Полная версия
О смысле и принципах жизни
О капитализме уже сказано, в дальнейшем будет сказано еще больше и конкретнее на примере России, вставшей на путь капиталистического развития.
Автор привел краткие данные формирования различных направлений в развитии человеческого общества, полагая, что Россия, теперь уже как часть капиталистического общества, оказалась в своем развитии подвержена общим тенденциям капиталистического мира, указанным выше.
Общественное сознание, передача знаний и опыта происходят непрерывно от одного поколения к другому, постепенно совершенствуются, и таким образом создается другое общество, другие общественные отношения. «Без общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов и стремлений люди не могут составить прочного общества; чем больше возникает таких связей и чем больше они получают власти над волей соединяемых ими людей, тем общество становится прочнее. «Историческое преемство состоит в том, – пишет Ключевской, – что достояние одного поколения, материальное и духовное, передается другому. Средствами передачи служат наследование и воспитание». Как верно и емко сказано. А теперь разберемся, все ли мы делаем правильно в части преемственности поколений для укрепления нашего общества, общественных отношений, государства и властных структур.
Глава 2
Связь человека с окружающей средой
Чтобы меньше делать ошибок в решении возникающих политических, экономических, социальных и культурного развития проблем, повышении морального состояния людей и в других жизненно важных направлениях, следует прежде всего четко знать – что такое человек, каковы основы его биологического и организационного функционирования. Без этих четких понятий трудно разрабатывать единственно правильный путь развития человечества, приемлемые для каждого человека и всех людей правила поведения и взаимоотношений в процессе жизни.
В предыдущей главе автор постарался на основе научных заключений, исторических записей (летописей), археологических исследований, последних достижений генной инженерии сделать утверждение, что человек – природное создание. Такой вывод сделали многие светила науки, а нам – людям – нужно постоянно самообразовываться, чтобы четко понимать эти тенденции. В этих целях кратко была изложена в предыдущей главе эта проблематика.
Установление, познание законов развития природы, окружающей среды, а в ней человека как биологического и творческого существа, саморегулирующего организма на основе законов природы, организационных процессов его взаимодействия с природой, даст нам возможность лучше ориентироваться в жизненном пространстве, более рельефно видеть – к чему и как следует стремиться, как решать коллективные дела, определять каждому свое место в общественном строю, чтобы не сдерживать общее движение.
Природа создавала человека постепенно, в эволюционном процессе своем совершенствовала его биологический организм, сделав его таким, какой он сегодня. Заложила в него такие основы, которые позволяют человеку при строжайшем соблюдении законов природы, как говорят ученые, жить и действовать до 500 лет.
Если рассматривать человека, его физиологию как индивидуума с самостоятельным и законченным замкнутым циклом функционирования, то мы увидим, что природа создавала его в соответствии с ее законами. Человек – мыслящее существо, да и все другие элементы, составляющие его окружающую среду, взаимозависимы друг от друга. Именно в таком единстве вместе с эволюционными процессами окружающей среды развиваются все ее элементы, а не выдержавшие такие испытания – исчезают как тупиковый путь развития.
Человек – это очень сложный биологический объект природы с замкнутым циклом действий его биологического механизма. В нем природа предусмотрела все необходимые механизмы жизнедеятельности и защитные функции для поддержания его биологического механизма в нормальном состоянии. Для случаев отклонения от нормы она имеет в окружающей среде все возможности исправления возникших нарушений.
Если рассмотреть биологическую схему взаимодействия органов человека, то из нее на основе единения с природой можно по аналогии определить возможные организационные направления формирования норм взаимодействия трудовых коллективов, отдельных категорий граждан, человеческого общества вообще и государственное устройство, приемлемое для живущих на данной территории народов. Итак, главной в жизнедеятельности биологического существа, в данном случае – человека, является мощная сердечно-сосудистая система, питающая весь организм через кровеносную систему и биологические клетки необходимыми элементами. Другая мощная система – легочная – по запросам организма доставляет кислород для насыщения им крови, которым снабжает все органы организма на клеточном уровне. Подготовкой питательных веществ и разложением их на нужные для организма ингредиенты занят специальный желудочно-кишечный тракт. Для ограждения систем регулирования в организме есть печень и почки, которые являются как бы охранниками организма от попадания в него вредных веществ. Органы зрения даны человеку, чтобы видеть окружающую среду, слуха – чтобы слышать, что в ней делается, в случае угрозы подготовиться к защите. Тем же целям служат органы обоняния. Чтобы двигался человек в жилом пространстве природы и обслуживал сам себя, ему даны органы движения – руки и ноги. Есть органы продолжения рода человеческого. И, что интересно, все эти биологические механизмы подчинены голове, а точнее – ее мозгу. Именно мозг контролирует и регулирует деятельность всех имеющихся в организме схем жизнедеятельности. Именно мозг человека дает соответствующие команды – как поступать тому или иному биологическому механизму в случае несоответствия их деятельности законам окружающей среды. В том числе решая вопросы жизни и смерти. Не развивая дальше и глубже высказанные мысли, – это дело соответствующих специалистов, хочу еще раз особо подчеркнуть, чтобы человеку, человечеству выжить в природной среде, он, оно должны всячески способствовать охране окружающей среды и вместе с ней по ее законам совершенствоваться. Выявление и более глубокое познание законов эволюции природы, строжайшее соблюдение закономерностей в природе являются основой для гармонического развития всего сущего на Земле. Милость от природы можно ждать лишь тогда, когда она (природа) будет обласкана и непременно сохранится в жизни ее обитателей, когда ее законы являются основным фундаментом базирования и развития человека и человеческого общества. Сохранение среды обитания – это непреложный закон жизни на Земле. Нарушения его вызывают искусственные катастрофы, тупиковые ситуации, которые как вредные отвергаются ей.
Я не случайно поднял вопрос биологической особенности человека и охраны окружающей среды. Если мы внимательно посмотрим на биологическое функционирование человеческого организма как саморегулирующей системы и сравним эти функции с функциями объединений, коллективов, народов, государств, то увидим интересную картину. Основой жизнедеятельности человека и человечества является неукоснительное соблюдение прежде всего законов природы, являющихся главным и единственно возможным источником жизни. И второе, что вытекает из этого, что биологические механизмы отдельного человека при условии сильного коллективного духа у людей, а он именно такой, повторяют функции биологии, но на организационном уровне общества и государства. Они учат нас как и что надо делать для правильного использования природы – основы существования коллективным путем. Но, чтобы грамотно использовать естественные законы природы, их нужно изучать и знать как можно полнее, тогда мы будем меньше делать ошибок в организационном и технологическом плане, что создаст лучшие возможности для жизни. Все организационные схемы управления обществом, государством, направлены на то, чтобы активно координировать биологические процессы в рамках общества и государства.
В связи с неравномерностью развития человеческого общества на планете Земля возникли и далее будут возникать особенности общественных отношений в зависимости от природных условий в поведении человека, привычек, образов мышления, наконец, в отношениях друг к другу. Они, эти особенности, накладывают свой отпечаток на образ жизни человека в данных условиях. Наконец появляются языковые и другие различия.
Некоторые ученые стремятся приравнять все народы к одному знаменателю, что весьма опасно в смысле их национальных отношений.
Может быть, в будущем все придет к этому, о чем говорилось в начале книги, но это время еще очень и очень далеко, а перескакивать события без соответствующей подготовки значит – подвергать человечество на застой. Шатания и разброд вряд ли нужны народам.
Здесь людям следует обратиться к ученым общественных наук с просьбой анализировать общественные события только на достоверной исторической основе, без соответствующих личных эмоций и с учетом конкретности фактической жизни делать обобщения по вопросам общественного развития человечества. А делать это уже надо. Народ нуждается в конкретных научных разработках и выводах о путях общественного развития, которые принимают всеобщий характер.
В рамках этих размышлений на примере Российского государства попытаемся посмотреть на целесообразные формы общественного бытия сегодня, завтра, руководствуясь реалиями.
Не отрываясь от природы, окружающей среды, считая это основным законом жизни живой природы и в частности человека как ее части, все общественные законы коллективной жизни людей и законы природы должны строго гармонировать между собой. При этом законы природы имеют определяющее положение в поведении человеческого общества. В идеале организационная закономерность в сообществе людей должна быть направлена на коллективное взаимодействие решения проблем жизни общества в целом и его членов в частности. Организация его такова, что каждый должен работать на благо своего общества и через него решать личные, семейные проблемы. Кстати, этот вопрос в обществе рассматривается двояко. Некоторые считают, что коллективный труд малопроизводительный, и отдают предпочтение индивидуальному. Другие говорят, что эффективнее организация общественного труда и справедливое распределение его результатов в руках государства. Что собственность в руках государства – путь к светлой и справедливой жизни.
В следующих главах книги автор аналитически рассматривает схемы существования и развития отношений, пытается поискать наиболее рациональные пути развития человека в Российском государстве и через него – человеческого сообщества на Земле. Сама природа нам подсказывает, по каким законам и как наиболее удобно жить человеку, человечеству.
Глава 3
О формировании русской нации и российской государственности
О самобытности русского народа немало сказано противоречивых суждений. До сих пор аналитики пытаются ответить на волнующий их вопрос: кто такие русские, в чем загадочность русской души? Многие, особенно на Западе, интересуются откуда пошла русская земля? Как формировался русский человек с его особенностями? Кто населяет, какие народы проживают на территории Российского государства? Некоторые специалисты поддерживают мнение авторитетного французского писателя маркиза Астольфа де Кюстина, сказавшего: «Поскреби русского – найдешь татарина», – полагая, что 300 лет татаро-монгольского ига не могли не сказаться на изменении генов у русских. Известный русский поэт Александр Блок считал, что мы, русские, натурально азиаты… с раскосыми глазами. Некоторые ученые считают, что русские – европейских кровей, и азиата в них наскрести проблематично.
Ведущий научный сотрудник лаборатории генетики человека Медико-генетического научного центра Российской академии медицинских наук О. П. Балановский сделал вывод, что в генфонде русского народа эти процессы, о которых говорилось выше, если и оставили след, то совсем ничтожный. Доля гапло-групп у нас составляет не более 2 процентов, средняя «фоновая» частота центрально-азиатских генов по Европе составляет столько же. У французов, например, генетического сходства с народами Центральной Азии не меньше, чем у русских. Как уже было сказано, у всех народов Земли был один прародитель. По мере рассредоточения по Земле, живя в различных климатических и вообще природных условиях в процессе развития формировался на данном месте человек с измененными генами. Но все равны на белом свете: обобщая историю человечества, наука говорит: все народы мира – братья, и надо научиться всем жить мирно.
Человечество давно изучает свою историю. Стараниями ученых, бытописателей легенды и поверья дают возможность в какой-то мере проследить пути возникновения, расселения и совершенствования человека. Формирование российской нации, человека русской национальности вписывается в общую схему возникновения и рассредоточения по Земле людей. Об открытых учеными тенденциях истории формирования человечества кратко уже сказано. К этому следует добавить, что устоявшиеся обобщения формирования славянского народа, сделанные в работах авторитетных, признанных классическими историков – Сергея Михайловича Соловьева и Василия Осиповича Ключеского, пока являются определяющими.
С. М. Соловьев, «признавая единство общего пути и основных этапов развития всех народов, вслед за Гегелем считал, одни народы – историческими, другие – неисторическими». Арийским народам, к которым Соловьев относил и славян, приписывалась особая историческая роль – способствовать успешному историческому прогрессу. Исходя из таких соображений, Соловьев возвеличивал славянские народы… упрекал немецкого историка В. Риля, враждебно относившегося к Франции и французам, в мелкой, недостаточной великого народа вражде, зависти к другим народам (Сочинение, стр. 114, 764).
Придавая большое значение природным факторам развития человечества, Соловьев считал, что родовые отношения, господствовали в Древней Руси…
У славян существовал родовой, а не общинный строй… Появление дружин варягов подрывало родовой строй, хотя они и «сами оказались под их влиянием». Княжеские отношения строились на родовых налогах. Русская земля со времен Ярослава Мудрого считалась общей собственностью княжеского рода… составляла «одно нераздельное целое вследствие родовых княжеских отношений… князья считали свою землю своей вотчиной, неразделенным владением всего рода». В Древней Руси существовал не родовой строй, а уже государственный… сформировался он на основе феодальных производственных отношений. Соловьев признавал, что появление варягов сыграло важную роль в объединении разрозненных славянских племен – привело к возникновению «среди них сосредотачивающего начала, власти». Как бы ни было в начале, – разноплеменное население рано или поздно станет областью одного государства.
Придавая большое значение природным условиям расселения и жизни людей, Соловьев считал, что «Великая (русская) равнина для заселения открыта на юго-востоке, соприкасается непосредственно со степями Средней Азии; толпы кочевых народов с незапамятных времен проходят в широкие ворота между Уральским хребтом и Каспийским морем и занимают привольные для них страны в низовьях Волги, Дона и Днепра, берега которого и его притоков по своему плодородию способны питать и земледельческое народонаселение.
Предания говорят о народных движениях с запада навстречу кочевым ордам; на востоке и западе селятся племена земледельческие с характером европейским, они движутся далее на восток, но кочевники не без боя уступают славянским племенам свои привольные степи, идет постоянный борьба.
«Составляя восточную часть Европы, представляя на юго-востоке степь, населенную кочевыми племенами, сменявшими друг друга в постоянном стремлении из Азии, на северо-западе в страну, покрытую девственными лесами, – писал Соловьев, – наполненную реками, озерами, болотами, среди которых кое-где блуждали орды звероловов». Племена славянские раскинулись на огромных пространствах, по берегам больших рек; при движении с юга на север они встречаются с племенами финскими, между которыми не было вражды. «В начале нашей истории, – пишет Соловьев, – мы видим, что славяне и финны действуют заодно; каким образом ославянились финские племена – меря, мурома; каким образом Двинская область получила русское народонаселение и стала владением Великого Новгорода? – все это произошло тихо, незаметно для истории, потому что здесь все процессы прошли мирным путем».
Создание русской государственности строилось с учетом природных особенностей, а именно: по бассейнам рек и системам рек, с учетом равнин, возможных для жизнедеятельности человека. «Прошло много веков. Несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство, но явление, замеченное Геродотом, – пишет Соловьев, – по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям».
Далее он повествует: на огромном расстоянии от Белого моря до Черного и от Балтийского до Каспийского не встречается никаких «сколько-нибудь» значительных возвышений, резких переходов. Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев и верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности вызывают одинаковые средства их удовлетворения; и равнина как бы ни была обширна, как бы ни было в начале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятны обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними».
«Великая равнина открыта на юго-востоке, соприкасается непосредственно со степями Средней Азии; толпы кочевых народов с незапамятных пор проходят в широкие ворота между Уральским хребтом и Каспийским морем и занимают привольные для них страны в низовьях Волги, Дона и Днепра; древняя история видит их здесь постоянно господствующими; Геродот свойствами страны объясняет причины этого господства, но тот же Геродот замечает, что берега Днепра по своему необыкновенному плодородию способны питать и земледельческое народонаселение; и вот предания говорят о народных движениях с запада навстречу кочевым ордам; на берегах Днепра и его притоков на востоке и западе селятся племена земледельческие с характером европейским; они движутся все далее и далее на восток, но кочевники не скоро уступят им свои привольные степи. Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить за счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба со степными варварами. Периоды этой борьбы так обозначаются в русской истории: от половины IX века до сороковых годов XIII нет резкого перевеса ни на стороне кочевников, ни на стороне славянских племен, объединенных под именем Русь; печенеги, а за ними половцы наносят иногда сильные опустошения Приднепровью, но зато иногда и русские князья входят вглубь их степей, за Дон, и пленят их вежи. От сороковых годов XIII века до исхода XIV века берут перевес азиаты в лице монголов; с конца XIV века пересиливает Европа в лице России; северо-западная, европейская часть великой равнины начинает распространяться за счет юго-восточной, азиатской. Но природа страны обусловила еще другую борьбу для государства, кроме борьбы с кочевниками: когда государство граничит не с другим государством и не с морем, но соприкасается со степью, широкою и вместе с тем привольною для житья, то для людей, которые по разным причинам не хотят оставаться в обществе или принуждены оставить его, открывается путь к выходу из государства и приятная будущность – свободная, разгульная жизнь в степи. Вследствие этого южные степные страны России по течению больших рек издавна населялись козацкими толпами, которые, с одной стороны, служили пограничною стражею для государства против кочевых хищников, а с другой, признавая только на словах зависимость от государства, нередко враждовали с ним, иногда были для него опаснее самих кочевых орд. Так Россия вследствие своего географического положения должна была вести борьбу с жителями степей, с кочевыми азиатскими народами и с козаками, пока не окрепла в своем государственном организме и не превратила степи в убежище для гражданственности».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.