Полная версия
Дао знания. Единство науки и магии. Обучение Силой
Владимир Дюков
Дао знания. Единство науки и магии. Обучение Силой
Духу шкоды СЭН’Э – «вся жизнь, дело жизни, путь жизни» – посвящается.
Тому Духу, который помогал мне выстоять в битвах.
Тому Духу, который поставил меня на путь знания.
Владимир ДюковЕсть бесстрашие воина на попе битвы – этот вид мужества доминировал в менталитете человека на протяжении тысячелетий. Но для того чтобы рискнуть, открыться, стать уязвимым, сбросить маску и защитную броню, выставить напоказ свою наготу и одиночество, требуется совершенно другое мужество – его более высокая разновидность
Рада К. Лульо Тантра, проживая жизнь в любвиПодлинное мужество состоит не в героических усилиях, направленных на достижение внешних целей, а в решимости пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой. До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодными и в конечном счете обреченным на поражение донкихотством
Станислав ГрофЕсли мне суждено погибнуть, то это должно случиться в борьбе, а не в сожалениях или чувстве жалости к себе. И не имеет значения, какой будет наша собственная судьба, пока мы лицом к лицу встречаем ее с предельной отрешенностью
Карлос Кастанеда. Сила безмолвияЖизнь человека обретает славу и силу тогда, когда она шлифуется в процессе преодоления трудностей
Масутацу Ояма
Владимир Дюков – боец Центральной школы каратэ, мастер боевых искусств России, всегда выделялся неординарностью и целеустремленностью.
Думаю, что его книга, основанная на уникальном личном опыте, будет интересна всем, кто занимается теорией, практикой и философией боевых искусств.
Заслуженный тренер России Алексей Борисович ШтурминВладимир Дюков – один из тех, благодаря кому мы расширяем свое представление об идеологии и философии единоборств. Ведь боевые искусства – не только комплекс приемов рукопашного боя, но и система внутреннего знания. Об этом внутреннем знании, о пути, ведущем к нему, и написана им эта книга.
Мастер спорта международного класса по каратэ. Заслуженный тренер России Юрий Викторович КутыревПредисловие редакции
Все виды боевых искусств превратились в тропинку к внутреннему миру.
ОшоИстина боевого искусства бесконечна
РоямаАвтор этой книги – один из мастеров каратэ школы СЭН’Э середины 80-х годов. Начав свой путь с каратэ, Владимир творчески развивал техники и методы тренировок, оставив при этом неизменными духовные традиции и внутреннюю идею боевых искусств и школы СЭН Э – «вся жизнь, дело жизни, путь жизни» – как пути познания и непрерывного самосовершенствования.
Мудрые говорят, «нельзя понять своего пути, не познав других путей». Точно так же невозможно глубоко понять суть пути боевых искусств, не поняв путей «не боевых искусств». Верно осмыслить внутреннюю суть чего-то – чего угодно, например боевых искусств (или же религиозных учений), можно только в широком контексте многочисленных знаний о Вселенной. И хотя то, о чем идет речь в книге, на первый взгляд лишь слегка касается темы единоборств, на самом деле оно глубоко отражает суть иероглифа «-до» – пути познания, лежащего в их основе.
Тот, кто посвящает пути «-до» всю свою жизнь, однажды перерастает боевые искусства, выходит из них в метафизические области знания.
Тогда он видит картину шире, масштабнее, в целом, а не фрагментарно – и боевые искусства становятся лишь частью чего-то гораздо большего.
Как утверждает Владимир: «Боевое искусство эзотерично. Реальный поединок – это вопрос жизни и смерти, а значит, это та пограничная область, где подключаются все скрытые резервы и начинают проявляться необычные способности и феномены. Область жизни – смерти – это область эзотерического, мистического, религиозного знания».
С одной стороны, автор мистик, имеющий практический мистический опыт (который описан в его книге), а с другой – трезво мыслящий материалист, физик-математик. Это сочетание позволило ему прийти к картине мира, в которой изящно сочетаются наука и мистика.
В его книге рассматривается не только глубинная взаимосвязь мистики и современной науки, эзотерических учений и религий – автор ярко описывает свой опыт пробуждения кундалини и процесс духовной трансформации. В своей работе Владимир вскрывает закономерности функционирования человека, его восприятия, его жизненной энергии.
Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но несомненно одно: сказанное им не оставит равнодушным, заставит глубже задуматься о смысле происходящего с нами, о нашем месте во Вселенной, о Боге. Владимир ищет ту правду, о которой как-то сказал Брюс Ли: «Мастерство есть правда жизни».
Настоящая книга – это анализ автором мистических событий своей жизни и осознание их. Владимир искренне повествует о том, что происходит на «внутренних» планах, – то, что зачастую остается «за кадром». В этой книге – история из собственной жизни и практики, история, которая поможет взглянуть на себя и окружающий мир другими глазами.
1 Сотворил Бог Человека по образу и подобию своему.
И сотворил ОН Мир. (Но кто же этот ОН – Бог или человек?)
И увидел, что это хорошо.
2 И заповедовал:
Ото всякого плода ешьте, а от дерева знания не ешьте,
Ибо в день, в который вкусите от него, смертию умрете.
3 Но знает Бог, что в день,
в который вы вкусите их и умрете, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло.
4 И подумали люди. И решили: не нужна нам Истина.
Нас и так неплохо кормят.
5 Но поддался искушению некто: нет, не умру.
6 И увидел, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. И взял плодов его и ел.
7 И умер он.
8 Но был он вновь рожден.
9 И открылись глаза его.
10 И познал он тогда Бога и процесс Его творения.
Ведь все создано через смерть одного и рождение другого.
11 Но сказал тогда Господь: за то, что ты сделал, изгоню Я тебя от людей.
Будешь, Человек, вечно скорбеть в одиночестве.
12 Но некто был воин и не боялся.
13 И пошел он в Мир, чтобы свидетельствовать об Истине…
Пролог
Как далеко от земной суеты стоит дерево дикой вишни?
Самурай Фару мару (псевдоним Ямамото Тсунетомо)Я долго размышлял о том, как назвать передаваемое в этих записях Знание – научная мистика, единое научно-мистическое знание, метод осознания, знание о жизни и смерти, спиритуально-научная система знания, современная европейская научная йога, йога познания Бога, магия… – но так ни на чем и не остановился. Поначалу я даже не представлял себе всей глубины той темы, которую затронул. Как я понял значительно позже, я прикоснулся к реальному мистическому знанию, к магической стороне Вселенной; если так можно выразиться, к Богу. Я попал в пространство реальной магии. А затем, возвратившись в обычный мир, я проанализировал и осознал свой весьма экстраординарный опыт.
Дать какое-то название той системе знания, о которой пойдет речь дальше, – значит создать еще одну религию научно-мистического вида, еще одну ограниченную форму. Ведь любое имя ограничивает, а истинное знание живо и свободно. Оно пластично и переменчиво. «Есть только перемены» – гласит восточная мудрость. Дао – это то, что лежит вне слова «Дао»; истинное знание – это то, что находится вне слова «знание», то, что вообще вне всех слов и названий… И только для того, чтобы можно было хоть как-то говорить об этом знании, я обозначил его словом магия, вкладывая в него значение отличное от общепринятого – это не зловещие ритуалы, а глубинное знание о природе и структуре Вселенной, о законах ее функционирования, – а значит, знание о Боге.
Особые, известные людям, состояния сознания и восприятия, методы их достижения и законы их функционирования традиционно связывают со всевозможными мистическими и эзотерическими учениями, с религиями. Но они также связаны – хотя это и не очевидно! – и с новейшими открытиями традиционной науки, в частности с теорией относительности Альберта Эйнштейна и квантовой механикой.
По существу и древние духовные системы, и новейшие научные концепции говорят об одном и том же Едином Универсуме. Только по-разному. Выражая разными средствами по сути одно и то же состояние и знание того человека, с которого начиналась любая теория или идеология.
У истоков всех религий, эзотерических идей, мистических учений, как, впрочем, и научных теорий, стояли конкретные люди. Они воспринимали Реальность иначе, чем обычный, «нормальный» человек.
Иисуса, Будду, Эйнштейна – всех, оставивших заметный след в истории философов, ученых, политиков, писателей, – объединяет схожее состояние души, назвать которое можно мистическим всезнанием, просветлением. О том, как такое особое состояние «абсолютного знания» достигается, что скрывается за ним и пойдет речь дальше.
В Универсуме все взаимосвязано. Одно не существует без другого – ему противоположного. Мужчина не существует без женщины, добро без зла, наука без мистики, жизнь без смерти. И для того чтобы что-то осмыслить, надо непременно понять его противоположную сторону. Например, чтобы понять мистические концепции и идеи необходимо понять научные модели Вселенной, чтобы глубже осмыслить жизнь надо осознать что такое смерть, чтобы понять человека надо понять закономерности Универсума. И наоборот, конечно.
Мы можем лишь тогда глубоко понять фундаментальные закономерности функционирования Вселенной, когда поймем человека, который вмещает в себя всю Вселенную, который соразмерен Космосу. Теория, модель Универсума неотделима от модели человека.
Точно так же познание Бога (находящегося, по утверждению многих религиозных учений вне человека) неотделимо от познания человеком самого себя (от познания своей божественной природы и, значит, Бога в себе).
Познавая жизнь, мы как-то упускаем из виду ее противоположность – смерть. Но их, как и любые противоположности, следует рассматривать и изучать совместно – они взаимосвязаны. Тогда картинка происходящего станет целостной.
Мы сможем глубоко осмыслить научные идеи о том, как образовалась и как функционирует Вселенная, лишь рассматривая одновременно и эзотерические модели Универсума, и только поняв мистический процесс смерти и возрождения человека. Кто осознал этот процесс, тот начал понимать Бога и изначальный процесс Божественного творения. Все существующие в Реальности формы образованы в результате циклов смерти и возрождения. Смерть одного – это всегда рождение чего-то другого.
Рассматривая теории возникновения Вселенной и механизмы ее функционирования, мы неизбежно столкнемся с экзистенциальностью, с вопросами смерти и рождения Универсума, – а значит, и смерти и рождения отдельного человека. Осознание смерти дает качественный скачок в знании о том, как устроены человек и Мироздание.
Одна из частей знания, о котором будет рассказано ниже, выступает как некий европейский аналог тибетской Книги мертвых. Всем однажды предстоит пройти через опыт смерти – фактически мы живем для того, чтобы однажды умереть. Надеюсь, что то, о чем будет рассказано дальше, поможет осознать процессы, происходящие в момент этого «перехода».
Процесс смерти – нового рождения (чего угодно – человека, теории, идеологии, религии… да и всего Универсума в целом) – это фундаментальный процесс Вселенной. Сама Вселенная образовалась в результате процесса рождения, после того как что-то умерло… Что?
В современном цивилизованном обществе тема смерти все еще является табу – об этом не принято говорить. Но как можем мы понять хорошее, не поняв плохого? Ведь одно не существует без другого. Убери все зло – не станет больше и добра. Убери смерть – не будет больше и самой жизни! Чтобы стать здоровым, надо понять свои болезни. То, о чем мы избегаем говорить, оказывается самым важным. Камень, отвергнутый строителями, часто ставится во главу угла.
Когда некоторые из людей каким-то образом достигают мистического состояния «знания», «просветления», то они нередко забывают тот путь, который привел их к нему, не анализируют закономерностей «перехода». Они не акцентируют внимания на основном в этом процессе – том аде осознания процесса смерти и нового рождения, через который они прошли, прежде чем попасть в «рай», а сразу демонстрируют конечную фазу – высокие, приятные уху слова того состояния гармонии и счастья, которого они достигли.
К примеру, Иисус постился в одиночестве 40 дней в пустыне, прошел через искушения дьявола и после этого начал проповедовать. И этому ключевому моменту, когда он совершил «переход» от обычного восприятия к божественному, во всей Библии, к сожалению, посвящено лишь несколько строк. Как сказал мудрец, «страдание – самое быстрое животное, приводящее нас к совершенству, познанию Истины и Бога».
Можно провести параллели с айкидо – известным видом восточного единоборства. В жизни основателя этой борьбы – Морихея Уесибы – был период адских, очень жестоких тренировок. Но многие его последователи как-то забывают об этом, тренируя лишь мягкие движения – конечную фазу. И потому айкидо в большом числе случаев превратилось из эффективного боевого искусства в неработоспособную в реальном бою гимнастику. Не помогает в жестоком уличном поединке эта красивая внешне техника, в которой нет внутреннего знания – знания ада, знания силы, знания смерти.
Конечно, есть и те, кто по каким-то причинам «изначально чисты» и, не совершив «перехода», уже знают и понимают нечто важное и, как следствие, приносят в мир прекрасные формулировки и идеи. Но осознают ли они до конца всю глубину процесса «перехода» из состояния обычного, среднего человека в особое состояние «знания», в «просветление», в «познание Бога»? Их «знание» является подарком некой Высшей Силы и не всегда отражает общность процесса. Такие люди сродни талантливым от природы спортсменам, которые даже не задумываются о том, как они устанавливают рекорды. Но есть и другой тип спортсменов – те, кто не одарены природой, но упорным трудом, анализом тренировок все равно достигают высочайших результатов. Они понимают закономерности спорта глубже первых и потому, становясь тренерами, могут реально научить и привести даже не очень одаренного ученика к рекорду.
Мастер Дзен не просто отвечает на вопрос, а задается «над вопросом», «мета-вопросом»: почему был задан этот вопрос? И так он осознает глубинную суть. Человек, познавший что-либо, – не важно что: Бога, принцип устройства Вселенной, закономерности спортивных достижений, – должен не только создавать на основе этого знания стройные теории и придумывать красивые формулировки, но также и «мета-задуматься» о том, как, в результате чего он это познал. Тогда его взору откроется суть, а все остальное станет ее производным и следствием.
Гениальный Эйнштейн создал теорию относительности, но, к сожелению, не рассказал, как он пришел к своему знанию, какие жизненные события привели его к гениальности – к (чувственному) пониманию Единства всего в Реальности (в частности, единства пространства и времени, единства полей различной природы). Возможно, Эйнштейн был уже «изначально просветлен». Иисус, если, конечно, судить о нем по Библии, также не раскрыл до конца закономерностей того, как он пришел к состоянию Богочеловека. Наверное, Знание этих великих мира сего – подарок Силы, Бога.
Я пытаюсь рассказать о первопричине – о том, как иногда непросто может быть достигнуто состояние, которое мистики называют «всезнанием», то состояние, в котором ясны взаимосвязи всего со всем, в котором происходит осмысление некоего глобального Универсального Закона Вселенной, а значит, приходит понимание Бога, Дао. Любой отдельно взятый закон отражает лишь локальную связь чего-то с чем-то: например, закон Ома говорит о связи силы тока с напряжением и сопротивлением. Универсальный же закон, повторюсь, отражает связь всего со всем – он глобален, он описывает матрицу Вселенной, Бога. И этот Закон – не сложные, запутанные формулы, а особое состояние восприятия человека, в котором пребывают продвинутые мистики, йоги, адепты религий; в подобном состоянии находился, но, скорее всего, не осознал этого, и Эйнштейн. Причина его гениальности кроется в измененном состоянии восприятия, в его просветлении, а не в свойствах клеток его головного мозга, который ученые исследовали после смерти гения, пытаясь отыскать истоки мудрости великого физика. Особое мистическое состояние восприятия, понимание Универсального закона Вселенной, Бога, – это причина, все остальное: красивые рассуждения великих философов и мистиков, правильные слова религиозных подвижников и йогов, гениальные теории (Эйнштейна в том числе) – является следствием.
Мне хотелось бы по возможности более полно отразить принципы «перехода» и его динамику, сопоставить всевозможные внешние формы этого процесса. Но сложно передать словами то, что ими принципиально нельзя выразить. Поэтому на первый взгляд может показаться, что никакой логики в излагаемом нет. Но она есть, существует, эта глубинная взаимосвязь событий!
Представим, что мы двухмерные существа, живущие в плоском мире. Теперь представим себе трехмерное дерево и рассечем его крону плоскостью нашего двухмерного мирка. Тогда нам, плоским существам, будет казаться, что двухмерные сущности – проекции сучков и веток дерева на плоскость нашего мира – между собой никак не связаны. Но если мы взглянем на картину из третьего измерения, если выйдем из «плоскости» нашей жизни, то увидим, что между собою связано все. Что есть ЕДИНОЕ ДЕРЕВО, дерево ЗНАНИЯ, и все принадлежит ему.
Но этого не понять тем «плоским» людям, которые никогда не были «там», в ином, третьем измерении.
То знание, о котором пойдет речь в этой книге, многомерно. И ее страницы должны бы лежать не на плоскости, а в пространстве, чтобы читатель, не прерывая основной линии повествования, мог бы одновременно бросать взгляд на комментарии и объяснения – многие изложенные ниже факты для должной их оценки требуют разъяснения. Но, к сожалению, книги в таком «голографическом» формате еще не издаются. И все-таки попробуйте воспринять текст объемно – а так же целостно. Это подобно тому состоянию, когда специальным образом снятая трехмерная картинка, напечатанная на плоском листке бумаги, вдруг приобретает глубину – если взглянуть на нее особым образом.
Процесс «перехода» неотделим от жизненной истории. О ней я честно исповедуюсь читателю.
Но не делайте поспешных выводов! То, что я описываю, – это никак не жалобы, не рефлексии. И не желание показать свое геройство в тех обстоятельствах, через которые меня провела Сила. Это всего лишь беспристрастное описание одного из возможных путей, личного подхода, процесса получения знаний, осознаний, озарений. Это описание религиозно-мистического опыта и его анализ.
Думаю, что полезно знать некоторые механизмы того, как человек попадает на Путь. Механизмы эти очень неявные, но попробую приоткрыть их метафорически, через ряд историй из своей жизни. Возможно, иногда я покажусь странным – но из песни слов не выкинешь. Возможно то, о чем пойдет речь кому-то испортит мнение обо мне, но я все-таки скажу… Я старался быть максимально честным и подлинным.
Мы можем открывать что-то новое лишь для себя. В масштабах Вселенной же ничего нового нет и быть не может, в Поднебесной все уже давным-давно открыто, все имеется. «Все новое лишь хорошо забытое старое!» – избитый тезис. Если мы к чему-то приходим, то узнаем лишь то, что уже когда-то узнали другие. Быть может, то, о чем пойдет речь, поможет читателю открыть что-то для себя. На самом деле вы все это уже давным-давно знаете, я лишь напоминаю вам об этом.
Я прошел через тяжелый период, и многое понял, после чего вернулся к жизни новым человеком, и стал гораздо более осознанным. После такого опыта люди уже не могут оставаться прежними, что-то бесповоротно меняется в них. Они становятся другими – на пределе происходит глобальное переосмысление жизни, всех базовых постулатов, догм и наступает прозрение. Опыт смерти заставляет всерьез задуматься о Вечности, а значит, и о Боге. «Несмотря на болезненность опыта, он неизбежен и необходим – иначе как бы мы узнали жизнь?» – сказал Зигмунд Фрейд. Любое эффективное обучение происходит через неординарные ситуации.
Я выдержал свои главные бои – поединок с самим собою и битву со смертью… Но я никого не обращаю в свою веру и не претендую на истину в последней инстанции, а только лишь делюсь опытом. Это моя точка зрения – и я имею право ее высказать, даже если она не совпадает с общепринятой: вы же можете со мной не согласиться. Мое мнение «может не совпадать с мнением начальства и не стоять в газетах». Я не рекомендую читать эту книгу тем, кто хочет оставаться в сладком мире иллюзий: «отрезвление истиной» зачастую горько и болезненно.
Как сказал Пушкин:
Тьмы низких истин мне дорожеНас возвышающий обман…Слишком чувствительные или набожные люди могут не выдержать прямоты некоторых высказываний и формулировок. Кто-то не будет читать эту книгу, боясь разрушить защитную стену из иллюзий и покоя. Если сердце не слышит, не хочет слышать правды, то никто ее не объяснит… Но познавая Бога, мы встречаемся с изначальной реальностью, часто нелицеприятной. Пелена с наших глаз спадает, мы начинаем ясно видеть суть – и иллюзий становится все меньше и меньше. Чтобы исследовать глубины человеческого опыта, мы должны быть открытыми и непредубежденными; нам необходимо идти шаг за шагом в реальность, а не трусливо прятаться за «возвышающими нас» иллюзиями. И если из-за каких-то ограничений или блоков вы не способны стать прогрессивно мыслящим существом, то эту книгу лучше вообще не читать; если ни один их читателей не захочет сжечь эту книгу, значит в ней нет ничего ценного.
И быть может, мой опыт поможет другим лучше понять то, что с ними происходило, происходит или может произойти. Быть может, знание «тех» Реальностей, о котором пойдет речь далее, облегчит кому-то пребывание и в этом суетном мире, поможет эффективнее функционировать в нем. Ведь пока не изменится сам человек, пока не изменятся его мысли, никакие наука и техника не улучшат положения, в котором он сейчас находится.
Жизнь человека может быть интересной, насыщенной, но она никогда не станет удивительной, если не связана со знанием «тех» измерений, с Богом. Лишь знание о трансцендентном, «магическом» придает жизни новое измерение.
Сейчас у западного человека нет современной, интегрированной, понятной ему духовной системы. Поэтому он копирует ее или из далекого Востока, или же из глубокой древности. Но не стоит далеко отправляться на поиски, потому что то, что мы ищем где-то, часто обнаруживается рядом с нами. Также не имеет смысла держаться за догмы. Не сотвори кумира – ни из Эйнштейна, ни из Иисуса, ни из других… Я отношусь к таким великим личностям непредвзято, как ученый к объекту исследования, а не как страстно верующий человек или ярый материалист – да простят меня за мою дерзость представители религиозных конфессий и научных сообществ. Святость, гениальность для меня – это некие явления, системы, функционирующие по определенным законам, которые я хочу изучить и понять, не раболепствуя перед авторитетами. Проводил я бесстрастное изучение и множества других явлений-систем – таких как сила и слабость, смелость, трусость, гордыня, унижение, здоровье, болезнь, смерть, секс, человек, общество, государство, религия, Бог, Вселенная… явления «я», наконец. Чтобы глубоко осмыслить закономерности функционирования Вселенной, понять Бога, самого себя, надо уметь мыслить парадоксально, свободно, непредвзято, без предрассудков. Бога следует постигать посредством абстрагирования, будучи отрешенным.
Система знания, о которой пойдет речь, может послужить толчком к созданию религии, основанной не на слепой вере, а на знании, к созданию современной идеологии единого знания, вбирающей в себя всевозможные религии, мистические, эзотерические, а также научные и другие теории и методы.
Целостное Учение и Знание о структуре Вселенной лежит вне любых конкретных учений и знаний. Истину надо искать в единении и взаимосвязи различных частичных знаний, отдельных учений разобщенных систем. Все они добавляют друг друга до целого – несмотря на то и именно потому, что противоречат одно другому. Но часто мы видим лишь отдельные фрагменты, а не целостную картинку.
Чтобы получить более объективную модель Реальности, нам необходимо рассматривать любое научное, эзотерическое, духовное или религиозное учение о процессах во Вселенной не изолированно, а в контексте всех учений и теорий, в контексте некоего Объединенного Знания. Иначе отдельная теория может быть неправильно истолкована. Так, фраза, вынутая из общего контекста, часто приобретает совершенно иной смысл.