Полная версия
Святой апостол Андрей Первозванный: путешествие «по Днепру горе». Историко-археологические разыскания
47
Пархоменко В. Начало христианства Руси. Очерк из истории Руси IX–X вв. Полтава, 1913. С. 2.
48
Подскальски Г. Христианство и богословская литература… С. 18.
49
Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея… С. 48. См. также – Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее… С. 37–38. Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси // Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. С. 206–209. Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989. С. 12.
50
Митрополит Иоанн. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2007. С. 47–48. Здесь также стоит напомнить, что упомянутые выше И. И. Малышевский, Е. Е. Голубинский и А. В. Карташев преподавали историю Русской Церкви в российских духовных академиях (соответственно – в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге). Кроме того, следует отметить и точку зрения протоиерея Сергия Петровского, полагавшего, что летописное сказание представляет собой «продукт чисто русского летописного творчества»; см. – Петровский С. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного… С. 182–184, 190–191. Этот труд был завершен о. Сергием в 1919 г., однако, публикация его состоялась лишь по прошествии более восьмидесяти лет.
51
Статья А. В. Карташева «Над долг перед св. апостолом Андреем Первозванным», опубликованной в 1950 г. в «Церковном Вестнике ЗападноЕвропейского Православного Русского Эзкархата» (№ 2), цитируется здесь по ее публикации в – Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. 674.
52
Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла… С. 41–42 [Панченко А. М.].
53
«…Новгород построен после Киева, – писал Г. Ф. Миллер в своей работе 1749 г. “Происхождение народа и имени российского…” А Киев по польским писателям (здесь Миллер ссылается на историка второй половины XVI в. Мацея Стрыйковского, Н. П.) создан от князя Кия в лето четыреста тритцатое после Рождества Христова…»; Миллер Г. Ф. О происхождении имени и народа российского // Фомин В. В. Ломоносов. Гений русской истории. М., 2006. С. 373.
54
Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Том шестой… С. 31–32, см. также с. 79–80.
55
Там же. С. 190, 270–271.
56
Татищев В. Н. Собрание сочинений. Том I… С. 81, 104–105. Иллирия – регион на северо-западе Балканского полуострова; Ахайя – область на севере Пелопонесса, центром которой являлись Патры (город, где принял мученическую кончину апостол Андрей).
57
Карамзин Н. М. История государства Российского. Том I. М., 1989. С. 47. Впрочем, в другом месте (с. 192–193) историк отметил, что «люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия…»
58
Малышевский И. И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем… С. 45–46.
59
Т-ский Ф. К. А. Лохвицкий и его жизнь в Киеве. II // Киевлянин. Литературная и политическая газета югозападного края. № 145, 9 декабря. Киев, 1865. С. 1.
60
Об открытии Ярославовых златых врат в Киеве // Журнал Министерства внутренних дел. Часть VII. № VII. СПб., 1832. С. 76–78. О ходе открытия древностей в Киеве до начала 1836 года // Журнал Министерства народного просвещения. № XI. Ноябрь. СПб., 1836. С. 272.