Полная версия
Тайна рождения славян
Известно союзное государство VII века Белая Хорватия. В его состав входили различные племена этого региона, включая чехов. Хорватский союз являлся преградой на пути Аварского каганата на север. Далее хорваты, как носители рюсенской культуры, вместе с сербами двинулись вниз по Лабе [7]. Хорватскими поселениями на реке Зале считаются Chruvati и Klein Korbetha около Детмара [1].
Часть хорват осталась в Верхнем Поднестровье [7]. В IX веке Константин Багрянородный дал описание жизни и истории белых хорватов. Их присутствие отмечается в окрестностях города Перемышль на реке Сан и Восточной Галиции. В арабских источниках IX–X веков фигурирует область Сhrvat. В то же время племена, проживавшие в Моравии и Словакии, именовались черные хорваты. О хорватах X века упоминает «Повесть временных лет»: «А се ти же словѣни: хорвате бѣли и серьб и хорутане». В 907 году хорваты приняли участие в походе Олега на Царьград. Во второй половине X века, спасаясь от натиска печенегов, в Верхнее Поднестровье, принадлежавшее хорватам, переселяется часть уличей и тиверцев. С уверенностью можно говорить о подчинении хорватов Руси после похода Владимира в 992 году. В результате этого был основан город Владимир-Волынский [5].
В VII веке группа хорватов поднимается вверх по Висле, где объединяется в межплеменной союз со зличанами с центром в Кракове (по Нидерле – 560 год [1]). В него входили также чехи из центральных областей на Влтаве. К этому периоду относят появление мифологемы о легендарном Краке-Кроке. Висляне воспринимают силезскую курганную традицию. Осколок хорватского союза, княжество вислян, просуществовал до IX века [7].
Приход хорватов на Балканы датируется 620–630 годами, во времена правления императора Ираклия, практически одновременно с сербами. Сюда же они перенесли Белую Хорватию («Летописи попа Дуклянина»). Однако относительно очередности с сербами мнения сильно разнятся. Существует еще более серьезное противоречие, касающееся района исхода. Согласно источниковым данным, в том числе сведениям Константина Багрянородного, хорваты прибыли с севера. Этнолингвисты настаивают на более восточных областях вплоть до верховьев Днестра [15]. В Далмации они захватили часть аварского каганата. При этом один из хорватских родов вторгся из Норика самостоятельно. Далее последовал захват Иллирика и юга Паннонии. В новых местах обитания они слились с различными славянскими племенами, в том числе и лендзянами. Возникла Посавская Хорватия или Славония [7]. На Балканах хорваты, как и сербы, в отличие от других племен, сразу появляются как сильные сообщества, сохранившие свою самостоятельность до настоящего времени.
Так же как и в случае сербов, предполагаются иранские истоки племени. В соответствии с этим предлагаются несколько вариантов этимологизации: хорваты – сарматы, sarmant/harvant – изобилующий женщинами (Трубачев), havat – некое древнее иранское племя. Наиболее обоснованно смотрится происхождение от (fšu-)haurvata, хъrvatъ – страж скота (иранск.). Полагается некое племя, представители которого служили у сарматов пастухами. То есть этноним являлся внешним. Существуют и другие гипотезы [15]. В частности, этноним возводится к вождю Хорвату, приведшему племя из Белой Хорватии, то есть с запада. Танаисские надписи первых веков среди четырех архонтов танаитов – сарматов значится Хороат, сын Сандаризия. Считается, что в Карпатах этноним был передан славянам.
I.2.5. Источниковые сведения о венетах
Существует несколько этнических групп, называемых венетами, проявляющихся в весьма удаленных местах и в различные исторические промежутки времени.
Адриатических венетов связывают с археологической культурой Эсте XII–XI веков до н. э. Они занимали северо-восток Италии (область Венето) [6]. По данным топонимики, к венетам могли быть близки соседние народы, истры и либурны. Язык венетов известен по 300 сохранившимся надписям, выполненных алфавитом, близким к этрусскому. По ряду признаков он сближается с италийскими языками, хотя общепринято мнение об образовании им отдельной ветви индоевропейских языков.
В римских хрониках на юге полуострова Бретань на северо-западе Галлии описано кельтское племя Veneti (лат.). Они занимались мореплаванием и были покорены Цезарем во время галльских походов 58–51 годов до н. э. [5].
Спустя полвека Тацит помещает венедов на обширной территории между Балтийским морем и Карпатами [16]. Поэтому по имени венедов Птолемей Клавдий (II век) называл Балтийское море Венедским заливом, а Карпаты Венедскими горами. На Певтингеровой карте (I–V века) венеды локализуются в двух местах. Первый раз как Venadisarmatae с севера Карпат, второй как Venedi в Дакии в среднем течении Прута и верховьях Тисы. В середине 250 года н. э. император Волузиан направляет свои войска в Дакию против венетов [7]. Предполагается, что они переселись в Южную Балтику вместе с рутенами из Галлии после ее завоевания Цезарем [7].
Иордан в VI веке фиксирует многочисленность венедов и помещает их на верхнюю Вислу и Северные Карпаты, отмечая, что данный народ родственен антам и склавинам [10].
Венедов часто интерпретируют в качестве предков славян. В археологии их иногда относят к Поморской культуре, которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы в VI–II веках до н. э. В V–VI веках н. э. с ними связывают дзедзицкие древности на западе.
По свидетельству Плиния Старшего, Юстина и Тита Ливия венеды переселились на север Италии из Малой Азии, где также носили имя «венеты» [5]. Существует легендная гипотеза об их исходе оттуда в результате Троянской войны. И, наконец, есть мнения о появлении венетов из Пафлагонии [7], не говоря уже об Энее и энетах – венетах – выходцах из Трои, описанных в поэме Вергилия «Энеида» [17].
Вокруг этнической принадлежности венедов до сих пор идут жаркие споры. Тацит причислял их то к германцам, то к сарматам [16]. Шахматов считал, что в результате подчинения славян кельтам они получили это имя. Подтверждение он видел в латенских артефактах, распространенных в Поморье от Одера до Днепра. Нидерле не разделял адриатических и балтийских венетов. Он был уверен в славянской принадлежности и тех и других, но при этом не исключал кельтского влияния и даже считал название «венеты» кельтским: «Самое большее, что можно допустить, это то, что если венеты и были кельтского происхождения, то их славянизация произошла задолго до I века н. э. Что же касается моей точки зрения, то я не сомневаюсь в том, что венеды Плиния, Тацита и Птолемея, так же как венеды Иордана, Прокопия и более поздних историков, всегда были славянами. Их наименование – венды, венеды – не было собственно славянским, а являлось, очевидно, названием чуждого происхождения, которое дали славянам их соседи. Значительная распространенность название с основой vind или vend на землях, заселенных когда-то кельтами, дает основание предположить, что эти названия кельтского происхождения» [1].
Этноним относили к общеиндоевропейскому, а название балтийских венетов полагали случайным созвучием (Георгиев). Р. Муха и Хирт считали венедов иллирийской народностью, В. Хенсель (1988) предполагал их славянизацию «праславянами» в I тысячелетии до н. э. [5]. Вендами до сих пор называют лужичей. Есть гипотеза о том, что германцы и римляне стали именовать славян именем ранее здесь проживавшего населения. По другой гипотезе, венеды возникли между Вислой и Одером в результате ассимилирования праславян с балтами и германцами. Краэ и Бонфанте относили венетов к самостоятельной языковой группе [6, 7].
Под влиянием германцев часть венедов в рамках Пшеворской культуры могла подвергнуться германизации и образовать этнос вандалов, а другая – войти в состав славянской народности [5].
Этноним производят от славянского «венти» – великий, связывают с лексиконом, обозначающим воду в индоевропейском, кельтском, хеттском и прибалтийских языках. Кроме того, есть попытки связать его с uenos, uenja – друг, родство (кельт.) [3].
Таким образом, этноним «венеды» в различные хронологические интервалы относился к этносам, расположенным на обширных пространствах Европы, взаимосвязь между которыми не определена. Такая ситуация даже позволила выдвинуть предположение о центральноевропейских венедах как о легенде (Шелов – Коведяев). «Лингвистические аргументы, иллирийский, кельтский и германский ареал распространения этнонима, неопределенность археологической атрибуции ранних славян не позволяют сделать прямолинейных выводов относительно (славянства) ранних венедов» [2].
I.2.6. Хронология и районы локализации этнонима «русь»
Количество трудов, посвященных этой тематике, огромно. Несмотря на то, что дискуссии ведутся уже не один век, число концепций лишь несколько уступает числу публикаций. Вначале произведем очерк тезисного характера источников и работ, заслуживающих особого внимания. При этом по возможности мы будем придерживаться хронологической последовательности.
По мнению ряда авторов, русь появилась в начале нашей эры в Восточной Европе [18].
Шамбаров [19] полагает, что время в пути готов от Балтики до Черноморья – 80 лет – является слишком большим. «Стоило ли переселяться, чтобы прозябать целые поколения в болотах Полесья и лесах Польши»? Поэтому он приходит к выводу, что причиной этому явилось государство Русколань, упоминаемое в «Книге Велеса», сопротивление которого пришлось преодолевать. Это событие следует отнести к II–III векам н. э.
Несколько позже, в IV–V веках, на Дунае русы (руги) принимают арианство [3].
В саге о Тидрике Бернском, относящейся к событиям V–VI веков, русский конунг Гертнит устанавливает свою власть над вильтинами и покоряет все славянские племена. В [20] со ссылкой на «Шведскую историю» Эрика Упсальского дополняется, что «сей Российский царь шведское королевство покорил своей державе, а сего не таят и сами шведы». Это событие относят к 534 году.
В этот же период, согласно Саксону Грамматику, «Транно Рутенский (российский) имел с датским королем битву» [20].
Известен союзник короля саксов Видукинда русский князь велетов Драговит. Французские источники описывают его как великана по прозвищу Фьерабрас (железная рука) Русский с гривой курчавых волос, рыжей бородой и рубцеватым лицом [21].
В одной из саг Аттила назван фрисландским конунгом, которых русские конунги не считали равными себе. В датских источниках говорится о Южной и Восточно-Балтийской Руси [7].
Наряду с поляками, греками, волохами русы в составе войска Аттилы упоминаются в «Песни о Нибелунгах», отражающей события V века [22].
Церковная история Захария Ритора 555 года говорит о народе рос («хрос»), жившем на севере от Азовского моря [2].
Ссылаясь на Яна Длугоша, историка XV века, Карамзин пишет, что «…итальянские выходцы волохи нашли в Молдавии россиян (colonis Ruthenis)». Это событие, очевидно, относится к периоду великого переселения народов [23].
Грузинский манускрипт повествует об осаде Царьграда русскими в 582–602 и 626 годах. При этом упоминается русский хаган. В 622 году император Ираклий откупается от русов.
Бал’ами (середина X века) сообщает о русах (Ар-рус\ар-русийа) и хазарах на Каспии в 644 году [2].
Город руси Острград существовал на Балтике в VII веке. Русы в VII–XI веках населяли район Линца в современной Германии.
Вильцины (велеты) завоевали Польшу и Русь [7].
Русы были ведомы в Византии во времена кесаря Константина Гноеименитого в лето 752 от Р. Х. [20].
Согласно «Житию Стефана Сурожского», на рубеже VIII–IX веков легендарный русский князь Бравлин из Новаграда совершил набег на крымский город Сурож (Сугдею). Под Новаградом подразумевается современный Новгород.
В Северной Италии VIII века русы занимали район близь Вероны. Ю. Д. Петухов в одной из своих книг приводит фотографию памятника первого неаполитанского короля, на котором высечена надпись «rucciero il normannо» – северный рус [24].
Русская епархия фигурирует в документах царства Льва VI (886–912). Эта Росия попадает, в конце концов, под власть Константинополя. Греческие источники IX века говорят о народе рос как обитателях северного Тавра. Причерноморская русь исчезает с появлением печенегов в IX–X веках [3].
В «Житии Георгия Амастридского», относящемся к IX веку, сообщается о нападении народа рос на Малую Азию [2].
Масуди говорит о царстве русов ад-Дира. Крещение Аскольда произошло около 876 года [20].
Арабские источники гласят, что в 844 году русы, «да проклянет их Аллах», высадились в Андалусии и попытались пробиться к Севилье. Они три года грабили Галисию.
В 839 году послы от кагана народа рос появляются сначала в Царьграде у кесаря Феофана, а затем у Людовика Благочестивого в Ингельхейме [2].
Патриарх Фотий крестил в 866–867 годах какую-то русь. Русы осаждали Константинополь в 852 [20] и 860 годах.
В начале X века Ибн Русте издает рассказ, сложившийся в IX веке, об «Острове русов» и их хакане, выполняющим роль судьи. Локализация не установлена [2].
Наемники-русы – гулямы известны в этот период на Кавказе, они участвуют в местных конфликтах.
Также в IX веке появляется повествование «о трех центрах русов», являющееся обработкой ал-Истахри более раннего произведения ал-Балхи [25]. В соответствии с современными представлениями два из них ассоциируют с Киевом и Поладожьем, третий ввиду отсутствия даже фонетических контаминаций не установлен.
Масуди сообщает, что в войске хазарского царя были славяне и русские [1]. Согласно предположениям Седова, роменско-борщевская культура левобережья Днепра и Дона, выросшая из волынцевской, относится к русам IX века. Днепровские поляне подверглись нашествию ее носителей. А их корни следует искать в Именьковской культуре IV–VII веков Среднего Поволжья. То есть, по этой версии, русы вторглись с востока [6].
Широко обсуждается тема Русского каганата IX века, государства в Восточной Европе с неопределенным местоположением. Поводом послужило упоминание в некоторых источниках титула русских князей как «каган, хакан». Это образование пытаются вычленить из Хазарского каганата как Салтовскую культуру, находящуюся в Подонье, и отождествить с Русией тюрко-арабских источников [26]. В то же время Седов считает, что каганат – это волынцевская культура [6]. Баварский географ говорит о каганате как о соседях хазар. Некоторые авторы считают, что это подтверждает донской вариант [3].
В хрониках времен Генриха I Птицелова (первый король Восточно-Франкского королевства, Германии, конец IX – начало X века) в составе империи упоминаются Велемир – князь русский, Радеботто – герцог русский, Венеслав – князь ругский. Документ подвергнут сомнению, так как смежных с империей «Русий» (известных составителям. – Прим. авт.) не было. Границы другой Руси простираются вплоть до Кракова. Считается, что это Неманская или Прикарпатская Русь [3].
Гувернер короля Кнута пересек море, за пять дней проехал всю Руссию и достиг Венгерской земли [3].
Константин Багрянордный (X век) повествует о лендзянах в качестве подчиненных русам племен [13]. При этом он отличает Русь ближнюю и дальнюю.
Папа Иоанн в 967 году запретил служение на русском и славянском языке у дунайских русов.
В «Хронике Роджера из Ховедена», отражающей события начала XI века в Южной Балтии, говорится о короле Руссии Малесклоде [7]. В сагах фигурирует русский князь Бой (Саксон Грамматик).
По Герберштейну, русы происходили из Вагрии, области вандалов [27]. Славяне и русь приходят на Днепр из Норика и Иллирии, бывшего Ругиланда, как поляне [3].
В германоязычных анналах в IX–X веках русы значатся как ruzzi, riuzen, reuzen, reussen (Kaiser aller reussen), ruzzorum, riuzen и др. Считается, что русы в некоторых западных источниках выступают как руги. В «Житии» Оттона Бамберского» Ольгу называли «regina rugorum». Русь и Ругию смешивали византийские и германские авторы. Это отождествление проходит через все германские источники X века. Балтийское море называлось иногда морем ругов [3]. Замена русов на ругов произошла достаточно поздно, в IX–X веках. Такое германское племя действительно существовало на Южной Балтике, оттуда под давлением готов оно перешло в Норик. Мнения по поводу такого отождествления различные. Целлнер полагал, что в Норике произошла передача этого этнонима от германского к местному славянскому населению. Руги и рутены были ассимилированы русью, поэтому имеются случаи перехода названия.
Ловмяньский считает, что смешение ругов с русами – это случайное созвучие. Руги – источниковедческое недоразумение [2]. Некоторые авторы видят причину в своеобразной замене, связанной в том числе и с вариативностью позиционных аллофонов g /j, j/z и прочтения букв j/i (сравн. ruth, ruz, rud (красный, кельт.), roux, rousse – (рыжий, рыжая, совр. франц.), rouge (красный, совр. франц.), серб. «руйан» – темно-красный) [3].
Шамбаров и Асов (Велесова книга) предполагают происхождение русов от ругов. В свою очередь последние, как и рутены, были ветвью, отделившейся от венедов. При этом присутствуют ссылки на многочисленные факты и доказательства Гумилева [20][6]. Распространено мнение, что название острова Руген связано с ругами, так же как и этнонимы «раны» и «руяне».
После разделения словен на дулебов и лендзян последние стали предками межплеменного объединения, известного позднее как Червона Русь [3].
Этимология этнонима «русь» столь же разнообразна, как и его география. Это и русское слово русь – свет (светлый), шведский город Рослаген и Рустринген во Фрисланде (переводится как «ржавые кольца»). Немецкий академик фон Туннман в XVIII веке производит этноним «русь» от финского слово routsi – гребцы. Иногда в этом списке фигурируют русалка Рось и река Руса. Аналогичное название носили русла рек. Считают, что этноним основан на фенотипическом признаке, «русости». Шахматов полагал существование святого света – бога богов Руса [28, 29]. Даль делает предположение о Русе – чудовище днепровских порогов.
Русских обозначают библейским термином «рош». Он трижды фигурирует в книге пророка Иезекиля: «…к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала». В соответствии с библейской этногенетической легендой он обозначает варваров, вторгшихся на север Малой Азии, лидером которых был Гог. Лев Диакон воспринял нападение русов на Константинополь в 860 году как исполнение пророчества Иезекиля [2].
По теории М. В. Ломоносова, русы произошли от роксоланов, племени, кочевавшего на границе нашей эры в Приазовских и Причерноморских степях. Варяги россы в древности назывались роксоланами или, точнее, россаланами, а роксоланы – это искажение греков. Подтверждение тому видят в сообщении анонимного географа VII века из Равенны о роксоланах на Дону, где упоминается город Малороса [19]. Помимо этого, роксоланами Ломоносов называл и росомонов [30]. Это племя или род всего один раз упоминается готским историком Иорданом в Восточной Европе в связи с событиями около 375 года, как «вероломное племя росомонов (Rosomonorum gens infida). Германская этимология предполагает наличие в названии ros – «рыжий», «красный» или «конь», и man – «человек», «люди», готск. mana, то есть «рыжие/красные люди» или «конники». И. В. Зиньковская предлагает трактовать слово росомоны из готского языка как «люди двора» (rohsns – «двор», manna – «муж»). Поэтому росомоны были не племенем, а придворными, слугами короля Эрманариха. Д. А. Мачинский полагал, что rosomoni/rosomani – это передача известного по скандинавским источникам этносоциального термина roþmaen («гребцы, мореходы»), от древне-северогерманского roþ («гребля, гребной поход») и man («человек»). Того же корня, по мнению большинства норманистов, и слово «русь». Сторонники североиранской этимологии считают, что корню moni ближе осет. mojnæ, а ros объясняется упрощением rohs – «светлый», то есть «светлые люди», и таким образом сближают с этнонимом роксоланы («светлые аланы») [5].
Росомоны, имя которых, как и имя эрулов («быстрые»), могло обозначать «стремительные», были идентичны покоренному Эрманарихом племени. Согласно другой допускаемой этимологии, в росомонах видят «красных». Это название может происходить от красного цвета волос. Это также не противоречит тому, что они могли быть теми же эрулами. Г. В. Вернадский отмечал схожесть первой части названия роксолан с наименованием росов. По его мнению, название роксолан (или рухс-асы) позднее было принято группой славянских антов [31]. Отождествление первой части названия рокс – с росами проделала и Е. С. Галкина [5].
Полагают, что тождество русов и населения салтовской культуры следует из этимологии этнонима «роксоланы». «Имя аорсов и роксолан, несомненно, способствовало укреплению традиции, по которой русь рассматривалась как один из древнейших народов Причерноморья».
Однако перечень номинантов этим не ограничивается. Трубачев также выводит этноним из черноморского региона, где присутствовал индоарийский компонент. В соответствии с этим ruksa/russa – светлый, белый.
Шлецер обратил внимание на два вида русов, пришедших в Киев, скандинавов и «бесчисленный Причерноморский народ». Эверс же считал основой Киевской Руси причерноморскую Русь [3].
Наконец, Галкина [26] делает вывод, что русы были активной политической силой от Кавказа до Пиренейского полуострова. Существует предположение, что это вовсе не было этническим образованием, а лишь социальной прослойкой общества, воинами, с характерным для индийских кшатриев символичным красным цветом [32]. Другое мнение гласит, что племени русь в истории вообще не известно [13]. С другой стороны, русы-бореалы присутствовали по всему миру еще 40 тыс. лет назад [33], государство Средиземноморская Русь на территории древнего Ханаана – 4 тыс. лет назад [34], а «край Русский» – 2 тыс. лет до н. э. [35].
Как мы видим география и хронологические интервалы проявления русов весьма широки. Они охватывают практически всю Центральную, Южную Европу, не говоря уже о Восточной. Наиболее ранние сведения относятся к первым векам текущего тысячелетия и простираются до Средних веков, а личные мнения помещают русов в период существования индоевропейских культур и даже во тьму ледниковых эпох.
Заключение
Приведенный обзор практически по каждому направлению характеризуется существованием набора представлений, зачастую взаимоисключающего характера. Они составлены на основе разнородного материала, с трудом поддающегося систематизации. Подтвердить или опровергнуть многие из них не представляется возможным, поэтому они могут характеризоваться только как гипотезы. Так, относительно возникновения славян проблема кроется в неоднозначности этнического отнесения археологических культур, которые, в свою очередь, не корреспондируются со сведениями источников или последние вообще отсутствуют. Исключением является культура Прага-Корчак, относящаяся лишь к заключительной фазе становления славян. И хотя предпринята попытка систематизации ранних славянских переселений, полученную картину следует считать лишь весьма общей. Причина заложена в том, что маршруты формировались на базе знания только двух точек – исхода и назначения. Они отражали известное местоположение сообществ на основании археологических данных или сведений источников. При малом уровне дифференциации славянских культур точность такого подхода является весьма низкой, если о ней вообще можно говорить. То есть считать, что общность из точки А переместилась в точку В, только на основании идентичности некоторых артефактов является малообоснованным решением, поскольку в этом регионе находятся или могут находиться подобные объекты. Основной путь между точками либо обозначается схематически – как прямая, либо умозрительно. Например, предполагалось его следование по долинам рек. Относительно надежными следует считать сведения историографов, в данном случае, как правило, византийских. Но такие данные весьма ограничены.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Данный этноним заимствован из «Повести временных лет». Как станет понятным, он является в значительной мере обобщением широкого пласта славянских масс неопределенного племенного состава, действовавших в западной Европе. «Словене же новгородские» известны только в Поильменье.
2
М – здесь и далее – маршрут, цифра отражает его обозначение на карте.
3
Топонимически было показано, что на самом деле дулебы двигались гораздо севернее Припяти через Минск на Москву [11]. Поселения корчаковцев не обязательно должны были относиться только к дулебам.