Полная версия
Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней
Человечество пришло в шизофреническое состояние, потому что нас учили себя принуждать. Одна часть вас хочет смеяться, другая не позволяет вам смеяться; они разделяются, и вы раздваиваетесь. Вы создаете в себе победителя и побежденного, возникает конфликт. Трещина, созданная этим конфликтом, становится шире и шире. Задача в том, чтобы склеить эту трещину и больше ее не создавать. Есть прекрасное дзэнское изречение: Когда сидишь, просто сиди. Когда идешь, просто иди. Но главное – без колебаний.
20
Замкнутость
Почему мы замыкаемся и сдерживаемся? Из страха, что, если мы отдадим все, ничего не сдерживая, нам будет больше нечего дать. И мы даем, но только отчасти, оставляя наживку на удочке. Мы хотим оставаться загадочными.
Когда вы не позволяете другому войти в свое существо и узнать его тотально, это происходит от страха, что, может быть, если другой узнает вас целиком, он – или она – потеряет интерес. И какие-то уголки своего существа вы держите закрытыми, чтобы другой оставался в вечном недоумении: «Что это за уголки? Что еще ты в себе прячешь?..» И другой продолжает исследовать, пытаться, убеждать, соблазнять… И точно так же себя прячет другой.
За этим стоит некое инстинктивное понимание, что, как только тайное станет явным, все будет кончено. Мы любим тайну, мы любим неизвестное. Когда все известно, нанесено на карту и измерено – конец! «Как, больше ничего нет?» Беспокойный ум начинает думать о других женщинах, других мужчинах. Это происходит с миллионами мужей и жен: они заглянули друг в друга целиком – и всему пришел конец! У другого больше нет души, потому что в нем больше нет тайны, – а душа существует, пока остается тайна. Вот стоящая за этим логика.
Но если вы по-настоящему независимы… если вы целиком сдались богу любви – только тогда вы можете целиком раскрыться. В самом этом раскрытии вы сливаетесь в одно целое. Когда двое людей раскрываются, их больше не двое. Когда стена рушится, две комнаты становятся одной. И именно это приносит осуществление; именно этого ищут все влюбленные, жаждут все влюбленные, – к этому устремлены все их мечты и помыслы. Но по непониманию они могут заблудиться в своих поисках.
21
Будьте как ребенок
Мы отдельны только на поверхности; глубоко внутри мы не отдельны. Отделена только видимая часть; невидимая по-прежнему едина и нераздельна.
В Упанишадах говорится: «Те, кто думают, что знают, не знают», – потому что сама идея, что вы знаете, не позволяет вам знать. Сама идея, что вы невежественны, делает вас уязвимым, открытым. Ваши глаза, как у ребенка, полны удивления. Тогда трудно решить, действительно ли ваши[2] ваши мысли, или они вошли извне, – потому что теряются всякие якоря. Но не стоит об этом беспокоиться, потому что в своем основании ум един; он принадлежит вселенной. Назовите его Богом, если угодно… – или, словами Юнга, «коллективным бессознательным».
Мы отдельны только на поверхности; глубоко внутри мы не отдельны. Отдельна только видимая часть; невидимая по-прежнему едина и неделима. И если вы расслабляетесь, приходите в молчание и становитесь более и более невинны, скромны, похожи на ребенка – поначалу будет трудно понять, действительно ли ваши ваши мысли, или же исходят неизвестно откуда, или же кто-то другой посылает сигналы, а вы только их принимаете! Они действительно приходят из ниоткуда. Они приходят из самого сердца вашего существа; и это же сердце – сердце каждого.
Таким образом, всякая поистине оригинальная мысль не несет ничьей подписи. Она просто является – из коллективного, из вселенского, из единого Ума – Ума с большой буквы. И когда индивидуальный ум, эгоистический ум расслабляется, вас наводняет ум вселенной.
22
Хрупкость любви
Не думайте, что любовь вечна. Она очень хрупка – хрупка, как роза. Утром роза цветет, к вечеру ее больше нет. Ее может погубить любой пустяк.
Чем явление выше, тем оно более хрупко; высокое нуждается в защите. Камень останется целым, но роза погибнет, – если камень и роза столкнутся, камню это не повредит, но роза погибнет.
Любовь очень хрупка, очень деликатна. С ней нужно обращаться очень осторожно и бережно. Вы можете причинить непоправимый вред, и один из вас закроется, начнет защищаться. Если вы будете слишком много ссориться, одному из вас захочется бежать от другого; он будет становиться более и более холодным, более и более закрытым, чтобы защитить себя от нового нападения. Тогда, в ответ на холодность, другой будет нападать еще больше. Так круг замыкается, и влюбленные постепенно расходятся; между ними растет отчуждение, и каждый считает виновным другого, каждый считает, что его предали.
Насколько я вижу, ни один влюбленный не предавал другого. Только невежество убивает любовь. Оба хотят быть вместе, но в чем-то оба невежественны, и это их суммарное невежество играет с ними злую шутку.
23
Существенное
Медитация означает быть с самим собой, любовь – быть с кем-то другим. Медитация дает вам сокровище; любовь помогает им поделиться. Вот две основы всего, остальное несущественно.
Есть старый анекдот о трех путешественниках, приехавших в Рим. Они пришли к папе, и первым делом он спросил: «Надолго ли вы приехали?» Первый ответил: «На три месяца». Папа сказал: «Значит, вам удастся основательно осмотреть Рим». Второй на тот же вопрос ответил, что приехал на шесть месяцев. Папа сказал: «Значит, вы сможете увидеть гораздо больше первого». Третий сказал, что приехал всего на две недели, и папа ответил: «Вам посчастливилось: вы увидите в Риме все!»
Путешественники были озадачены – потому что не знали механизма ума. Только подумайте: если бы ваша жизнь длилась тысячу лет, вы бы многое упустили, потому что продолжали бы откладывать на потом. Но поскольку жизнь так коротка, человек не может позволить себе откладывать. И все же люди откладывают – даже в ущерб себе.
Представьте, если бы кто-нибудь вам сказал, что вам осталось жить всего один день, – что бы вы сделали? Продолжали бы думать о ненужных вещах? Нет, вы бы о них забыли. Вас интересовала бы только любовь, только молитва, только медитация, потому что осталось всего двадцать четыре часа. Настоящее, существенное вы не стали бы откладывать.
24
Авторитеты
Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь – эксперимент, в ходе которого это следует выяснить.
Чтобы выяснить, что для него хорошо, каждый человек должен быть сознательным и бдительным, наблюдать свою жизнь и с ней экспериментировать. Хорошо все, что приносит покой, все, что приносит блаженство, все, что приносит безмятежность, все, что подводит вас ближе к существованию и его бесконечной гармонии. А все, что вызывает в вас борьбу, страдание, боль, – плохо. Никто другой не может решать за вас, потому что у каждого – свой индивидуальный мир, своя чувствительность. Все мы уникальны. Никакие универсальные формулы не помогут. Весь мир служит тому доказательством.
Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь – эксперимент, в ходе которого следует выяснить, что правильно, что неправильно. Иногда, может быть, вы поступите неправильно, но это даст соответствующий опыт, от которого вы тут же получите пользу. И награды этой жизни – не за ее пределами, не в раю и не в аду; они – здесь и сейчас.
Каждое действие ведет к немедленному результату. Просто будьте бдительны и наблюдайте. Зрелый человек – тот, кто наблюдал себя и нашел, что для него правильно и неправильно; что хорошо и что плохо. И благодаря тому, что он нашел это сам, у него есть огромный авторитет: даже если весь мир будет говорить что-то другое, для него ничего не изменится. У него есть собственный опыт, на который он может опираться, и этого достаточно.
25
Счастье
Для счастья или несчастья не бывает внешних причин; извне приходят только предлоги. Мало-помалу мы начинаем признавать, что счастье и несчастье приходят откуда-то изнутри нас – где действует нечто постоянно меняющееся, не имеющее ничего общего с внешними обстоятельствами.
Ваше самочувствие приходит откуда-то изнутри вас; колесо непрерывно вращается. Просто наблюдайте – это очень красиво, потому что это осознание принесет некое достижение. Вы увидите, что свободны от внешних предлогов: снаружи ничего не случилось, но все же за несколько минут ваше настроение изменилось, из счастливого стало несчастным – или наоборот.
Это значит, что счастье и несчастье – ваши собственные настроения, не зависящие ни от чего внешнего. Это одно из самых важных пониманий, потому что с ним возможно многое. Нужно понять еще одно: настроения приходят из неосознанности. Просто наблюдайте и станьте осознанны. Если приходит счастье, просто наблюдайте его и не отождествляйтесь с ним. Когда приходит несчастье, снова – просто наблюдайте. Они похожи на утро и вечер. Утром вы наблюдаете и радуетесь восходящему солнцу. Когда солнце садится и сгущается темнота, снова вы наблюдаете – и радуетесь.
26
Играя роль
Играйте, но играйте осознанно. Играйте в свои игры, какими бы они ни были; не подавляйте. Играйте в них как возможно более совершенно, но в полной бдительности. Играйте с удовольствием, и тогда будут получать удовольствие и другие.
Когда человек играет роль, за этим стоит какая-то причина. Роль имеет для него какой-то смысл. Если сыграть в игру безупречно, что-то в бессознательном рассеется, испарится и вы освободитесь от тяжести.
Например, если вам хочется играть, как в детстве, значит, в детстве что-то осталось незавершенным. В детстве вы не могли быть таким, как хотели; кто-то вам помешал. Вас заставили казаться более серьезным, взрослым и зрелым, чем вы были на самом деле. Что-то осталось незавершенным. Эта незавершенность требует завершения и продолжает вас преследовать. Завершите. Ничего страшного. Тогда, в прошлом, вы не могли быть ребенком – но теперь можете. Однажды сыграйте в эту игру с полной отдачей, и вы увидите, что эта незавершенность исчезнет и никогда больше не вернется.
27
Ярлыки
Не говорите «счастье» и «несчастье», потому что эти слова содержат суждение. Наблюдайте без суждения – просто говорите себе: «Вот настроение „А“. Вот настроение „Б“».
Настроение «A» прошло, наступило «Б»; вы же остаетесь просто наблюдателем. Вдруг вы осознаете, что, хотя вы называете «A» счастьем, оно не так уж счастливо, и хотя вы называете «Б» несчастьем, оно не так уж несчастно. Просто называя эти настроения «A» и «Б», вы создаете дистанцию.
Когда вы произносите слово счастье, в нем многое подразумевается: вы говорите, что хотите за него цепляться и не отпускать, не хотите, чтобы оно кончилось. Когда вы говорите несчастье, вы не просто произносите слово; многое подразумевается: вы говорите, что его не хотите, что его не должно быть. Все эти вещи подразумеваются бессознательно.
На семь дней придумайте себе новые термины для обозначения настроений. Будьте наблюдателем – будто сидите на вершине холма и смотрите в долину, наблюдая облака, рассветы и закаты, дни и ночи. Будьте наблюдателем на холме, вдалеке от всего.
28
Новолуние любви
Пусть у вас в любви наступит новолуние. Будьте рядом, любите друг друга, заботьтесь друг о друге и не жалейте о прошедшем жаре – потому что этот жар был безумным, горячечным состоянием, и хорошо, что он прошел. Считайте, что вам повезло.
Если любовь становится глубже, мужья и жены превращаются в братьев и сестер. Если любовь становится глубже, солнечная энергия превращается в лунную: жара спала, наступила прохлада. И когда любовь становится глубже, возможно непонимание, потому что мы привыкли к лихорадке, страсти, волнению, а теперь все это кажется глупым. Но это и в самом деле глупо! Теперь, когда вы занимаетесь любовью, это кажется глупым; если вы не занимаетесь любовью, то чувствуете, будто чего-то не хватает, – из-за старой привычки.
Когда муж и жена начинают чувствовать что-то подобное, они пугаются – не стали ли они принимать друг друга как должное? Не стали ли они друг другу братом и сестрой, вместо того чтобы оставаться избранниками и радостью для эго? Возникают все эти страхи. Иногда приходит такое чувство, будто чего-то не хватает, – своего рода пустота. Но не сморите на нее глазами прошлого. Смотрите глазами будущего. Многое случится в этой пустоте, многое случится в этой близости – вы оба исчезнете. Ваша любовь станет абсолютно несексуальной, весь жар исчезнет, и тогда вы сможете узнать совершенно иное качество любви.
29
Доверие
Всегда помните: любой ценой нужно избегать потери доверия. Даже если доверие позволяет другим вас обманывать, это все же лучше, чем не доверять.
Очень легко доверять, когда кто-то вас любит и никто не обманывает. Но даже если весь мир полон обмана и каждый пытается вас обмануть, – а обмануть вас можно только когда вы доверяете, – даже тогда продолжайте доверять. Никогда не теряйте доверия к доверию, чего бы то ни стоило, и вы никогда не проиграете, потому что само по себе доверие ценнее всего в жизни. Оно не должно служить средством к чему-то другому, потому что по самой своей природе может быть только целью.
Если вы способны доверять, вы остаетесь открыты. Люди закрываются ради защиты, чтобы никто не мог их обмануть, чтобы никто не мог ими пользоваться. Пусть вами пользуются как угодно! Если вы настаиваете и продолжаете доверять, случается самое красивое цветение, потому что тогда в вас нет никаких страхов. Страшно, что люди могут вас обмануть, – но когда вы это принимаете, все страхи проходят и нет препятствий к тому, чтобы быть открытым. Страхи опаснее любого вреда, который способны причинить вам другие. Страхи могут отравить вам всю жизнь. Оставайтесь открыты, просто доверяйте – невинно, безусловно.
Вы расцветете – и поможете расцвести другим, когда они осознают, что обманывают не вас, а только себя. Нельзя бесконечно обманывать человека, который не перестает доверять. Само его доверие снова и снова отбрасывает окружающих к самим себе.
30
Пустота
Величайший в жизни день – когда вы не можете найти в себе больше ничего, чтобы выбросить; все уже выброшено, и остается только чистая пустота. В этой пустоте вы находите себя.
Медитация значит: просто опустошите ум от всего содержимого – воспоминаний, воображения, мыслей, желаний, ожиданий, проекций, настроений. Продолжайте опустошать себя от всего содержимого. И придет величайший в жизни день, когда вы не сможете найти в себе больше ничего, чтобы выбросить; все уже выброшено, и осталась только чистая пустота. В этой пустоте вы найдете себя, в этой пустоте – чистое сознание.
Эта пустота пуста только с точки зрения ума; на самом деле это изобилие, переполнение существа – опустошен-ного от ума, но полного сознания. Не бойтесь слова пустота; оно не отрицательно. Оно отрицает только ненужный багаж, который вы носите по старой привычке; он не помогает, только мешает; он дает только тяжесть, огромную тяжесть. Когда эта тяжесть сброшена, вы свободны от всех границ; вы становитесь бесконечны, как небо. Это опыт Бога – или природы Будды, назовите его как угодно… Назовите его дхаммой, назовите дао, назовите истиной, назовите нирваной – все эти слова значат одно и то же…
31
Экспериментальным путем
Всегда оставайтесь открытыми и продолжайте экспериментировать, всегда будьте готовы ступить на путь, которым никогда не ходили раньше. Кто знает? Даже если он никуда не приведет, он даст опыт.
Эдисон почти три года работал над определенным экспериментом: семьсот раз он его проводил и не добивался успеха. Коллеги и ученики потеряли всякую надежду, а он каждое утро приходил в лабораторию счастливым и сияющим от радости, готовым начать заново. Семьсот попыток и три года, потраченных впустую, – это было чересчур! Все были уверены, что из этого эксперимента ничего не получится. Сама идея казалась бесполезной, его упорство казалось капризом.
Они собрались и сказали Эдисону:
– Мы совершили семьсот безуспешных попыток и ничего не добились. Пора остановиться.
Эдисон рассмеялся. Он сказал:
– Что значит, безуспешных! Мы успешно нашли семьсот бесполезных методов. Мы с каждым днем приближаемся к истине! Если бы мы не постучали в эти семьсот дверей, то ничего бы не могли знать. Но теперь мы твердо знаем, что эти семьсот дверей никуда не ведут. Это большое достижение!
Вот основа научного подхода: если вы можете точно установить, что нечто ложно, вы приближаетесь к истине. Истина не продается на рынке, и нельзя прийти прямо в нужный магазин и ее заказать. Она не выпускается в готовом виде. К ней приходят экспериментальным путем. Всегда оставайтесь экспериментаторами. И не будьте слишком самодовольны. Никогда не считайте свою работу совершенством. Ваша работа никогда не совершенна: всегда можно ее улучшить, всегда можно ее усовершенствовать.
32
Проблемы
Если вы будете вести себя так, будто у вас нет никаких проблем, вы обнаружите, что никаких проблем нет! Все проблемы надуманны; вы в них верите, и именно поэтому они существуют.
Вы себя гипнотизируете: продолжаете повторять, что вы такой-то и такой-то, что вы неадекватны, ни к чему не способны… Вы повторяете, и это становится мантрой, впитывается вам в сердце, воплощается в действительность.
Просто попытайтесь вести себя так, будто у вас нет никаких проблем, и вы увидите, что приобретаете совершенно новое качество: у вас нет никаких проблем! И тогда от вас зависит, приняться снова за проблемы или оставить их навсегда. Проблему так легко отбросить, если вы понимаете, что это вы держитесь за проблему, а не проблема за вас. Но мы не можем жить без проблем, поэтому продолжаем их создавать. Без проблем человеку так одиноко – и делать становится нечего. Когда проблема есть, вы очень довольны – вам есть что делать, есть о чем думать; проблема вас занимает.
Эти постоянные мысли – о том, что вы неадекватны и ни к чему не способны, что вы такой и сякой – в своей основе очень эгоистичны. Вы хотите адекватности – но почему? Вы хотите гениальных способностей – но почему? Почему не удовольствоваться всеми существующими неадекватностями и ограничениями? Когда вы их принимаете, вы видите, что становится легче струиться и течь.
33
Оставайтесь в неведении
Не принимайте никакой позиции в отношении страха; вообще говоря, не называйте его даже «страхом». Называя его страхом, вы уже принимаете позицию.
Одна из самых фундаментальных основ: прекратите давать вещам названия. Просто наблюдайте чувство – таким как есть. Позвольте его и не наклеивайте на него никаких ярлыков – оставайтесь в неведении. Неведение – очень медитативное состояние. Упорствуйте в неведении и не позволяйте уму собой помыкать. Не позволяйте уму прибегать к словам и лингвистике, клеить ярлыки и классифицировать, потому что это запускает целый процесс. Одно ассоциируется с другим, другое с третьим, и так до бесконечности…
Просто смотрите – не говорите: «страх». Будьте в страхе, дрожите – это красиво! Забейтесь в угол, спрячьтесь под одеяло. Ведите себя, как испуганное животное. Если вы позволите страху себя захватить, у вас волосы станут дыбом! Тогда впервые вы узнаете, какое это красивое явление – страх. Среди этого смятения, в вихре этого циклона вы впервые узнаете, что все же где-то внутри у вас есть точка, которая остается абсолютно незатронутой.
34
Жизнь проста
Жизнь очень проста. Даже деревья живут – очевидно, жизнь проста. Почему она так сложна для нас? – потому что мы строим о ней теории.
Чтобы быть в самой гуще жизни, в интенсивности и страсти жизни, нужно отбросить все жизненные философии. Иначе вы будете вечно блуждать в тумане собственных слов.
Знаете известную историю о многоножке? Одним прекрасным утром, когда, наверное, многоножка была счастлива и ее сердце пело… На берегу пруда сидела лягушка – должно быть, у нее были философские склонности. Она спросила:
– Обожди-ка! Ты просто творишь чудеса! Сто ног! Как ты с ними управляешься? Какая нога ступает первой, какая второй, третьей – и так далее – до самой сотни? Неужели ты никогда не сбиваешься? Как тебе это удается? Кажется, это невозможно.
– Я никогда об этом не задумывалась, – ответила многоножка. – Дай мне подумать.
И тут же она споткнулась и упала. Она запуталась – сто ног! Как с ними справиться?
Философия парализует. Жизнь не нуждается в философии, жизнь самодостаточна. Ей не нужно никаких костылей; ей не нужно никаких подпорок, никакой дополнительной поддержки. Она самодостаточна.
35
Центрированность
Не создавайте противоречия между центрированностью и потерей центрированности. Продолжайте течь. Боясь потерять центрированность, вы скорее ее потеряете – потому что все, что вы пытаетесь подавить, становится важным.
Все, что вы пытаетесь подавить, всегда становится очень привлекательным. Поэтому не судите себя за потерю центрированности. Пожалуй, даже помогайте себе ее терять. Если это происходит, позвольте ему случиться – ничего страшного. Наверное, в этом что-то есть – вот почему это происходит. Иногда хорошо даже заблудиться.
Человек, который действительно хочет оставаться центрированным, не должен беспокоиться о центрированности. Если вы будете о ней беспокоиться, само это беспокойство не даст вам быть центрированным – ум должен быть спокойным. И иногда заблудиться тоже хорошо, в этом нет ничего страшного.
Перестаньте бороться с существованием. Прекратите всякий конфликт, оставьте всякую идею о завоевании – сдайтесь. А если человек сдался, что он может сделать? Если ум сбивается с пути, сбиваетесь и вы; если он не сбивается с пути, тоже хорошо. Иногда вы центрированы, иногда нет. Но глубоко внутри вы всегда будете сохранять центрированность, потому что никакое беспокойство вас не отвлекает. Иначе что угодно может отвлечь. Тогда заблуждение будет грехом, запретным действием – и проблема возникнет снова.
Никогда не создавайте в себе раздвоенности. Если вы решите всегда быть правдивым, в неправде появится привлекательность. Если вы решите быть ненасильственным, насилие превратится в грех. Если вы решите быть безбрачным, грехом станет секс. Если вы попытаетесь быть центрированным, заблудиться будет, все равно что совершить грех – именно так все религии выродились в полную глупость. Примите и заблуждайтесь – в этом нет ничего страшного.
36
Потребности и желания
Желаний много, потребностей мало. Потребности можно удовлетворить, но желания не удовлетворяются никогда. Желание – это потребность, которая сошла с ума; ее невозможно удовлетворить. Чем больше вы пытаетесь, тем больше и больше она просит.
В одной суфийской истории говорится, когда Александр умер и оказался в раю, он принес на себе всю свою ношу – все свое королевство, золото, бриллианты – не в реальности, конечно, но символически. Он был слишком обременен самим фактом, что он Александр.
Привратник рассмеялся и спросил:
– Почему ты несешь такую тяжесть?
– Какую тяжесть? – спросил Александр.
И привратник дал ему весы и положил на одну чашу весов глаз. Он велел Александру положить всю свою ношу, все свое величие, сокровища, королевство на другую. Но глаз оставался тяжелее, чем все королевство Александра.
Привратник сказал:
– Это человеческий глаз. Он символизирует человеческое желание. Его нельзя удовлетворить, как бы ты ни пытался, как бы ни было велико твое королевство.
Тогда привратник бросил в глаз немного пыли. Глаз тут же моргнул и потерял весь вес.
Немного пыли понимания нужно бросить в глаз желания. Желание исчезает, и остаются только потребности, с которыми не так трудно справиться. Потребностей очень немного, и они красивы. Желания уродливы, и от них люди становятся чудовищами, сходят с ума. Когда вы умеете выбирать мир, становится достаточно небольшой комнаты; становится достаточно небольшого количества еды; становится достаточно небольшого количества одежды; становится достаточно одного возлюбленного – одной возлюбленной.
37
Защищенность
В жизни не бывает защищенности. Жизнь опасна, она не опирается на твердую почву – она беспочвенна.
Вы создаете проблему самим тем, что просите защищенности. Чем более вы просите защищенности, тем больше ваша незащищенность, потому что опасность – в самой природе жизни. Если вы не просите защищенности, то никогда не будете о ней беспокоиться. Как зелена трава, жизнь опасна. Если вы начинаете требовать, чтобы трава стала белой, возникает проблема. Проблема создана вами, не травой – она зеленая, а вы просите ее стать белой! Она этого не может.