bannerbanner
Путями Каина
Путями Каина

Полная версия

Путями Каина

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Максимилиан Волошин

Путями Каина

Трагедия материальной культуры

Мятеж

1В начале был мятеж,Мятеж был против Бога,И Бог был мятежом.И всё, что есть, началось чрез мятеж.2Из вихрей и противоборств возникМир осязаемыхИ стойких равновесий.И равновесье стало веществом.Но этот мир, разумный и жестокий,Был обречен природой на распад.3Чтобы не дать материи изникнуть,В нее впился сплавляющий огонь.Он тлеет в «Я», и вещество не можетЕго объять собой и задушить.Огонь есть жизнь.И в каждой точке мираДыхание, биенье и горенье.Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье –Творящий ритм мятежного огня.4Мир – лестница, по ступеням которойШел человек.Мы осязаем то,Что он оставил на своей дороге.Животные и звезды – шлаки плоти,Перегоревшей в творческом огне:Все в свой черед служили человекуПодножием,И каждая ступеньБыла восстаньем творческого духа.5Лишь два пути раскрыты для существ,Застигнутых в капканах равновесья:Путь мятежа и путь приспособленья.Мятеж – безумие;Законы природы – неизменны.Но в борьбе за правду невозможногоБезумец –Пресуществляет самого себя,А приспособившийся замираетНа пройденной ступени.Зверь приноровлен к склонениям природы,А человек упорно выгребаетПротиву водопада, что несетВселеннуюОбратно в древний хаос.Он утверждает Бога мятежом,Творит неверьем, строит отрицаньем,Он зодчий,И его ваяло – смерть,А глина – вихри собственного духа.6Когда-то темный и косматый зверь,Сойдя с ума, очнулся человеком –Опаснейшим и злейшим из зверей –         Безумным логикой         И одержимым верой.                  РазумЕсть творчество навыворот. И онВспять исследил все звенья мирозданья,Разъял вселенную на вес и на число,Пророс сознанием до недр природы,Вник в вещество, впился, как паразит,В хребет земли неугасимой болью,К запретным тайнам подобрал ключи,Освободил заклепанных титанов,Построил им железные тела,Запряг в неимоверную работу:Преобразил весь мир, но не себя,И стал рабом своих же гнусных тварей.7Настало время новых мятежейИ катастроф: падений и безумий.Благоразумным:         «Возвратитесь в стадо»,Мятежнику:         «Пересоздай себя».25 января 1923Коктебель

Огонь

1Плоть человека – свиток, на которомОтмечены все даты бытия.2Как вехи, оставляя по дорогеОтставших братьев:Птиц, зверей и рыб,Путем огня он шел через природу.Кровь – первый знак земного мятежа,А знак второй –Раздутый ветром факел.3В начале был единый Океан,Дымившийся на раскаленном ложе.И в этом жарком лоне завязалсяНеразрешимый узел жизни: плоть,Пронзенная дыханьем и биеньем.Планета стыла.Жизни разгорались.Наш пращур, что из охлажденных водСвой рыбий остов выволок на землю,В себе унес весь древний ОкеанС дыханием приливов и отливов,С первичной теплотой и солью вод –Живую кровь, струящуюся в жилах.4Чудовищные твари размножалисьНа отмелях.Взыскательный ваятельСмывал с лица земли и вновь творилОбличия и формы.ЧеловекНевидим был среди земного стада.Сползая с полюсов, сплошные льдыСтеснили жизнь, кишевшую в долинах.Тогда огонь зажженного костраОповестил зверей о человеке.5Есть два огня: ручной огонь жилища,Огонь камина, кухни и плиты,Огонь лампад и жертвоприношений,Кузнечных горнов, топок и печей,Огонь сердец – невидимый и темный,Зажженный в недрах от подземных лав…И есть огонь поджогов и пожаров,Степных костров, кочевий, маяков,Огонь, лизавший ведьм и колдунов,Огонь вождей, алхимиков, пророков,Неистовое пламя мятежей,Неукротимый факел Прометея,Зажженный им от громовой стрелы.6Костер из зверя выжег человекаИ сплавил кровью первую семью.И женщина – блюстительница пеплаИз древней самки выявила лики         Сестры и матери,         Весталки и блудницы.С тех пор, как Агни рдяное гнездо         Свил в пепле очага, –         Пещера стала храмом,         Трапеза – таинством,         Огнище – алтарем,Домашний обиход – богослуженьем.         И человечество питалось         И плодилось         Пред оком грозного         Взыскующего Бога,А в очаге отстаивались сплавыИз серебра, из золота, из бронзы:Гражданский строй, религия, семья.7Тысячелетья огненной культурыПрошли с тех пор, как первый человекПостроил кровлю над гнездом Жар-птицы,И под напевы огненных РигведПраманта – пестик в деревянной лунке,Вращавшийся на жильной тетиве,Стал знаком своеволья –Прометеем.И человек сознал себя огнем,Заклепанным в темнице тесной плоти.26 января 1923Коктебель

Магия

1На отмели незнаемого моряСинбад-скиталец подобрал бутылку,         Заклепанную         Соломоновой печатью,И, вскрыв ее, внезапно впал во властьВ ней замкнутого яростного Джина.Освободить и разнуздать не трудноНеведомые дремлющие воли:Трудней заставить их себе повиноваться.2Когда непробужденный человекЕще сосал от сна благой природыИ радужные грезы застилалиВидения дневного мира, пахарьЗажмуривал глаза, чтоб не увидетьПеребегающего поле фавна,А на дорогах легче было встретитьБога, чем человека,И пастух,Прислушиваясь к шумам, различалВ дыханьи ветра чей-то вещий голос,         Когда, разъятые         Потом сознаньем, силыЕму являлись в подлинных обличьяхИ он вступал в борьбу и в договорыС живыми волями, что раздувалиЕго очаг, вращали колесо,Целили плоть, указывали воду, –Тогда он знал, как можно приневолитьСебе служить Ундин и Саламандр,И сам в себе старался одолетьИх слабости и страсти.3         Но потом,Когда от довременных сновОчнулся он к скупому дню, ослепОт солнечного света и утратил         Дар ясновиденья         И начал, как дитя,Ощупывать и взвешивать природу,Когда пред ним стихии разложилисьНа вес и на число, – он позабыл,Что в обезвоженной природе живыВсё те же силы, что овладеваютИ волей и страстями человека.4А между тем в преображенном миреОни живут.И жадные КобольтыСплавляют сталь и охраняют руды.Гнев Саламандр пылает в жарких топках,В живом луче танцующие ЭльфыСкользят по проводкамИ мчатся в звонких токах;Бесы пустынь, самумов, урагановЛикуют в вихрях взрывов,Дремлют в минахИ сотрясают моторы машин;Ундины рек и Никсы водопадовРаботают в турбинах и котлах.5Но человек не различает лики,Когда-то столь знакомые, и мыслитСебя единственным владыкою стихий:Не видя, что на рынках и базарах,За призрачностью биржевой игры,Меж духами стихий и человекомНе угасает тот же древний спор;Что человек, освобождая силыИзвечных равновесий вещества,Сам делается в их руках игрушкой.6Поэтому за каждым новымРазоблачением природы ждутТысячелетья рабства и насилий,И жизнь нас учит, как слепых щенят,И тычет носом долго и упорноВ кровавую расползшуюся жижу,Покамест ненависть врага к врагуНе сменится взаимным уваженьем,Равным силе,Когда-то сдвинутой с устоев человеком.Каждой ступени в области познаньяОтветствует такая же ступеньСамоотказа:Воля веществаДолжна уравновеситься любовью.И магия:Искусство подчинятьДуховной воле косную природу.7Но люди неразумны. ПотомуЗаконы жизни вписаны не в книгах,А выкованы в дулах и клинках,В орудьях истребленья и машинах.30 января 1923Коктебель

Кулак

1Из кулака родилось братство:Каин первыйНашел пристойный жест для выраженьяРодственного чувства, предвосхитивСлова иных времен: «Враги нам близкие,И тот, кто не оставитОтца и мать, тот не пойдет за мной».Он понял истину, что первый встречныйНам больше брат, чем близкие по крови.2Он – первый земледелец – ненавиделКровь жертвенных животных и принесПлоды и колос вспаханного поляВ дар Богу,Жаждавшему испарений крови.Но был отвергнут его бескровный дар,И он убил кочевника,Топтавшего посевы.«А эта кровь – тебе угодна, Ягве?»И прочь ушел с пылающим клеймом:«Отметится всемеро тому, кто тронетОтныне Каина».3Порвавши узы кровного родства,Он понял хмель одиночестваИ горький дух свободы.Строитель городов – построил первый тюрьмы;Ковач металлов –Сковал он первый плуг, топор и нож;Создатель музыки, –Прислушиваясь к ветру,Он вырезал свирельИ натянул струну;Ловец зверей – он на стенах пещерыОбвел резцомВиденья разгоряченных снов:Бизонов, мамонтов, кабанов и оленей.4Так стал он предком всех убийц,Преступников, пророков – зачинательРемесл, искусств, наук и ересей.5Кулак – горсть пальцев, пясть руки,Сжимающая сручье иль оружье, –Вот сила Каина.6В кулачном праве выросли законыПрекрасные и кроткие в сравненьиС законом пороха и правом пулемета.Их равенство – в предельном напряженьиСвободных мускулов,Свобода – в равновесьиЗвериной мощи с силами природы.7Когда из пламени народных мятежейВзвивается кровавый стяг с девизом:«Свобода, братство, равенство иль смерть» –Его древко зажато в кулакеТвоем, первоубийца Каин.11 марта 1922Феодосия

Меч

1Меч создал справедливость.2         Насильем скованный,         Отточенный для мщенья, –Он вместе с кровью напитался духом         Святых и праведников,         Им усекновенных.И стала рукоять его ковчегомДля их мощей.(Эфес поднять до губ –Доныне жест военного салюта).И в этом меч сподобился кресту –Позорному столбу, который сталСвященнейшим из символов любви.3На справедливой стали проступилиСлова молитв и заповеди долга:«Марии – Деве милосердной – слава»,«Не обнажай меня без нужды,Не вкладывай в ножны без чести»,«In te, о Domine, speravi!»[1]Восклицают средневековые клинки.Меч сосвященствовал во время         Литургии,Меч нарекался в таинстве крещенья.Их имена «Отклер» и «Дюрандаль»         Сверкают, как удар.         И в описях оружьяК иным прибавлено рукой писца:         «Он – фея».4Так из грабителя больших дорог         Меч создал рыцаря         И оковал железомЕго лицо и плоть его; а духПровел сквозь пламя посвященья,Запечатляя в зрящем сердце меч,Пылающий в деснице Серафима:         Символ земной любви,         Карающей и мстящей,Мир рассекающий на «Да» и «Нет»,На зло и на добро.«Si! Si! – No! No!»,[2]Как утверждает Сидов меч «Тисона».5Когда же в мир пришли иные силыИ вновь преобразили человека,Меч не погиб, но расщепился в дух:Защитницею чести стала шпага(Ланцет для воспаленных самолюбий),         А меч –Вершителем судебных приговоров.         Но, обесчещенный,         Он для толпы остался

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

«На тебя, Господи, уповаю!» (лат.).

2

«Да! Да! – Нет! Нет!» (исп.).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу