Полная версия
Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь
Евгений Михайлович Бабосов
Владимир Федотович Берков
Сергей Леонтьевич Гаранин и др
Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь
© Оформление. РУП «Издательский дом «Беларуская навука», 2015
* * *Введение
«Перспективы развития науки в Беларуси должны определяться исходя из триединства – экономика, интеллект, государственность»
А. Лукашенко«Последствия материального ущерба (причиненного нации), могут быть преодолены, последствия ущерба интеллектуального – никогда»
Thurow 1999, s. 20Монография является ответом на вызов позиционированию Республики Беларусь в современном мире как его активного субъекта и суверенного государства. Этот ответ обусловлен прежде всего социально востребованным общенаучным императивом единства теоретического и практического. По Гегелю, «теоретическое по существу содержится в практическом, их нельзя представить себе разъединенными, ибо невозможно обладать волей без интеллекта. Напротив, воля содержит в себе теоретическое: мысля, мы деятельны» [1990, с. 69–70]. Ф. Ницше также подчеркивал «опасное разграничение «теоретического и «практического»… Не мерить двойной мерой!… Не отделять теории от практики!» [1994, с. 212].
Принципиальный вопрос – о характере и структуре такого Знания. Каким оно все более становится и должно быть – междисциплинарным или постдисциплинарным? «Ситуация, – подчеркивал К. Ясперс, – означает не только природно-закономерную, но скорее смысловую действительность, которая выступает не как физическая, не как психическая, а как конкретная действительность, включающая в себя оба эти момента… Эта действительность является предметом не одной, а многих наук… Существуют ситуации всеобщие, типические…» [Ясперс 1004, с. 9–10].
Однако «в товарищах согласья нет», и дилемма между разными экспертными подходами не только терминологическая, но и смысловая. С одной стороны, в авторитетном документе «Лиссабонская декларация по социальным наукам. Социальные науки в обществе: новое партнерство» (2001) отмечается необходимость стимулировать междисциплинарные исследования, расширить возможности в сфере междисциплинарного сотрудничества [Международный… 2004, с. 21–22]. В научно-исследовательском департаменте Еврокомиссии также утверждают, что все эти вопросы требуют междисциплинарного подхода, который может быть осуществлен только в работе на ключевых направлениях, ориентированных в большей степени на проблемы, а не на отрасли знаний [см.: Роутти 1999, с. 9].
Тем не менее известный социолог М. Доган, директор Национального центра научных исследований (Париж), пишет, что «сети перекрестных влияний таковы, что они стирают старую классификацию социальных наук… Слово «междисциплинарный» уже не подходит, поскольку оно несет в себе намек на дилетантизм, а его необходимо избегать и заменить терминами «мультиспециальность» или «гибридизация научного знания» [Доган 1998, с. 169]. Упрек в недостаточной определенности и промежуточном характере междисциплинарного знания обоснован уже потому, что оно продуцирует «многознание» в пространстве zwischen (нем. между), не достигая системно-синергийного синтеза целостного Знания.
На международной конференции в 1999 г. в Минске, организованной белорусскими экспертами совместно с Российской академией гуманитарных наук и журналом «Социально-гуманитарные знания», отмечалось, что на повестке дня не «гибридизация», а органический постдисциплинарный синтез наук [см.: Интегративные… 2000, с. 6].
Актуализация отмеченного синтеза является ведущим ориентиром всестороннего осмысления роли культурно-цивилизационного, прежде всего интеллектуального капитала и потенциала Республики Беларусь как стратегического ресурса ее современной системной модернизации, в которой главное – не просто Знание, а Понимание.
Этой базовой проблеме посвящена вступительная статья академика-секретаря Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси А. А. Ковалени. Научные исследования, которые осуществляют отечественные ученые-гуманитарии, пишет автор, выполняют двуединую исследовательскую и институциональную функцию: сохранения и укрепления основ белорусской государственности, обеспечения духовной безопасности и целостности страны. В такой ответственный исторический период это является не только профессиональным долгом, но и призванием – постигать витальный дух нашего народа, преемственность богатства его историко-культурного наследия, обеспечивать научно-экспертное прогнозирование и аналитическое сопровождение деятельности государственных органов в сфере разработки и реализации духовно-культурного, социально-экономического и общественно-политического развития страны.
Монография состоит из 5 взаимосвязанных частей и 18 глав.
В части I «Модернизация и методология моделирования управления интеллектуальным потенциалом Республики Беларусь», ее двух главах главный научный сотрудник Центра исследований глобализации, интеграции и социокультурного сотрудничества Института философии НАН Беларуси, профессор И. Я. Левяш рассматривает модернизацию и роль интеллектуальной деятельности в этом процессе.
В главе 1 проблема структурирована с позиций сущностного понимания императивов Современности и в этом ключе – роли белорусского интеллекта в обеспечении национальной и коллективной безопасности, специфики модернизация как системной трансформации современного общества. Подраздел главы о сути смыслоконцепта «интеллектуальный потенциал» подготовлен ведущим научным сотрудником Института философии НАН Беларуси Н. Е. Захаровой. Далее И. Я. Левяш рассматривает модернизацию с позиций востребованной синергии форм собственности, выяснения проблемы собственности «совокупного интеллекта» и инновационной деятельности как ведущего приоритета.
Глава 2 посвящена методологии управления интеллектуальным капиталом и потенциалом Беларуси и в этой связи – понятию праксиса управления и политической культуре управления интеллектуальной деятельностью в Республике Беларусь. На основе этих предпосылок выясняются логическая и содержательная структура и затем – динамика методов и технологий управления «совокупным интеллектом».
В части II «Научное Знание как главная производительная и социально-творческая сила» представлены экспертная аналитика и рекомендации в контексте трансформации науки как значимой тенденции современной эпохи, приоритетные проблемы ее динамики.
В главе «Знание в пространстве постиндустриального/информационого общественных укладов» директор Института философии НАН Беларуси А. А. Лазаревич рассматривает Знание в контексте процессов эволюции индустриального общества к более зрелому состоянию и вместе с тем – как современную информационно-когнитивную проблему «общества знания». Выясняются альтернативные и вместе с тем взаимодополняющие концепции современного знания, структура знаниевых компьютерно-информационных систем, роль и функции практики в моделировании знания в экспертных системах и его потенциал.
В главе «Наука – концентрированное воплощение интеллектуального потенциала нации» академик НАН Беларуси Е. М. Бабосов, главный научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, сосредоточивает внимание на понимании науки как интегрированного интеллекта и генератора человеческого капитала, достижениях в научно-техническом развитии Беларуси и ресурсах их оптимизации. Всесторонне анализируются многомерный характер креативной научной деятельности и в ее структуре – повышение роли социально-гуманитарных наук, шире говоря – приоритетные точки роста «совокупного интеллекта». Особое внимание уделяется менеджменту, соотношению рефлексивного и стратегического управления научной деятельностью.
Глава «Гуманитарная миссия философии и интеллектуальный капитал современных обществ» зав. кафедрой философии и методологии науки, доктор философских наук, профессор А. И. Зеленков воспроизводит сущность и роль философского Знания в трех основных ипостасях – как теоретико-методологическое ядро публичного пространства социума, профессионально-академический дискурс в связи с наукой, религией, искусством и фундамент образования. Выявлены такие максимы философского образования, как междисциплинарный универсализм, переход к постнеклассической парадигме, связь с идеологией и воспитанием гражданина. Показана белорусская специфика этих процессов. Их оптимизация предполагает единство традиций и инноваций, информатизацию, предметно-уровневый подход (специалист, магистр, аспирант), широту и глубину концептуализации современной социодинамики и ее практико-ориентированные обобщения и рекомендации.
Глава «Опыт и перспективы партнерства государства, науки и бизнеса в Беларуси» И. Б. Михеевой, руководителя Центра исследований глобализации, интеграции и социокультурного сотрудничества Института философии НАН Беларуси, кандидата философских наук, посвящена государственно-частному партнерству как механизму формирования инновационного типа экономики в контексте специфики белорусского опыта в области формирования ГЧП. Проведен сравнительный анализ моделей взаимодействия государства, бизнеса и науки в отечественной и зарубежной практике, определены перспективы оптимизации триединых партнерских отношений государства, науки и бизнеса в Беларуси, предложен комплекс рекомендаций.
Глава «Интеллектуальный потенциал нации: науко-практика работы с одаренными» доктора философских наук, профессора РИВШ В. В. Познякова основана на современных научных представлениях о понятии одаренности, специфики исследования творческого развития молодежи в учебном процессе и особенностей социализации результатов творческой деятельности учащихся. Предметно и остро поставлен вопрос о закреплении интеллектуально одаренной молодежи в нашей стране и предложены конструктивные меры по предупреждению «утечки мозгов».
Часть III «Ноосферная парадигма: проблема ее формирования как вызов времени» представляет собою методологически и концептуально целостную панораму ноосферного направления современного постдисциплинарного знания в Беларуси, представленного его известным основателем в республике, советником председателя Президиума НАН Беларуси, академиком П. Г. Никитенко и другими исследователями.
В главе «Формирование ноосферного мышления – приоритет новой экономики и социальной политики» автор обосновывает всеобъемлющую роль знания в экологически ориентированном ноосферном мировоззрении и ментальности, характеризует совокупность признаков процесса ноосферизации как формирующейся парадигмы человеческой жизнедеятельности, выясняет функции науки в ноосферной экономике.
Глава «Мировоззренческая и концептуальная модель перспективной стратегии развития экономики белорусско-российского мира до 2030 года» на основании Закона времени – объективного характера трансформации современной кризисной экосферы в ноосферу – осуществлено прогностическое моделирование процесса, выявлена совокупность его признаков, критериев и индикаторов в масштабах интеграционных евразийских объединений.
Глава «К парадигме ноосферы: homo sapiens or homo wise? (человек разумный или человек мудрый)» профессор И. Я. Левяш предлагает авторское определение смыслоконцепта «экосфера». Анализируется официальный принцип «sustainable development» («устойчивое развитие») и ему противопоставляется более реалистическое определение современности как «общества риска» (У. Бек, З. Бауман и др.), чреватое антиэкологической катастрофой. Конструктивный исход усматривается в коэволюции – достижении динамического равновесия между всеми подсистемами экосферы, и ее развитии в направлении ноосферы.
В главе «Социоэкологические основания формирования интеллектуального потенциала личности» ведущий научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Н. Е. Захарова сосредоточивается на характерной для развитых стран мира эволюции от человека экономцентристской ориентации в индустриальную эпоху к человеку как субъекту формирующейся постиндустриальной, ноосферной цивилизации и культуры. Исходя из изложенных в части I представлений об интеллектуальном потенциале, автор акцентирует его образовательную компоненту как предпосылку формирования экогуманизма в системе национально-культурных ценностей.
Часть IV «Интеллект, идеология, духовная культура» – это широкая палитра концепций авторов о культурно-исторической детерминации, состоянии и тенденциях духовной жизни в Беларуси – от ее идеологических оснований до поиска оптимальных путей и многообразия форм самоопределения белорусского народа в современном мире.
В главе «Национальная идея или белорусская идея?» во многом нетрадиционная и концептуально строгая интерпретация этой проблематики предлагается доктором философских наук, профессором Академии управления при Президенте Республики Беларусь В. А. Мельником. На основе нормативных в европейском социогуманитарном знании концептов нации, национальной идеи и вместе с тем в контексте белорусских этнонациональных реалий корректно соотносятся понятия «белорусская национальная идея» и «белорусская идея». Как наиболее результативная предлагается идея воспроизводства и процветания белорусской нации.
Глава «Нацыянальная філасофская спадчына ў сістэме інтэлектуальнага капіталу Беларусі» руководителя Центра философских компаративных исследований Института философии НАН Беларуси, кандидата философских наук В. Б. Еворовского базируется на исследовании духовных истоков белорусской философской культуры, прежде всего пассионарных периодов – Возрождения и Просвещения. Автор вводит плодотворное понятие «Регион Великого княжества Литовского» (РВКЛ), которое позволяет интерпретировать его полиэтническую интеллектуальную культуру как основной вектор движения белорусской культуры к общеевропейской идентичности. Региональная и национальная идентичность рассматриваются в контексте процесса модернизации.
В главе «Феномен «пограничности» в кросс-культурном диалоге национальных литератур» заместитель директора Института философии НАН Беларуси, доктор филологических наук В. В. Максимович усматривает в интеллектуальном ферменте культуротворчества ценностно-смысловой ключ к пониманию феномена белорусского «пограничья», эстетической ипостаси белорусской национальной идеи. Автор раскрывает двуединый модус белорусской художественной классики путем сравнительного анализа творчества Максима Богдановича и Янки Купалы, подчеркивает интеркультуральный смысл белорусского художественного наследия.
В главе «Літаратуразнаўства як фактар структуравання інтэлектуальнага капіталу» С. Л. Гаранин – заместитель директора по научной работе Института языка и литературы имени Я. Коласа и Я. Купалы, и Г. М. Кислицына – старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, отмечают, что в современном мире художественная литература и литературоведение выступают важными факторами структурирования интеллектуального капитала. Богатейший опыт художественного отражения реальности и ее научного осмысления обусловливают особую роль литературоведения в системе общественных наук, превращая его в условно автономную область гуманитарного знания и общественной практики. Успешно преодолевая методологическую и идейную разобщенность, связанную с перестройкой системы духовных ценностей в Беларуси, академическое литературоведение перевоплощает в новых исторических условиях достижения социокультурного метода исследования литературных явлений и процессов, направлено на диалог с читателем, служащий развитию его личности и освоению базовых культурных ценностей нашего народа и всего человечества.
Глава «О так называемой оптимизации социально-гуманитарного образования» доктора философских наук, профессора Академии управления при Президенте Республики Беларусь В. Ф. Беркова – это очерк реалий образования в Республике Беларусь и типичная для научно-педагогической общественности оппозиция их «оптимизации», но на деле – гибридному статусу между советским наследием и Болонским процессом с его ориентацией на инструментальную компетентность. Предупреждение автора об ущербности такого состояния для белорусского «совокупного интеллекта» и нравственности общества представляется обоснованным и своевременным.
Часть V. «Интеллектуальный потенциал «нового регионализма» и Беларусь» посвящена позиционированию Республики Беларусь в относительно устойчивом, но структурно неоднородном ареале среднеевропейских государств, как сравнительно недавно ставших членами Евросоюза, так и неформально связанных взаимоотношениями добрососедства. Их единые историко-культурные корни, территориальная близость и возможности оптимизации взаимодействия интеллектуальных потенциалов представляют особый концептуальный и практический интерес.
В главе «Экономический и инновационный потенциалы трансграничного сотрудничества Республики Беларусь» главный ученый секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, кандидат экономических наук А. А. Литвинюк характеризует состояние еврорегионализации в этом аспекте в целом и в особенности – белорусский ракурс трансграничного сотрудничества, основные направления, группы и тенденции взаимодействия. Автор обсуждает нерешенные проблемы и пути пересмотра государственного дирижизма в целях совершенствования сотрудничества Беларуси с сопредельными государствами.
В главе «Интеллектуальный капитал регионального сотрудничества в Центральной Европе» младший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси М. Б. Завадский исследует концепцию и практику «нового регионализма». В центре внимания – интеллектуальный капитал известных и устойчивых институциональных структур – Вишеградской группы и Центральноевропейской инициативы. Отмечается их эффективность как инструмента регионального сотрудничества в научно-образовательной сфере, и в этом ракурсе выясняются резервы и перспективы Беларуси.
Возвращаясь к исходной во Введении точке опоры – «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория» (И. Кант), подчеркнем, что авторы монографии стремились к реализации всего комплекса рассмотренных исследовательских задач на постдисциплинарном теоретико-методологическом фундаменте синтеза социальной и политической философии, культурологии, историко-компаративных исследований, а также на основе актуальных отечественных и зарубежных разработок в области глобальных и региональных интеграционных процессов. В духе удачного неологизма науко-практики это системно-синергийный опыт постижения ключевого богатства Республики Беларусь – интеллектуального капитала и потенциала как гаранта ее государственного суверенитета и национальной безопасности, фундаментальной предпосылки достойного места и роли в мировом и региональном пространстве.
Такая парадигма монографии означает ее методологическое и смысловое единство и вместе с тем – полифонию разнообразных концептуальных подходов и практических рекомендаций ее авторов, предоставляет и читателю возможность свободного выбора содержательных и ценностных ориентаций. В этом ключе – солидарное отсутствие претензии на то, что в работе достигнута «истина в последней инстанции», и этим обусловлен раздел «Вместо заключения» – попытка кратко, в постановочной форме осмыслить вероятностные перспективы исследования нашей проблематики.
Вполне сознавая дистанцию между замыслом монографии и достигнутыми результатами, авторы будут признательны за конструктивные предложения, а также критические замечания и пожелания. Не будем уподобляться тому закосневшему в догме биологу, который, увидев не вписавшегося в привычную классификацию жука, раздавил его. Quot capita tot sensus (лат.) – Сколько голов, столько умов.
С точки зрения технической специфики, в монографии упрощено обращение к источникам. В списке литературы они расположены в алфавитном порядке, а в тексте, как правило, обозначены в квадратных скобках заглавным словом, годом издания и страницей (где она необходима). В книге использованы аббревиатуры наиболее часто называемых источников: Белорусский национальный статистический комитет – Белстат, БелГазета – БГ, Белорусы и рынок – БР, Международный журнал социальных наук – МЖСН, Мировая экономика и международные отношения – МЭиМО, Общественные науки и современность – ОНС, Политические исследования – Полис, Программа развития Организации Объединенных Наций – ПРООН, Россия в современном мире – РСМ, Социологические исследования – Социс, Философские науки – ФН. Монография адресована всем, кто заинтересован в судьбоносной для Республики Беларусь оптимизации ее интеллектуального капитала и потенциала, прежде всего – структурам государственного управления, академическим коллективам, научно-образовательному корпусу, всем, кто в гражданском обществе сопричастен к этой достойной и перспективной деятельности.
От знания к пониманию и практике: наследие, настоящее, будущее
Исследование интеллектуального капитала Республики Беларусь – одна из важнейших задач ученых Отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук Беларуси. Научные исследования, которые осуществляют отечественные ученые-гуманитарии, являются оригинальными и выполняют институциональную функцию – сохранения и укрепления основ белорусской государственности, обеспечения духовной безопасности и целостности страны. Это чрезвычайно важно для успешного развития молодого суверенного государства – Республики Беларусь. В такой ответственный исторический период это является не только профессиональным долгом, но и призванием – постигать витальный дух нашего народа, богатство его историко-культурного наследия, обеспечивать научно-экспертное прогнозирование и аналитическое сопровождение деятельности государственных органов в сфере разработки и реализации духовно-культурного, социально-экономического и общественно-политического развития страны. Президент страны А. Г. Лукашенко, выступая на совещании перед ведущими учеными в Национальной академии наук Беларуси 31 марта 2014 года, подчеркнул, что «гуманитарные науки – это прежде всего науки идеологические. Ведь идеология является дорожной картой общественного развития. Государственную идеологию мы формировали по большей части эмпирическим путем. Настало время обобщить опыт существования суверенной Беларуси, выделить, систематизировать и использовать в идеологической работе все то, что поможет консолидации общества и укреплению единства нации» [Совещание… 2014].
В сложном и противоречивом процессе культурно-исторического развития формировались и укрепились национальное самосознание белорусского народа, его государственность. Мощный внутренний духовный и интеллектуальный потенциал белорусского народа позволил обрести и утвердить историческое право «людзьмi звацца», выявлять свою гуманистическую самоценность в бурном социоисторическом потоке XXI столетия. Сегодняшняя практическая парадигма прогресса белорусского общества находится в плоскости успешного перехода на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Важнейшей особенностью белорусской модели социально-экономического, духовно-культурного и общественно-политического развития является ориентация на человеческий капитал как на долгосрочный резерв стабильного строительства государства.
Осмысление пройденного мировым сообществом пути показывает, что существует немало периодизаций содержания и главной направленности развития исторических эпох. Одна из них – триада мыслителя раннего Просвещения Дж. Вико: «Век богов, век героев, век людей» – оказалась пророческой. В «век людей» на смену религиозно-богословским идеям «века богов» и нравам «века героев» приходит мораль, основанная на ценностях свободы, совести и долга. На смену «праву силы» приходит «человеческое право», где все равны перед законом, а в основе права лежат установления человеческого разума. Он представлен такими атрибутами, как демократическая республика или представительная монархия, главенство не происхождения, а личных качеств людей. В этот период господствует язык простого народа, а не благородного сословия. Однако «век людей» оказался и «смутным временем» ушедшего в Лету XX столетия с его революционно-романтическими утопиями, жестким геополитическим соперничеством – развязыванием двух мировых войн и обесцениванием человеческой жизни.
Тем не менее, при всей неоднозначности и противоречивости социально-экономического и духовно-культурного развития общества, в конце XX – начале XXI столетия отмечается кардинальный поворот к человеку. Мировое сообщество все больше убеждается в идее, что лучший путь к процветанию – не конфронтация, применение силы и навязывание чужой воли, а использование достижений научно-технического прогресса, налаживание эффективной системы хозяйствования для создания благоприятных условий развития личности. Представляется, что в обозримой исторической перспективе научно-технический прогресс будет разворачиваться с учетом сосуществования различных региональных цивилизаций, социальных систем, экономически развитых и развивающихся стран. Это, несомненно, будет сказываться на характере и направлениях научно-технического прогресса в глобальном, общечеловеческом масштабе, причем как в позитивных, так и в негативных проявлениях.