bannerbanner
Звон отдаленных лет. История Тесинской школы 1861—2016
Звон отдаленных лет. История Тесинской школы 1861—2016

Полная версия

Звон отдаленных лет. История Тесинской школы 1861—2016

Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

«Нужно быть слишком фанатически преданным святой идее народного просвещения, – писала одна провинциальная газета, – нужно обладать громадной стойкостью характера, чрезвычайно крепкой физической организацией, чтобы не повернуть с полпути, не бежать вон из деревни и школы, а довести дело до конца». Стойкостью характера (да и физическим здоровьем) обладали далеко не все молодые люди, а тем более девушки, которые ехали работать в деревню. В дополнение ко всем трудностям быта и работы их весьма неприветливо, а порой и прямо враждебно встречали местные заправилы.

Волостной старшина, урядник, помещик, деревенский кулак, священник – все считали своим призванием руководить учителем. В случае же малейших возражений с его стороны возникали острые конфликты, создавались невыносимые условия для работы. О трудности преподавания в деревенской школе красноречиво свидетельствует приводимая ниже выдержка из губернской газеты «Орловский листок»: «В самом деле, что такое учительница? – писала газета – Положение её в обществе похоже на зайца, которого можно травить, когда, где и как угодно. Начальства у них столько же, сколько и у мужика, и большинство этого начальства претендует на право задавать распекании. Занятия учительниц громадны, – говорим о большинстве; это мученицы, и если бы они не увлекались ребятишками, которых учат и любят, то их труд можно было сравнить разве с каторжной работой».

Автор газетной статьи верно заметил: учителя в большинстве своем любили ребятишек, любили свой труд, а там, где есть любовь к своей работе, преданность своему делу, многие трудности преодолимы.

Именно любовь к избранному пути, преданность делу просвещения народа, честность, добросовестность, трудолюбие – все эти качества, свойственные многим и многим сеятелям знаний, помогли земской школе устоять и развиться.

Первоначально земские школы состояли из одного-двух классов. Срок обучения в них чаще всего не превышал двух лет. Школа давала только элементарные основы знаний. Мальчик или изредка девочка примерно до 12 лет проходили весь несложный курс обучения. Они учились писать, читать, считать, у них пробуждался интерес к знаниям. К концу 70-х годов во многих местах стали появляться школы со сроком обучения от трёх до пяти лет. Наряду с грамматикой и арифметикой дети получали основы знаний по истории, географии, естествознанию. При некоторых школах создавались опытные участки, работая на которых, дети получали определённые представления об агрономии.

Вот что рассказывал о своих занятиях с детьми учитель Черниговской губернии С. С. Топчаевский. В письме к товарищу он писал, что ознакомил уже старших учеников с устройством человеческого тела, кровообращением, пищеварением. «Я часто читаю им доступные рассказы. Статьи для чтения выбираю преимущественно по естественной истории и сельскому хозяйству. И дело идёт на лад. Ознакомлены у меня также дети и с биографиями: Шевченко, Кольцова, Никитина, Ломоносова, Кулибина и др.».

Подросток, окончивший полный курс земской школы, мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение.

Школы несли в деревню не только практическую грамотность, не только пробуждали интерес к знаниям – они будили в угнетённом вечным непосильным трудом крестьянине чувство человеческого достоинства. В это время ещё существовали телесные наказания для крестьян. Земства вели борьбу за отмену этого позорного пережитка крепостничества – при этом многие заседатели земств требовали запретить подобную форму наказания только для лиц, окончивших школу. Споры вокруг этого вопроса на заседаниях земских собраний продолжались многие годы.

Среди общеобразовательных школ, учрежденных земствами, с 90-х годов стали появляться и специальные учебные заведения. Для сельского хозяйства нужны были люди, разбирающиеся в агрономии, нужны были и специалисты для других отраслей местного хозяйства, усложняющегося с развитием капитализма. Например, квалифицированные мастера были нарасхват на многочисленных кустарных промыслах

2.2. История начального Российского образования4


Первым учреждением для управления образованием в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, созданная в 1782 году и двадцатью годами позже ставшая частью Министерства народного просвещения, утверждённого манифестом императора Александра I от 8 (20) сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук».

После смерти Александра I и восстания декабристов реакционный откат российской системы образования продолжался. Уже в мае 1826 года императорским рескриптом был образован специальный Комитет устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему, «дабы уже, за совершением сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям».

В основу своей деятельности Министерство народного просвещения положило императорский рескрипт 1827 г., в котором, в частности, отмечалось: «Почитая народное воспитание одним из главнейших оснований благосостояния державы, от Бога мне врученной, я желаю, чтобы для оного были постановлены правила, вполне соответствующие истинным потребностям и положению государства. Для сего необходимо, чтобы повсюду предметы учения и сами способы преподавания были, по возможности, соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся, чтобы каждый вместе со здравыми, для всех общими, понятиями о Вере, законах и нравственности приобретал познания для него нужные, могущие служить к улучшению его участи, и, не быв ниже своего состояния, также не стремиться чрез меру возвыситься над тем, в коем ему суждено оставаться».

В первые годы правления Николая I была четко сформулирована государственная идеология просвещения. Основным документом, закрепившим основы образовательной политики в России, стал новый Высочайше утвержденный 8 декабря 1828 г. «Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского».

Существенное отличие нового Устава от прежнего заключалось в том, что приходские и уездные училища утратили свой характер подготовительных учебных заведений для дальнейшего постижения гимназического курса. Каждый из существовавших в России типов учебных заведений получал завершённый курс учебных предметов, необходимый для соответствующего образования в течение трёх лет. Министерство народного просвещения и его органы на местах стали контролировать деятельность приходских училищ, которые теперь служили «приготовительными» заведениями, после окончания которых можно было продолжить обучение.

Одна из основных идей реформы 1828 г. состояла в том, что школа обязана не только обучать, но и воспитывать детей, причём дело воспитания должно находиться в руках государства. Эта идея была не нова и занимала умы отнюдь не только представителей правительственного уровня, её разделяли многие деятели русской культуры. В частности, в знаменитой записке А. С. Пушкина «О народном просвещении», поданной Николаю I, поэт выступил за развитие государственного воспитания.

«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимоотношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трёх иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах немногим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное».

Утвержденный Николаем I Устав 1828 г. впервые заложил прочные основы для народного образования, указав начальным и средним учебным заведениям пути их дальнейшего развития. Введение нового Устава потребовало от Министерства народного просвещения принятия определенных мер по его дополнению и разъяснению, поэтому вступление в силу всех пунктов нового документа оказалось возможным только с 1832 г., когда в Комитет учебных заведений были представлены и утверждены новые учебные планы гимназий и уездных училищ.

Реформа образования на основе нового Устава преследовала цель сохранить сословное образование. Так, приходские училища предназначались «для распространения первоначальных сведений между людьми самых низших состояний», а училища уездные должны были «доставлять детям городских обывателей, вместе со средствами нравственного образования, те сведения, кои, по образу жизни их, нуждам и упражнениям, могут быть наиболее полезны». Наконец, учреждение губернских гимназий имело двоякую цель: «доставить способы приличного воспитания тем из молодых людей, кои не намерены или не могут продолжать учение в университетах, а готовящихся вступить в оные – снабдить необходимыми для сего предварительными знаниями».

Обновленная программа обучения потребовала значительных усилий Министерства в написании новых учебных пособий, для чего был создан Комитет для рассмотрения учебных пособий, действовавший до 1831 г. За это время было рассмотрено 1960 рукописных и печатных материалов. Кроме того, сами члены комитета приняли участие в составлении 39 учебников.

Принятие нового школьного закона, безусловно, отразилось на деятельности Министерства народного просвещения, во главе которого 19 ноября 1833 г. встал граф Сергей Семёнович Уваров – представитель одного из старейших дворянских родов России. В этот же день последовал Всеподданнейший доклад нового министра российскому императору. В основу деятельности Министерства закладывалась широкая программа, построенная на принципах приоритетного начала русской государственности и культуры. Именно из уст министра народного просвещения С. С. Уварова (в его обращении к попечителям учебных округов 21 марта 1833 года) прозвучала печально знаменитая формула «православие, самодержавие, народность». Русские профессора должны были читать теперь «русскую науку, основанную на русских началах» (П. Н. Милюков).

Министерство продолжило попечение о подготовке учителей для уездных и приходских училищ. В некоторых гимназиях даже содержались специальные стипендиаты, которые по окончании становились народными учителями. Одновременно с этим были предприняты шаги и по улучшению материального положения преподавателей.

В 1849 г. пост министра народного просвещения занял Платон Александрович Ширинский-Шихматов, представитель татарского княжеского рода. Он был не новичок в управлении Министерством: при С. С. Уварове руководил одним из департаментов, а в его отсутствие заменял министра.

Смена руководства министерства совпала с революционными событиями в Европе. Назначая на должность нового министра, император напутствовал его словами: «Закон Божий есть единственное твёрдое основание всякому учению».

В 1850 году новый министр, Ширинский-Шихматов, докладывал Николаю I, что «все положения науки должны быть основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах и связи с богословием». Он же писал, что «лица низшего сословия, выведенные посредством университетов из природного их состояния… гораздо чаще делаются людьми беспокойными и недовольными настоящим положением вещей…».

В университетах и других высших учебных заведениях была отменена выборность ректоров, проректоров и профессоров – они теперь прямо назначались Министерством народного просвещения. Поездки профессоров за границу были резко сокращены, приём студентов ограничен, была введена плата за обучение. Для всех факультетов стали обязательными богословие, церковная история и церковное право. Ректоры и деканы должны были наблюдать, чтобы в содержании программ, в обязательном порядке представляемых профессорами перед чтением курсов, «не укрылось ничего, несогласного с учением православной церкви или с образом правления и духом государственных учреждений». Из учебных планов была исключена философия, признанная – «при современном предосудительном развитии этой науки германскими учеными» – ненужной. Чтение курсов логики и психологии было возложено на профессоров богословия.

Были приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, т. е. к гласному и негласному надзору за ними: так, инспектору Московского университета предписывалось посещать «в разные часы и всегда неожиданно» квартиры казённокоштных студентов, контролировать их знакомства, посещение ими церковных служб. Студенты были одеты в форму, регламентировалась даже их причёска, не говоря уже о поведении и манерах.

П. А. Ширинский-Шихматов не стал предпринимать никаких усилий по реорганизации Министерства народного просвещения. Главной задачей он считал проведение в жизнь мер, направленных на усиление правительственного контроля над деятельностью учебных заведений на всей территории империи. Значительное внимание министр уделял вновь выходящим литературным произведениям, полагая, что они должны прежде всего способствовать воспитания духа гражданского, патриотического.

Из-за тяжелой болезни П. А. Ширинский-Шихматов недолго пробыл на посту министра, он скончался весной 1853 г.

Авраам Сергеевич Норов начал свою деятельность в Министерстве народного просвещения в должности товарища министра в 1850 г., имея за плечами большой опыт государственной службы в Министерстве внутренних дел. Приступив в начале болезни предшественника к исполнению обязанностей министра, он был Высочайше утверждён в этой должности 11 апреля 1854 г.

Главная цель, которую ставил перед собой новый министр, заключалась в приведении в соответствие с законом деятельности подотчётного ему ведомства. Были восстановлены ранее упразднённые Главное правление училищ и Учёный комитет. Управление учебными округами перешло от генерал-губернаторов вновь в стены общеимперского органа власти.

19 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II. С его воцарением политика Министерства народного просвещения претерпела значительные изменения. По ходатайству министра А. С. Норова было решено принимать на все факультеты университетов большее число студентов.

5 марта 1856 г. министр во Всеподданнейшем докладе изложил свои взгляды на недостатки школьной системы, установившейся в период прежнего руководства. «Коренным основанием всего воспитания и образования» министр предлагал сделать основы православного вероучения. В этой связи особое внимание предполагалось отвести преподаванию Закона Божия и подбору законоучителей. Это преподавание должно было «принять свойство нравственно-назидательного, одушевляющего учения, способного действовать на восприимчивые и мягкие сердца юношей и поселять с христианским образом мыслей и жизни христианские чувствования».

Работа Министерства вновь пошла под лозунгом проведения очередной реформы системы просвещения. Её суть заключалась в переходе от преобладания классицизма к большей реалистичности школьного образования. Однако вскоре такая позиция была признана ошибочной. Высшая власть высказалась за возврат к той модели школы, которая была создана С. С. Уваровым.

Среди реформ, осуществлённых в либеральную александровскую эпоху (Александр II), значительное место занимает перестройка российского образования.

В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования.

III. История Тесинской школы5

Вероятно, история народного образования в нашем селе начинается не со дня открытия приходского училища. Первые попытки дать простому люду знания были сделаны раньше. Этому мы нашли подтверждение в материалах о декабристах, собранных участниками клуба «Старшеклассник», который работал в нашей школе с 1983 по 1995 год, возглавляемый учителем литературы и русского языка Ксензик Галиной Михайловной, выпускницей школы.

Декабрист Николай Осипович Мозгалевский обучал грамоте маленького Феодосия Токарева, который родился в Теси в семье священника Тесинского Богородице-Казанского прихода Петра Токарева. Речь о нём чуть ниже. Но, наверное, обучаться грамоте желали также и дети крестьян, и, хотя письменных доказательств нет, уместно предположить, что ссыльные декабристы могли обучать грамоте и детей зажиточных крестьян, зарабатывая тем самым себе на жизнь.

Архивные же источники, документальные свидетельства и легенды сохранили для нас подлинную историю образования в Теси.

3.1. Как всё начиналось

«…В 1861 году в Минусинском уезде было открыто Тесинское Приходское училище».

«В Енисейской губернии Минусинского округа в селе Тесинском открыто одно Приходское училище по Уставу учебных заведений 1828 года в 15 день февраля 1861 года. Открытие сопровождалось: 1) молебствием, 2) крестным ходом, 3) произнесением г. Благочинным и местным священником поучений родителям детей, учащим и желающим учиться, и, наконец, 4) общественным обедом, данным обществом, на котором был произнесён тост за здоровье Государя Императора и другой тост за всех ревнителей просвещения.

На должность учителя перемещён Господином Енисейским Гражданским Губернатором в 1860 году 15 декабря служивший по Министерству Внутренних дел в Минусинском Земском Суде журналистом канцелярский служитель Васильев, а законоучителем утвержден в 1861 году местный священник Токарев.

Общее число вступивших в училище со времени его открытия – 19 человек, в том числе званий: купцов – 2, мещан – 1, крестьян – 16. К концу академического года убыл – 1 купеческого сословия.

Сведения об учителях: Учитель, состоящий по Уставу в 14 классе, Николай Александрович Васильев, 23 лет (1838), православного вероисповедания, сын канцелярского служителя из Губернского города Ярославля. Окончил полный курс Ярославского уездного училища. Учёных степеней не имеет. Жалованье составляет 300 рублей серебром в год из общественных сборов. Пользуется квартирою в 2 комнаты в общественном доме, занимаемом училищем. Имеет жену, детей не имеет. (В 1864 году Васильев подаёт рапорт о переводе его в Минусинск по состоянию здоровья).

Законоучитель, местный священник Феодосий Петрович Токарев, 31 года (1830), православного вероисповедания, сын священника Енисейской губернии. Окончил полный курс Иркутской духовной семинарии. Семинария обучила его латыни и греческому языку, естественным наукам, геометрии, физике, алгебре, истории по разделам: гражданской, русской, всеобщей, церковно-библейской, церковной общей, церковно-российской. В профессиональной сфере (как говорим сейчас) – толкованию Священного Писания, православному исповеданию веры, богословию, церковным древностям и канонам. Кроме того, логике, риторике, пиитике (т. е. поэзии – А.Б.) и психологии. Мало того – медицинским знаниям и сельскому хозяйству. Жизнь многих тесинцев проходила у него на глазах и при его непосредственном участии: исповеди, крестины, венчания и свадьбы, похороны, а ещё и преподавание Закона Божьего в Приходском училище – всё это позволяло ему влиять на нравственный облик своей паствы, тем более что и сам он был нрава тихого и кроткого. В Тесинском училище состоит со дня открытия училища, с 15 февраля 1861 года. Жалованье составляет 60 рублей серебром в год из общественных сборов. Имеет жену и 5 детей: 4 мужского пола и 1 женского. (В 1868 году появляется еще одна дочь, но в возрасте 8 месяцев умирает, о чем свидетельствует надмогильная плита, недавно найденная нашими краеведами в одном из сельских дворов).

Здания первого Приходского училища и подсобных помещений не сохранились. Известно лишь следующее:

Деревянные здания: 1) Дом в два этажа, в 8 комнат. Четыре комнаты в верхнем этаже, столько же в нижнем, в том числе – кухня. Две комнаты занято под классы, одна под библиотеку, ещё одна – прихожая для платья учеников. Две комнаты и кухня заняты под квартиру учителя, и одна служителем.

2) Изба ветхая, 1 этаж, 1 комната, никем не занята.

3) Службы: амбар и (с ним под одну крышу) погреб; навес для складки дров; завозня и при ней конюшня с тремя стойлами для лошадей; баня с тёплым предбанником.

Количество земли при зданиях составляет по перечатку 34 сажени, по длиннику по улице 16 сажен. Земля занята домом, службами и небольшое количество двором, огородом.

Пожертвования:

В пользу Тесинского Приходского училища пожертвовано: 1) членами Тесинского Волостного правления 10 рублей на выписку книг для постоянной библиотеки; 2) крестьянином Новоселовской волости Дмитрием Алексеевым часы стенные стоимостью 10 рублей.

Публичные и частные испытания учащихся производились по назначению г. Смотрителя училищ в конце июня месяца. Осуществлялись испытания Законоучителем и учителем в присутствии некоторых общественников и родителей учеников. После первых испытаний достигнуты успехи: а) хорошие – 8, в) достаточные – 7, с) посредственные – 3 чел. Общее количество учащихся хорошего поведения – 14, посредственного – 4. Награждено учеников при публичном экзамене похвальными листами – 3 чел.

Все дела за 1861 год были обревизованы г. Штатным Смотрителем училищ».

3.2. Учителя, ученики, учебные дисциплины училища первых лет

Училище подчинялось Министерству народного просвещения и являлось низшим звеном в системе народного образования. Называлось одноклассным с двумя годами обучения, впоследствии – с тремя годами обучения. Преподавали: чтение, церковное пение, чистописание, арифметику, Закон божий.

1863 год. Постоянным источником финансирований Приходского училища являются: государственное казначейство, городские общества, отчисления от земских повинностей. Количество обучающихся – 31 человек.



Работа по привлечению детей в школу ведётся не только в нашем селе, но и в близлежащих деревнях, и не только учителями, но и общественностью, о чём и гласит документ за подписью старосты Можарина: «Список родителей Малой Ини, дети которых способны к обучению в Тесинском училище». Таковых набралось 9».

В 1864 году в Тесинское училище назначен учителем бывший в звании коллежского секретаря Мегмантов Григорий Илларионович, 1818 года рождения, сын священника Казанской губернии, обучался в Казанском духовном училище. Работал в Теси до 1870 года. Судя по архивным документам, Г. И. Мегмантов отличался принципиальностью и настойчивостью (на протяжении большого периода времени вёл переписку с Тесинским волостным правлением о непоступлении средств на содержание училища, которое находилось в затруднительном положении). За его подписью в архиве г. Минусинска хранится первый пофамильный список учащихся Тесинского училища за 1868 год.

Бяков Алексей, 1856 года рождения, крестьянского сословия

Белокопытов Константин, 1861 г. р., крестьянского сословия

Белых Михаил, 1859 г. р., крестьянского сословия

Белых Матвей, 1861 г. р., крестьянского сословия

Бондарев Федор, 1856 г. р., сын поселенца

Воробьёв Александр, 1852 г. р., из мещан

Воробьёв Андрей, 1855 г. р., из мещан (г. Томск)

Воробьёв Дмитрий, 1858 г. р.

Воробьёв Николай, 1861 г. р.

Замяткин Семен, 1855 г. р., из крестьян

Иванченко Моисей, 1855 г. р., из крестьян

Колмаков Иван, 1856 г. р., из крестьян

Краюшкин Яков, 1856 г. р., сын поселенца

Мегмантов Петр, 1859 г. р., из дворян

Савин Филипп, 1859 г. р., из крестьян

Трухин Тихон, 1861 г. р., из крестьян

Шошин Илья, 1860 г. р., из крестьян

Иванова Соломея, 1861 г. р., из крестьян

Савина Ирина, 1861 г. р., из крестьян


В 1874—1875 гг. в училище обучалось уже 26 мальчиков и 15 девочек, училищем заведовал Базилевич Аким Васильевич, Губернский секретарь, который окончил полный курс Новгород-Сиверского училища. Его жена Ксения безвозмездно обучала девочек рукоделию.



В школьном музее хранится подлинный документ, подписанный Акимом Базилевичем и Феодосием Токаревым: «Тесинское Приходское Училище, уважая благонравие и прилежание ученицы своей Агрипины Воробьёвой, оказавшей в продолжении 1872—1873 академического года в преподаваемых предметах хорошие успехи, наградило ея при торжественном акте 3-ею и 4-ою книгою „Гирлянда для детей“. Июня 30 дня 1873 года».



С этим документом связана очень любопытная история: в паспорте школы за 1947 год датой открытия Приходского училища назывался 1897 год, и вполне естественно было считать, что в 1997 году школа отпразднует 100-летний юбилей. Но когда инициативная группа по подготовке к юбилею стала собирать материал по истории школы, то наткнулась на письмо Самковой Платониды Макаровны, выпускницы Тесинской школы за 1915 год, в котором она писала: «Прочитала в газете «Искра Ильича» заметку: «Ведём поиск. Когда твой юбилей, школа?» – Очевидно, речь шла о заметке в упомянутой газете от 6 января 1982 года, опубликованной школьной группой «Поиск» (во главе с учителями Г. М. Ксензик и Т. В. Мишиной). – «В отношении основания школы затрудняюсь ответить, но думаю, что всё-таки раньше предполагаемого вами срока – 1897 год, так как в этой школе учились мои старшие братья и сестры, а мой старший брат 1882 года рождения. И ещё посылаю «Похвальную грамоту» моей матери Воробьёвой Агрипины, выданную еще в 1872—1873 году».

На страницу:
2 из 4