bannerbanner
Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть третья
Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть третья

Полная версия

Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть третья

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Ариане бунтовали, не желая отдавать свои церкви афанаситам. Они сожгли дом патриарха Константинополя Нектария. Наверное, жители Антиохии восстали по той же причине. По мнению Римских пап, епископ Антиохии Флавиан был самым главным арианином.


17

Златоуст категорично заявил, что Бог прекратил чудеса. Время чудотворцев прошло. Верь в Бога, не требуя залогов. Не требуй чудес, которые творили апостолы! Возможно, он спорил с афанаситами, которые утверждали, что Епифаний Кипрский, главный оппонент Златоуста, и Николай Мирликийский были чудотворцами.

«Бог, как по этой причине, так и по другим, прекратил чудеса. Ищи не чудес, но спасения души. Не ищи того, чтоб видеть одного мертвеца воскресшим, когда знаешь, что все мёртвые воскреснут; не ищи, чтобы видеть слепца прозревшим». Научись смотреть целомудренно, очисти своё око. «Если бы мы жили, как должно, то язычники дивились бы нам больше, нежели чудотворцам. Чудеса часто считают обманом. Но жизнь непорочная не может подвергнуться никакому подобному подозрению, – напротив, добродетель заграждает уста всем. Будем упражняться в добродетели; она составляет великое богатство и великое чудо». Желающим совершать чудеса надо сначала освободиться от грехов. «Грех есть самый злой бес. И если его выгонишь из себя, то сделаешь более, нежели те, которые изгоняют тысячи бесов» (И. Златоуст66).

Праведная жизнь, а не чудеса сделали апостолов великими. Если бы они не жили праведно, «то хотя бы и тьмы мертвецов воскресили, не только бы не принесли никакой пользы, но сочтены были бы ещё и обманщиками. Знаешь ли, что дар чудотворения может вредить? Так многие из коринфян впали в расколы; многие из римлян возгордились». Все эти чудотворцы, «желая денег или славы, отпали и погибли». Праведная жизнь не рождает любви к деньгам и славе, наоборт – истребляет такое желание. Что говорил Христос своим ученикам? «Сказал ли: творите чудеса, чтобы видели человеки? Совсем нет! И Петру не сказал: если любишь меня, то твори чудеса; но – паси овец моих. В чём же было их преимущество? В душевной доблести» (И. Златоуст67).

Псевдо-Мартирий, ученик Златоуста, считает, что Златоуст был причастен к двум чудесам.

Чудо первое. Началось рукоположение Златоуста в епископа. И вдруг кто-то сказал: «Достоин». Хиротония завершилась, и опять кто-то сказал: «Достоин». По мнению сторонников Златоуста, в том числе Псевдо-Мартирия, это ангел благословил Златоуста: во-первых, говорящего никто не видел, а во-вторых, голос был необычный – «громкий». Псевдо-Мартирий не утверждает этого наверняка. Он верит, что ангел благословил Златоуста. Он убеждает себя следующим размышлением: «Ведь и хиротония уже совершилась, а возглас не прекращался». По мнению афанаситов, благословление ангела – плохой спектакль, балаган. Раздосадованные, они прокляли благословившего.

Чудо второе. «Расскажу я любящим чудеса и о чуде, произошедшем от Бога, о божественнейшем чуде из чудес». Это чудо – церковный мир: папа Сириций по просьбе Златоуста признал «еретика» Флавиана законным епископом Антиохии.

«Не требуй чудес, которые творили апостолы, – говорил Златоуст, – не ищи прозревших слепцов». Бог давно прекратил чудеса. Автор «Жития святого Златоуста» опровергает слова Златоуста. Тот обращал язычников в христианство исключительно чудесами.

Язычник Анфимий сказал Златоусту, что Иисус – не Бог. И вдруг упал «на землю, корчась и извиваясь всем телом и широко раскрывая рот, из которого текла пена». Свидетели ужаснулись и попросили Златоуста исцелить Амфимия. «Не исцелю, – ответил тот, – пока он не поверит, что Иисус – это Бог». И Анфимий поверил – сразу, искренне, без принуждения: «Иисус – это Бог!» Нечистый дух сразу вышел из него. Анфимий выздоровел. Свидетели этого чуда воскликнули: «Во истину Иисус – это Бог».

Златоуст умер в 407 году. Прошло тридцать лет. Его мощи привезли в Константинополь. Монахи сняли крышку гроба. Патриарх Прокл (434—446/447), посмотрев на истлевшие мощи Златоуста, сказал: «Прими престол свой, отче!» А череп Златоуста вдруг «раздвинул свои мёртвые уста» и сказал: «Мир всем» (Димитрий Ростовский68).

Итальянский гуманист Лоренцо Вала подозревает, что авторами подобных небылиц являются либо язычники, желавшие опорочить христиан, либо необразованные христиане.

«Я не хочу умерить восхищения святыми, я не отрицаю их божественных деяний, ибо я знаю, что даже „вера с горчичное зерно“ способна горы сдвинуть с места. Наоборот, я защищаю и оберегаю это, я не позволяю, чтобы это смешивали с небылицами. Я убеждён в том, что эти писаки являются либо язычниками, поступающими так в надежде, что христиане будут посрамлены, либо христианами, но такими, у которых хотя и есть рвение послужить богу, но нет знаний для этого, христианами, которые не страшатся писать гнусные измышления»69.


18

Если судить о догматическом учении афанаситов по достоверности чудес их знаменитого партийного функционера Епифания Кипрского, тогда их учение ложное. Все его чудеса – это, мягко сказать, неудачные небылицы афанаситов, опошляющие христианство. Они не постеснялись уровнять Епифания с Иисусом Христом, сделав его первое чудо аналогичным первому чуду Иисуса. Тот превратил воду в вино, а Епифаний якобы превратил вино в воду.

Народ приписывал Епифанию «чудеса ещё при жизни» (А. В. Карташёв). Народ сомневался в чудесах Епифания ещё при его жизни. «Если бы Епифаний способен был воскрешать мёртвых, то не умер бы его архидиакон» (Императрица Евдоксия70).

Как я думаю, Епифаний не считал себя чудотворцем. Рассказав о том, как Бог убил Ария (распорол ему живот в туалете), Епифаний пояснил, что в те давние времена чудеса были обычным явлением, – чудеса «в тогдашние времена обыкновенно случались не редко»71. Наверное, он не сказал бы так, если бы сам был чудотворцем.

Согласно Димитрию, Епифаний был евреем: «Родиной святого Епифания, еврея по происхождению, была Финикия»72. Не все афанаситы согласны с Димитрием. По их мнению, Епифаний был финикийцем: «По национальности финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала по религии еврей»73.

По моей версии, Епифаний стал христианином, как все обычные люди, которым понравилось учение Иисуса Христа. Такая причина показалась афанаситам неэффектной. Они измыслили для него двух чудотворцев, благодаря которым он стал христианином.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

«О знаменитых мужах», 21.

2

«Панарион», 26: 1. Т. 1. С. 151.

3

50. Письмо к Павлину. Об изучении св. Писания. Т. 2. С. 84.

4

«Николай Александрович Морозов (1854—1946)». Краткий биографический очерк. Валянский Сергей Иванович (р. 1949) – окончил МГУ, кандидат физико-математических наук.

5

«Ложь „новых хронологий“. Как воюют с христианством А. Т. Фоменко и его единомышленники».

6

Автобиография.

7

«Христос». Т. 1. Пролог.

8

Православная энциклопедия.

9

«Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского». Российский Остеон-фонд. – М.:Амрита-Русь,2008. С. 62. Глава 3 – «Святой Иоанн Златоуст на престоле Константинопольском». Лопухин Александр Павлович (1852—1904) – окончил Петербургскую Духовную Академию, церковный писатель, библеист, переводчик.

10

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 4. Глава «Собор „при Дубе“ и осуждение Златоуста». С. 419—420.

11

«Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Федором, римским диаконом, повествующий о жизни блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста», 5. С. 74—75. «Древние жития святителя Иоанна Златоуста». – М.: «Паломник». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007.

12

«Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине, пострадавших при Юлиане Отступнике», 3. Том 2, книга 2. Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах.

13

Том 1, книга 1.

14

«Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского», день памяти 13 ноября.

15

«Диалог Палладия», 4. С. 74.

16

«Беседы на Деяния Апостольские». Беседа 39. Том 9, книга 1.

17

«Путь Феодосия I к власти». Казаков Михаил Михайлович (р. 1957) – доктор исторических наук, профессор Смоленского гуманитарного университета.

18

«К молодой вдове». Том 1, книга 1.

19

«Повествование, или житие и чудеса во святых отца нашего и вселенского учителя и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста», 2. «Древние жития святителя Иоанна Златоуста». – М.: «Паломник». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007. С. 251.

20

«Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского», день памяти 12 мая.

21

«Древние жития святителя Иоанна Златоуста». – М.: «Паломник». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007. С. 486. А. С. Балаховская – автор перевода и примечаний.

22

«Возьми сей свиток из руки моей! Я Иоанн, возлежавший во время Тайной вечери на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные откровения. Господь дарует и тебе знание всей глубины премудрости, дабы ты напитал людей негибнущим брашном учения Христова и своими устами заградил уста еретиков и иудеев, произносящих хулы на Бога» (Димитрий Ростовский).

23

«Повествование, или житие и чудеса во святых отца нашего и вселенского учителя и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста», 16. С. 280.

24

«Слово о разорении города Рима», 6—7. Августин произнёс это слово вскоре после взятия и разорения Рима Аларихом в 410 г.

25

«Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского», день памяти 12 февраля.

26

«Епифаний Кипрский». Православная энциклопедия.

27

«…папа Дамас и преемник св. Афанасия Пётр Александрийский причисляли прямо к последователям Ария Мелетия Антиохийского…». («Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви». С. 197).

28

«Золотой век святоотеческой письменности». Глава «Св. Григорий Назианзин. Богослов».

29

«Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся». Том 2.

30

51. К Воспорию, епископу (47). Число в скобках – нумерация писем, объявленных афанаситами подлинными.

31

«Лекции по истории древней Церкви». Т. 4. С. 361—362.

32

«О Святом Духе», глава 29. С. 163.

33

«Восточные отцы IV века». Глава «Василий Великий».

34

Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

35

«Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской».

36

Цитата из книги А. В. Карташёва «Вселенские соборы». С. 129.

37

«Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе», 1. Т. 1. С. 376.

38

58. К Василию (41). Т. 2. С. 456.

39

«История Христианской Церкви». С. 364.

40

«Жизнь и учение святого Григория Богослова».

41

«Если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1 Кор. 11:14).

42

«Деяния Вселенских соборов». Казань. 1910. Том 1. С. 97.

43

«Вселенский II собор». Православная энциклопедия.

44

16. Письмо к папе Дамасу. Т. 1. С. 49.

45

Болотов сослался на Феодорита (5: 23). А Феодорит – ошибся. Папа Анастасий не просил Феодосия репрессировать Флавиана. Анастасий стал папой Римским – в 399 году. Феодосий умер в 395.

46

«Сочинения Факунда, еп. Гермионского в защиту трёх глав». Историческое исследование из эпохи V-го Вселенского собора А. Доброклонского. Москва, 1880. С. 133. Доброклонский Александр Павлович (1856—1937), – окончил Московскую Духовную Академию. Эмигрировал в Сербию (1920).

47

«Сочинения Факунда, еп. Гермионского в защиту трёх глав». С. 133.

48

76. Письмо к Феофилу против Иоанна, епископа Иерусалимского. Т. 2. С. 348.

49

91. Письмо к Феофилу. Т. 3. С. 87.

50

«Собор „у Дуба“». «Древние жития святителя Иоанна Златоуста». – М.: «Паломник». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007. С. 518—519.

51

«Житие во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста, написанное Мартирием, епископом Антиохийским».

52

Псевдо-Мартирий. «Житие Иоанна Златоуста». Глава «Рукоположение во пресвитера». С. 185.

53

Большая Советская энциклопедия.

54

«Весьма огорчительна для нас его нетерпимость к евреям. Иоанн был закоренелым антисемитом, он часто бранил евреев в своих проповедях, яростно и порою совершенно несправедливо» (А. Амман).

55

Том 1, книга 2.

56

«Ватикан впервые признал, что в мире мусульман больше, чем католиков» (NEWSru.com). Время публикации 31 марта 2008.

57

Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

58

«Христианизация Римской империи в IV века».

59

«Вселенские соборы». С. 143.

60

«Беседы о статуях, говорённые к Анитохийскому народу», 1: 12.

61

«Беседы о статуях», 2: 1—2.

62

«Беседы о статуях», 2: 4.

63

«Беседы о статуях», 3: 6.

64

«Беседы о статуях», 2: 2; 3: 6.

65

«Беседы о статуях», 2: 5

66

«Толкование на Евангелие от Матфея». Беседа 32: 7. Т. 7.

67

«Толкование на Евангелие от Матфея». Беседа 46: 3. Т. 7.

68

«Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого», день памяти 27 января.

69

«Рассуждение о подложности, так называемой, дарственной грамоты Константина».

70

Созомен, 8: 15.

71

«Панарион», 68: 6. Т. 4. С. 99.

72

«Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского», день памяти 12 мая.

73

«Епифаний Кипрский». Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7