bannerbanner
В помощь выпускникам и не только…
В помощь выпускникам и не только…

Полная версия

В помощь выпускникам и не только…

Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

В помощь выпускникам и не только…

Пишем сочинение-допуск по литературе в 11 классе

Е. П. Шедогубова

© Е. П. Шедогубова, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Уважаемые экзаменующиеся!

Многолетний практический (горький!) опыт школьного учителя и репетитора по русскому языку и литературе позволил мне выразить вам сочувствие таким необычным способом. Я подготовила для вас модульный (перестраиваемый) блок сочинений для сдачи допускового экзамена по литературе в 11 классе. У вас есть возможность перестраивать сочинения по мере необходимости и в соответствии с запрашиваемыми темами. Его практическая ценность состоит и в том, что фрагменты этих же сочинений можно использовать в качестве литературных аргументов для сочинения части С в ЕГЭ по русскому языку.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что любые заявленные темы для сдачи экзамена по литературе (любовь, дом, путь, счастье, дом, время, судьба, книги и жизнь, литература в нашей жизни и проч.), легко подстраиваются под предлагаемые блоки сочинений. Согласитесь, предлагаемые нам темы затрагивают «вечные» философские и нравственные проблемы, которые мы обнаруживаем в произведениях русских (зарубежных) классиков. На то они и классики.

Для повседневной работы на уроках литературы такое компактное собрание сочинений также будет неплохим подспорьем, хотя и требует к себе разумного подхода. Не стоит заниматься бездумным переписыванием, не пытаясь хотя бы минимально «подстроить» сочинение под затребованную учителем тему. Постарайтесь «привязать» вопрос к имеющемуся сочинению. Например: Как книги влияют на становление характера молодого человека? «Я постараюсь ответить на этот одновременно такой простой и такой сложный вопрос. Повесть Б. Васильева „А зори здесь тихие“ заставила меня задуматься о том, что такое подвиг, самопожертвование, честь и достоинство… Это небольшое произведение посвящено……».

В темах на экзамене не будет четких формулировок, а будут проблемные, например: Чему литература может научить человечество? Какая книга оказала влияние на формирование… и т. д. Объем сочинений также различен, это означает, что каждый сможет выбрать себе работу в соответствии со своими возможностями. Не лишне будет напомнить, что в сочинении необходимо назвать автора рассматриваемого вами произведения и героя (персонажа), стараясь избежать фактической ошибки. Строить сочинение можно как на положительных примерах, так и на отрицательных («антигероях», к примеру, чеховский Ионыч, гоголевский Чичиков, быковский Рыбак). Лишь в разделе «Война» и «Вечные вопросы литературы» вступления и заключения совпадают лишь приблизительно, это связано с разноплановостью рассматриваемых тем (война и дети, война и женщины, героизм и трусость на войне, блокада, любовь на войне и т.д.)

Желаю вам всем успешной учебы и сдачи экзаменов.

С уважением – автор.

P.S. Ниже приведен пример работы с блочно-модульными типами сочинений.


Каких литературных героев вы понимаете, но не воспринимаете?

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)


Мы берем в руки книгу, знакомимся с героями и делаем для себя выводы: этот герой или героиня мне близки и понятны, а личность этого понятна, но неприятна. Такое отношение к литературному персонажу говорит о мастерстве писателя, который сумел заставить читателя поверить в реальность существования своего героя. Многие русские писатели «убедили» читателей в подлинности своих вымышленных персонажей, заставили нас осуждать их или сочувствовать им.

Так, в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина главный герой совершает поступки, которые, на мой взгляд, трудно назвать нравственными. Его легкомысленные рассуждения о «дяде самых честных правил», снисходительные нравоучения Татьяне Лариной, легкое ухаживание за невестой друга, конфликт с Владимиром Ленским, дуэль по ничтожному поводу, убийство Ленского на дуэли характеризуют Онегина не лучшим образом. Автор добавляет к характеристике героя несколько неприятных черт: поверхностное образование, увлечение светской жизнью, затем разочарованность, негативное отношение к окружающим. Несмотря на демонстративное нежелание общаться с уездными дворянами, Онегин придает слишком большое значение мнению тех людей, которых в душе презирает.

Пружина чести наш кумир,

И вот на чем вертится мир…

Образ Евгения Онегина открывает для читателей литературный тип «лишнего человека», не нашедшего своего места в жизни, не определившего для себя цели.

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов создал собирательный портрет своего современника со всеми присущими ему недостатками и достоинствами – «портрет, составленный из пороков всего… поколения». Центральной задачей писателя в изображении Печорина становится стремление раскрыть противоречивый характер героя, стремящегося к счастью, жаждущего деятельности, но приносящего окружающим страдания и несчастья. В первой главе мы узнаем о Печорине из рассказа его сослуживца Максима Максимовича, затем автор и герой случайно встречаются, а дальше знакомство читателя с героем происходит непосредственно из дневника Печорина. Это беспристрастная история жизни, написанная им самим.

Мы постепенно узнаем о Печорине все больше и больше. Печорин получил прекрасное образование, он умен, обладает сильной волей и решительным характером. По его же словам, он чувствует в себе «силы необъятные». Но в жизни оказывается, что приложить эти силы и волю не к чему. Он растрачивает их в себялюбивых забавах и развлечениях: похищает черкешенку Бэлу, разрушает жизнь «честных контрабандистов», убивает на дуэли Грушницкого, обманывает и покидает княжну Мэри. Вторгаясь в жизнь других людей, он делает их несчастными или губит их.

Зеркалом души Печорина является его дневник, в котором он анализирует свои поступки, отношения с другими людьми и даже собственные мысли. Он сам задает себе вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и… было мне назначение высокое». В предисловии к роману Лермонтов писал, что он хотел исследовать «историю души человеческой, которая едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Исследование оказалось полным и интересным даже для нас, читателей, отделенных от автора и героя двумя столетиями.

На мой взгляд, трудно сочувствовать и сопереживать литературным героям, которых нельзя назвать отрицательными, но и считать положительными персонажами трудно. Эти герои в русской литературе положили начало определенным типам и явлениям: «лишние люди» (Онегин, Печорин), «обломовщина» (Обломов), «маленький человек» в понимании А. П. Чехова (Беликов, Чимша-Гималайский).


Каких литературных героев вы понимаете, но не воспринимаете? (2) (И. А. Гончаров «Обломов», А. П. Чехов «Крыжовник»)

Мы берем в руки книгу, знакомимся с героями и делаем для себя выводы: этот герой или героиня мне близки и понятны, а личность этого – понятна, но неприятна. Такое отношение к литературному персонажу говорит о мастерстве писателя, который сумел заставить читателя поверить в реальность существования своего героя. Многие русские писатели «убедили» читателей в подлинности своих вымышленных персонажей, заставили нас осуждать их или сочувствовать им.

Так, И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» поднимает важную проблему общественно-нравственного содержания. В образе главного героя Ильи Ильича Обломова соединились лучшие человеческие качества («золотое сердце») и при этом пассивность, апатия, ведущая к духовной и физической гибели. Писатель неоднократно подчеркивает красоту души своего героя, его прекрасные духовные качества: доброту, ум, честность, верность, преданность. «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук…». Но пробудивший столько добрых и теплых чувств в положительных героях романа сам Илья Ильич, погребенный под гнетом апатии и лени, все глубже погружался в пучину «обломовщины». Эта трясина – нежелание трудиться, стремиться к чему-либо – засасывала его все основательнее, пока не поглотила тело и душу. В ходе неспешного повествования мы осознаем причины свершающейся трагедии гибели личности с прекрасными духовными задатками и сожалеем об этом.

В рассказе «Крыжовник» А. П. Чехов рисует нам образ «маленького человека» с мелкими запросами Николая Ивановича, всю жизнь мечтавшего всего заиметь свою усадьбу, в которой он будет выращивать собственный крыжовник. На склоне лет его мечта сбылась, но мы не можем радоваться за него, так как она была слишком мелочной, бескрылой и низменной. Душевным омертвением веет от образа «счастливого» обладателя усадьбы и крыжовника. Если до Чехова образ «маленького человека» в русской литературе вызывал сочувствие и жалость, то чеховские «маленькие люди» отталкивают читателя, который видит их серость, мелочность, бедность интересов, ограниченность мышления. А. П. Чехов ненавидел мещанство, а его «герои» являются носителями этого низменного явления.

На мой взгляд, трудно сочувствовать и сопереживать литературным героям, которых нельзя назвать отрицательными, но и считать положительными персонажами трудно. Эти герои в русской литературе положили начало определенным типам и явлениям: «лишние люди» (Онегин, Печорин), «обломовщина» (Обломов), «маленький человек» в понимании А. П. Чехова (Беликов, Чимша-Гималайский).

I. Путь. Выбор. Дорога. Судьба. Жизненный ориентир

Путь. Раскольников. Мелехов. (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Тихий Дон»)

Жизненный путь… Дорога жизни… Судьба человека… Эти понятия, на мой взгляд, теснейшим образом связаны между собой. Человек выбирает свой путь в жизни, определяя тем самым свою судьбу – счастливую или трагическую, легкую или трудную, честную или преступную… Иногда этот путь бывает тупиковым, ошибочным, но в человеческих силах подняться над собой, исправить свои промахи, искупить свою вину пред людьми и обществом, но прежде всего перед собой.

Родион Раскольников – герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – мучительно искал рецепт всеобщего счастья для человечества. Печальным итогом его размышлений становится бесчеловечная теория «крови по совести» – ради достижения блага людей можно совершить преступление и дальнейшей честной жизнью искупить эту вину. Для проверки этой теории Раскольников совершает кровавое преступление: убивает злобную старуху-процентщицу и ее кроткую, безобидную сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей и жертвой. Так начинается крестный путь душевных страданий и мук Родиона Раскольникова.

После этого двойного убийства несостоявшийся Наполеон, проверявший, тварь ли он дрожащая или право имеет, с ужасом осознает образовавшуюся пропасть между собой и остальным миром: матерью, сестрой, другом. И только Сонечке Мармеладовой, такой же «преступившей» через законы Божеские и человеческие, как и он сам, Раскольников покаянно признается: «Я не старуху убил, я себя убил». Теперь перед ним стоит выбор дальнейшего пути: отчуждение, изоляция, быть может, безумие или раскаяние, покаяние и искупление. Под влиянием Сони, он выбирает покаяние, но даже на каторге Раскольников не сразу поймет весь ужас своего преступления. Но заря новой жизни уже осветила эти сердца, возродила в них надежду на будущее. Теперь им предстоит вместе пройти путь очищения от скверны прежней жизни, путь любви, добра и милосердия. Но это уже иная история – утверждает автор.

Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов тоже долго и мучительно будет искать свою правду жизни, свой правильный путь. Он мечется от белых к красным, от красных к мятежникам, проливая свою и чужую кровь, неся смерть и разрушения. А голос совести упорно твердит ему о неправильности, ошибочности такого пути. «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый».

Разрушен прежний уклад жизни, гибнут близкие люди, погибает Аксинья – самый дорогой для него человек. Поиски воли, правды жизни оборачиваются долгой чередой бессмысленных метаний. Осознав губительность войны, подведя страшный итог свой жизни, Григорий отказывается от насилия, выбрасывает винтовку, возвращается к родному разоренному очагу. Его жизненный путь был полон трагических заблуждений, кровавых ошибок и преступлений. Он сделал свой выбор, хотя впереди его, несомненно, ждут новые испытания и страдания.

Вопреки случайностям и превратностям судьбы, вопреки обстоятельствам человек выбирает свой путь и идет по нему, совершая ошибки и исправляя их, но сохраняя в душе самые главные нравственные ориентиры: стремление к добру, правде, справедливости, чести. Жизненный путь выбирает только сам человек!

Путь. Гринев. Тарас Бульба и его сыновья. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Жизненный путь… Дорога жизни… Судьба человека… Эти понятия, на мой взгляд, теснейшим образом связаны между собой. Человек выбирает свой путь в жизни, определяя тем самым свою судьбу – счастливую или трагическую, легкую или трудную, преступную или честную… На что влияет на этот выбор? Какой дорогой идти, какие нравственные ориентиры ставить перед собой – эти темы звучат во многих произведениях русских писателей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу