12 сентября) 1721 г. Петр I, после продолжительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей блгв. кн. Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург, и 30 августа (12 сентября) 1724 г. мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и поныне. Память блгв. кн. Александра совершается 23 ноября (6 декабря) и 30 августа (12 сентября).
АЛЕКСА́НДР (ПЕРЕСВЕ́Т) И АНДРЕ́Й (ОСЛЯ́БЯ) РА́ДОНЕЖСКИЕ – преподобные. Александр был брянским боярином, Андрей был боярином любутским (г. Любутск на р. Оке). 18 августа 1380 г. св. блгв. князь московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Александр и Андрей (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду – определенно сказать нельзя). Они были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел возложить его на себя вместо золоченых шлемов. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, св. Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».
Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил русские войска.
Александр и Андрей вместе погребены в приделе церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия.
В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо». После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены. Память Александра и Андрея 6 (19) июля – в Соборе Радонежских святых, может также отмечаться накануне праздника Рождества Богородицы – 7 (20) сентября.
АЛЕКСА́НДРА ФЕ́ДОРОВНА (Романова; 1872–1918) – страстотерпица, императрица, жена Николая II. Императрица Александра Федоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая 1872 г. в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже входившего в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью – принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. Дети гессенской четы – а их было семеро – воспитывались в глубоко патриархальных протестантских традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту. Одежда и еда детей были очень простыми. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.
Первая встреча шестнадцатилетнего наследника цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 г., когда ее старшая сестра, будущая прмц. Елизавета Федоровна, вступила в брак с великим князем Сергеем Александровичем, дядей цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь.
В 1894 г. император Александр III дал благословение на брак. Единственным препятствием оставался переход в Православие – по российским законам невеста наследника российского престола должна была быть православной. 20 октября 1894 г. император Александр III скончался. На следующий день принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Федоровны. Несмотря на траур по отцу, было решено не откладывать бракосочетание, и оно состоялось в самой скромной обстановке 14 ноября 1894 г.
Во время Первой мировой войны императрица с самого начала посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия, вместе со старшими дочерьми – Великими княжнами Ольгой и Татьяной – она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в своем царскосельском лазарете.
С 9 марта по 14 августа 1917 г. Александра Федоровна с семьей жили под арестом в Царском селе, 14 августа их перевезли в Тобольск, а 22 апреля 1918 г. – в Екатеринбург в дом Н.И. Ипатьева. Постоянные оскорбления и издевательства со стороны охраны в Ипатьевском доме царская семья переносила с беззлобием и всепрощением. Александра Феодоровна записала в дневнике, вспоминая слова святого Серафима Саровского: «Укоряемы благословляйте, гонимы – терпите, хулимы – утешайтесь, злословимы – радуйтесь. Вот наш путь. Претерпевший до конца спасется».
16 июля 1918 г. в 23 часа 30 мин. в Ипатьевский дом явилось двое особоуполномоченных от Уралсовета. Они вручили решение исполкома о расстреле царской семьи командиру отряда охраны П.З. Ермакову и коменданту дома Л.М. Юровскому и предложили немедленно приступить к исполнению приговора. Разбуженным членам семьи и персоналу объявили, что в связи с наступлением белых войск особняк может оказаться под обстрелом, и поэтому в целях безопасности нужно перейти в подвальное помещение. После того как все вошли и закрыли дверь, Юровский выступил вперед, вынул из кармана лист бумаги и сказал: «Внимание! Оглашается решение Уралсовета…» И как только прозвучали последние слова, раздались выстрелы. Затем, когда стали выносить трупы на грузовой автомобиль, обнаружилось, что некоторые еще живы. Тогда они были заколоты штыком от винтовки. Машина остановилась в полутора верстах от деревни Коптяки. В лесу отыскали неглубокую шахту с водой. Трупы раздели, бросили в шахту и забросали гранатами, а одежду сожгли. 18 июля Ермаков снова прибыл на место преступления. Его спустили в шахту на веревке, и он каждого убитого по отдельности привязывал и поднимал наверх. Когда всех вытащили, трупы облили серной кислотой и сожгли.
17 июля 1998 г. в Петропавловском соборе состоялось захоронение останков Николая II, Александры Федоровны, их детей и слуг.
Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. императрица Александра вместе с императором Николаем II и детьми была прославлена как страстотерпица. Память 4 (17) июля.
АЛЕКСА́НДРО-НЕ́ВСКАЯ ЛА́ВРА (Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра) – ныне действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. По традиции священноархимандритом обители является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, фактически же Лавра управляется наместником.
Александро-Невский монастырь был основан Петром I в память св. князя Александра Невского в устье Черной речки (ныне река Монастырка), где, по преданию, сын князя, Андрей, в 1301 г. одержал победу над шведами. Официальной датой основания монастыря считают дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 г. С самого начала при монастыре был учрежден госпиталь и богадельня для офицеров и служилых людей. С 1720 г. открылась школа для детей священнослужителей, впоследствии выросшая в Славяно-греко-латинскую семинарию, а при Павле I получившая статус духовной академии. Каменное строительство началось с 1717 г. по проекту архитектора Доменико Трезини, утвержденному Петром I в 1715 г. На правом берегу реки Монастырки была возведена первая каменная Лазаревская церковь над могилой любимой сестры императора Петра I Наталии Алексеевны.
В 1723 г. в Александро-Невский монастырь из владимирского Рождественского монастыря были торжественно перенесены мощи благоверного князя Александра Невского.
В 1797 г. указом Павла I монастырь был переименован в Лавру со штатом наравне с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой.
До учреждения Святейшего Синода в Александро-Невской обители были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Начиная с петровских времен монахи Невского монастыря служили на флоте, несли послушания в приписных монастырях, многие из них становились архимандритами знатнейших монастырей России и иерархами Церкви.
Архитектурный ансамбль Лавры складывался на протяжении 80 лет (с 1710 по 1790 гг.). За период строительства сменилось несколько архитекторов, но основная идея, заложенная в проекте Д. Трезини (монастырь как резиденция, учреждение и дворец), была сохранена. Трудами архитекторов Д. Трезини, Т. Швертфегера, М. Расторгуева были возведены двухпрестольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и благоверного князя Александра Невского; братские корпуса, Федоровская церковь, комплекс зданий, опоясывающих монастырский двор. Точку в строительстве монастыря поставил И.Е. Старов, один из крупнейших русских зодчих эпохи классицизма. По его проекту в 1776–1790 гг. был возведен величественный Троицкий собор, а также главные ворота Лавры с надвратной церковью.
Александро-Невская Лавра с самого начала стала первой по значению усыпальницей императорской России. Здесь погребены особы императорской фамилии, духовные лица, выдающиеся государственные деятели, полководцы.
От ворот к монастырю ведет дорога, по обе стороны которой располагается знаменитый некрополь Александро-Невской Лавры. На протяжении двух веков он служил местом погребения петербургской знати и известных деятелей литературы, науки, искусства.
Паломников в Лавру привлекает еще одна святыня: сохранившаяся келья прп. Серафима Вырицкого.
С 1922 г. в Лавре были закрыты все церкви. Монастырь упразднен. С 1956 г. Русской Православной Церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987 г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь, ныне переданная монастырю. В обеих церквах совершаются службы, согласно церковному чину. Официальная дата возрождения монастыря – 5 апреля 1996 г. Главными праздниками Александро-Невской Лавры являются: День Святой Троицы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» (22 ноября), день преставления блгв. кн. Александра Невского (6 декабря), а также дни первого (12 сентября 1724 г.) и второго перенесения его мощей (3 июня 1989 г.).
АЛЕКСИ́Й (1292/1304–1378) – святитель, митрополит Московский и всея Руси, родился в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Будущему святителю было 12 лет, когда Господь открыл ему его высокое предназначение. Однажды он раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей».
В 1320 г. он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат прп. Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника.
В конце 1350 г. владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита Алексий стал его преемником в 1354 г. Несмотря на смуты, которые раздирали в то время Русь, свт. Алексий всячески заботился о своей пастве – ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного прп. Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 г. хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу, его супругу. По молитве святого окропленная святой водой супруга хана исцелилась.
Когда скончался князь Иоанн, святитель взял под свою опеку его малолетнего сына (будущего Дмитрия Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 г. монастырь Нерукотворенного Образа Спаса на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря), Чудов – в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители – Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 г. также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская). Свт. Алексий достиг глубокой старости, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 г. и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом. Память его совершается 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня).
АЛЕКСИ́Й, ЧЕЛОВЕ́К БО́ЖИЙ (V в.) – преподобный, родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту. После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дома и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.
Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный Образ Господа, Алексий продал все, что у него было, раздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Таин.
Родные всюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг. Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через Свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь.
Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но Промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку. Св. Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты. В день кончины св. Алексия в соборной церкви служил литургию Римский папа Иннокентий (402–417) в присутствии императора Гонория (395–423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам. Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным. Честные останки св. Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 г. были обретены мощи. Память его совершается 17 (30) марта.
АЛЕКСИ́Й I (Сергей Владимирович Симанский; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве 27 октября 1877 г. в православной семье. В 1888 г. Сергей Симанский поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. В 1896 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитском полку. Осенью 1900 г. Сергей Владимирович поступил в Московскую духовную академию. В феврале 1902 г., будучи студентом второго курса, принял монашество с именем Алексий. В том же году был рукоположен во иеродиакона, в 1903 г. – во иеромонаха. В 1904 г. закончил Академию и был назначен инспектором Псковской духовной семинарии. Впоследствии в сане архимандрита был ректором Тульской, а затем – Новгородской семинарии. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского. В революционные годы епископ Алексий оставался верным пастырем своего стада. Он внес неоценимый вклад в строительство церковной жизни в новых условиях. В январе 1921 г. епископ Алексий патриаршим указом был переведен в Петроград с титулом викарного епископа Ямбургского, с пребыванием в Александро-Невской Лавре. В этот период особенно выявились в деятельности епископа Алексия два принципа, остававшиеся характерными для него и в последующие годы: верность каноническим началам и лояльность к новому строю. В 1926 г. епископ Алексий был назначен в Новгород с титулом архиепископа Хутынского и вскоре стал членом Синода и ближайшим помощником митрополита Сергия. В 1932 г. он был возведен в сан митрополита, а в следующем году назначен на Ленинградскую кафедру. Разделяя и претворяя в жизнь мысль митрополита Сергия о неотделимости Русской Православной Церкви от судеб страны, митрополит Алексий поддерживал церковную декларацию 1927 г., а в годы Великой Отечественной войны своей жизнью показал, что Церковь не просто декларировала ее. Оставаясь в годы блокады Ленинграда со своей паствой, вместе с ней переживая страдания и лишения, он свидетельствовал истину и нелицемерность глубоко патриотической позиции нашей Церкви.