bannerbanner
Узлы времени
Узлы времени

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Я знаю теперь, что сначала было не слово, а был звук, как набат колокола на звоннице, что зовет прихожан на проповедь.

Бо… о… о… ом…

После него было начало, только после него было слово, и это было слово «потом».

По… о… т… ом…

Ужасное богохульство, меня четвертуют, но это не было слово «Бог». Я слышал и видел, как из первозвука сложились звёздами в темноте звуки в слово «по… о… т… ом…». Я осознал и оценил время жизни, только потеряв его. Ни за какие блаженства в раю или муки в аду, за обещания о рае в загробной жизни я не отдам этот бесценный дар – возможность жить сейчас. Я жив и буду каждое мгновение до последнего вздоха петь гимн жизни во все времена и во веки веков. У каждого человека есть время для этого сейчас. Живи полной жизнью и твори, как Бог, во времени своём!

Время – это жизнь для всего.

Живите твари, человек твори,Как Бог во времени своём,Поэт умрет, воскреснет и спроси:Ты не Христос ли, к нам сошел?Нет, я живу судьбою с ним похожей —Узлом времен распятый,                     Сын Я Божий.

Узел времени 2. Первооснова

Из дневника художницы начала ХХ века, Монмартр

Часть 1. Художественная

Когда я начала писать дневник? Я уже не помню, но в детстве мне подарили красивый альбом с замочком. Я могла в нем писать и рисовать всё: про то, что думаю, или про то, что произошло со мной за день. Так день за днём я его писала и рисовала свои дни и никогда не думала, что есть другие пишущие и рисующие своё время.

Не думала, пока не увидела чёрный квадрат Вселенной в «Победе над Солнцем».

Не думала, пока не закрутилась в узел времени, в котором я и время слились воедино без места и формы.

Вся Вселенная скрутилась передо мной в победе над солнцем в один чёрный квадрат Малевича, увиденный мной.

Всё мгновения как «Вечность в победе над Временем» скрутились в один узел человеческих судеб.

Время до сих пор не разгаданная загадка человеческого бытия.

Когда все началось? Что было начало? Не верю, что это был Бог… Не верю, что было начало…

Всё всегда было, есть и всегда будет.

Время – это победа!

Победа будетлян над Солнцем в футуристической фарс-опере, которые, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, одержали победу над старым привычным понятием о солнце как о красоте. Солнце было всегда, есть и будет. Новое будущее может быть построено только после разрушения старого привычного мира, после победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы, поэтому и чёрный квадрат вместо привычного солнечного круга.

Время – это революция! Ивсё!

Просто форма у этого «всё» разная. Время – это не линия от начала до конца. Время было всегда, и оно первооснова всего, потому что как могло что-то быть, если времени не было?

Я знаю. Я влетела в футуристический узел времени, стоя перед чёрным квадратом Вселенной, в узел первоосновы всего бытия.

Это невозможно было бы нигде прочитать и невозможно написать, зато я могу это нарисовать. Понятнее всем от этого не станет – «Чёрный квадрат» уже есть. У Малевича в нем слились все картины прошедших времен, начиная со скальных рисунков через реализм греков и эпохи Возрождения до импрессионистов, кубистов и символистов – и вот «Победа над Солнцем» реальности – слитый разными тенями неровный, с широкой стороной вверху чёрный квадрат Виртуальности.

Время художника – это отражение жизни на холсте его картины.

Рисующий время художник – это отражение Вселенной на холсте реальности остановленного Времени.

Если реальность отражается через человека в его желаниях есть, спать, в его движениях, эмоциях и связях, то наличие мечты и грёз у человека порождает мир идей и фантазий. Глаз художника видел, а рука отражала реальный мир на холсте. Глаз и рука художника точили своё мастерство веками. Он видел и рисовал солнце как круг. Когда ум достиг таких высот, что породил устройства лучшее, чем глаз и рука художника, тогда ум породил камеру в руках фотографа. Художнику осталось сдать свои позиции перед техникой в точности передачи мира и уйти в мир фантазии и чувств. Там аппарат пока бессилен, там человек творец! Только так мог родится чёрный квадрат!

Малевич вышел в иную реальность, где есть своя единица «черного квадрата», которую он назвал «суперматизмом», от латинского «супермация», что значит преодоление, преобладание.

«Я долгое время не мог ни есть, ни спать, и сам не понимал, что такое сделал».

Казимир Малевич

Он нарисовал квадрат, а я нарисовала узел. Теперь придётся преодолеть в себе художника и понять, как и Малевич, что я такое сделала. Придётся дать узлу словесное описание, придётся пофилософствовать, поискать первооснову времени.

В конце концов, ну чем человек нынешнего века хуже древних греков? Там каждый мог стать философом, а вот художником надо было родиться и уметь нарисовать виноград так, что птицы пожелали его клевать.

Меня учили рисованию лучшие художники из Академии. Как только карандаш и кисти появлялись у меня в руках, я исчезала в тишине пространства чистого листа на много часов подряд. Мне это никогда не надоедало. Я творила чудеса на бумаге… Потом меня уже учили лучшие мировые художники Италии и Франции.

Теперь, раз я уже художница и живу в Париже на Монмартре, то рисую на потребу дня под заказ, но капелька греческой крови плавает в моей крови от моих предков. Вечерами, глядя на чёрное звёздное небо через окошка на своей мансарде, я становлюсь философом.

Желаешь познать время, придётся понять, придётся пофилософствовать о первооснове мироздания. Это справедливо как для человека, так и для истории.

Часть 2. Философская

Цепочка рассуждения:

«Если есть начало отсчёта времени жизни мироздания,

значит, есть и первопричина существования всей Вселенной и уже как частного случая и жизни на планете Земля.

Чёрный квадрат материи можно увидеть только на белом фоне, в белом квадрате обрамления полотна.

Есть дата, когда я сделала первую запись в этом дневнике. Значит, дневник – это мир мною созданный от конкретной даты начала написания, и… значит, я существую. И когда закончатся листы в дневнике или, когда пишущего не будет, этот мир фантазии моего ума погаснет».

Так я могла думать раньше, в таком примитивном мышлении по линейке рассуждений, при котором время означает лишь длительность, последовательность и интервалы.

Чёрный квадрат на белом фоне изменил мою точку зрения.

Я считаю, что начала отсчёта нет, причин и следствий нет, а вот первооснова есть всегда.

Белое не фон, это как раз БЕЛОЕ является ВСЕМ, а не чёрный квадрат. Чёрный квадрат закрывает основу, вернее первооснову из которой сам же и возник. Квадрат является частью отделенной от основы, проявленной материей от светлого духа. Отделен от целого, единого. Произошло деление на части из одной основы.

Странно, что такую модель деления навязали человечеству столь продвинутые древнегреческие философы. Атомы вещества с их эпохи мы называем атомами, и это знают практически все, а вот, что у них были атомы пространства, называемые амерами, и атомы времени, называемые хрононами, только узкий круг специалистов.

Слово «chronos» обозначало у греков время. От хронона, как неделимой и самой малой единицы времени, у нас в ходу слово «хроника». Любое явление у них является простой хроникой событий. Этакой линейкой времени от начала до конца с отметками на ней. Хрононы наследили в хронике. Греки делили, делили реальность до бесконечности и придумали, что время и место имеет ноль, к которому сходится бесконечный ряд уменьшающихся отрезков. Время, по Аристотелю, есть или движение, или нечто связанное с движением. Время не движение, но ему необходимо быть чем-то связанным с движением, оно некий атрибут движения.

А раз так, то по грекам получается, что никто не сотворял Вселенную своим божественным вмешательством. Чёрный квадрат, как часть белого, отделился сам и существует. Будет существовать и будет двигаться вечно. Будет будетлянин этакий.

Вот в этом я с ними точно согласна, я тоже так думаю. Слишком непосильное дело кому-то сотворить такое. Зато про ноль, деление, время и движение я не согласна.

Потому что можно задать вопрос: «А в каком месте этой линейки хроник этот ноль?»

А если конца и тем более начала не видать, а если эта линейка, как лента, как гибкий шланг закручивается, извиваясь, и образует узлы, те самые узлы времени, то что же в них происходит?

Я с детства увлекалась древнегреческими мифами, героями и богами, позднее у меня была возможно оценить их философию, в которой мир, как завершенный космос, с его гармонией и цикличностью. Везде круговорот. Нет прямых линий. Даже там, где на небе среди звёзд они чертили карту из прямых, созвездия-то обрисовывали кривыми и давали им имена – Персея и Андромеды, Лебедя и Кассиопеи. Гармония и цикличность во всем. Касалось ли это космоса, или жизни человека, или катастроф, которые есть суть разрушения равное концу, но и суть начала нового цикла развития. Начал также бесконечно много, как и концов света.

Вот так. Где что-то рвется, там узелок и завязывается!

Так вот это, по-моему, как раз тот самый узел времени, завязанный страхом будущего.

На самом деле своей философией они пытались избавить человечество от страха, самого главного страха – страха смерти перед лицом любых сверхъестественных сил. Когда человеку объясняют, что собственно нечего бояться, всё есть суть повторения вечно изменяющихся комбинаций атомов в пустоте и вечно повторяющихся хрононов в разном порядке. Получается, что бытие уже было и будет в той или другой форме. Так и человек, рассыпавшийся в прах до атомарного уровня, будет основой для иных комбинаций атомов в других амерах и при других хронах.

Интересно получается, что это полностью перекликается в древнеиндийскими верованиями о перевоплощениях.

Я думаю, что корень слова «веды», которые дословно переводятся как «знания», и корень глагола «ведать», что значит «знать», один и тот же. Надо будет дополнительно что-нибудь почитать про это в Парижской библиотеке. Хотя эти религиозно-философские трактаты были созданы арийцами, пришедшими в Индию до нашей эры со стороны Поволжья и Ирана, и фолианты скорее хранятся в Лондоне.

Так вот у арийцев был закон Риты, закон космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Любое бытие и небытие – это выдохи и вдохи Брахмы соответственно, который живет 100 космических лет, после чего умирает на следующие 100 космических лет до нового рождения. Эти чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия цикличны через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Так как эти 100 космических лет, в наших земных годах огромная цифра в какие-то триллионы лет, то никто это проверить на практике пока не может. Зато гармония и цикличность смены форм бытия прослеживается и в других мировых философиях. Дело в том, что до Канта только древние арийцы говорили об иллюзорном мире, то есть, как бы мы сказали сейчас, говорили о мире иллюзий. Остальные ограничивались только материей, длительностью и сознанием.

Арийцы первые сказали, что надо отличать сущность и иллюзорность, подлинного реального и неподлинного нереального бытия. Я говорю «арийцы» потому, что уверена – это их знания лежат в основе более поздних древнеиндийских школ.

В Индии была школа Вайшешика. Её родоначальник мудрец Канада ввёл шесть базовых категорий: субстанция, качество, действие, общность, особенность и присущность. Благодаря базовым категориям древние индусы смогли описать картину мироздания и разработать детальную теорию атомизма, которую потом повторили греки, но кое что потеряли. Может от сложности перевода с одного языка на другой. Под субстанцией Вайшешики понимали нечто, как носитель различных качеств, производящий или претерпевающий то или иное действие. И таких субстанций насчитывается девять: «земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум».

Вот как! «Время» – это тоже субстанция, и оно тоже производит или претерпевает действие.

К материальным субстанциям относят пять элементов: землю, воду, огонь, воздух и эфир (акаша) – это особый элемент как вечная всепроникающая реальность. Только эфир неделим, остальные элементы делимы и состоят из мельчайших сверхчувственных частиц – атомов (ану).

Эфир есть и в таблице Дмитрия Ивановича Менделеева, он стоит в нулевой группе с инертными газами и в нулевом ряду как главный системообразующий фактор для построения Системы химических элементов. Мы позже открываем то, что уже было открыто до нас.

Ну чем не узел времени переплетений в открытиях первооснов мироздания!

Остальные субстанции, как я понимаю, не материальные: время, пространство, душа и ум. Так вот получается, что тела состоят из вечных атомов четырёх делимых элементов и пребывают в пятом, непрерывном эфире, а также в пространстве и времени.

Вселенная у индусов управляется безличным законом кармы. Помимо живых и неживых тел существует множество вечных душ, которые перевоплощаются в соответствии со своими деяниями. Если при перевоплощении они меняют свои качества в процессе накопления достоинств и добра в сторону улучшения, то могут переходить в состояние Великой Души – Атмана. Если они ухудшают свои качества, то вынуждены перевоплощаться снова и снова согласно закону кармы.

Получается, у древних ариев, а следом за ними и у индусов, время не линейно, а циклично. У древних китайцев в их «Книге перемен» время тоже циклично.

Китайцы в XVIII веке, говорят, смеялись над иезуитами, которые заявили о достижениях европейской науки того времени. Европейское мнение, что природа подчиняется простым познаваемым законам, в Китае демонстрировалась как непревзойденный пример глупости человеческого «Я». По китайской философской концепции космос пребывает в спонтанной гармонии и регулярности явлений без внешнего источника. Гармония в природе, обществе и на небесах является результатом равновесия. Это что-то скорее как резонанс и полная взаимосвязь всех явлений.

У китайцев была своя мифология начала мира. Бытие первоначально появляется в форме хаоса, беспорядка, который был упорядочен небесной (Ян) и земной (Инь) силами. Вся китайская философия древних собрана в Пятикнижии: «Книга песен и гимнов», «Книга истории», «Ицзин», «Записки об обрядах», «Летопись весны и осени».

Меня интересует «Ицзин» – Книга перемен. Глубокий смысл дан уже в названии книги, суть которой – описать процессы перемен, происходящие везде, включая небо со звёздами, вместе с Солнцем и Луной, которые двигаясь по ежесуточным орбитам, сотворяют всё многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира.

У китайцев сокращенный ряд основ мироздания, по сравнению с арийцами, до пяти основных начал мира: вода, так как жидкая и течёт вниз; огонь, потому что горит и поднимается вверх; дерево, способное сгибаться и выпрямляться; металл, изменяющий форму под внешним воздействием; земля, принимающая посев и дающая урожай. У них нет эфира, времени и пространства, ум тоже отсутствует. В смысле ум как основа начала мира.

Миф, как Фу-си однажды увидел на спине лошади-дракона, появившейся из реки, рисунок. Там был изображены мир и его состояния. Материальный мир называли Ци, а шесть его состояний имели значения: Инь – земная тяжелая материя, Ян – небесная легкая материя, ветер, дождь, тьма и свет. Главным было состояние Ян. Фу-си нарисовал увиденный рисунок в форме восьми триграмм. Стал мудрым и пошел передавать свои знания другим.

Получается Фу-си тоже был художник, а стал философом. Всё мироздание он записал в двоичной системе Ян-Ци и Инь-Ци. Ян изобразил одной сплошной чертой (____), пунктирная линия первоначально отражала Инь (_ _ _). Из сочетаний линий Ян и Инь формировались триграммы. Вот так и получились комбинации из 6 элементов (линий) – гексаграммы, которых было 64. Через них отражали основные проявления Ян и Инь как само мироздание, так и результаты их взаимодействия.

Простому человеку было в этом не разобраться и не понять как и в самой картине материального бытия, так и в ее схематическом выражении. Тут и взялись за дело всякие толкователи Книги перемен, так до сих пор и предсказывают. Толкуют, и не зарастает к ним поток людей.

Главное, что в жизни человека всё переменчиво, ни в чем нет постоянства.

Главное, что факт самой переменчивости является постоянным.

Парадокс, господа, однако получается – постоянство переменчивости!

Ещё один парадокс в том, что китайцы соединяют время с понятием помещения, что, на мой взгляд, говорит об их примитивно-природном представлении времени. Для обозначения мельчайшей частицы времени, то, что у греков «хронон», у нас – «миг», китайцы рисуют иероглиф с понятием «глаз», что означает мигание глаза, они могут поставить в качестве второго компонента иероглиф «помещение» и получается «один миг».

Вообще-то китайцы в данном случае сами демонстрируют человеческую глупость в понимании времени, хотя сами смеялись над иезуитами. Страна Китай как «Поднебесная» говорит о замкнутости ее места нахождения в мире, как и Великая Китайская стена. Интересно, что такая же замкнутость соединяется и с замкнутым представлением об истории. Время у них как смена волн: прошла одна, за ней следует другая. Так и люди, которые идут впереди, уходят в прошлое раньше идущих позади, тем самым они уступают место поколению, следующему за ним. Получается, что новые поколения людей и есть самое активное начало, двигающееся навстречу времени, а не идущее позади своих великих предков.

Получается некая обратная по смыслу модель истории по сравнению с европейской, где очень важны смена поколений через родовые корни местных властителей и их достижения, на лаврах и наследстве которых могут долго почивать потомки. Что сейчас постоянно мне демонстрируют французские рантье и титулованные особы, которые всё время выясняют мою родословную, как у породистой кобылы. В отличие от них, у китайцев получается, что время привязано к сейчас живущим людям в этом самом месте.

Одно важное отличие, идущее из глубины веков: у китайцев время безвозвратно уходит куда-то и не возвращается, ощутить его человек может только путём собирания и пропускания через себя. Это что-то аналогичное нашему приобретению опыта.

Вообще, прочитав много разной литературы в Парижской Национальной библиотеке, в которой есть самая ценная часть этой государственной библиотеки – кабинет медалей и манускриптов, я так и не нашла отдельного понятия времени как параметра бытия с началом и его концом.

Наверное, придётся ехать теперь и в Британскую библиотеку. Вот бы дожить до того времени, чтобы доступ ко всем книгам мира был из своей комнате на мансарде. Придумали бы такое устройство, этакое вездесущее око, способное прочесть книгу на расстоянии. Прочесть через этакий светящийся квадрат, на котором чёрными знаками проявятся знания из глубины веков.

Вернемся к первооснове.

Чёрный квадрат бытия заслонил собой белую основу мироздания, оторвался как часть от целого. Именно его нам описали древнегреческие философы при описании реальности в настоящий момент времени и положили в систему развития человеческой европейской цивилизации. Бытие стало измеряться посредством деления на единицы времени. Целое время бытия считается через одинаковые промежутки теперь раз и навсегда. Вместо того чтобы вернуться к первооснове, белому фону за чёрным квадратом бытия, философы и ученые занялись поиском «ноля», то есть поиском начального момента сотворения мира как точки отсчёта.

Смотрите, в современной науке ученые ищут момент сотворения мира. Рождение Христа изменило мировую точку отсчёта календаря. Все современные люди живут сейчас в 19хх-м году от рождества Христова, а век-то у нас двадцатый.

Зачем ищут ноль?

Нужен масштаб, чтобы увидеть и нарисовать перспективу.

Знание деления частей на хронике событий позволяет распознавать и классифицировать явления, претендуя на целостность мировой истории в ходе развития человеческой цивилизации. История, которую называют временем, которая образует нашу картину реального мира.

Когда я читаю историю, что кто-то в такое-то время уже дороги и водопроводы строил, а другие по деревьям лазали, то получается, что племена с дорогами более великие, чем остальные. Этакое эгоцентрическое восхваление себя за счёт деяний предков.

Например, в китайской истории никогда ничего подобного не было, не было необходимости так преподносить деяния предков. Китайские династии не нумеровались, в отличие от египтян, в отличие от европейских монархов. Людовик XVI, при котором началась Великая французская революция, который сначала принял конституцию 1791 года, который отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, который попытался бежать из страны, за что и был в 1792 году низложен, предан суду Конвента, обвинен в составлении заговора против свободы нации и в ряде покушений на безопасность государства, в результате казнён на гильотине. Что с того, что он шестнадцатый?

В Китае не нумеровали века. Европа живет в XX веке. Было бы чем тут гордиться? Взять и переименовать в календарь месяц август в честь римского императора Октавиана Августа, что в переводе означает «божественный и величественный», могли только эгоцентричные упивающиеся абсолютной властью европейские императоры. Лавры предков не давали Августу покоя так, что он целый месяц отобрал дабы увековечить своё имя в истории для потомков. Он ещё при этом у февраля украл день, чем нарушил числовой ряд перемен количества дней в месяцах: 30 и 31.

Время бытия может быть природно-солнечное и естественное, а может быть календарно-цифровое.

Время – это белый фон листа для черного квадрата дат и цифр.

Целостность и невозвратное течение времени с обязательным цикличным повторением смены сезонов, дня и ночи является природно-солнечным и естественным временем, которое человек наблюдает.

Жёсткая хронологическая линейная связь, к которой так привыкли европейцы является календарно-цифровым временем. При этом у китайцев даже смена династий может рассматриваться как новый цикл, как новое время для вновь начинающегося процесса – без отторжения, возвеличивания или принижения времени предшествующей эпохи.

Интересно, что европейцы пытаются сохранять родовые склепы и держать в них как можно дольше и хоронить в них как можно больше именитых предков. Китайцы в Храме предков правящей династии держат только четыре погребальные дощечки с именами предшествующих правителей. Когда умирает нынешний правитель, его погребальная дощечка выставляется, но при этом убирается дощечка его предка, стоящая самой дальней от вновь появившейся таблички. Тот, стоящий за третьим поколением в роду, уходит в небытие к общей анонимной группе предков этой династии.

При такой цикличности и фатальности бытия нет необходимости вводить «ноль» и нечто как абсолютную меру целого, соединяющую прошедшее время и будущее. Это заметно приближает китайскую философию к первооснове ближе, чем европейскую.

Всё в этом мире циклично и подвержено переменам. Сезоны времени различимы по весне или осени, по лету или зиме. Модель вращения времен года создает круг перемен, а не линию, создает циклическое время, которое китайцы меряют долями от целого в 60 частей. Кстати, целое делимое на доли в 60 единиц – это шумерская система деления, а не китайская. Похоже, что первооснова этих знаний у них была единая.

Китайский иероглиф, перевод которого в наибольшей степени соответствует европейскому слову «время», пишется с использованием знака солнца, определяемый от ежедневного или ежесезонного цикла вращения светила, а по сути означает и сезон, и эпоху, и определённый момент.

Если бы китайцы почитали размышления святого Августина на закате античной философии и расцвете эпохи Возрождения о времени, то всё равно бы не поняли и имели право смеяться. Слишком разнятся подходы к первооснове бытия этих двух философий: естественной, которая отражает реальность и цифровой, которая придумывает иллюзию.

Европейская философия с момента рождения, смерти и воскресения Христа похоронила античную философия с её цикличным и повторяющимся временем. Отправила в небытие. Это понятно, потому что Христос, в отличие от природы и солнечного светила, не может повторяться ежемесячно и уж тем более ежедневно. Мир языческих Богов, связанных с силами природы должен был рухнуть. В истории Христа циклам нет места. Конечно, Христос говорил, что он вернется. Только не уточнил: когда будет это пришествие? Посему средневековая христианская концепция времени совершает переход к жестко фиксированному линейному времени. Началом, то есть «нолем», объявляется момент рождения Христа. Надо отдать должно и как следствие закладывает начало понятию прогресса и эволюции.

На страницу:
2 из 3