bannerbanner
Каббалисты Цфата
Каббалисты Цфата

Полная версия

Каббалисты Цфата

Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Семейное прозвище Луриа, по мнению исследователей, восходит к названию протекающей во Франции реки Луары, на берегах которой располагалось поместье, дарованное французским королем одному из предков АРИ в знак благодарности за чудесное исцеление им монарха от болезни. Прозвище же Ашкенази6 отец АРИ получил самым естественным образом по приезде в Страну Израиля: здесь тогда было так мало выходцев из европейских стран, что многие из них получали такое прозвище.

АРИ – рабби Ицхак Лурия Ашкенази из Цфата – это центральная фигура среди каббалистов XVI века.

Есть люди, которые находятся на такой высоте духа, что кажутся совсем непохожими на других представителей человечества. Они обучают нас, но мы зачастую не готовы воспринимать, и то, что для них – крохи, для нас – огромные горы.

АРИ – такое высшее существо, которому (единственному из всех еврейских учителей) дано прозвище Б-жественный – Элоки, которое и стало основой акронима Элоки рабби Ицхак – сокращенно АРИ.

Как правило, великие люди становятся такими не при своей жизни и не в глазах своих близких, своих современников, тех, кто жил бок о бок с ними. Но здесь случилось иначе: АРИ проявил себя как сверхчеловек, как существо высшего порядка, как пророк именно «в своем отечестве» за те два года, которые прожил в Цфате, и таким был он именно в глазах достойных и святых людей, принадлежавших к его ближайшему окружению. Его называли таким и рабби Йосеф Каро, и рабби Моше Альшейх, и рабби Хаим Виталь, и рабби Моше Кордовейро. Согласно преданию, жители города боялись его появления на улицах, так как он мог при встрече с каждым указать ему на его скрытые помыслы. Не было для него тайн, он читал мысли, знал прошлое и будущее, а кроме того, ему были присущи все качества, описанные в нижеследующей цитате из книги «Эц Хаим»:

«Он обладал уровнями пророчества, знал, каковы ступени святого духа, а также понимал премудрость толкования звуков, издаваемых деревьями, шелеста пальм, шороха травы, знал тайну щебета птиц, беседу ангелов, тайну свечения пламени и тайну мерцания углей. И тайну запаха одежд, и тайну чудесного сокращения пути несколькими способами, и распознавал правильно и ошибочно написанные манускрипты либо книги печатные, где какая ошибка была допущена, и тайну поражения слепотой, и всеми этими аспектами мудрости обладал он настолько, что доступны они ему были во всякое время. И он обладал тайной физиогномики, описанной в „Зогар“7 и секретами хиромантии, и растолковывал истинное значение снов. А мои глаза, не чужие, наблюдали все это».


И еще:


«АРИ был ангелом, посланным нам Г-сподом. Он был преисполнен Торы, он полностью владел текстами библейскими и талмудическими, Мишной и Агадой, и пильпулем (толкованиями). Он понимал речь ангелов. Он видел будущие события – что произойдет на Земле, а что решено в Небесах»8.

Шестая глава.

Концепция субботы в еврейской традиции и каббале

Время появления АРИ на свет было особенным. Если вести счет годам с момента сотворения Вселенной, как принято у евреев, то выяснится, что рабби Ицхак родился в начале шестого тысячелетия. Известно, что Шесть Дней Творения соответствуют шести тысячам лет существования мира9. Получается, что время его рождения в исторической перспективе соответствовало утру шестого дня, то есть пятницы. Пятница в еврейском доме – это пора спешных приготовлений к субботе, которая вступает в свои права с заходом солнца.

Суббота – Шаббат – день святой и сверхъестественный, вознесенный над миром и возвышающий над ним тех, кто ее чтит. Суббота параллельна седьмому тысячелетию, которое в Талмуде определяется как «Эра Машиаха»10. Согласно этой аналогии, рабби Ицхак был призван ускорить приготовления евреев и всех народов к вселенской субботе – эпохе Машиаха. В соответствии со сказанным в книге «Зогар»11, шестое тысячелетие должно было стать временем раскрытия всех премудростей – как небесных, так и земных. Согласно пророчеству «Зогар», подобно тому, как во время Всемирного Потопа «разверзлись все родники великой бездны, и небесные хранилища воды распахнулись», – это случилось на 600 году жизни праведного Ноаха (Ноя), – в истории человечества в шестом столетии шестого тысячелетия должен был наступить особый этап. Мы уже знаем, что это предсказание сбылось: и научные открытия, и технологический прогресс («родники великой бездны»), и духовные сокровища каббалы и хасидизма («небесные хранилища воды») почти одновременно проявились в мире, преобразовав его самым радикальным образом. Рабби Ицхаку было предназначено начать освещать мир учением каббалы. Благодаря ему, а позже – Бааль-Шем-Тову и его последователям, произошло то, что «Зогар» называет «раскрытием врат Б-жественной премудрости».

Седьмая глава.

Гильгуль Моше Рабейну

История рождения АРИ весьма примечательна.

«И наполнился дом светом»12. Родители рабби Ицхака были до его появления на свет бездетными долгие годы, и многие евреи Иерусалима молились за них, прося Всевышнего удостоить эту чету рождением детей. Его отец – рабби Шломо Луриа взял себе за правило каждую субботу подолгу оставаться в синагоге после утренней молитвы и обращаться к Б-гу без свидетелей. И вот однажды Вс-вышний повелел пророку Элиягу явить себя рабби Шломо в синагоге, где тот по своему обычаю находился после окончания утренней молитвы, когда все остальные уже разошлись по домам и сидели за субботним столом.

– Рабби Шломо, – сказал ему Элиягу, – я послан к тебе с радостной вестью. Знай, что на Небесах услышана твоя просьба, и ты удостоишься сынаправедника, который озарит своим учением весь мир и раскроет самые сокровенные тайны Торы. Назови его Ицхаком. Только берегись: не говори никому ни слова! А в день обрезания новорожденного жди меня, непременно дождись и не начинай церемонию до тех пор, пока я не появлюсь. – После этого Элиягу исчез.

Рабби Шломо произнес благодарственную молитву, пробыл в синагоге весь тот день, а вечером пошел домой походкой человека, несущего в кармане сокровище. Через некоторое время жена оповестила его о том, что беременна. Когда наконец родился сын, тихий до того дом наполнился радостными возгласами и светом – тем самым светом, каким по преданию, озарился дом отца и матери Моше Рабейну в час его рождения. Можно просто появиться на свет, а можно при этом еще и привнести свет в мир!

Рабби Шломо в день обрезания сына выставил в синагоге щедрое, насколько позволяли средства, угощение. Собрались родные и друзья, оживленно переговариваясь в ожидании начала церемонии. Рабби Шломо медлил, оглядывался по сторонам. «Кого еще он ждет?» – думали люди. Многие подходили к нему и спрашивали, в чем причина задержки. Ожидание длилось так долго, что некоторые из недоумевавших гостей решили расходиться по домам. Это было еще одним испытанием рабби Шломо на душевную крепость, и он его выдержал, хотя на миг у него появились опасения: «Неужели, раз пророк Элиягу не приходит, это не тот сын, о котором возвестили мне с Небес? Неужели за грехи мои не удостоился я исполнения пророчества?» Наконец Элиягу открылся, но увидел его только рабби Шломо, чьи глаза при виде пророка оживились и преисполнились радости. И тогда приступили к обряду обрезания. Младенец был наречен Ицхаком.

Дом, где он родился, можно и по сей день найти в Иерусалиме, в Еврейском квартале Старого города.

Дом номер шесть на улице Ор га-Хаим – это и есть реставрированное пятисотлетней давности строение, в одной из комнат которого родился АРИ13. Детство АРИ проходило в Иерусалиме. Когда рабби Ицхак в детстве изучал Тору, преподаватели отмечали его блестящую память, дар глубоко проникать в суть материала, острый и гибкий ум, способность к анализу и неординарным выводам. Один из них говорил его отцу, что уже поделился всеми своими знаниями с этим ребенком и мальчика следует передать наставнику рангом повыше. А тот через месяц-другой тоже заявлял: «Нечему мне уже его учить».

И так повторялось не раз и не два, пока не умер рабби Шломо – с его кончиной семья обеднела так, что учебу невозможно было продолжать. Иерусалимская община предложила вдове денежную помощь, но та знала, что растит сына – великого мудреца, которому предстоит стать пророком, и вежливо, но твердо отказалась от предложенных денег. Не подобало им принимать милостыню от чужих людей, пусть даже руководимых самыми добрыми намерениями. Решила она отправиться из Иерусалима в Египет, в Каир, с тем, чтобы повидать брата и попросить его приютить их.

Ее брат – рабби Мордехай Франсис, занимавший должность начальника городской таможни, принял их радушно, взяв на себя все заботы по обеспечению сестры и племянника. Они поселились в его роскошном особняке в центре Каира, и рабби Мордехай пригласил для обучения Ицхака самых лучших учителей, какие только были в городе. Четырнадцатилетний Ицхак подписал, обучаясь в лучшей йешиве Египта, обязательство в дальнейшем соблюдать определенные правила, разработанные для учащихся. И это – самый ранний автограф АРИ, которым мы располагаем. Документ датирован 19-м числом месяца Кислев 5308 (1548) года. В нем, в частности, говорится о моральных обязательствах каждого учащегося по отношению к товарищам: если кто-то из друзей обидел тебя словом или действием, то следует в течение ближайших суток со времени происшествия высказать свои претензии обидчику, ни в коем случае не тая их в сердце.

Если же беседа наедине не исправит ситуацию, обидчик не раскается и не попросит прощения, тогда можно и нужно упрекать его публично. АРИ учился под руководством рабби Бецалеля Ашкенази, семью которого его дядя также взял на свое обеспечение, чтобы тот мог всецело посвятить себя работе с Ицхаком, не заботясь о материальных нуждах. Фундаментальный труд «Шита мекубецет» 

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

«Ибо наполнилась земля знанием Вс-вышнего, как полно водами море», Йешаягу, 11:9.

2

См. «Бен порат Йосеф», Письмо Бааль-Шем-Това, Львов, 1923.

3

Студенты йешивы разделяются для совместных занятий Торой на пары.

4

См. иллюстр. «Сефардская синогога АРИ В Цфате».

5

О прикосновении к руке праведника как способе исцеления см. в книге р. Хаима Виталя «Шмона шеарим», гл. «Шаар га-псуким».

6

Ашкенази – еврей, принадлежащий к социально-культурной общности, сложившейся в средние века в Северной Франции, Германии и западнославянских странах.

7

Умение распознать характер человека по его лицу.

8

Из книги «Шивхей га-АРИ», гл. 4.

9

См. комм. РаМБаНа к Бе-рейшит, 2:3 и «Торат Хаим» р. Дов-Бера из Любавичей, стр. 8в.

10

Талмуд Бавли. Рош га-Шана 31а, Сангедрин 97а.

11

«Зогар», часть 1, стр. 117а.

12

Из комм. РаШИ к Шмот, 2:2, где говорится о рождении Моше – будущего вождя еврейского народа.

13

Корень души АРИ восходил, как это написано в его учении, к изначальной матрице Ґевеля (Авеля), и одной из его последующих реинканаций был сам Моше. Его ученик рабби Хаим Виталь соответствовал противнику Авеля – Каину – и как это видно из самого слова «кени – кениец» – являлся гильгулем Итро-кенийца, частично завершив свой Тикун и искупив вину перед братом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2