Полная версия
Ведическая мудрость в притчах и историях. Книга 2
Никогда не советуйте другим сделать то, что не выполняете сами.
Учитель и ученикиУ Рамакришны Парамахамсы были ученики, которые постоянно жили в ашраме. Каждый день кто-то из них отправлялся в Калькутту, чтобы купить еды, цветов и необходимые мелочи. Через реку они переправлялись на пароме.
Как-то раз наступил черед Брахмананды ехать за покупками. Он взошел на паром вместе с другими пассажирами и тихонько примостился в углу. Один человек, явно презиравший всех санньясинов, сказал: «Посмотрите на этого парня, даром что дюжий и сильный, а какой от этого прок? У него одна работа – есть и спать. И в том ашраме таких сколько хочешь. Это их гуру виноват в том, что развращает молодежь». Многие поддержали его, закричав наперебой: «Правда! Так оно и есть! Из них вырастут никчемные люди!» Эти слова больно ранили Брахмананду. «Что знают они о нашем учителе?» – думал он. Он молчаливо снес оскорбление. По нраву он был очень робок и никогда не смог бы нанести ответный удар и затеять дерзкий спор с обидчиком.
Вечером он вернулся в ашрам с покупками. Рамакришна всегда подробно расспрашивал учеников обо всем, что произошло с ними за день – для того, чтобы узнать, как они вели себя во внешнем мире. Он спросил Брахмананду: «Ну как прошел день?» Ученик рассказал обо всем без утайки. Рамакришна[8] рассердился. Он закричал: «Как! Ты спокойно слушал, как оскорбляют твоего гуру? Ты обязан был дать им достойный ответ. Таким, как ты, не место в ашраме». Сидевший тут же Вивекананда[9] слышал и рассказ Брахмананды, и гневные попреки учителя.
На следующий день была очередь Вивекананды ехать в Калькутту. Взойдя на паром, он впился глазами в лица попутчиков. Тот же человек, что накануне неуважительно говорил о Рамакришне, сказал: «Вот еще один из них, паразитов общества. Они все поклоняются этому неграмотному жрецу-брахману. Как же их всех одурачили, этих молодых людей!»
Вивекананда приблизился к обидчику и занес над ним правую руку. Он сказал: «Если ты скажешь еще одно дурное слово о нашем учителе, я сброшу тебя в реку, так что поберегись!» Паромщик испугался и посоветовал пассажиру замолчать. Он прошептал ему на ухо: «Будь уверен, этот парень сделает то, что говорит. И у нас у всех будут крупные неприятности».
Вечером Вивекананда был вызван к учителю. Рамакришна спросил: «Какие новости?» Вивекананда, сильно волнуясь, рассказал про случай на пароме. «Как! – воскликнул Рамакришна, – хоть ты и носишь оранжевые одежды, но ведешь себя не как санньясин[10]. Как посмел ты выйти из себя и дать волю гневу? Таким, как ты, не место в ашраме!» Вивекананда упал к ногам гуру и сказал: «О, учитель! Разве не бранил ты вчера Брахмананду за то, что он не ответил обидчику? Почему ты сердишься, ведь я исполнил свой долг преданного ученика! Прошу тебя, объясни». Рамакришна похлопал его по спине и сказал: «Милый мой, вчерашний совет годится только для таких, как Брахмананда – робких и нерешительных. Ему нужно стать посмелее. У тебя же и так слишком много темперамента, тебе нужно учиться спокойствию и сдержанности. Долг каждого гуру – давать ученикам совет, подходящий для их характера и возможностей. Я совсем не сержусь ни на тебя, ни на Брахмананду».
6. Каждое действие влечет за собой последствия
Премачанд – выдающийся и широко известный писатель, создававший свои произведения на хинди. Оба его сына учились в Аллахабаде, а он сам с женой жил в небольшом городке к северу от Аллахабада. Однажды им с женой случилось поехать по делам в южный город, и так как поезд шел через Аллахабад, они решили повидаться с сыновьями. И написали, чтобы сыновья встретили их на вокзале.
Поезд остановился, и муж с женой вышли из вагона. Они увидели спешащих к ним сыновей. Старший, перед тем как заговорить с родителями, почтительно коснулся их ног, а младший сразу принялся оживленно болтать. Родители спросили, как их здоровье и хорошо ли идет учеба. Оба ответили, что все как нельзя лучше. Когда поезд должен был тронуться, старший сын снова склонился к ногам родителей, в то время как младший просто помахал рукой.
Жена Премачанда только и говорила, что о сыновьях, и была очень счастлива, что увидела их. К своему удивлению она заметила, что ее муж, против обыкновения, молчалив и мрачен. Она спросила его: «Дорогой, что случилось? Почему ты вдруг стал таким серьезным и молчаливым и совсем не радуешься встрече с сыновьями?» Премачанд ответил: «Ты, должно быть, ничего не заметила. Разве тебе понравилось, как вел себя младший?» – «А в чем дело? Я не нахожу, что с ним что-то не так. Он еще совсем юн, и такой озорной и веселый!» – «Нет, нет, – сказал Премачанд, – старший проявил смирение и почтительность, дважды коснувшись наших ног, а младший и не подумал сделать этого!» – «Зачем относиться к этому так серьезно? – возразила жена, – ведь он еще так молод, ему, должно быть, было неловко склоняться к ногам родителей на виду у стольких людей. Он наверняка выразил свое почтение, но про себя. Он подрастет, поумнеет, и все наладится».
Но Премачанд не был склонен к компромиссам и ответил: «Дорогая, истинная природа человека и его образ мыслей видны по его поведению. Хорошие привычки должны закрепляться с раннего детства, и тогда подобные знаки почтения становятся естественны и непроизвольны. Не знаю, что ждет его в будущем».
Слова отца оказались верными. Старший сын, благодаря своему усердию и благим наклонностям, сдал экзамен на бакалавра на юридическом факультете, уехал в Лондон и там получил звание адвоката. Вернувшись в Индию, он три года занимался адвокатской практикой, а потом стал судьей в Аллахабадском суде. Он пользовался большим уважением за свои безупречные манеры и учтивость. Младший сын, из-за легкомысленного отношения к учебе, вынужден был бросить институт и поступить младшим клерком в Аллахабадский суд. Старшему все оказывали знаки почтения, а младший должен был сам кланяться каждому.
Какова мораль истории? Характер – это наша судьба. Каждое действие, совершаемое сегодня, неизбежно отразится на нас в будущем.
7. Письмо сыну
Вы, должно быть, слышали о великом и благородном англичанине – Филиппе Сиднее. Когда он учился в школе, его отец написал ему письмо, в котором дал ему несколько советов. Письмо было следующее: «Дорогой сын! Каждый день молись Богу от чистого сердца. Всегда старайся обратить свой ум к Богу. Выказывай уважение и смирение по отношению к своим учителям и школьным товарищам. Не впадай в уныние, если кто-то критикует и осуждает тебя, и не ликуй от похвалы и лестных слов. Никогда не осуждай и не порицай других». В конце письма отец предостерегал сына: «Если тебе придется что-то кому-то обещать, обещай только Богу и никому больше. Речь – дар Бога. Поэтому давать слово можно только Богу. Ты не имеешь права обещать кому-то другому, иначе будешь виновен в том, что тратишь слова впустую. Если ты будешь следовать этим советам, возрастет твоя мудрость, и ты станешь идеальным студентом. Всегда следи за своим языком и не позволяй ему выходить из-под контроля». Филипп Сидней внял советам отца и достиг мировой известности.
8. Каков отец, таков и сын
У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жены красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свекра в доме. Она видела в нем досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: «Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца». Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и в конце концов сын сказал отцу: «Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчетами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?» Купец, искушенный в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.
Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: «Дорогой, я скоро должна родить и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе». Муж очень любил свою жену и считал ее такой умной, что всегда выполнял все ее желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришел день, когда у молодых родился сын. Он рос смышленым, резвым и ласковым ребенком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у нее непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: «Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел ее?» Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: «Так она же у меня! Я взял ее, и теперь она надежно хранится в моем сундуке». «Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси ее», – велел отец. Мальчик ответил: «Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить ее на будущее. Ведь разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?» Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за свое поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.
Если вы уважаете своих родителей, ваши дети будут уважать вас.
9. Роль матери
После битвы на Курукшетре Господь Кришна пришел к царице Гандхари[11], чтобы утешить ее. Она сказала Ему с упреком: «Если Ты – Бог, как можешь Ты поступать столь предвзято? Ты помогал Пандавам, но не мог оставить в живых хотя бы одного из ста сыновей, которых я выносила в своем чреве!» Кришна ответил: «Сестра, я не виноват в смерти твоих детей. Виновата в этом ты сама». Гандхари сказала: «Кришна, как можешь Ты быть таким бессердечным, чтобы предъявлять мне подобное обвинение?»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ашрам – духовная обитель.
2
Гуру дакшина – традиционный дар признательности ученика своему духовному учителю, гуру.
3
Аватар – «нисхождение», нисхождение божества на землю, воплощение Бога в смертное существо в какой-либо форме.
4
Хануман – «большая челюсть»; персонаж Рамаяны, божественная обезьяна, сын обезьяны и бога ветра, безраздельно преданный Раме.
5
Адвайта, вишиштадвайта, двайта – монизм, видоизмененный монизм, дуализм – наиболее известные философские школы древней Индии.
6
Тукарам – средневековый поэт, певец и проповедник бхакти в Махараштре, писал на языке маратхи.
7
Шиваджи (1627–1680) – царь Махараштры, вождь маратхов. Был блестящим полководцем, справедливым правителем и непревзойденным государственным деятелем.
8
Вивекананда Свами (1863–1902) – ученик Рамакришны, выдающийся философ, подвижник и общественный деятель Индии.
9
Рамакришна Парамахамса (1836–1886) – великий святой, подвижник, почитавший Великую Мать, основатель одного из реформаторских направлений в индуизме; показал путь единения и гармонизации всех религий, верований, убеждений.
10
Санньясин – отрешенный от мира, подвижник.
11
Гандхари – персонаж Махабхараты, царица, мать ста братьев-Кауравов.