bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Совершенно неожиданно на помощь Моделю и Гудериану пришло поднятое 1 августа 1944 г. формированиями эмигрантского правительства Польши в Лондоне Варшавское восстание. Националистическим политиканам в Лондоне и в подполье очень уж хотелось показать «москалям», что к моменту освобождения в Варшаве уже имеется «законная» польская власть, с которой освободителям придётся считаться и которая «мигом поставит их на место». В самонадеянной уверенности, что «Варшава будет свободна со дня на день», «лондонцы» и националистическое подполье в Варшаве даже не поставили в известность о своих планах советское военное командование и политическое руководство.

1 августа 1944 г. по Варшаве был распространён следующий напыщенный приказ командующего Армией Крайовой (АК) генерала Т. Бур-Комаровского, в котором с предельной откровенностью были указаны действительные (антисоветские, а не антифашистские) цели и задачи Варшавского восстания:

«Великая и независимая Польша скоро воспрянет рядом с нашими союзниками – с Америкой и Англией, но никогда не будет под немецким сапогом и под советским ярмом… Поляки, решительный момент нашей героической борьбы потребует от всех непоколебимой веры в победу, готовности к жертвам во имя нации и дисциплины перед руководством.

Провозглашаю следующий приказ:

Большевики перед Варшавой. Они заявляют, что они друзья польского народа. Это коварная ложь. Наши окраины, Вильно и Люблин взывают к мести. Большевистский враг встретится с такой же беспощадной борьбой, которая поколебала немецкого оккупанта. Действия в пользу России являются изменой родине. Час польского восстания ещё не пробил. Приказы советских приспешников аннулирую. Коменданта Армии Крайовой обязал подавить всякие попытки поддержки Советов. Немцы удирают. К борьбе с Советами.

Да здравствует свободная Польша.

Бур. – Главный Комендант вооружённых сил в стране».

Однако авторами пресловутого плана «Буря» были допущены фатальные просчёты. С точки зрения материально-технической и организационной восстание подготовлено не было. Своей главной задачей повстанческое руководство посчитало не захват восточного предместья Праги и мостов через Вислу, а овладение правительственными и административными зданиями в центре города и Варшавским аэродромом (дабы обеспечить приём из Лондона эмигрантского правительства и англо-американских парашютистов). Лишь 10 % из 25–35 тыс. боевиков имели полноценное стрелковое оружие[4]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Советская разведка значительно завысила количество немецких боевых самолётов на участке «Белорусского балкона». Ближе к действительности была оценка разведки Военно-воздушных сил (ВВС) Великобритании, определившей количество боевых машин в составе 6-го воздушного флота в конце июня 1944 г. в 775 единиц. Однако британцы ошиблись в оценке состава этой группировки (исходя из штатов частей и соединений, 370 дальних бомбардировщиков, 100 штурмовиков, 45 ночных бомбардировщиков, 100 одномоторных истребителей, 30 двухмоторных истребителей, 35 дальних разведчиков, 95 тактических разведчиков).

2

По данным британских военных историков У. Аллена и П. Муратова, в июле 1944 г. в Беларусь против войск Красной Армии были переброшены войска, снятые с фронтов в Италии и на Балканах, выведенные из Голландии и Бельгии, а также маршевые пополнения, первоначально предназначавшиеся для восполнения потерь в Нормандии, – всего более 200 тыс. человек. Кроме того, британская военная разведка сообщала о переброске в состав 6-го воздушного флота только в первых числах июля 1944 г. 270 истребителей из Германии, Италии, а также из состава 4-го воздушного флота.

3

Споры о том, «что это было», до сих пор кипят нешуточные. П. И. Батов в своих мемуарах пишет о том, как он пытался окружить и уничтожить войска немецкого 23-го армейского корпуса в районе Высоко-Литовска, ни словом не обмолвившись об истинном положении своей армии, хотя в других советских источниках говорится о том, что 65-я армия «слишком далеко забежала вперёд и некоторое время испытывала серьёзные проблемы». Немцы же искренне убеждены, что это Моделю посчастливилось окружить и чуть-чуть не уничтожить под Клещелями и Черемхой советские 65-ю армию и 4-й гвардейский кавалерийский корпус, которые оторвались от основных сил и оказались в опасном положении, «но на войне чуть-чуть не считается». Впрочем, об угрозе окружения и уничтожения целой советской общевойсковой армии в разгар самой успешной наступательной операции «года решающих ударов» Красной Армии говорить смешно. С этим вынуждены соглашаться даже самые отпетые апологеты германского оружия, признавая, что «котёл у Клещелей» являлся таковым лишь в течение нескольких часов 23 июля 1944 г., что «головные подразделения русских почти полностью израсходовали боеприпасы, но всё-таки сумели удержать оборону», и что возможности Третьего рейха и его вооруженных сил в 1944 г. даже в сладких снах не позволяли перевести тактический успех в победу стратегического масштаба. («В целом провал наступления на Клещели следует отнести за счёт опасного положения на других участках фронта».)

4

Всего повстанцы Варшавского округа АК к 1 августа 1944 г. располагали 1 тыс. винтовок, 300 пистолетами-пулемётами, 67 пулемётами и 1,7 тыс. пистолетов.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4