bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

18. Линии жизни нет

Один студент показал как-то хироманту свою ладонь. Тот внимательно ее рассмотрел и заключил, что студент добьется больших успехов в науке. Студент был счастлив это услышать. Хиромант предсказал также, что на него свалится большая сумма денег. Радости студента не было границ. Линии явно указывали на успех и удачу. Студент ликовал. Но тут хиромант объявил, что линия жизни совсем короткая и обрывается внезапно и очень быстро! Студент лишился чувств.

Образование тоже не имеет сегодня линии жизни; оно не гарантирует ни навыков, ни условий, нужных для того, чтобы жить в покое и согласии.

19. Самоуничижение есть эгоизм

Кришна как-то прикинулся страдающим от головной боли – сильной, непереносимой головной боли! Он играл эту роль на редкость правдоподобно. Он обвязал голову теплым шарфом и беспокойно метался на кровати. Глаза Его покраснели, и Он выглядел совсем больным. Лицо опухло и побледнело. Рукмини, Сатьябхама и другие царицы бегали вокруг со множеством лекарств и снадобий, но ничего не помогало. Тогда они обратились за советом к Нараде. Он вошел в комнату больного, чтобы выяснить у Самого Кришны, какое средство может помочь Ему.

Кришна велел ему принести – какое бы вы думали лекарство? – пыль с ног истинного бхакты (преданного почитателя Бога). В тот же миг Нарада предстал перед знаменитыми преданными Господа, но они посчитали себя недостойными передать Кришне в качестве лекарства пыль со своих ног!

Это тоже вид эгоизма. «Я низкий, маленький, бесполезный, бедный, грешный, ничтожный» – подобные чувства эгоистичны. Когда эгоизм исчезает, вы не чувствуете себя ни высшим, ни низшим. Так никто и не дал пыли, нужной Господу. «Мы слишком никчемны», – заявили они. Разочарованный, вернулся Нарада к постели больного, и Кришна спросил его: «Ты не был в Бриндаване[8], где живут гопи (пасту́шки)?» Цариц рассмешил этот вопрос, а Нарада, впав в уныние, воскликнул: «Что гопи знают о бхакти (преданности)?» И все-таки он поспешил в Бриндаван. Когда пастушки услышали, что Кришна болен и что пыль с их ног может вылечить Его, они, ни секунды не раздумывая, стрясли пыль со своих ног и высыпали ее в руку Нарады. Как только Нарада появился в Двараке[9], головная боль Кришны прошла. Это был всего лишь спектакль, длившийся пять дней, призванный показать, что все преданные должны безоговорочно исполнять волю Господа.

20. Женщины более преданы Богу, чем мужчины

Материнская любовь подвигла жену Кучелы послать своего мужа к Господу, чтобы ее дети не страдали от голода. Она всей душой верила в Господа. Кучела колебался и говорил, что Кришна может не узнать его, не вспомнить и не пригласить к Себе, она же убеждала его оставить все сомнения и дойти хотя бы до ворот дворца Кришны. Она была уверена, что Кришна примет его, если тот сделает хотя бы небольшое усилие.

Поскольку было решено, что Кучела все-таки пойдет, она взяла горсть падди (неочищенного риса), припрятанного ею на черный день, положила его в кипящую воду, вынула оттуда, подсушила, а потом, поджарив на огне, растолкла в ступке и приготовила из него рисовые лепешки, которые, по словам Кучелы, были любимым блюдом Кришны в школьные годы. Кушанье завязали в край одежды Кучелы, и он двинулся в путь, чувствуя, что его страх возрастает с каждым шагом. Истинный бхакта не испытывает подобного страха: он приходит к Богу по праву и принимает Его милость как заслуженную.

Конечно, Бог изливает свою милость на артху и на артартху, а также на джидждняси (стремящегося к мудрости) и джняни (мудрого). Артха (погрязший в мирских наслаждениях) – это человек больной и страдающий, артартха – это человек, прибитый нищетой и ищущий благополучия и удачи. Поэтому Кришна принял Кучелу с радостью, напомнил ему о счастливых школьных днях, проведенных вместе у ног гуру, а когда увидел, что Кучела неловко прячет свой скромный подарок, завязанный в уголок его потрепанной одежды, Кришна извлек его оттуда и стал поедать лепешки с великим удовольствием. Бхакти сделала их очень вкусными для Бога.

Легенда гласит, что Рукмини Дэви удержала Его за руку, когда Он взял третью лепешку, и комментаторы обычно объясняют это тем, что она испугалась, как бы все богатство Кришны не перешло Кучеле, если Бог съест еще несколько порций кушанья! Как глупо так думать! Как будто бы богатство Господа можно исчерпать! Как будто Он озабочен тем, что бхакта унесет все Его сокровища с собой! Как будто бы Мать Вселенной может быть скупа на дары! Всего этого не может быть. Истинная причина, почему Рукмини удержала руку Кришны, заключается в том, что она рассчитывала на свою долю в подношении преданного сердца; она хотела получить свою порцию – и она имела на это право.

Кучела ушел из Двараки разочарованным. Он не получил никакого вознаграждения или даже обещания какой-либо помощи. Ему стало очень грустно, когда он вспомнил свою семью и голодающих детей. Он был настолько погружен в горестные мысли, что даже прошел мимо своей хижины, не заметив, как преобразилась она за ночь, став огромным богатым домом! Его жена окликнув его, поведала, как быстро пришло к ним счастье благодаря милости Господа.

21. Рама принимает всех, кто ищет в Нем прибежища

Бог так милостив, что сделает навстречу вам десять шагов, если вы сделаете к Нему лишь один. Брат Раваны[10], демон-ракшаса Вибхишана, хотел узнать у Ханумана[11], примет ли Рама его поклонение и возьмет ли под Свою защиту. Он сказал: «Я брат Его злейшего врага, которого Он поклялся уничтожить; я принадлежу к расе демонов; я не знаком ни с Ведами, ни с Шастрами, ни с ритуалами ариев». Хануман ответил ему: «Глупый ты! Думаешь, Рама станет обращать внимание на ритуальные тонкости, семейные связи или ученость? Как же Он принял тогда меня, обезьяну?» Это решило дело. Вибхишана уверовал в милость Рамы. Когда он пришел к Раме, Рама спросил окружавших его старших обезьян, можно ли принять Вибхишану в их стан. Конечно же, Он не нуждался ни в чьем совете и на Него никто не имел влияния, и все-таки Он хотел ввести их в курс дела, посоветоваться с ними, делая вид, что не принял еще собственного решения. Сугрива[12] сказал: «Нет». Рама напомнил ему, что он первым в свое время пришел к Нему, также отрекшись от своего старшего брата. Когда же Лакшмана заявил, что Вибхишана заслуживает только одного – чтобы его вышвырнули обратно на Ланку, – Рама сказал:

«Ну что ж! Я решил короновать его на царство на Ланке после смерти Раваны».

Кто бы ни сдался Ему, Рама примет его тут же, без оговорок. Когда кто-то сказал, что не стоило обещать трон Вибхишане, ведь и сам Равана может упасть к стопам Рамы и молить о прощении за свои преступления, Рама ответил на это: «В этом случае я возьму Бхарату[13] за руки и буду просить его сделать Вибхишану царем Айодхьи, царства наших предков, а мы оба, Бхарата и я, счастливо проведем свою жизнь в лесах».

22. Чашка и иголка

Когда Тируваллувар, знаменитый тамильский святой и поэт, автор бессмертного произведения «Курал», садился за еду, он всегда клал рядом с тарелкой иголку и ставил маленькую чашку с водой. Хозяин дома как-то спросил его, зачем нужны ему эти предметы, и тот ответил: «Пища не должна пропадать зря. Каждая крошка имеет ценность. Иногда зернышки вареного риса или маленькие кусочки тушеных овощей падают с тарелки, когда я ем. Тогда я подбираю их с пола иголкой, прополаскиваю в чашке с водой и съедаю». Какой великий урок для тех, кто выбрасывает оставшуюся пищу!

23. Уникальные ценности человечества

Говорят, что во время битвы на Курукшетре, длившейся восемнадцать дней, Вьясу[14] мучило раскаяние, так как он был связан родством с обеими враждующими сторонами. Потому он не в силах был смотреть на братоубийство. В один из тех дней он так терзался угрызениями совести, что поспешил уйти с пропитанного кровью поля брани, где вот-вот должна была начаться битва. Он шел по дороге и вдруг увидел паука, быстро ползущего по земле. «Чего ты так спешишь?» – спросил мудрец. Паук сбежал с дороги, заполз на муравьиную кучу и уже с этого возвышения ответил: «Будто ты не знаешь, что боевая колесница Арджуны проедет сейчас по этой дороге! Если я попаду под ее колеса, мне конец!» Вьясу рассмешил этот ответ, и он сказал: «Ни один глаз не увлажнится, если ты умрешь. Мир не ощутит потери, когда тебя убьют. Не останется пустоты, когда ты исчезнешь!» Паука это оскорбление задело за живое, и, весь трясясь от возмущения, он воскликнул: «Как же так? Ты, надутый старик! Тебе кажется, что, если ты умрешь, это будет огромная потеря, а обо мне никто даже не станет горевать.

У меня ведь тоже есть жена и дети, которых я люблю, у меня тоже есть дом и запасы еды, я так же привязан к жизни, как и ты. Я чувствую голод, жажду, боль, печаль, радость, восторг и тоску при расставании с родными и близкими. Мир во мне и для меня так же велик, как и в людях и других существах».

Вьяса опустил голову и молча удалился, бормоча строку «сааманьям этат пашубхир нарани» (Все едино: и человек, и зверь, и насекомое, и червь).

И все же он сказал себе: «Познание высшего предела, стремление к красоте, правде и добру, постижение единства мира – все эти отличительные атрибуты мудрости являются уникальными сокровищами человека». И пошел своим путем.

24. Преданность Ади Шанкары отцу принесла ему божественную милость

Шанкара познал истинный смысл ведических слов «матру дево бхава питру дево бхава» (Почитай как Бога мать и отца). Однажды его отец, уезжая из дому, сказал ему: «Мой дорогой сын!

Я каждый день делаю подношение Богу и раздаю освященную пищу (найведью) людям. Пока нас с матерью не будет дома, пожалуйста, делай то же самое». Шанкара обещал непременно исполнить все это. Он налил в чашку молока, поставил его перед изображением богини и стал молить ее: «Мать! Возьми молоко, что я подношу тебе». Хотя он очень долго просил ее, Мать не взяла молока и не явилась перед ним. Он был огорчен и попросил снова. «Мать! Мать! Ты каждый день принимала подношения, которые предлагал тебе мой отец. Какой же грех совершили мои руки, что ты отказываешься принять от меня молоко?» Его мольбы исходили из глубины сердца, он готов был даже пожертвовать своей жизнью и сказал себе: «Мой отец просил меня пожертвовать молоко богине, но я не могу сделать это, потому что богиня не принимает моего подношения. Лучше уж мне умереть». Он вышел из дома и вернулся с большим камнем, чтобы убить себя. Мать Вселенной была полна сострадания, ее очень тронула искренность Шанкары. Она сразу же явилась перед ним и стала пить поднесенное молоко. Она выпила все молоко и поставила перед ним пустую чашку. Мальчик очень обрадовался, что Вселенская Мать явилась и выпила молоко, но теперь в чашке не осталось ни капли, чтобы раздать его людям. Он подумал, что отец, возвратившись, непременно спросит о найведье Бога.

Он испугался, что отец подумает, будто он сам выпил все оставшееся молоко, и станет ругать его. Поэтому он обратился к богине: «Богиня, верни мне хоть каплю молока, чтобы я мог дать его моему отцу». Но богиня не пришла. Он со всей искренностью продолжал молить ее. Богиня растрогалась и явилась. Но она не могла отдать ему то молоко, которое выпила, и потому наполнила чашу своим собственным молоком.

Существует поверье, что благодаря божественному млеку, вкушенному Шанкарой, он обрел высочайшее знание и мудрость, наполненные божественным смыслом. Так нектар милости богини превратился в сущность учения Шанкары. Для того чтобы доставить радость отцу, он старался изо всех сил и смог заслужить явление Матери Вселенной.

Эта история должна научить нас почитать наших отцов и безоговорочно повиноваться им.

25. Преданность гопи

В сердцах пастушек заключен высший тип бхакти. Примером может служить Нираджа. Когда она как невеста одного пастуха пришла в Бриндаван из далекой деревни, ей запретили приближаться к Кришне. Однако она, несмотря на все предостережения, увидев Кришну на празднике Говардхана, отдала Ему свое сердце. Эта духовная привязанность поставила ее перед многими трудностями, но она перенесла их с великой стойкостью. Она впервые увидела Кришну играющим на флейте у подножия горы Говардханы. Потом она часто ходила к этому месту вдохнуть святого воздуха. Она была первой из гопи, кто пытался сдержать лошадей, увозивших колесницу Акруры, где сидел Кришна, из Бриндавана в Матхуру. Многие годы она молча страдала от разлуки с Кришной, и вот однажды, когда она была уже совсем измучена горем, Он явился перед ней в той самой зеленой беседке, где она увидела Его впервые. У нее к Нему была только одна просьба: она мечтала услышать божественную флейту до того, как умрет на Его коленях. Господь сказал: «Я не взял ее с собой», но только для того, чтобы одарить ее Своей милостью, сорвал стебель тростника, превратил его в флейту и заиграл на ней мелодию, заставившую ее сердце излиться слезами, поток которых унес ее душу.

26. За что держаться?

Паломника на пути в лесную обитель застала ночь, и он, не видя дороги, соскользнул в старый колодец и едва-едва не свалился на дно. К счастью, при падении ему удалось уцепиться за торчащий из стенки корень дерева. Рано утром недалеко от колодца проходил садху (подвижник), распевая песни во славу Господа. Паломник позвал его на помощь, и тот, заглянув вниз и увидев отчаянное положение бедняги, спустил в колодец крепкую веревку, чтобы вытащить его. А на паломника нашло помрачение: он не мог решиться отпустить корень, чтобы ухватиться за веревку. И это было очень глупо. Человек должен держаться за корень только до тех пор, пока сверху не появится веревка. Когда Бог постигнут, вся карма будет отброшена.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Шива – «благой», «милостивый», один из трех главных богов индуистской Триады, воплощение космических сил разрушения; почитается как Ишвара – Владыка Вселенной.

2

Нарада – божественный мудрец, сын бога-творца Брахмы, рожденный, по преданию, из его бедра.

3

Шанкара (Шанкарачарья) (788–820 гг.) – великий святой и философ, основатель и проповедник философии адвайта-веданты, недвойственности – полной тождественности Бога, живых существ и мира.

4

Даршан – лицезрение, взгляд, точка зрения; лицезрение святого, Бога.

5

Джанака – «Родитель», мудрый царь Видехи (со столицей в городе Митхиле), отец Ситы, жены Рамы.

6

Шука – сын Вьясы, святой мудрец и отшельник, с детства отличавшийся большой ученостью.

7

ОМ – изначальный звук, священное семя; символ Брахмана – единого Абсолюта, «наиболее возвышенное созвучие Вед», необходимое для медитаций на Бога. Всегда предшествует пению ведических мантр.

8

Бриндаван (Вриндаван) – «роща Вринды» или «роща хороводов» – священная местность недалеко от города Матхуры, штат Уттар Прадеш, где провел молодые годы Кришна.

9

Дварака – «многовратный», столица Ядавов, племени Кришны, созданная по Его приказу за одну ночь. По преданию, погрузилась в море после ухода Кришны из мира.

10

Равана – «Ревущий», персонаж Пуран и Рамаяны, сын царицы ракшасов (демонов) и внука Брахмы, десятиголовый царь Ланки.

11

Хануман – «Большая челюсть», персонаж Рамаяны, божественная обезьяна, сын обезьяны и бога ветра.

12

Сугрива – персонаж Рамаяны, сын первообезьяны и бога Солнца, царь обезьян.

13

Бхарата – сводный брат Рамы, сын царицы Кайкейи.

14

Вьяса (Кришна Двайпаяна – Островитянин) – сын рыбачки Сатьявати и риши Парашары, легендарный поэт, святой мудрец, разделивший Веды на четыре части, автор Махабхараты.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2