bannerbanner
Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа
Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа

Полная версия

Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа

Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

В. Ф. Шаповалов

Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа

© Шаповалов В. Ф., 2013

I. Обоснование

Как мне, профессору В. Ф. Шаповалову[1] представляется, сегодняшняя ситуация такова, что за множеством реформ организационного характера в сфере образования оказалось забыто главное – вопрос о том, а чему, собственно, служат социально-гуманитарные науки и, соответственно, вузовское социально-гуманитарное образование. Ведь никто не отменял того, что образование, особенно социально-гуманитарное было и остается (наряду со средствами массовой информации и др.) мощным средством влияния на умы людей.

В современном мире каждая страна стремится использовать свою систему образования в интересах своей страны – для повышения ее престижа, создания положительного образа, вплоть до – в предельном случае – формирования «агентов влияния». И с этой точки зрения наше социально-гуманитарное образование сегодня находится в самом плачевном состоянии: оно даже не ставит таких задач. В связи со сказанным обращение высшего руководства страны к проблемам патриотического воспитания в системе образования является крайне своевременным.

Хочу отметить, что проведенная в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова 28–29 сентября конференция «От Древней Руси к Российской Федерации. История российской государственности», в рамках «Года Истории», который провозгласил Президент России, явилась важным событием не только (и даже не столько) в научной жизни России: она должна стать поворотным пунктом и важным звеном в серии мероприятий, направленных на ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ. Мне представляется, что намечена большая и кропотливая работа. Ее фундаментальные принципы очевидны:

1. В вузах, прежде всего в государственных, должно быть прекращено культивирование и поощрение пренебрежительного отношения к истории и культуре России. Россия не началась в 1991 г. – её государственности 1150 лет (с 862 г.). Это наша история, и мы должны ценить и уважать её, какой бы она ни была. Такова была основная мысль конференции, о которой я уже упомянул выше, открытой выступлениями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и ректора московского государственного университета им. М. В. Ломоносова академика В. А. Садовничего.

2. Важно раскрывать перед учащимися роль православия в истории России. Отнюдь не обязательно быть православным – это вопрос личного выбора и проявление суверенного права личности. В светском вузе религиозная (как и атеистическая) пропаганда недопустима. Но социально-гуманитарные науки должны давать знания о православии КАК ФЕНОМЕНЕ КУЛЬТУРЫ; ПОНИМАНИЕ его как важнейшего фактора российской государственности, литературы, искусства, теории права, философии, русского национального характера и т. п.

3. Преподавание и изучение философии должно быть многовекторным – направленным и на Запад, и на Восток. Но ПРИОРИТЕТНЫМ должно быть изучение и развитие отечественной – русской культурно-философской традиции.

4. Социально-гуманитарные дисциплины должны формировать у выпускников понимание ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ России, а также понимание того, что в современном мире следует идти НЕ по пути подражательства внешним формам жизни, но перенимать передовые технологии отовсюду (разумеется, развивая и свои собственные).

5. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин обязательно должна присутствовать ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ составляющая. Иначе говоря, преподавателю следует привлекать особое внимание учащихся к военным победам России, к победному характеру русского воинского духа (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов и другие).

Необходимость создания в МГУ Центра изучения России и распространения знаний о России

На сегодняшний день ни один из пунктов при преподавании социально-гуманитарных дисциплин в большинстве случаев не принимается во внимание и не реализуется. Например, на философском факультете вся учебная и научная работа ведется в направлении, строго противоположном. Это легко обнаруживается при анализе научно-теоретической деятельности факультета, путем проверки остаточных знаний выпускников факультета и других факультетов МГУ, на которых преподаватели философского факультета ведут занятия по философии, мероприятий, проводимых на факультете.

На многих факультетах и в вузах вся учебная и научная работа порой ведется в направлении, строго противоположном. Это легко обнаруживается при анализе научно-теоретической деятельности учебно-научных учреждений, путем проверки остаточных знаний выпускников, мероприятий, проводимых на факультете или вузе и др. Например, День народного единства во многих вузах никак не был отмечен. Однако приглашение большого количества профессоров из стран Запада (при том профессоров далеко не самой высокой квалификации и с искаженными знаниями о России) с циклами лекций для студентов и аспирантов, считается престижным и популярным.

Не только студенты (что связано со слабой подготовкой, полученной в средней школе, воздействием средств массовой информации и др.), но и выпускники многих факультетов в целом ряде случаев не могут ответить на простейшие вопросы об истории дореволюционной культуры и культуры советского периода. Вопросы типа: кто такой А. В. Суворов и что он совершил? чему посвящен День народного единства 4 ноября? в каком году состоялся полет Ю. А. Гагарина? кто такой Л. Д. Ландау, П. Л. Капица? Знают ли они что-нибудь о фильмах «Летят журавли» или «Баллада о солдате», вопросы о философии В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и т. п.? – оказываются для них непосильными или представляются ненужными.

Конечно, уровень подготовки выпускников средних школ по многим предметам сегодня низок. Но незнание истории и культуры, так же как и других особенностей России, их родины, особенно опасно: оно рождает негативное отношение к своей стране, что чревато в том числе и опасными политическими последствиями. Разумеется, такое положение не может быть признано нормальным – необходимы меры по его исправлению.

Мое предложение состоит в следующем. Создать на факультете кафедру РОССИЕВЕДЕНИЯ, а затем на ее основе, привлекая к работе специалистов других факультетов, – ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РОССИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ О РОССИИ. При создании такого Центра МГУ превратился бы в центр изучения русской культуры и российской цивилизации (в перспективе – мирового масштаба), ибо в МГУ для этого имеются возможности как ни в каком другом вузе страны. Он стал бы центром огромной притягательной силы. Можно себе представить, какие возможности появились бы для продвижения русской культуры и знаний о России при создании такого Центра! Мы смогли бы привить полноценные (а не ущербные) знания о России не только нашим студентам, но и привлечь к себе учащихся из всех уголков земного шара.

Не секрет, что весьма влиятельные силы в мире прилагают огромные усилия для создания негативного образа России. И для этого они используют в том числе и систему образования, понимая, что она является мощным средством воздействия на умы людей. Вся западная система образования работает на создание положительного образа Запада (хотя это дается все с большим трудом). И так же регулярно и систематически, словно управляемая одним дирижером, – демонизирует Россию.

В этих условиях не направлять нашу систему образования для противодействия кампании по дискредитации России, по меньшей мере, – недопустимое легкомыслие. Нам есть, что рассказать хорошего о нашей стране, о ее достижениях и победах! И наш долг как ученых, преподавателей, патриотов неустанно и упорно делать это. В противном случае та, настоящая Россия, которой можно гордиться, так и останется неизвестной ни миру, ни нашей молодежи.

Меры по созданию Центра изучения России и распространения знаний о России

Инициатором создания Центра междисциплинарного изучения России, мог бы стать любой из социально-гуманитарных факультетов (им мог быть и ФГУ или факультет глобальных процессов, возможно, какой-то иной факультет). Он смог бы объединить вокруг себя ученых многих специальностей, занимающихся изучением различных аспектов российской жизни. Данный факультет стал бы лидером и координатором совместной работы.

Взяв на себя такую инициативу, факультет резко повысил бы свой статус не только в МГУ, но и в стране в целом. Из заведения, в котором пробавляются лекциями западных профессоров (часто не самого первого ряда), где питаются «крошками с барского стола» западной мысли, факультет превратился бы в ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ огромной мощности.

В качестве первого шага необходимо создание КАФЕДРЫ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (РОССИЕВЕДЕНИЯ). Программа и учебно-методические разработки имеются. Кафедра комплексного изучения российской цивилизации стала бы ядром для создания Общеуниверситетского центра комплексного изучения России, о котором речь шла выше.

Планируемый эффект

Разовые мероприятия не смогут решить задачу приобретения студентами всесторонних знаний о России. Пока мы не включим в сам учебный процесс знания о России – от природно-географических условий до произведений высокой культуры, мы не добьемся того, чтобы выпускники вузов знали и любили Россию. «Знать Россию» не равно «знать ее историю и культуру». И с последним сегодня большие проблемы, в частности, потому, что история и культура рассматриваются В ОТРЫВЕ от природы и географии России.

Между тем культурное наследие и наследие природное находятся в неразрывном единстве. «Россия, – писал русский философ И. Ильин, – есть организм природы и духа». Где, как ни в МГУ, можно найти специалистов по природе России, ее географии, климату, геологии, почвам, растительному и животному миру и др.?! И с другой стороны, по самым разным отраслям русской культуры, включая и историю российской науки – естественно-математических и др., искусства, литературы (включая, разумеется, и советский период). И все они находятся на разных факультетах, но и организационно, и территориально в одном месте! Не использовать такие возможности, значит, упустить поистине уникальный шанс.

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ РОССИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ О РОССИИ смог бы в короткий срок разработать и предложить широкий набор учебных курсов по различным аспектам российской жизни, рассчитанных на самые различные аудитории, в том числе и на зарубежную. Снабженные красочными видео и выразительными аудиоматериалами эти курсы привлекли бы не только отечественных, но и зарубежных студентов, аспирантов, стажеров, преподавателей и т. п. Перед ними раскрылась бы такая грандиозная и величественная панорама России, что при должной организации и масштабе работы, от нынешнего, весьма распространенного «плача по России», не осталось бы и следа.

«Велико незнанье России посреди России»[2]

(некоторые примеры того, насколько велико это «незнанье» сегодня)

Из моих наблюдений. Впервые я обратил внимание на то, что студенты и аспиранты не знают самого элементарного из истории и культуры России, во время лекции для аспирантов. Наша кафедра преподает философию НЕ на философском факультете, а на социально-гуманитарных факультетах МГУ, т. е. для студентов и аспирантов, у которых философия не является специальностью, а является одним из обязательных предметов. Лекция была по теме «Позитивизм». Рассказав об основных идеях основателя позитивизма О. Конта, я, для того чтобы проиллюстрировать идеи позитивизма и несколько оживить материал, обратился к аудитории с вопросом. Напомню, что аудитория состояла из аспирантов всех социально-гуманитарных факультетов.

Вопрос был следующий: какой из героев романа известного русского писателя XIX века в наибольшей степени соответствует тому, что проповедовал О. Конт? В аудитории воцарилась тишина.

– Помните, – говорю, – его известная фраза: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», – подсказал я. Наконец, после довольно долгой паузы, кто-то из аспирантов филологического факультета выкрикнул: «Это Базаров, из «Отцы и дети»…

Из дальнейшего обсуждения (какие черты Базарова соответствуют позитивизму, кто олицетворяет в романе «метафизику», которую О. Конт нещадно критикует, и т. п.) выяснилось, что большинство аспирантов просто не знают, кто такой Базаров, и совершенно не представляет себе сюжета романа.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Справка. Шаповалов Виктор Федорович – доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, автор около двухсот публикаций, в том числе, 12 книг. Работает в МГУ им. М. В. Ломоносова с 1979 г.

2

Гололь Н. В. – Выбранные места из переписки с друзьями.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу