Полная версия
А. С. Хомяков – мыслитель, поэт, публицист. Т. 2
31
Там же. С. 37.
32
Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 145.
33
См.: Там же. С. 228–230.
34
Булгаков С. Свет невечерний. М., 1994. С. 338.
35
Там же. С. 349, 343.
36
Новгородцев П. Об общественном идеале. М., 1991. С. 566.
37
Там же. С. 579.
38
Карсавин Л. Государство и кризис демократии // Новый мир. 1991. № 1. С. 191.
39
Федотов Г. Лицо России // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 133.
40
Ильин И. О сопротивлении злу силой // Новый мир. 1991. № 10. С. 202.
41
Федотов Г. Три столицы // Новый мир. 1989. № 4. С. 214.
42
Ильин И. О сопротивлении злу силой. С. 203.
43
Новгородцев П. Об общественном идеале. С. 580.
44
Ильин Н. О России. М., 1991. С. 5.
45
Ильин Н. О России. М., 1991. С. 5.
46
Трубецкой Е. Всеобщее, прямое, тайное и равное. Письма // Новый мир. 1990. № 7. С. 227.
47
Федотов Г. Лицо России. С. 133–134.
48
Там же. С. 136.
49
Федотов Г. Три столицы. С. 214.
50
Бердяев Н. Судьба России. С. 133.
51
Там же. С. 12–13.
52
Федотов Г. Россия и свобода // Знамя. 1989. № 12. С. 202.
53
Трубецкой Е. Всеобщее, прямое, тайное и равное. С. 200–201.
54
Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995. С. 419.
55
Там же. С. 420.
56
Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М., 1986. С. 217.
57
Это замечание Гоголя, как современника славянофилов и западников, имеет большое значение. Уже тогда для людей мыслящих было отчетливо видно все то, что сближало наиболее ярких представителей обоих направлений. Критика Гоголя скорее касалась тех, кто злоупотреблял их идеями, т. е. тех «пройдох» и «должностных людей», которые представлялись то поборниками новизны, то приверженцами старых древнерусских обычаев (Гоголь Н. В. Собр. соч. Т. 6. С. 217–218). Именно к таким «восточникам» и «западникам» относилось язвительное замечание Гоголя, что они скорее «карикатуры на то, чем хотят быть» (Там же. С. 217).
58
Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 10.
59
Бердяев Н. А. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 333.
60
Хомяков А. С. Вера и исследование //http://www.benjamin.ru/logos/khomiakov/0001html. C. 1.
61
Хомяков А. С. Церковь одна // Там же. 0002html. C. 9.
62
Там же.
63
Хомяков, подобно многим славянофилам, считал, что общинный строй, существовавший когда-то в Древней Руси и все еще сохранившийся в деревнях, является основой для воплощения идей соборности, поскольку община опирается на взаимопомощь всех своих членов. Исконная же религиозность и смирение, а также терпение, свойственные русскому народу, предопределяют его главенствующую роль в этом процессе. Другими словами, соборность имеет свои корни уже в традиции и образе жизни русских.
64
Все стихотворения Хомякова цитируются по: Хомяков А. С. Стихотворения. М., 1861. В дальнейшем после цитат в скобках указываются названия стихотворений и страницы.
65
Бердяев Н. Алексей Степанович Хомяков // www.vehi.net/berdyaev/khomyakov/index. html. C. 23.
66
Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001. С. 201.
67
Там же. С. 202.
68
Лествица, возводящая на небо, преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы. М., 1997. С. 291–292.
69
Там же. С. 292.
70
Хомяков А. С. Избранные статьи и письма. М., 2004. С. 40.
71
Там же.
72
Бердяев Н. Алексей Степанович Хомяков. С. 41. Вся значимость строк о принимаемой «в молчаньи сердца сокровенна» истины Христа, может быть, полнее раскрывается при сопоставлении их со строками, посвященными Владимиру Крестителю в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона: «Какой вселился в тебя разум, выше разума земных мудрецов, чтоб Невидимого возлюбить и на небесное подвигнуться?» (Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 1994. С. 81–83). И далее: «Иные, видев Его, не уверовали, ты же, не видев, уверовал. Поистине сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, реченное к Фоме: „Блаженны не видевшие и уверовавшие“» (Там же. С. 83).
73
Хомяков А. С. Церковь одна. С. 2.
74
Бердяев Н. Алексей Степанович Хомяков. С. 25.
75
Там же.
76
Дмитриев А. П. А. М. Бухарев (архимандрит Феодор) как литературный критик // Христианство и русская литература. СПб., 1996. Сб. 2. С. 160.
77
См.: Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1994; Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев. СПб., 2003.
78
Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. М., 1995. С. 63–64.
79
Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 263.
80
Цит по: Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. С. 17.
81
Савин И. И. «Мой белый витязь…»: Сб.: Стихи и проза. М., 1989. С. 153. Далее цитаты даются по этому изданию с указанием страницы в скобках.
82
Хомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. Т. 2. 4-е изд. М., 1900–1914. С. 114–115.
83
Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1991. С. 200.
84
Лурье Л. Я. Вступит. ст. к кн.: Иван Прыжов. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков. СПб.; М., 1996. С. 6.
85
Цит по: Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. С. 17.
86
Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 1: Работы по историософии. М., 1994. С. 449. Далее цитаты приводятся по этому изданию с указанием страниц в скобках.