bannerbanner
Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации
Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации

Полная версия

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации

Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Б) Наличие нескольких пауз

– Почему в простом предложении ставят лишние запятые?

– Наличие нескольких пауз в распространенном простом предложении часто приводит к тому, что их на письме обозначают запятыми, что является ошибкой.

В) Запятые в простом предложении ставятся только в том случае, если оно является осложнённым однородными или обособленными членами (в этом случае происходит перестройка интонационной схемы предложения).


§2. ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

1. Перечислительная интонация выражает сочинительную связь между однородными членами

При наличии однородных членов в интонации простого предложения происходят существенные изменения, а именно: на первое место выдвигается необходимость выразить сочинительную связь между однородными членами, так как интонация в этом случае является основным способом выражения этой связи.

2. Элементы перечислительной интонации

В предложении с однородными членами каждый однородный член является интонационным центром отдельной фразы. Интонация такого вида называется перечислительной, а паузы между однородными членами на письме обозначаются запятыми, например:

В её голосе было и восхищЕние (пауза, повышении тона), и благодАрность (пауза, повышение тона), и любОвь (понижение тона).

Примечание. Отметим, что однородные отношения между определениями можно выразить не во всех случаях, например:

Неглубокое, но чистое Озеро (короткая пауза, повышение тона) лежало перед нАми (понижение тона).

В этом случае старшей конструкцией является структура простого предложения, состоящая из двух фраз. Но это же предложение можно перестроить так, чтобы однородные отношения можно было выразить (с ударением на однородных прилагательных):

Перед нами лежало неглубОкое (пауза, повышение тога), но чИстое озеро.


§3. ИНТОНАЦИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ

1. Определение

Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.

2. Особенности интонации обособления

Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами.

3. Различное положение обособленных оборотов в предложении

Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения:

А) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона)

Б) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона)

В) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и произносится с общим пониженным (вставочным) тоном.)


– Что означает выражение «общий пониженный тон»?

– Интонация обособления оборота, стоящего в середине предложения, называется «вставочной», что обеспечивается ровным, но измененным относительно главного сообщения тоном (такое изменение может обозначаться небольшим понижением тона, а также незначительным ускорением темпа речи).


§4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Тире между подлежащим и сказуемым

Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой. Такая интонация называется восходяще-нисходящей.

2. Разделительное тире

Разделительное тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым.

Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:

Наш долг (пауза) – защищать крепость.


§5. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ, ИЛИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ, ИНТОНАЦИЯ

1. Бессоюзное сложное предложение

Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается неполное понижение тона и значительное увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Такая интонация называется нисходяще-нисходящей.

2. Особенности предупредительной интонации

Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:

А) Забил снаряд я в пушку туго и думал (ПЗ3): угощу я друга (изъяснение).

Б) Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: (ПЗ3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).

В) Нередко я плакал, читая (ПЗ3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).


§6. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Особенности присоединительной интонации

Присоединительный член предложения имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов для присоединяемого однородного ряда).

Перед присоединительным членом делается полное понижение тона, как в конце предложения, но пауза (ПЗ3) имеет меньшую длительность по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации.

2. Присоединительный член в конце предложения выделяется с помощью тире:

Мы зашли в ельник (ПЗ3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).

От этого зависит наше счастье (ПЗ3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).


§7. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Особенности исключительной интонации

Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами, которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и общим пониженным тоном и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ3), например:

Посидели (ПЗ3) – больше для приличия (ПЗ3) – ещё несколько минут.

2. Область применения

Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций, при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:

Мой приход (ПЗ3) – я, конечно, это мог заметить (ПЗ3) – смутил гостей.


§8. ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНТОНАЦИЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.



Тема 5. Два описания русской пунктуации (общепринятое и новое)

§1. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ НОВОГО ОПИСАНИЯ

1. Знаки препинания и интонация

Предложение в устной речи состоит из интонационных речевых отрезков, разделенных паузами. Такое представление предложения условно можно назвать его интонационной структурой, или интонационной моделью.

Знаки препинания на письме помогают выявить и уточнить интонационно-грамматическую структуру предложения. По словам К. Паустовского, «Знаки препинания – это как нотные знаки, они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Соответственно, интонация позволяет «не рассыпаться» устной речи.

2. Особенности русской пунктуации

Систему пунктуации не стоит рассматривать только как формальные общепринятые правила оформления письменной речи, не связывая ее с устной речью. Постановка знаков препинания связана с интонационно-грамматической структурой предложения и может определяться на слух. Таким образом, в устной речи практически всегда есть подсказка, помогающая сделать правильный выбор.


§2. ОБЩЕПРИНЯТОЕ ОПИСАНИЕ ПУНКТУАЦИИ (В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ВЫБОР ТИРЕ В БСП) (КЛАССИКА ЖАНРА)


– А почему в качестве примера рассматривается именно эта тема?

– На примере БСП особенно ясно видны недостатки классического варианта и достоинства интонационного решения.


В БСП делается выбор в большинстве случаев между тремя знаками препинания – запятой, тире и двоеточием, причем этот выбор регулируется большим количеством правил. Вы можете выучить все правила, успешно применить их к вашему предложению, но при этом окажется, что тире может заменять двоеточие, да и запятую тоже можно иногда поставить.

А как лучше – это часто решает авторская интуиция. А как объяснить – увы, классика не дает никаких объяснений.

1. Как создаются правила

В классическом варианте для каждого вида грамматической конструкции определяются дополнительные семантические признаки конкретных предложений (противопоставление, резкий переход, пояснение, следствие, условие и др.) и для каждого из них формулируются правила с примерами-образцами. Например, в БСП при значении противопоставления между его частями ставится тире.


2. Как выбираются знаки препинания

Вы определяете грамматику вашего предложения, а также дополнительные семантические признаки, а затем для своего примера пытаетесь подобрать соответствующее правило и похожий пример-образец.

Таким образом, знаки препинания ставятся по следующей схеме:

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА → СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК 1 → ВЫБОР ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ ПО ПРАВИЛУ 1

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА → СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК 2 →ВЫБОР ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ ПО ПРАВИЛУ 2 И Т.Д.

Примеры

Грамматическая форма – БСП, знак препинания – тире, смысловые факторы перечислены (противопоставление, следствие, причина, условие, сравнение и т.д.)

1. Неожиданное присоединение, быстрая смена событий (можно вставить союз И):

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

2. Противопоставление (можно вставить союзы А, НО):

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

3. Вторая часть является следствием или выводом:

На улице дождь – выйти невозможно.

4. Первая часть обозначает время или условие (можно использовать союзы ЕСЛИ, КОГДА):

Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

Волков бояться – в лес не ходить.

5. Вторая часть является сравнением:

Посмотрит – рублем подарит.

6. Вторая часть имеет присоединительный характер:

На стене ни одного образа – дурной знак.

7. Вторая часть (обычно неполное предложение) имеет значение изъяснения:

Иногда мне думается – надо бежать.

8. Вторая часть обозначает причину:

Василий Кузьмич замолк – мы въезжали в село

3. Комментарий

Перед нами типичный пример описательной науки, предлагающей запомнить 8 правил, между которыми трудно уловить какую-либо связь. Кроме того, по правилу 7 (значение изъяснения) и по правилу 8 (следственно-причинные отношения) тире фактически выполняет функцию двоеточия (как их различить?).

В описательном варианте количество правил имеет тенденцию к постоянному увеличению, так как рассматриваются всё новые и новые варианты, но при этом вы можете так и не найти подходящий для вас образец.

При таком подходе семантика предложения как бы отодвигается на второй план, главная задача корректора текста – найти подходящее правило и указать ссылку на него.


– Но разве возможно более простое решение?

– Возможно, если мы не будем действовать таким сложным путем, а сразу воспользуемся обобщенным смысловым значением каждого знака пунктуации и соотнесем его с соответствующей интонацией.


§3. ПРИМЕР НОВОГО ОПИСАНИЯ ПУНКТУАЦИИ ДЛЯ БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Другая рабочая схема

Схема решения меняется и приобретает следующий вид:

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА (БСП) → ОБОБЩЕННЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК (разделение, присоединение, пояснение, перечисление) → СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ИНТОНАЦИЯ И ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ

В БСП применяются два вида тире: разделительное и присоединительное, что соответствует разделительной и присоединительной интонации. Двоеточие соответствует пояснительной интонации, а запятая – перечислительной или присоединительной.

2. Разделительная интонация делит БСП на две части

Общая характеристика: интонация нисходяще-восходящая, повышение тона – пауза – понижение тона.

Обобщенный смысловой фактор связан с делением предложения две фразы, разделенные паузой, и включает две темы:

А) резкий переход или противопоставление (БСП как аналог ССП с сочинительными союзами)

Дополнительная характеристика: БСП как аналог ССП, пропущены союзы И, А, НО:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

Б) прямая последовательность событий (БСП как аналог СПП с подчинительными союзами)

Прямая последовательность событий – это «причина – следствие, время – событие, условие – событие, факт – вывод».

Дополнительная характеристика: БСП как аналог СПП, в котором на первом месте стоит придаточное предложение, при этом можно вставить соответствующие подчинительные союзы ТАК КАК, КОГДА, ЕСЛИ, КАК:

Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

Волков бояться – в лес не ходить.

Посмотрит – рублем подарит.

Примечание

При обратной последовательности событий (следствие-причина, вывод – факт) используется пояснительная интонация и ставится двоеточие.

3. Присоединительная интонация в БСП обозначает неоднородность отношений между частями БСП

Общая характеристика: интонация нисходяще-нисходящая, с полным понижением тона перед паузой.

А) При отсутствии увеличенной паузы ставится запятая, в этом случае второе предложение распространяет тему первого предложения, например:

Дождь кончился, можно было выйти из укрытия (распространение)

Б) При наличии увеличенной паузы ставится тире, которое обозначает взаимообусловленность предложений: На стене ни одного образа – дурной знак (присоединение).

Присоединительная интонация в БСП отличается как от перечислительной, так и от пояснительной интонации:

А) Присоединительная интонация обозначает неоднородные отношения в общем случае (без конкретизации их направленности);

Б) Перечислительная интонация выражает однородные отношения;

В) Пояснительная интонация выражает неоднородные отношения определенной направленности, а именно когда вторая часть поясняет первую.

Таким образом, автор имеет определенную степень свободы при выражении неоднородных отношений.

4. Когда тире заменяет двоеточие (теория)

– А можно как-то обосновать замену двоеточия тире в БСП?

А) Тире вместо двоеточия может использоваться для выражения любых отношений, где используется двоеточие, – изъяснительных, пояснительных и следственно-причинных.

Б) В этом случае пояснительная интонация заменяется присоединительной интонацией.

В) Возможность такой замены обусловлена тем, что пояснительная и присоединительная интонация является нисходяще-нисходящей и отличается только по наличию предупредительной паузы.

Г) В этом случае присоединительная интонация, в отличие от пояснительной, обозначает общую обусловленность отношений без указания на ее направленность.

5. Замена двоеточия тире (практические примеры)

А) Применение присоединительной интонации (вместо пояснительной) при изъяснении обозначает отсутствие предупредительной паузы, ускоренный темп речи:

Иногда мне думается – надо бежать.

Б) Применение присоединительной интонации (вместо пояснительной) для выражении следственно-причинных отношений связано с желанием автора обозначит обусловленность событий, не конкретизируя их как следственно-причинные или причинно-следственные:

Василий Кузьмич замолк – мы въезжали в село.

5. Комментарий

– Но чем всё-таки интонационное решение задач проще обычного?

Для ответа рассмотрим в качестве примера самое простое предложение:

Сидим дома, на улице холодно и ветрено.

При классическом решении нужно установить тип отношений как следственно-причинный и вспомнить правило, которое рекомендует в данном случае ставить двоеточие, а также вспомнить, что иногда тире может заменить двоеточие. А вы видите, что в предложении стоит запятая. Так это неправильно? Что делать?

Совсем другие возможности предоставляет вам интонационно-грамматический метод. В этом случае автор по своему желанию может выразить различные смысловые отношения между частями БСП:

А) представить их как независимые сообщения (запятая, перечислительная интонация) или как сообщения, связанные одной темой, при этом второе сообщение распространяет тему первого сообщения (запятая, присоединительная интонация);

Б) обозначить зависимость событий (тире, присоединительная интонация);

В) обозначить направленность этой зависимости как «следствие – причина» (двоеточие, пояснительная интонация).


Все преимущества такого решения можно обобщить следующим образом:

А) Выбор знака делается по смыслу, а не формальным правилам.

Б) Выбор знаков препинания семантически и логически обоснован, в том числе обоснована замена двоеточия тире при смене интонации.

В) Принятое решение можно проверить на слух.


§4. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ (КРАТКОЕ НАПУТСТВИЕ)

1. Определите вид синтаксической конструкции

Решение пунктуационных задач начинается с грамматического анализа. Прочитайте предложение и определите его вид: простое или сложное, наличие определительных или обстоятельственных оборотов, одноименных членов и вводных выражений и др.

2. Вспомните базовые положения по теме, например:

Однородные или неоднородные определения

Однородные определения раскрывают одну тему, а неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон.

Обособленные и необособленные определения

Определение обособляется после определяемого слова и не обособляется перед определяемым словом, в то же время в виде исключения обособление возможно в любой позиции (все варианты принципиально различны по интонации).

Бессоюзное сложное предложение

Для разделения простых предложений используются:

А) запятые (независимые предложения),

Б) тире (аналог ССП с пропущенными сочинительными союзами А, НО),

В) тире или двоеточие (аналог СПП с пропущенными подчинительными союзами).

3. Применение интонационного анализа

А) Основные этапы

Интонационный анализ предложения проводится после грамматического анализа и является заключительным этапом при решении пунктуационной задачи. Структура любого предложения (его интонационная модель) состоит из отдельных фраз, разделенных паузами и имеющих тоническое ударение.

На страницу:
2 из 4