Полная версия
Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета
72
Бешевлиев В. Първобългарски амулети. С. 62.
73
Петрова П. Указ. соч. С. 42.
74
Там же. С. Ссылка на публикацию об этой печати Ж. Аладжова, с которой ознакомиться не удалось.
75
Там же. С. 50.
76
См. об этом: Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 62.
77
Овчаров Д. К вопросу о шаманстве в средневековой Болгарии VIII–X веков // Bulgarian Historical Review. Sofia, Vol. № P. 73.
78
Там же. P. 82; Он же. За езическата символика у прабългарите // Овчаров Д. Прабългарската религия… С. 278, 281; Он же. По въпроса за Шуменската плочка // Музеи и паметници на културата. № С. 22–25; Алексиев Й. Изображение на шаман върху средновековен съд от Царевец във Велико Търново // Проблеми на Прабългарската история и култура. София, С. 440–447.
79
Овчаров Н. Съществувала ли е богинята Умай в прабългарския пантеон? // Там же. С. 430–439.
80
Там же. С. См. также: Овчаров Д. Ранносредновековните графитни рисунки от България и въпросът за техния произход // Плиска – Преслав: Прабългарска култура. София, Т. С. 98.
81
Петрова П. Указ. соч. С. 49–50.
82
Овчаров Д. Средновековни графитни рисунки от България и тяхната връзка с наскалното изкуство на Средна Азия и Сибир // България в света от древността до наши дни. София, Т. С. 244–245.
83
Дончева-Петкова Л. Указ. соч. С. 27.
84
Мушмов Н. Монетите и печетите на българските царе. София, С. 97–98.
85
Дончева-Петкова Л. Указ. соч. С. 168, 170.
86
Мифы народов мира. М., Т. I. С. 560–561.
87
Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 63.
88
Там же. С. 10.
89
Мифы народов мира. Т. I. С. 527.
90
Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 9–10.
91
Борисов А. Я., Луконин В. Г. Сасанидские геммы. Л., С. 38.
92
Там же. С. 45.
93
Там же. С. 43–44.
94
Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 60.
95
Там же. С. 117–118.
96
Артамонов М. И. Указ. соч. С. 410–412; Плетнева С. А. От кочевий к городам. М., С. 178; Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 117–118.
97
Плетнева С. А. От кочевий к городам. С. 171.
98
Там же. С. 179.
99
Артамонов М. И. Указ. соч. С. 64; Седов В. В. Русский каганат IX века. С. 3.
100
Стройную концепцию существования в данном регионе в указанное время Русского каганата представил в своих трудах известный археолог, академик В. В. Седов: Седов В. В. Русский каганат IX в.; Он же. У истоков восточнославянской государственности и др.
101
Петрухин В. Я. «Русский каганат»… С. 138.
102
Петрашенко В. А. Волынцевская культура на Правобережном Поднепровье // Проблемы археологии Южной Руси. Киев, С. 50.
103
Щеглова О. А. Салтовские вещи на памятниках волынцевского типа // Археологические памятники эпохи раннего железа Восточноевропейской лесостепи. Воронеж, С. 83.
104
Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб., С. 7.
105
Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим, С. О контактах славян и идущих на запад болгар см.: Толочко П. П. Указ. соч. С. 22–23.
106
Плетнева С. А. От кочевий к городам. С. 42–43.
107
Седов В. В. Русский каганат IX в. С. 5.
108
Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. С. 41; см. о «благотворном влиянии хазар на славянский этнос»: Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. № 2-С. 5.
109
Рыбаков Б. А. Знаки собственности… С. 247; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., Т. I. Рис. 123–124; Т. II. С. 379.
110
Артамонов М. И. Указ. соч. С. 431 – изображены оба предмета.
111
Карамзин Н. М. Указ. соч. Кн. Т. I. Примеч. 284.
112
Толочко П. П. Миф о хазаро-иудейском основании Киева (рассматривает теорию Н. Голба и О. Прицака); Он же. Кочевые народы степей и Киевская Русь. С. 37–40; Скрынников Р. Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность // Вопросы истории. № С. 6.
113
Каргер М. К. Указ. соч. Т. I. С. 135–137; Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. С. 225.
114
Березовець Д. Т. Слов’яни и племена салтiвської культури // Археологiя. Т. XIX. С. 47–67; Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI веков. Л., С. 10–14; Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. С. 40 и след.
115
Седов В. В. Русский каганат IX века. С. 6; см. также: Петрашенко В. А. Указ. соч.
116
Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // История СССР. № С. 150–159; Он же. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. С. 8–9 и след.; Коновалова И. Г. О возможных источниках заимствования титула «каган» в Древней Руси // Славяне и их соседи. М., Вып. С. 108-Автор приводит всю существующую литературу о титуле «каган», его происхождении, дает разные варианты его чтения у разных народов.
117
Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., С. 138–139.
118
Флоря Б. Н. Формирование самосознания древнерусской народности (по памятникам древнерусской письменности Х– XII вв.) // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего Средневековья. М., С. 102.
119
Седов В. В. Русский каганат IX века. Более подробно свои взгляды на образование и существование Русского каганата он изложил в книге «У истоков восточнославянской государственности», где проанализировал все существующие версии о местоположении Русского каганата, привел много аргументов (письменные источники, нумизматические данные) в пользу дислокации раннегосударственного образования – каганата русов – в Днепровско-Донском регионе. В этой же книге В. В. Седов излагает материал и о государственном образовании, существовавшем в то же время на севере Восточно-Европейской равнины, – Конфедерации словен, кривичей и мери, которую возглавил Рюрик, не именующийся каганом. По этому поводу М. И. Артамонов замечал: «Титул главы Руси – каган, который невероятен для северных славян, но вполне понятен для славян среднеднепровских…» (Артамонов М. И. Указ. соч. С. 369).
120
Артамонов М. И. Указ. соч. С. 369; Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства. С. 10; Седов В. В. Русский каганат IX века. С. 9.
121
Об этом подробнее: Коновалова И. Г. Указ. соч.
122
Новосельцев А. П. Принятие христианства Древнерусским государством как закономерное явление эпохи // История СССР. № С. 101–102; Он же. Образование Древнерусского государства. С. 12–14; Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. С. 69–70.
123
Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов… С. 159; Седов В. В. Русский каганат IX века. С. 9.
124
Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, С. 78.
125
Авенариус А. Митрополит Иларион и начало трансформации византийского влияния на Руси // Раннефеодальные славянские государства и народности. Sofia, С. 117.
126
Молдован А. М. Указ. соч. С. 4, Рис. 2; См. также: Жданов И. Н. Сочинения. СПб., С. 23, 33.
127
Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, Вып. С. 49, табл. XVII–XVIII. С. 110–111, табл. LXIX, 1; LXX, 1.
128
Там же. С. 39–40, табл. IX, 1; X, 2.
129
Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов… С. 154; Коновалова И. Г. Указ. соч. С. Автор приводит слова Ибн Русте: «У русов есть царь (малик), именуемый хакан-рус» (с. 117).
130
Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов… С. 159.
131
Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., С. 200.
132
Там же. С. См. также: Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., С. 269.
133
Слово о полку Игореве // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., С. 376.
134
Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., Т. I. С. 1171.
135
Рыбаков Б. А. Знаки собственности… С. 233, 257.
136
Орешников А. В. Денежные знаки домонгольской Руси. С. 35, 37; Янин В. Л. Княжеские знаки суздальских Рюриковичей. С. 16.
137
Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 91 (со ссылкой на Б. А. Рыбакова).
138
Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., С. 94.
139
Там же. С. 86.
140
Мартынов В. В. Сакральный мир «Слова о полку Игореве» // Славянский и балканский фольклор. М., С. 63.
141
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., С. 496–500; Топоров В. Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. С. 39.
142
Мартынов В. В. Указ. соч. С. 63–66; Топоров В. Н. Указ. соч. С. 26 и след.
143
Мартынов В. В. Указ. соч. С. 71–72.
144
Там же. С. 69-См. также замечания по этому поводу В. Н. Топорова: «Специфика рассмотренных здесь двух теофорных имен Дажьбогъ и Стрибогъ состоит в том, что они, будучи вполне славянскими по своему составу, вместе с тем могут пониматься как такие кальки с индоиранского, в которых оба члена в каждом из этих двух названий оказываются и генетически идентичными соответствующим индоиранским элементам» (Топоров В. Н. Указ. соч. С. 42).
145
Мартынов В. В. Указ. соч. С. 61.
146
Лелеков Л. А. Иран и Восточная Европа в III-Х веках // Искусство и археология Ирана. М., С. 135–141.
147
Топоров В. Н. Указ. соч. С. 23.
148
Повесть временных лет // Там же. С. 124–126.
149
Новосельцев А. П. Принятие христианства Древнерусским государством. С. 97.
150
Там же. С. 116.
151
Там же. С. 108.
152
Орлов Р. С. Язычество в княжеской идеологии Руси // Обряды и верования населения древней Украины. Киев, С. 108.
153
См. об этом: Петрухин В. Я. К вопросу о сакральном статусе хазарского кагана: традиция и реальность // Славяне и их соседи. Вып. С. 73–78.
154
Орлов Р. С. Указ. соч. С. 108.
155
Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, Т. I. С. 6; Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, С. 34.
156
Литаврин Г. Г. Византийская система власти и болгарская государственность (VII–XI вв.) // Раннефеодальные славянские государства и народности (проблемы идеологии и культуры). София, С. 23.
157
Флерова В. Е. Образы и сюжеты… С. 82.
158
См. сноску 46.
159
Опубл.: Ладога и истоки российской государственности и культуры. СПб.: ИПК «Вести», 2003. С. 299–310.