Полная версия
Лекции о России времен В. Путина
В мае 1956 в Москву приехала делегация французской социалистической партии. «Особое внимание было уделено вопросу о положении евреев в СССР. Хрущёв попадал в сложное положение: он уже не мог не давать объяснений, но и, особенно после своего опыта в послевоенной Украине, понимал, что вернуть евреев к их положению 20—30-х годов уже вряд ли придётся. Он ответил: «В начале революции у нас было много евреев в руководящих органах партии и правительств. После этого мы создали новые кадры. Если теперь евреи захотели бы занимать первые места в наших республиках, это, конечно, вызвало бы неудовольствие среди коренных жителей. Если еврей назначается на высокий пост и окружает себя сотрудниками-евреями, это вызывает зависть и враждебные чувства по отношению к евреям». (Фальшивым называет «Социалистический вестник» аргумент Хрущёва об окружении «сотрудниками-евреями». ). В той же беседе перешло к еврейским школам, и Хрущёв объяснил так: «Если бы были созданы еврейские школы, не нашлось бы, наверно, много охотников посещать их. Евреи рассеяны по всей стране. Если бы евреев обязали посещать еврейскую школу, это несомненно вызвало бы возмущение. Это было бы понято, как своеобразное гетто». В августе 1956, приехала делегация канадской компартии добиться ясности в еврейском вопросе. Еврейский вопрос уверенно стал в центре западно-коммунистических забот. «Хрущёв отверг как клевету против него и против партии все упрёки в антисемитизме», перечислил ряд советских евреев на высоких постах, «упомянул даже о своей невестке-еврейке», и перешёл к вопросу о «хороших и дурных чертах у каждого народа». Остановился на «ряде негативных черт у евреев», к недостаткам отнёс и «ненадёжность их в политическом отношении» В этой же беседе Хрущёв высказал своё согласие с решением Сталина против еврейского автономного Крыма – именно с той формулировкой, что эта колонизация Крыма явилась бы военным риском для СССР. Это заявление особенно ранило еврейскую общественность. Канадская делегация настаивала, чтобы ЦК КПСС опубликовал специальное заявление о том, как пострадали евреи, «но натолкнулись на решительный отказ»: «другие народы и республики, которые тоже пострадали от бериевских злодеяний против их культуры, их работников искусств, с изумлением задали бы вопрос: почему заявление только о евреях?» Но политика советского правительства к евреям была и при «семибоярщине» (1953—1957), и при Хрущёве непоследовательной, и осторожной, и двойственной, так что подавала импульсы и надежды в разных направлениях. Как раз лето 1956 г. было движением и еврейских надежд. В 1956 году «в Москве собралось немало еврейских писателей и журналистов. «оптимизм, который во всех нас заронил 1956-й год, не скоро угас. Но советская власть продолжала переминаться, без смысла, сдерживая развитие еврейской культуры. Вероятно, в значительной степени сопротивлялся и сам Хрущёв. А тут накатили и события: Суэцкая война, нападение Израиля-Англии-Франции на Египет («Израиль идёт к самоубийству», грозно писала советская печать) – и венгерское восстание, имевшее ещё и тот, почти замолчанный в истории, оттенок, что оно приняло антиеврейский характер быть может, из-за обилия евреев в венгерском КГБ. Не в этом ли одна из причин, пусть не главная, почему Запад уж совсем никак и ничем не поддержал восстание. А ещё через год Хрущёв победил своих противников на партийных верхах – и среди других был свергнут и Каганович.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.