Полная версия
Христианский смысл жизни
Нехорошо, неразумно я поступаю, отыскивая долго какую-нибудь вещь, положенную куда-либо и забытую, и скорбя сердцем о ее потере или ненахождении ее налицо и в то же время оставляя
Господа мыслию и сердцем. Потерянная и не обретаемая вещь делается на время идолом сердца, предметом пристрастия и жалости. Все в мире суета и крушение духа; едино есть на потребу: это Бог и все святое. Один Господь живот, даяние наше; Ему – слава, и честь, и держава.
* * *Ныне нужны сильные и пламенные духом Златоусты, Григории, Василии, а то слово мирское, плевельное взяло большую силу в печати, ибо кто теперь не пишет, не печатает и не читает. Все грамотные, образованные, буквально целое море слов изливается на бумагу, а вдобавок и иллюстрируется картинками, да иногда какими? Иной читатель заглядится, а другой отвернется или раздерет иной лист.
б) Плоть: невольное рабство падшего человека перед греховным законом многострастной плоти
Отчего мы не исправляемся, отчего лжем пред собою и пред Богом? От греховного самолюбия и особенно из-за любви к своей многострастной плоти: из пристрастия к видимому, осязаемому, тленному, временному и от неверия в невидимое. Отчего враг одолевает людей, делая их рабами безумных похотей? От пристрастия к той же плоти, от маловерия и неумения молиться.
У плоти нашей многострастной свой закон греховный, нелепый, гибельный, дьявольский: она хочет и старается исполнять все, что противно духу, Богу, правде, разуму, истине; дух требует служения Богу и ближним в духе истины и правды; плоть требует служения ей самой, ее самолюбию, ее похотям, лености, чревоугодию, корыстолюбию, сладострастию или блуду, гордости, честолюбию, тщеславию и пр.; между тем как нужно исполнять дела добродетели, служить бескорыстно больным, сообщать их с Богом через Причащение Святых Таин или через молитву за них Богу. Надо одухотворяться и меньше угождать плоти, меньше есть, пить, не скупиться расточать имение на дела благотворения, богатеть в Бога, а не себе собирать (см. Лк. 12, 21).
* * *Все грехи наши происходят главным образом от самолюбия, гордости, саможаления, самоугодия, плотоугодия; во плоти гнездится причина всех зол, как и произошла она в первых человеках. А потому, чтобы начать и продолжать самовоспитание для Бога, нужно, прежде всего, самоотвержение, нужно распятие плоти со страстями и похотями. Так и делали все наши преподобные отцы: они прежде всего обучали себя воздержанию, бдению, молитве, послушанию, трудам, кротости, смирению; мученики не пощадили себя даже до смерти за Христа.
* * *Дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22). Плоть наша беснуется бесчисленными страстями: блудом, пьянством, злобою, завистью, своеволием, упрямством, вольнодумством, самодурством, леностью, корыстью, самомнением, гордостью, подобострастием, малодушием, жестокосердием.
Псы – это мы, лающие на своего Господа, на Церковь Божию своим ропотом, хулами различными, как раскольники, Толстые, пашковцы и тому подобные.
* * *Замечаю ежедневно, что ветхий человек – или плоть – во мне очень силен и живуч в крайний ущерб душе моей, порабощаемой плотью. Я ежедневно и ежечасно склонен к саможалению, самоласканию, лености, сну, лакомству, чревоугодию и объядению, лукавству, гордости, презорству ближних, гнушению больных и неблагообразных, кривых, слепых, хромых, лишайных и прыщеватых, уродливых, грубых, безумных; склонен к огорчению, озлоблению, раздражению, злости, злопамятству, мстительности, злорадству, зложелательству, к блуду тайному и явному, к блудным помыслам и вожделениям, к нелепым и хульным помыслам блазненным, лукавым; к зависти и недоброжелательству, к ропоту, нетерпению, непослушанию, непокорности, своенравию, алчности, скупости, унынию, малодушию, боязни, отчаянию, осуждению других. Надо распинать ежедневно плоть со страстями и похотями и упражнять душу, созданную по образу Божию. Как же надо восстановлять, очищать и украшать ее, просвещать, укреплять ее в добродетели?
* * *Сильнейшее препятствие человеку к любви Божией заключается в нашем самолюбии, в сладострастии и любви к вещам нашей плоти, нашего ветхого человека; потому Евангелие учит нас распинать свою плоть со страстями и похотями и презирать плоть как преходящую, а заботиться о душе бессмертной. Если бы знали и помнили люди, как стремится и спешит враг наш дьявол погубить нас на всякое время, они не стали бы дремать, и лениться, и не радеть о своем исправлении и спасении, а на всякий час бодрствовали бы, молились, каялись и спешили делать добрые дела.
* * *Сильнейшее препятствие человеку к любви Божией заключается в нашем самолюбии, в сладострастии и любовещности нашей плоти, нашего ветхого человека. Потому апостолы учат нас распинать свою плоть со страстями и похотями (см. Гал. 5,24), презирать плоть как преходящую, а прилежать о душе – вещи бессмертной, как это делали святые подвижники, например, преподобный Алексий человек Божий, Иоанн Кущник, Павел Фивейский и все мученики, преподобные, Христа ради юродивые.
* * *Человек, страстный до плотских наслаждений, ищет повода к удовлетворению себя ими зрением, осязанием, слухом, обонянием, вкусом, воспоминанием, воображением. Вся душа, все сердце его отдается земному, плотскому, грубому, растлевающему наслаждению, и он совершенно отступает от Бога, охладевает к Нему, презирает, ни во что ставит Его, святость Его, правду, мир, простор и живот сердечный, весь отдаваясь обаянию прелести, всецело исполняя волю врага дьявола, сплетаясь с ним, делаясь одним духом с ним. Он теряет тогда характер разумного существа человека-христианина и делается скотоподобным, неразумным, нецелесообразным, одичалым, извратившим свою природу из словесной в бессловесную, из разумной в неразумную. Так вредно и противно Богу, здравому смыслу и христианской истине и правде пристрастие к земным наслаждениям! Избави, Боже, всякого человека от такого образа жизни!
* * *Во-первых, человек, сотворенный по образу Божию, унижает себя и другого чрезвычайно, делая другого человека целью сладострастия, как вещь бездушную, и себя – тем же. Во-вторых, эта любовь нелепая, потому что страстная и бездельная, безжизненная, извращенная, противная намерениям Творца. В-третьих, она эгоистичная, узкая и слепая, ибо касается одного известного лица, и то низшей части его существа – тела, между тем как бессмертная душа презирается и ее истинная цель бытия – славить всячески Господа в правде и святости – извращается; она исключает всякую правильную любовь – любовь к Богу и человечеству, особенно к человеку бедствующему – больному, скорбному, нуждающемуся в нашем сочувствии, в нашей любви, помощи. Далее – она всегда сопровождается скорбью и теснотою, а нередко и смертью.
* * *Через пристрастие к видимой плотской вещественной красоте и сладости, возбуждаемое врагом в наших умах и сердцах, он усиливается ежедневно лишать нас вечной, нетленной, святой красоты и сладости Божией и общения со всеми святыми в будущей жизни. А потому да оставляет здесь человек плотское сладострастие и даже зрение с наслаждением на плотскую красоту, которая развратила сердца многих и свела с ума, поставив всю жизнь вверх дном.
* * *Там, где начинается плотская любовь, кончается истинная духовная любовь и начинается действительная вражда на Бога и людей, даже самых близких. Муж, полюбивший другую женщину, делается врагом и неприятелем своей семьи, да и преступницу любит только по-скотски, ради наслаждения гнусного.
* * *Чревоугодие и сластолюбие производят горькие корни неприязни, гордости и презорства ко всем тем, которые не способствуют или противятся нашему сластолюбию, лишают его; от которых нет пользы, выгоды или которые не привлекают к себе благообразием и красотой; которые болеют язвами и ранами или смердят ими; которые кривы или хромы или которые доставляют нам труд, а вознаграждения не дают; чревоугодник хотел бы всех и все превратить в орудия, средства и цель своего сластолюбия.
От чего крайне развратились и одичали, забыли Бога допотопные люди и жители городов Содома и Гоморры? От излишества в пище и питии. От чего нынешние люди развращаются, нравственно дичают и отпадают от Бога и Церкви? От излишества в пище и питии, от чревного и чресленного бешенства. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5,18).
Всякое излишество в пище и питии сопровождается расслаблением души и нравственным упадком ее сил, охлаждением к Богу, к молитве, ко всякому доброму делу, упадком любви к ближнему, лишением кротости, смирения, сочувствия к людям, жестокосердием, грубым отношением к бедным, склонностью ко сну, к блуду и т. д. Много надо труда молитвенного, воздыханий, слез, чтобы восстановить добрые отношения к Богу и ближним и сделать опять душу нужною, чувствительною к Богу и ближнему. Так падает душа от невоздержания. О, сколь необходимо воздержание на всякое время христианину! Сколь вредно невоздержание!..
* * *Господство чрева, которому человек привык приносить ежедневно тучные жертвы, заметно во всех действиях человека, и везде ему перечит чрево: в добрых делах, благочестивых упражнениях, нередко в молитвах, в посещениях ближних; все и все, кто и что не служит чреву, для человека, преданного чреву, – противно; а кто и что удовлетворяет ему – приятно. Таково извращение жизни, происходящее от притязаний ненасытного чрева.
* * *Неумеренно и не вовремя употребляемое вино делает душу бессильной в борьбе с внутренними искушениями. Душа бывает легко подвержена возмущению, страху бесовскому там, где нет страха; стыдится, где нет стыда.
Сущность падения как извращения чрез грех человеческой природы
1) Падшая человеческая природа и ее свойстваПадшая природа наша чаще всего расположена согрешать самолюбием, корыстолюбием, чревоугодием, нетерпением, раздражением, озлоблением, непокорностью, своенравием, гордостью, презрением, блудом, унынием, малодушием. Каждый внимай себе, и непрестанно держи на узде свои помыслы, чувства, стремления, и поверяй с Евангелием Господа Бога внутреннюю и внешнюю жизнь свою.
Знаете ли, каковы вы на самом деле? Не знаете. Вот что говорит о вас и о всех нас испытующий сердца и утробы Господь: не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17).
Ветхий наш человек совершенно противоположен новому: у ветхого свое зрение лукавое, свой слух лукавый, осязание лукавое и нечистое, обоняние и вкус нечистые, воображение и память лукавы и нечисты; ум нечист, сердце нечистое и воля нечистая; намерения и предприятия нечисты, вся деятельность богопротивная, потому что полна самолюбия, самоугодия, своекорыстия.
* * *Не идет ли к нашему времени и к современным нам людям описание апостолом Павлом нравов живших в его время людей? Он писал о тогдашних людях вот что: Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим. 1, 29–31).
Все дела Божии в мире носят печать неподражаемой мудрости, совершенства, красоты, особенно венец творения Божия – человек, мужской пол и женский. Всякому художнику и из людей, отличающемуся высоким стилем своего художества, бывает крайне жаль и обидно, когда его произведения пренебрегаются от других, ему подобных, особенно когда они искажаются, обезображиваются, принимают совсем нежелательный вид и окраску. Каково же высочайшему, единственному, неподражаемому Художнику – Богу – видеть Свое лучшее создание – человека – обезображенным, искаженным, оскверненным, растленным по душе и по телу! Какое негодование, какой гнев праведный заслуживают те люди, которые сами себя обезображивают грехами и страстями! Чем выше, благодатнее, мудрее цель и значение, указанные Творцом человеку, тем преступнее человек, тем он достойнее праведного и великого наказания от Бога, всем и всему даровавшего Свои законы и правила, через которые должна быть достигаема тварями цель, указанная Творцом и Промыслителем. Посему человек, созданный по образу Божию и предназначенный к уподоблению Творцу и к вечной блаженной жизни, должен достигать совершенства в разуме и в знании, исполняя заповеди Божии, и так как он существо, волею падшее, – должен непременно каяться в своих грехопадениях и исправляться с Божией помощью при своем тщании и усердии при делании добрых дел. Дьявол, зная хорошо назначение человека и красоту подобной Богу души и тела человека, всемерно противится намерению Божию о человеке и его назначению и старается осквернить, обезобразить, растлить его всякими грехами, особенно блудом и невоздержанием, неверием, вольнодумством, неправоверием, лукавством, всякими пристрастиями житейскими, вообще привязанностью к тленным вещам, завистью, роскошью, любостяжанием, жестокосердием и окамененным нечувствием! А потому каждый разумей творить свое спасение со страхом и трепетом! Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2,13).
Грешники несмысленные погасили светильники свои, данные им от Бога, – разум и совесть, попрали, как бессловесные, все дары природы, все богатство благодати Божией.
’***
Во всяких лишениях земных и плотских люди скорбят, иногда безмерно, а когда лишаются явно благодати Божией через грехи свои, тогда мало кто скорбит и часто ни во что вменяют лишение ее. Крайняя слепота и заблуждение падшего человека! Что важнее: душа или тело, плотское или душевное лишение? Лишение ли праха, или лишение вечной жизни, лишение душевного мира, правды, света, свободы, милости Божией? О, буии[12] и слепые люди, по безумию и непониманию своему теряющие единое на потребу из-за безумного пристрастия к плоти и к миру! Образумьтесь когда-либо и бросьте пристрастие к миру: ведь мир скоро оставит вас, если вы его не оставите. Прилепитесь ко Господу всем сердцем, и Он никогда вас не оставит. Вечная истина и непреложная: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8,34–35).
Меня поражает, с одной стороны, величие Даров Божиих человечеству в обессмертвовании, очищении, освящении, обновлении и обожении его природы. С другой стороны – лукавство человека, гордость, неверие, неблагодарность перед Богом, легкомыслие, намеренное религиозное невежество, неверие, кощунство над верою и чудесами; погружение в чувственность, пьянство, блудную нечистоту; злоба, зависть, непокорность родителям и властям, непочтение и презрение к старшим. Нужно решительное изменение, возрождение, обновление, иной образ мысли, верований, чувств, дел.
Есть ли какой помысел, самый нелепый, глупый, безумный, нечистый, дикий, есть ли какое самое нелепое, безумное, нечестное, лукавое, растленное чувство и нелепое, безрассудное, вредное и пагубное стремление воли, которых бы не была причастна наша падшая душа хотя бы на минуту или на мгновение? Всякие духовные ветры, бури, смрады испытала душа наша по причине господствующего в сердцах наших природного растления и от влияния злых, нечистых, безобразных лукавых духов. И святые отцы горько сокрушались и болезновали в своей жизни и в своих писаниях об испытанных ими в жизни наваждениях, наводнениях всяких скверных, лукавых и хульных помыслов и о бурях бесовских: ибо демонам за грехи наши попущено всячески искушать нас, чтобы открылись действительные расположения и стремления душ наших, явилась и образовалась в нас крепкая надежда на Бога и утверждение в нас всякой добродетели.
Божественное начало в человеке – душа – совершенно подавляется в преданном страстям теле, например, пьянству, блуду, гордости, зависти, ненависти, корысти, лености, унынию, отчаянию, тщеславию, честолюбию, лукавству, лжи.
* * *О, грешная душа, слепая, растленная, оскверненная! Как ты лукава, неправедна и блудлива! Ты засматриваешься на красоту лица и вожделеешь сладострастно, не обращая внимания на образ Божий, коим украшена душа и коим красив и лик человека, и чрез то ругаешься Богу – Первообразу нашему. Ты видишь кривого, слепого, хромого, или больного, или некрасивого лицом – и отвращаешься его, презираешь, не любишь его. О, ученик дьявола! Зачем волю сего прелестника и человекоубийцы творишь? Зачем образу Божиему ругаешься? Смотри не на внешность, а на внутреннее – на душу бессмертную и равно чти всякого человека, безотносительно к твоей алчной, сладострастной плоти, как велел тебе Бог. Всякая душа как образ Божий прекрасна; а тело тленное получает всякие уродства в наказание, или урок, или во спасение души.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Неблазненный – чуждый соблазна, чистый, неоскверненный.
2
Не удивляйтесь, что говорю об этом. Картины, статуи, газеты и некоторые журналы своими иллюстрациями вызывают на это. – Прим. авт.
3
Сообразно с надобностью, благовременно.
4
Теплая, ясная, сухая погода.
5
Презрение, пренебрежение; непослушание, строптивость.
6
Жизнь.
7
Воровства.
8
Враг, недруг. В данном случае – сатана.
9
Толстовцы – общины, поставившие себе целью проводить в жизнь воззрения Л.Н. Толстого, относящиеся ко второй половине его жизни, когда он отпал не только от Православной Церкви, но и вообще от всей догматической стороны христианства. Свои воззрения Толстой описал в работах «Исповедь», «В чем моя вера» и др.
10
Секта, возникшая среди высших слоев общества в 70-е годы XIX в. под влиянием проповедей английского лорда Редстока, получила свое название по имени отставного полковника В.А. Пашкова. Пашковцы, как и другие течения баптистского толка, не признают Таинства, обязательного следования церковным установлениям, исполнения обрядов, считая, что для спасения достаточно личной веры.
11
Или штундизм [от нем. Stunde – час]. Евангелическая секта, возникшая в середине XIX в. в России, близкая к баптистам (другое название – штундобаптисты).
12
Глупыей, несмышленые; дикие.