Полная версия
Рок-уроки. Книжка для взрослых детей
Рок-уроки
Книжка для взрослых детей
Женя Глюкк
© Женя Глюкк, 2024
ISBN 978-5-4474-6827-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Рок-урок 1
История
Видишь ли, приятель, когда первый туземец в Африке ударил босой ногой в ТАМ-ТАМ, такой огромный барабан из кожи мамонта, тут-то и начался рок-н-ролл. К первому туземцу присоединились второй, он загудел в ДИДЖЕРИДУ – дерево, выеденное термитами, а теперь – очень редкий музыкальный инструмент. Третий просто провел прутиком по панцирю крокодила, отчего панцирь издал злобный визг. Потом запел четвертый… В итоге получилась настоящая рок-группа. В наши дни такой коллектив, безусловно, был бы крайне популярен и брал верхние места в чартах. Ты сам наверняка проголосовал бы «за». Но тогда хит-парадов не было, а было только то, что остальные туземцы принялись резво прыгать вокруг костра, подбрасывая вверх головешки. Вот тебе и публика.
Кстати, тебе приходилось замечать, что на сегодняшних концертах люди в зале тоже зажигают маленькие огонечки, притоптывают и прихлопывают, порой довольно странным образом? Таковы древние традиции. Нарушать их нельзя.
Из чего это сделано?
Вообще-то рок-н-ролл состоит из инструментов и музыкантов. Чем лучше и то, и другое, тем лучше качество полученного.
И того, и другого должно быть не меньше, чем три. Одинокий человек с флейтой в руках – это еще не рок-н-ролл, а вот знаменитый флейтист Ян Андерсoн из группы «Jethro Tull» в сопровождении собственного ВИА – вполне подходит под определение рока. Дальше происходят бесконечные вариации – причем, в прямом смысле.
В зависимости от выбора инструментов начинается выбор стиля. Классический состав рок-группы – бас, барабаны, гитара и вокал. Если твоя гитара тяжелая – по звуку, разумеется, а не по количеству килограммов, – то есть, если твоя гитара тяжелая и электрическая, то ты с друзьями играешь хард-рок или тяжелый блюз, а если легкая – то есть, акустическая – что-то вроде арт-рока.
Переводя все это на любимую тобой математику, можно вывести следующую формулу:
Музыканты + Инструменты = Рок-н-ролл. М + И = Р.
Получается какой-то интересный МИР. Мир, ни на что не похожий.
А можно и наоборот:
P + И = М.
И, действительно, рождение рок-музыки напоминает открытие нового Рима.
Как этим пользоваться
Признайся честно, ведь тебе случалось врубить собственный компакт-проигрыватель на полную катушку, пока родителей нет дома, и дать соседям возможность насладиться всей полнотой звучания любимой группы? С музыкой Иоганна Себастьяна Баха ты бы этого делать не стал. Правильно. Рок-музыка отличается от других музык именно своей потрясающей силой и мощью. Она должна «качать». Она и «качает» – на самой большой громкости. Порой она качает стены и люстру. Слушать ее тихо нет никакого смысла.. Так как же быть в таком случае? Есть потрясающее изобретение человечества и гениальной звукорежиссерской мысли – наушники. Просто воткни их в свой компакт-проигрыватель – и ты получишь еще больше удовольствия, потому что звук не будет рассеиваться по сторонам, а будет направлен только в твою голову.
Как это делается
Профессиональные музыканты говорят, что музыку играют «от тишины». Значит, слушать следует громко, а играть тихо. Да и к чему надрываться? В рок-н-ролле существует масса всяческих ухищрений и штучек, – их называют «примочками». Гитаристы просто жить не могут без любимых усилителей и комбиков – этих огромных ящиков на сцене, которые существуют не только для того, чтобы на них эффектно можно было поставить ногу. Они-то и дают всю «пачку» звука. Сам звук проходит сложный путь по проводам, – проводов всегда огромное количество и о них всегда все запинаются, но ведут они, изгибаясь и опутывая прикованных к инструментам музыкантов, согнувшихся буквой «Ы», к королю настройки – ПУЛЬТУ. А уже оттуда… В общем, ты понимаешь, что на сцене для музыкантов все всегда звучит отчетливо, но гораздо тише, чем в зале. Именно это я хочу сказать.
Польза
От занятий музыкой вообще много толку. Во всяком случае, это лучше, чем бесцельное ковыряние пальцем в носу или валяние на диване, с бессмысленно уставленным взором в экран телевизора, где тебя просят с трех нот угадать «жили у бабуси два веселых гуся». Чем смотреть, что делают другие, не попробовать ли что-то сделать самому?
Но об этом поговорим на следующем рок-уроке.
Рок-урок 2
С чего начинается музыка?
И в самом деле – с чего?
Правильно – начинай с выбора инструмента. Тут очень важно отнестись со всей серьезностью и сразу поставить цель. Не стоит изображать из себя великого арфиста, если это мгновенный порыв и дальше одного выступления дело не пойдет. Вообще-то, для исполнения рок-музыки ты можешь найти самый неожиданный инструмент. Один известный музыкант, например, играл свои песни на баяне, а другая не менее известная лидер собственного рок-оркестра прекрасно освоила скрипку. Но все-таки стоит понять, что в любой группе в первую очередь востребованы электрогитара, бас-гитара и барабаны.
Если переводить все это на язык жизни тела, то можно представить, что барабаны – это сердце группы, бас – ее мозг, гитара – душа, а вокал – все остальное. Соедини свои возможности и желания и пойми, кто ты – великий гитарист Блэкмор, басист Гловер, барабанщик Пейс или вокалист Гилан? Развивай то качество, которое в тебе выражено особенно сильно – и лет через десять тебя ждет безусловный успех.
Анекдоты про рок-музыкантов
Будь готов к тому, что инструмент повлияет на твой характер. Существует огромное множество анекдотов про музыкантов. Самый бородатый из них гласит, что одну и ту же лампочку в люстру ввертят сто барабанщиков (меняя один другого), один басист на вертящемся стуле (когда стул вертят сто барабанщиков), гитарист справится без труда, а клавишник – ввинтит лампочку одной левой. В подобном рассказе есть доля истины, но, в конечном итоге, все зависит только от тебя.
Кстати, слухи о беспросветной глупости барабанщиков (ему ведь ноты не нужны) сильно преувеличены. Для барабанщиков ноты существуют – они пишутся определенным образом и используются больше в джазе и классической музыке. Но вот что действительно правда – тот барабанщик, который играет по нотам, способен потрясти воображение кого угодно!
Саунд и стиль группы
Между прочим, в «продвинутых» рок-группах часто именно барабанщики занимаются окончательным вариантом «сведения» песни, то есть придают группе ее собственный, неповторимый стиль звучания.
Этот звуковой стиль носит название «саунд» и иногда к выстройке определенного «саунда» музыканты даже привлекают специальных саунд-продюсеров, настолько это важно. Их имена, как правило, указаны на пластинке с перечислением бесконечных благодарностей («Мы всей группой благодарим нашего замечательного друга, соавтора всего того, что мы сочинили и напишем в будущем, гения Васю и надеемся, что Вася не откажется записать с нами и следующий альбом. Мы всегда будем рады видеть Васю в студии, запомним работу с Васей на всю жизнь, и со всей ответственностью заявляем, что без Васи песня №5 была бы недостаточно классно записана»). Иначе говоря, без Васи вообще ничего бы не было, потому что, как хорошо твоя группа не прозвучала на концерте, без гениального Васиного сведения усилия тщетны.
Саунд-продюсеры это отлично понимают, музыканты тоже, и имеет смысл один раз посмотреть, какими тихими становятся эти самые музыканты при малейшем раздраженном движении или грозном взгляде саунд-продюсера, – ведь он может как «открыть» миру любой хит, так его и «зарубить», и почему бы, в таком случае, не принести этому замечательному человеку чашечку кофе и не подмести пол в комнате, где он работает, – вдруг пылинки отвлекут от важного дела этого суперпластиночного монстра, и из тебя ничего не получится?
В эпоху становления рок-н-ролла, следует заметить, музыканты вообще не работали без саунд-продюсеров. В России работу саунд-продюсера используют обычно «умные» группы (становящиеся впоследствии популярными) или… поп-коллективы. Последнему высказыванию есть объяснение. Поп-коллективы без саунд-продюсера вообще никто не будет слушать, а на рок-группу человек пять зрителей все же соберется.
Занятия
Не бойся выглядеть смешным во время разучивания бесконечных гамм, аккордов и мелодий. Твои муки будут вознаграждены симпатиями публики («Давай еще!», «Да здравствует Юра!», «А когда следующимй концерт?») и дружеским похлопыванием по плечу знакомых («Молодец, старик, так держать!»). Родители будут наблюдать процесс твоих унылых репетиций первое время с неодобрением, но это они лишь приглядываются к ситуации, а потом будут гордиться тобой и клянчить лишнюю проходку на концерт для тети Клавы – она ведь так любит музыку, которую ты играешь!
Репетируй старательно, спокойно, не спеша, не дави на звук, повторяй с самого начала миллион раз, пока не проиграешь произведение без ошибок целиком – и все получится. Ты уже почти «звезда».
Звездная болезнь
Интересно, что при первых же проблесках чего-то получившегося у будущих рок-идолов сцены наблюдается эффект «звездной болезни». Она выражается в излишней отогороженности от знакомых, нехватке времени на друзей и нежелании делать что-то такое, что не влечет за собой прямого попадания на первое место в хит-параде лучшей радиостанции FM-диапазона или интернет-портала. Честнее всего сразу предупредить близких, что ты «никак не можешь попасть смычком по струнам гитары и сильно паришься по этому поводу». Но знай, когда хотя бы один из твоих знакомых упрекнул тебя в «звездной болезни» – она у тебя действительно есть!
Лучше подумай об этом заранее, и до следующего включения.
Рок-урок 3
Как найти единомышленников
Ну вот, ты выучил три основных аккорда, сыграл пару песен (самые известные из них передаются из поколения в поколение, такие, как «Смерть клопа» и «В траве сидел кузнечик») и спел их бабушке перед сном. Бабушка, ворочаясь с боку на бок, сказала, вздрогнув: «Спасибо, внучек, теперь я не засну», но тебе похвалы старушки показалось недостаточно.
И ты достоин большего. Тебе нужна группа. Рок-музыка – искусство коллективное. Один ты ничего не добьешься. В истории рок-н-ролла, особенно, если полистать рок-энциклопедию, группы создаются легендарным образом. Будущие рок-идолы знакомятся на берегу океана, или во время совместного джема на фестивале, или их сводит гениальный продюсер. У нас в стране океан отнюдь не является местом встреч, там живут лишь белые медведи, а это опасно для прогулок, на фестивалях громко и не поговоришь, а великие продюсеры где-то, может быть, и бегают в поисках талантов, но их самих почему-то никто из талантов не видел. Во всяком случае, пока что ни одному обычному музыканту они на глаза не попадались. Те же продюсеры, которых показывают по телевизору, кажутся какими-то… ммм… ненастоящими, выдуманными персонажами шоу-бизнеса, сказочными феями, не имеющими ничего общего с жестокой и честной реальностью. Скорее всего, их появление в телевизоре – компьютерная графика. Да, скорее всего, именно так.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.