bannerbanner
VIP-персоны. Управление стилем жизни современной российской элиты
VIP-персоны. Управление стилем жизни современной российской элиты

Полная версия

VIP-персоны. Управление стилем жизни современной российской элиты

Язык: Русский
Год издания: 2008
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Впрочем, ценители прекрасного могут увидеть «золотую Адель» в художественной галерее Лаудера «Neue Galerie», которая целиком посвящена австрийскому и немецкому искусству.

Следует отметить, что еще несколько лет назад эксперты прогнозировали бурный рост цен на произведения большинства признанных русских художников XIX—XX веков и оказались совершенно правы. В 2000 году успехом аукциона Sotheby`s считалась продажа полотна Бориса Кустодиева «Деревенская ярмарка» за 361 тыс. фунтов стерлингов, а через 3 года его же картину «Красавица» приобрели за сумму, превышающую 1 млн долл. А «Натюрморт с цветами» Ильи Машкова ушел с молотка за 2,1 млн фунтов стерлингов.

Количество и разнообразие предметов искусства очень велико, поэтому, чтобы хорошо ориентироваться в море шедевров, нужно знать источники ценовой информации. К ним нужно прежде всего отнести каталоги и интернет-сайты ведущих аукционных домов Christie`s и Sotheby`s. Там можно получить самые надежные сведения, поскольку они публикуют достоверную информацию о проданных арт-активах на регулярной основе, что связано со спецификой их деятельности.

Лидером продаж среди полотен русских художников пока является картина Натальи Гончаровой «Сбор яблок». Рекорд стоимости на произведения русской живописи был установлен на аукционе Christie's, который проходил в конце 2007 года в Лондоне. Картина ушла с молотка за 4,948 млн фунтов стерлингов, то есть почти за 10 млн долл. Кстати, эстимейт полотна известной представительницы русского авангарда был почти в 5 раз ниже и составлял всего лишь 1 млн фунтов (примерно 2 млн долл.).

Картина «Сбор яблок», написанная Натальей Гончаровой приблизительно в 1909 году, была создана в один из самых плодотворных периодов ее творчества, когда ее вдохновляли иконопись и фольклорное искусство, и в поисках единого истока «первобытного творчества» она отождествляла Россию и Восток. В это же время она написала целый цикл «Сбор плодов», на который во многом повлияла живопись Гогена.

Среди картин ныне живущих российских художников самой дорогой стало полотно «Жук» Ильи Кабакова. Произведение, написанное в 1982 году, было продано на лондонском аукционе Phillips de Pury & Co в начале 2008 года за 5,84 млн долл. (2,93 млн фунтов стерлингов). По оценке Bloomberg, эта сумма стала новым рекордом для послевоенной живописи русских художников.

Эстимейт работы Кабакова колебался между 1,2 и 1,8 миллиона фунтов стерлингов. Полотно весьма солидных размеров – 2,3 на 1,5 метра – было приобретено для неизвестного клиента главой отдела послевоенного искусства аукционного дома Christie’s г-жой Пилар Ордовас.

Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске, в 1957 году окончил графический факультет Московского художественного института имени В.И. Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 года сотрудничал в издательстве «Детгиз», журналах «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки». Активный участник многих диссидентских художественных экспозиций, начиная с выставок 1965—1968 гг. в д'Акуиле (Италия), Познани-Сопоте (Польша) и в московском кафе «Синяя птица».

Испробовав разные стили, включая абстрактный экспрессионизм и сюрреализм, в 1970-е годы нашел свою собственную манеру – «романтический концептуализм». Его архетипический мотив – рядовая советская квартира-коммуналка, погруженная в атмосферу загадочного абсурда. В своих графических циклах («папках») он последовательно переходит от фигурных, близких по духу к детской иллюстрации, сказочно-сюрреальных сюжетов к так называемым альбам (от лат. alba – «белая») – листам. Там доминируют пустые пространства, снабженные лишь «коммунальными» надписями типа «Чей это чайник?». Затем начался период «жэковского искусства» (1978—1982) и «экспо-арт» (инсталляции наподобие агитстендов и стенгазет). Эти произведения близки сатирическим пародиям соцарта.

С 1989 года художник живет и работает за рубежом – в Германии, Франции и США. В своих произведениях, занимающих целые залы («Сад», 1978, Русский музей, Петербург; «Неповешенная картина», 1982—1992, Музей Людвига, Кёльн; «Человек, улетевший в космос из своей квартиры», 1986, галерея Фельдмана, Нью-Йорк; «Большой архив», 1993, Городской музей, Амстердам; «Корабль моей жизни», 1996, культурный центр Хеллерау, Дрезден), он использует свои прежние идеи для создания «абсолютных инсталляций», погруженных в атмосферу чистой зрительской мысли, стимулом для которой служат тексты и знаки художника.

Кроме того, можно получать информацию от компаний, которые специализируются на формировании крупных баз данных, в которые входят сведения о многих тысячах авторов, например Артпрайс или Артнет. Их подход к созданию массивов информации интересен тем, что в его основе заложена статистическая обработка данных наблюдения за ценами на работы тех или иных мастеров. Затем полученные результаты изменения цен экстраполируются для определения стоимости других картин художников, при этом рассчитывается цена квадратного сантиметра их полотен (почти как на рынке недвижимости, где вычисляется стоимость одного квадратного метра).

1.3

Мастерство ценообразования

Цены на арт-активы весьма волатильны и во многом зависят от макроэкономической динамики отдельных стран, что, безусловно, негативно влияет на инвестиционную привлекательность предметов искусства. Но они обладают одним интересным свойством. На их уровень можно влиять, используя определенные стратегии совместной работы на рынке арт-инвестиций. Среди них особенно известно так называемое продюсирование, цель которого – потенциальный рост стоимости приобретенных предметов искусства.

Не секрет, что высокая художественная ценность многих творений, навеянных вдохновением муз, носит дискуссионный характер и основывается на экспертных оценках и репутации известных искусствоведов, опытных арт-дилеров и журналистов, пишущих для специализированных изданий. Вместе с тем нередки случаи незаслуженного забвения многих великолепных мастеров, которые работали (или трудятся и по сегодняшний день) одновременно с признанными авторами. Эту особенность рынка предметов искусства и можно использовать для продвижения тех или иных произведений.

Чтобы «раскрутка» проходила успешно, целесообразно объединить целый ряд полотен одного или даже нескольких художников новой, неординарной идеей, которая может быть не слишком ясной, но должна быть выражена в привычной для профессионального сообщества форме, и достаточно яркой, чтобы запомниться даже людям, далеким от мира прекрасного. А ведь именно к этой категории, увы, относится большинство потенциальных инвесторов.

В качестве примера можно привести произведения американского поп-арта, которые получили художественное признание, а затем и очень высокую денежную оценку после большой серии статей в специализированных изданиях, которые были подготовлены целым рядом экспертов арт-рынка и журналистов.

Однажды Сальвадор Дали бросил фразу, которая впоследствии стала знаменитой: «Я потому так богат, что мир полон глупцов». Бессмертный гений имел в виду, конечно же, глупцов с очень большими деньгами.

При продюсировании также очень важно наличие большого количества работ, объединенных близкими стилевыми особенностями, а также широкого круга их собственников, которые заинтересованы в продвижении своих любимых полотен и, конечно, в увеличении стоимости принадлежащего им имущества.

Произведения изящных искусств, как ни прозаично это звучит, проще раскручивать скопом, поскольку таким образом создаются условия для свободного обращения большого числа арт-активов, что помогает увеличивать уровень их цен при поддержке со стороны экспертного сообщества и профильных массмедиа.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2