![Чеченцы](/covers_330/17970609.jpg)
Полная версия
Чеченцы
Обвинения в «массовом предательстве» в годы войны были попыткой власти придать решению о насильственном переселении целых народов легитимный характер. В самое тяжелое время, в 1942 г. более 5 тыс. коммунистов ушли на фронт. Секретарь Курчалоевского РК ВКП (б) М. Савченко сообщал секретарю ОК ВКП (б) X. Исаеву: «Нашлось много военнообязанных среди чеченцев, которые подали заявления и идут добровольцами в Красную Армию, изъявляя свое желание с оружием в руках защищать свою Родину»36.
Необходимо признать, что в период военных неудач на Северном Кавказе летом 1942 г., в ходе оккупации и первые месяцы после изгнания немцев последним удалось привлечь на свою сторону, по различным подсчетам, около 15 000 населения (чеченскую территорию немцы не смогли оккупировать), т. е. не более 2–5% от всего населения Северного Кавказа. Это никак не могло перечеркнуть того факта, что патриотические настроения народов оказались сильнее старых обид и недовольства тоталитарным режимом. Германская оккупационная политика учитывала многонациональный состав жителей Северного Кавказа и поэтому, в первое время, имела успех у части населения. Первый период пребывания гитлеровцев в регионе характеризовался тем, что сеть культурных учреждений не только не сократилась, а наоборот, увеличилась. В каждом оккупированном районе края стали издаваться немецкие газеты, причем на нескольких кавказских языках, что способствовало налаживанию отношений с населением. Немцы повсеместно открывали различные религиозные учреждения, поощряя практически все вероисповедания. Ситуация резко изменилась после Сталинградской битвы. Многие культурные и религиозные учреждения были разграблены, ценности вывезены37.
Летом 1942 г. начинается диверсионно-подрывная работа немецкого командования, нацеленная на использование в собственных целях националистинеских движений Северного Кавказа. В тыл советских войск забрасываются немецкие диверсанты и кадровые разведчики, перед которыми ставится, в том числе, и задача объединения всех повстанческих групп в крупные объединения. Под влиянием этой пропагандистской деятельности незначительная часть населения автономных республик Северного Кавказа приняла участие в антисоветских митингах, а отдельные из них вступили в повстанческие формирования.
Огромную помощь по наведению порядка в тылу оказали истребительные батальонов в составе 100–200 человек представляли грозную силу для немецких диверсантов и парашютистов, оказывали серьезную военную поддержку действующей армии. 2 июля 1942 г. Чечено-Ингушский ВКП (б) принял решение о создании истребительных батальонов в Малгобеке, Грозном, Гудермесе, Надтеречном и Сунженском районах. Через 5 дней, 7 июля, в основном было закончено формирование истребительных батальонов. В 1942 г. в Чечено-Ингушетии были образованы 8 истребительных батальонов численностью 10 тыс. человек, а к 1 февраля 1943 г. в республике насчитывалось 15 батальонов. При батальонах имелось 88 групп содействия, общим числом 1360 человек. 12 декабря 1942 г. боевыми наградами за отвагу в борьбе с немецкими диверсантами были награждены чеченцы: Амалатов С.А., Атаев С.А., Дашкаев Т.Д., Халадов К.Х., Хутиев Ц.Х. Медали «За боевые заслуги» получили сельские жители Чечено-Ингушетии: Джанаралиев Х.Д., Дакашев М.Д., Аматукаев А.А.38.
Еще царская власть понимала, что привлечение на российскую военную службу кавказцев имело важнейшее, далеко идущие последствия. Российские императоры прекрасно учитывали рыцарский менталитет горских воинов, их храбрость, верность данному слову, присяге. Поэтому безбоязненно формировали из кавказцев привилегированные войсковые части. Создание местных (горских) воинских подразделений давало не только надежную и действенную поддержку регулярным частям русской армии, но и формировало в местном населении убеждение, что они являются полноправными подданными Российской империи.
Горцы на протяжении столетий плечом к плечу сражались в рядах Русской армии. Кавказцы, служа России верой и правдой, вписали славные страницы в ее военную историю. Изобилует примерами воинской доблести история Крымской войны 1853–1856 гг., когда Кавказско-горский полк сражался с конницей англо-франко-турецких войск. В Крымской войне в составе Русской армии участвовало около 1 тыс. чеченцев – после ее завершения 802 чеченца за проявленную доблесть были награждены медалями. Особенно активно кавказские горцы стали привлекаться к службе в рядах российской армии в ходе Кавказской войны. В Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. в составе Русской армии добровольно сражалось 42 тыс. горцев Северного Кавказа. 15 января 1877 г. был сформирован Чеченский конно-иррегулярный полк (800 чел.). По отзывам русского командования горцы демонстрировали в борьбе с турками образцы отваги, мужества и верности воинскому долгу.
В Русско-японскую войну горцы добровольно сформировали Терско-Кубанский полк. В Первую мировую войну, на основании единодушного постановления Съезда представителей всех народов Северного Кавказа, горцами была создана Кавказская конная туземная дивизия, в составе 6 полков. По личному пожеланию Николая II, командование этой дивизией принял брат императора, великий князь Михаил Александрович. Архивные документы за август-октябрь 1914 г. содержат множество заявлений от добровольцев. Один авторитетный чеченец 8 августа 1914 г. просил прямо у императора «разрешение ехать на войну и взять с собой сотню чеченцев-добровольцев». Кавказская туземная конная дивизия именовалась в военном обиходе «Дикой». В истории Дикой дивизии нет ни единого случая, даже единоличного – дезертирства. Вернувшийся из поездки на юго-западный фронт один из видных чинов главного управления почт и телеграфов М.М. Спиридонов, отвозивший подарки воинам, дает очень яркий очерк боевой жизни Кавказской дивизии: «На врага они идут только с высоко поднятой головой, и в первое время не было никакой возможности заставить их подползать к вражеским окопам во время наступления. Немцы же, особенно не имевшие еще дела с кавказскими наездниками, при появлении их бегут. Впрочем, такая боязнь вполне понятна. Кавказцы действуют с необыкновенной лихостью».
В годы Великой Отечественной войны, как и в годы Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. российская власть опасалась повстанческих движений. Накануне Русско-турецкой войны царские стратеги рассматривали возможность возникновения взрывоопасных ситуаций на Кавказе и ведения военных действий на два фронта: в тылу и на территории противника. В 1875–1876 гг. в Чечне и Дагестане действовало несколько турецких агентов из числа кавказских эмигрантов, посланных генерал-губернатором Эрзерума для подготовки крупного восстания на Кавказе. В 70-е годы XIX века на территории Терской области действовали турецкие агенты, подстрекавшие к восстаниям и отделению Чечни от России.
Подготовка к восстанию 1877–1878 гг. в горной Чечне началась весной 1876 г. Жители горных сел собирались в лесах на тайные сходки, где речь шла о непосильных страданиях народа, звучали клятвы не мириться с установившимися порядками. Последним толчком к восстанию послужили слухи о появившейся возможности в условиях войны ликвидировать местные органы власти и обрести независимость39. Восстание возглавил Алибек-Хаджи Алдамов. Многие чеченцы не поддержали восставших в силу того, что считали такие действия вероломными. Нападать с тыла, пусть даже на врага, в момент битвы его с третьим лицом считалось нарушением чеченской чести и достоинства мужчины и воина. Подлежало всеобщему осуждению внезапное, вероломное нападение на противника. Ислам осуждает войны, которые ведутся ради отмщения, удовлетворения амбиций. Соблюдение набожности даже в сражении – принцип мусульманского воспитания.
Многие чеченские общества и отдельные лица по несколько раз обращались к начальнику Аргунского округа с просьбой разрешить им арестовать и доставить к нему всех нарушавших порядок, но он на это не давал согласия. Многие старшины напрямую обращались к начальнику Терскую область с негодованием: «…зачем допустили Алибека-Хаджи забрать такую силу…взбунтовать всю Ичкерию…У нас, ведь, ты знаешь, в начале ничего не было. И сидели бы мы спокойно, если бы тех остановили…»40. Некоторые чеченские аулы с оружием в руках действовали против мятежников. Немалую роль в том, что восстание не поддержали многие чеченские общества, сыграла не военная, а идеологическая борьба, т. к. большая часть чеченского духовенства, глубоко знавшая Коран, выступила против воззваний и действий восставших, за что некоторые из мулл и духовных лидеров поплатились жизнью. Их заслугой является то, что они до конца соблюдали ключевые нормы ислама и своими действиями сохранили от разорения и уничтожения целых районов Чечни.
Предводители восстания оправдывали свои поступки тем, что они считали себя обязанными пожертвовать личным благом для оказания помощи своему религиозному главе (имаму), а потому и нарушали заключенный с русскими мир, хотя это и не положено делать по шариату, т. к. договор должен быть священен. Главной задачей они считали не свержение власти, что также противоречит нормам ислама, а желали только возвратить отнятые у них земли, часть которых была отдана казакам41.
Спустя 65 лет после подавления крупнейшего на Северо-Восточном Кавказе восстания, повстанческое движение снова возникло в Чечне. Лидеры повстанцев Чечни и Ингушетии X. Исраилов и М. Шерипов организовывали несколько повстанческих вооруженных групп, действовавших в труднодоступных горных районах. X. Исраилов возглавлял Особую партию кавказских братьев (ОПКБ), ставшую своей главной задачей объединение всех повстанцев Северного Кавказа для борьбы против сталинского режима и провозглашения независимого горского государства. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что как в документах этой партии, так и в своей конкретной деятельности повстанцы исключали возможность союза с немецкой армией и оккупационными властями в целях свержения советской власти на Кавказе.
Весной 1942 г. войска НКВД при поддержке авиации провели широкомасштабную военную операцию против повстанцев X. Исраилова и М. Шерипова. По некоторым данным, в горах Чечено-Ингушетии после воздушных бомбардировок было столько жертв среди женщин, детей, стариков, сколько их бывает обычно у воюющей армии на передовой линии. В некоторых селах Шатоя, Итум-Кале численность убитых жителей превышала оставшихся в живых. Редкостью здесь было найти человека, не раненого в ходе воздушной бомбардировки. Показательно, что в те дни, когда по приказу Сталина имели место эти сражения кадровой армии и сил НКВД с мирным населением, в Чечне не было немцев42.
Заместитель начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР РА. Руденко, выехав 20 июня 1943 г. в командировку в Чечено-Ингушетию, по возвращению, 15 августа, представил имя своего непосредственного начальника В.А. Дроздова доклад, где говорится, в частности, следующее: «Рост бандитизма надо отнести за счет таких причин, как недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы среди населения, особенно в высокогорных районах, где много аулов и селений расположены далеко от райцентров; отсутствие агентуры, отсутствие работы с легализованными бандгруппами…, допускаемые перегибы в проведении чекистско-войсковых операций, выражающиеся в массовых арестах и убийствах лиц, ранее не состоявших на оперативном учете и не имеющих компрометирующего материала. Так, с января по июнь 1943 г. было убито 213 человек, из них на оперативном учете состояло только 22 человека…»43.
В суровые годы Гражданской войны советская власть боролась с бандитизмом на Северо – Восточном Кавказе. Руководство подразделяло бандитизм на политический, мелко-уголовный и уголовно-бытовой. По мнению властных структур, в 1925 г. мелко-бытовой бандитизм Горской
Республики охватил, главным образом, Сунженский и Владикавказский округа. В Чеченской Автономной области преобладал, по их мнению, уголовно-бытовой бандитизм. Из действовавших в Чечне банд были известны: банда Пронина, скрывавшаяся в ауле Ачхой и банды Маза Шидаева и Дуда Исаева44. Из «Отчета штаба округа о ликвидации бандитизма на территории Чеченской автономной области» (12 сентября 1925 г.) мы узнаем о причинах бандитизма: «…а) значительное обострение земельных конфликтов на почве запутанности в Чечне аграрного вопроса; б) частый недород; в) вялость борьбы с бандитизмом; г) наличие в области главарей и кадров, уцелевших от разгрома прошлых лет (Гречкин – 3 сабли, Могильный – 17 сабель, Обрезов (Дьяков) – 8 сабель, офицер Солнышкин – 5 сабель»45. Причинами антиправительственных выступлений называли: крупнейшие ошибки старого партийного руководства области, проводившего совершенно неправильную линию на сплошную коллективизацию, без учета особенностей и уровня развития национальных областей. Административное насаждение колхозов, попытки коллективизации в горных районах, неправильное лишение избирательных прав середняка, а в ряде случаев и бедняка, попытки административного закрытия мечетей46.
Подведем некоторые итоги. Безусловно, в 20-е, 30-е и 40-е гг. XIX в., как и в конце 70-х гг. XIX столетия среди чеченцев существовали сепаратистские настроения и при появлении лидеров они выливались в вооруженное сопротивление власти, восстания и другие формы борьбы. Отчаянное недовольство некоторой части местного населения установившимся правлением толкало его к свержению власти и обретению самостоятельности и независимости. При этом, по возможности, чеченские лидеры старались воспользоваться благоприятными внешними условиями (военным положением страны) и помощью других государств.
Чеченский народ и его религиозные лидеры в своей основе не одобряли «нанесения удара в спину» Российскому государству в тяжелый для него период, т. к. считали такой поступок аморальным и противоречащим чеченским и исламским традициям. Многие чеченцы в годы Русско-турецкой войны (800 чел.), Великой Отечественной войны (более 12 тыс. чел.) встали на защиту Родины и плечом к плечу сражались с агрессорами. Демонстрируя такую преданность и честность по отношению к России, еще тяжелее было принять чеченцам поголовное выселение их в 1944 году в Среднюю Азию, объявления их врагами Российского государства. Даже если сравнить Чеченский регион с другими районами страны в годы Великой Отечественной войны, выяснится, что чеченцы не уклонялись от защиты Родины, просто правительство, во главе со Сталиным опасалось их призывать на службу. Получив такой оскорбительный запрет, чеченцы уходили на фронт добровольцами. В 1944 г., после выселения с исторической родины чеченцев, ингушей, карачаевцев и другие народы, директивы действующим войскам о немедленном увольнении военнослужащих этих национальностей в запас и отправления их с фронта в места депортации не выполнялись по несколько месяцев. Чеченцы брали себе другие фамилии и имена (часто погибших в боях товарищей) и продолжали воевать с фашистами47.
В годы Великой Отечественной войны в Грозненской области, по сравнению с другими регионами было наименьшее число уклонившихся от службы в Красной Армии. В 1942 г. за уклонение от службы в Красной Армии в Грозненской области было задержано 180 человек; в Ставропольском крае 185 человек; в Воронежской области 2042 человека. В 1943 г. задержано уклонистов: Грозненская область – 22 человека, Ставропольский край – 7 238 человек, Воронежская область – 1461 человек. Известна и статистика дезертирства в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1943 г. по Грозненской области было задержано 553 дезертира, по Краснодарскому краю – 6 875 дезертиров. В первой половине 1944 г. в Грозненской области было задержано 106 дезертиров, в Краснодарском крае – 4 302 дезертира48.
Целый круг источников по вопросам истории Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны представляет немало возможностей для исследователей. В то же время существенная часть материалов по-прежнему не введена в научный оборот. В большей степени исследователям доступны документы музеев и центральных государственных архивов, более строгие ограничения действуют в ряде ведомственных и местных архивов. В незначительной степени введены в научный оборот документы архивов ФСБ. В ГА РФ ограничен допуск к документам отделов по борьбе с бандитизмом и спецпоселений НКВД СССР. В РГАСПИ выдаче не подлежат документы, которые содержат сведения о коллаборационистах, партизанах, военнопленных. Исследовательские возможности историка в значительной степени определяются имеющимися в его распоряжении источниками. Однако содержание публикаций подвергалось строгой цензуре, они не отражали такие сюжеты, как просчеты советского руководства, депортации народов, коллаборационизм, дезертирство и другие негативные явления военных лет49.
В конце 80-х – начале 90-х гг. XIX в. были открыты для исследователей многие секретные документы периода Великой Отечественной войны.
Большое количество материалов в периодических и научных изданиях впервые массово осветили проблемы депортации российских народов. Жертвам злодеяний были поставлены памятники, народам возвращены имена их героев. Новое российское государство осудило через правовые акты сталинские депортации народов и официально реабилитировало их. Президент РФ В.В. Путин, выступая на первом заседании парламента Чеченской Республики 12 декабря 2005 г. сталинскую депортацию народов назвал огромной трагедией. Он признал ответственность государства за эти варварские акции50.
Однако в последнее время под видом открытия архивов и «сенсационных разоблачений» деструктивными силами была проведена преступная по своей сути информационная операция в отношении оценок депортации чеченцев, ингушей и других народов и их участии в борьбе с фашизмом в годы войны. В 2006 г. в «Большой энциклопедии» издательства «ТЕРРА» была опубликована статья «Чеченская Республика», в которой ничего не говорится об участии чеченцев в борьбе с фашизмом на фронтах Великой Отечественной войны, но очень много повествуется о «чеченском бандитизме» и «белом коне с седлом из чистого золота», которого якобы чеченцы приготовили в подарок Гитлеру51. Создатели энциклопедии видимо вспомнили кавказскую традицию, по которой дорогому гостю принято было дарить коня. Так, в 1850 г. цесаревичу на Кавказе подарили верховых лошадей и поднесли искусно сделанное местными мастерами седло. Все эти подарки горцев были отправлены в Петербург, во Дворец императора52. В 1965 г. в августовском номере журнала «Октябрь» была напечатана повесть Андрея Губина «Созвездие Ярлыги». А. Губин пишет, что чеченцы подарили приехавшему на Кавказ Гитлеру великолепного арабского скакуна с дорогим седлом, украшенным золотом. По мнению Губина чеченцы не только не сражались за Родину, но даже объявили против советской власти священную войну – газават. Видимо авторы статьи из «Большой энциклопедии» приняли художественный вымысел повести А.Губина за документальный источник и на этом основании заявили многомиллионным читателям – «чеченцы ждали Гитлера с белым конем…»53.
В 2002 году в журнале «Молодая гвардия» вышла статья Игоря Васильевича Пыхалова (программиста по образованию) «Северный Кавказ. Причины депортации 1943–1945 гг.», в которой он делает вывод, что «Выселение эти народы заслужили полностью…»54. Сами за себя говорят разделы статьи Пыхалова «Злой чечен ползет на берег», «Проблесков классового самосознания не наблюдается», «Чечня является букетом бандитизма», «Вразумление», «Кавказские орлы третьего рейха», «Массовое дезертирство», «Бандитизм». В следующем, 2003 г. тот же журнал опубликовал статью И. Пыхалова «Как выселяли чеченцев». Приведем всего одну цитату из этой статьи: «Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев и ингушей, была гораздо более мягкой, чем то, что им полагалось согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае практически все взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря…»55. Последней каплей, переполнившей терпение чеченцев, стала книга И.В. Пыхалова с названием – вопросом «За что Сталин выселял народы? Сталинские депортации: преступный произвол или справедливое возмездие?», вышедшая в свет в 2008 году. В данном произведении автором был дан однозначный ответ на все вопросы: «Выселение эти народы заслужили полностью!»
Оценку содержания «трудов» Пыхалова и личностей пишущих ему в унисон, нельзя ограничить признанием их с научной точки зрения недостоверными, а в информационном плане лживыми. Лица, недвусмысленно оправдывающие массовые преступления 60-летней давности и представляющие чеченцев, ингушей и другие репрессированные народы историческими врагами России и русских, совершают действия, носящие отчетливо выраженный противоправный и аморальный характер. Указанные действия однозначно противоречат Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г.: «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов подвергшихся насильственному переселению, об обеспечении их прав», а также Закону Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г., не говоря уже о нарушении положений Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.
Одиозные печатные выступления И. Пыхалова и прочих пропагандистов, безусловно, подпадают под действие статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за действия направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижения национального достоинства и т. д. При этом после принятия в 2002 г. Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды и ненависти относят и к преступлениям экстремистской направленности. Бороться с фальсификацией и искажением истории можно только с помощью документальных материалов, наглядно демонстрирующих исторические процессы. Чтобы сделать исторические факты достоянием общественности, осуществляется публикация архивных материалов.
Особым видом сохранения и почитания памяти об участниках Великой Отечественной войны стало в нашей стране составление и издание поименных Книг Памяти, содержащих краткие персональные данные о каждом защитнике Родины. К сожалению, исключением из субъектов Российской Федерации, в которых выходили Книги Памяти, стала бывшая Чечено-Ингушская Республика, вследствие разразившихся на этой земле драматических событий. Правда, вначале и здесь активно собирался материал для составления республиканской Книги Памяти, но войны перечеркнули все планы. Между тем выселение чеченцев в Среднюю Азию во время Великой Отечественной войны, две военные кампании, сокрушительным огненным смерчем пронесшиеся по республике, привели не только к полной утрате всего собранного документального материала для создания Книги Памяти, но и к исчезновению подавляющего большинства (за исключением двух-трех архивов райвоенкоматов) самих источников комплектования этих материалов в лице военкоматов, государственных и ведомственных архивов. Министерств, ведомств, музеев и т. д.56.
В годы выселения вайнахов в Среднюю Азию многие документы, в том числе данные сельсоветов, районных, городских и республиканских военкоматов, были потеряны или уничтожены 57. В самом начале Чеченской войны были уничтожены в ходе боевых действий практически все архивные документы. С 16 по 23 февраля 1995 г. в Грозном побывал заместитель руководителя Государственной архивной службы России. Владимир Александрович с горечью отметил, что в результате произошедших военных столкновений уцелело лишь хранилище площадью 72 кв. м. в подвале жилого дома в городе Грозном по улице Карагандинской,6. Здесь хранилось около 90 000 дел спецпереселенцев. А впереди еще были долгие годы войны в Чеченской Республике58.
В послевоенной обстановке, когда началось возрождение республики, вопрос о создании республиканской Книги Памяти поднимался не раз. Но каждый раз он откладывался из-за текущих объективных и субъективных причин. В 2009 г. отдел (научно-исследовательской работы) Архивного управления Правительства Чеченской Республики за считанные месяцы собрал материал для Книги Памяти, дабы успеть издать ее к 65-летию Победы. Благодаря поистине самоотверженному труду руководства Архивного управления ЧР (нач. М.Н. Музаев, перв. зам. нач. Л.Д. Инуркаева) и сотрудников отдела, которые работали по 9-10 часов в день, часто без выходных, удалось в очень сжатые сроки собрать довольно значительный материал для составления первого тома Книги Памяти. В эту книгу вошли данные о 25 тыс. защитниках нашей родины. Из них 12 тыс. – представители чеченского и ингушского народов. В данной Книге Памяти решили указать персональные данные на всех участников Великой Отечественной войны, а не только погибших на этой войне. В книге также привели сведения о призывниках и добровольцах из бывшей Чечено-Ингушской АССР (представителях различных национальностей). Также здесь присутствуют и материалы, рассказывающие о чеченцах, которые ушли на фронт из других регионов СССР59.
Открывает Книгу Памяти Чеченской Республики рубрика «Герои Советского Союза». В данном издании представлены 40 Героев Советского Союза с кратким описанием совершенных подвигов (имеются фотографии). Из 40 Героев – 9 человек чеченцы, пятеро из которых погибли в 1943-44 гг. и награждены были посмертно. Выжившие в этой смертельной схватке с фашизмом получили свои заслуженные награды только спустя несколько десятилетий: Абдурахманову Канте было присвоено звание Героя Российской Федерации в 1996 г. (умер в 2000 г.), Висаитову Мовлиду в 1990 г. (скончался в 1986 г.), Узуеву Магомеду в 1996 г. (посмертно), Умарову Мовлди в 1996 г. (посмертно).