bannerbanner
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1

Полная версия

Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
15 из 16

Ни одно человеческое существо не способно мгновенно прыгнуть от одной крайности жизни к другой. Требуется продолжительный период времени и действия великих психических и ментальных сил, чтобы превратить святого в грешника – и наоборот. Всякий ясновидящий может сказать вам, что в начале его (или ее) медиумической карьеры сердце его было наполнено духовными желаниями и образами любви, благодеяния и помощи, проявляемых по отношению ко всему человечеству. И сказанное им будет правдиво, ибо та самая сила, которой они были одарены – или прокляты, – была обретена в результате стремления и усилий в верном направлении.

Ортодоксальное представление о рае и аде ответственно за падение многих чувствительных личностей. Их умы были перенасыщены представлениями о том, что любое состояние жизни, которое порождало или воспроизводило вещи и явления, к коим их смертный инстинкт обращался со страстной жаждой – то есть удовлетворение чувственных желаний и похотей, – является непременной принадлежностью небес, а все, что вызывало у них отвращение или страх – порождение адской бездны. Им не приходило в голову, что могут существовать промежуточные планы бытия, в которых запечатлены первичные формы того, что было или должно было быть земными удовольствиями и услаждением чувств. К ним относятся образы, преисполненные жизненной энергии; воплощенные формы, существующие лишь как безответственные силы и лишь до тех пор, пока существует их внутренняя энергия. Но пока она существует, они подчиняющиеся требованиям и призывам тех, чья воля может контролировать их движения, и когда эта личная воля удовлетворена, а энергия иссякла, эти образы остаются блуждать в астральном пространстве, часто используя сферу разума воплощенного человека как игровую площадку. Изучающие этот вопрос могли бы также узнать о существовании бесчисленных человеческих обломков, выброшенных из жизни вследствие самоубийства, убийства и насильственной смерти; разъяренных тщетностью своих попыток удовлетворить личные желания и полностью зависящих от воплощенных сенситивов[71] в этом удовлетворении; шепчущих, вечно шепчущих на ухо слабым: «Сделай так-то – и обретешь власть и богатство!», «Сделай то-то – и царства всей земли будут принадлежать тебе!» Все та же старая, однако вечно обновляющаяся история. И, наконец, изучающие этот предмет узнали бы, как тонко, как настойчиво этих бедных несчастных жертв искушают и склоняют к совершению деяний, на которые сами их души взирали с отвращением в начале их медиумического развития.

И что может возникнуть, кроме жалости, в сердцах людей истинно великих, истинно добрых, по отношению к такому человеческому обломку, как те, о которых я упоминал!

Как может возникнуть в сердцах «тех, кто знает» что-то, кроме сострадания и глубокой жалости к ним – к соблазнителю и к соблазняемому, ко всем жертвам величайшей из всех трагедий! Ах, не ведаете вы, что творите, слепые поводыри слепцов, упорствующие в невежестве вершители человеческих законов! Да укроет вас сенью своею бесконечное милосердие, словно крылами великого орла!

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЛИ

Урок 53

Принятие Истины большинством, как бы надолго оно ни откладывалось, с какой угодно неохотой признаваемое или скрываемое противниками истины, может быть предметом глубокого интереса лишь для тех стражей ее сокровищ, чьи изначальные попытки выразить ее уходят назад в историю на многие столетия, и кто, в отличие от современных разоблачителей и мнимых первооткрывателей, не ищет ни признания, ни награды за свои труды. Я употребил слова «мнимые первооткрыватели» намеренно, ибо никакая истина никогда не была открыта человеком; всякая истина открывает, а скорее – приоткрывает себя серьезному, бескорыстному исследователю в конкретной области. Она всегда с нами, всегда здесь, и всегда здесь была. Пленка материи спадает с ментального ока человека, когда он оказывается готов к принятию истины, в результате воздействия внутренней силы самой истины на эту «мембрану», которая до того препятствовала его способности к наблюдению. И ни в одну из прошедших эпох истинность вышеизложенного утверждения не была более очевидна, чем в настоящее время.

Новообращенные Религии Мудрости прошлых эпох символизировали и иллюстрировали факты, касающиеся строения материи, в песнопениях, в прозе и поэзии. Их повторяли или читали повсюду, и хотя многие высмеивали или игнорировали эти факты, некоторые все же принимали их на веру и действовали соответственно.

Когда Белая Ложа даровала миру «Тайную Доктрину», она собрала и объединила в одном бесценном труде все, что мир когда-либо знал и еще только узна́ет в течение нынешней манвантары о первопричинах, о фундаментальных принципах, обо всех градациях материи, доступных человеческому роду в его нынешнем состоянии. Это утверждение может показаться слишком огульным, но оно, тем не менее, верно, поскольку понятно любому человеку, глубоко изучающему «Тайную Доктрину». Но эти великие истины не могут быть открыты массам ранее, чем состояние развития, соответствующее тому, которого достиг человек, будет достигнуто всеми уровнями субстанции-материи, с которыми эти человеческие массы идентифицируются. Вероятно, не многие заметили, что существует какая-то особая связь между недавними революциями в цветочной, фруктовой и зерновой индустрии, свершившимися в результате удивительного пересечения жизненных токов – и замечательно быстрой эволюцией ментальной и психической силы в человеке. Тем не менее, здесь присутствует нечто гораздо большее, чем просто связь. Действие одного и того же закона, исполняемое одними и теми же порядками жизни, совершенное в один и тот же период времени, ответственно за оба эти вида развития.

В настоящее время инкарнацию проходит ряд талантливых интеллектов, великих душ, с помощью которых Ложа работает над осуществлением этих изменений в растительном и человеческом царствах. Эта особая группа душ, о которой я говорю, начала воплощаться примерно семьдесят пять – пятьдесят лет назад. Интенсивность их индивидуальных усилий снизится в течение следующих двадцати пяти лет, и в течение этого же времени проявится кульминация их работы в виде новых подрас[72] как в человеческом, так и в растительном царстве. Все, что я сказал, равным образом верно и для других подразделений проявленной жизни, но потребовалось бы больше времени и усилий, чем я могу ныне уделить, чтобы более подробно вдаваться в эти темы; их придется оставить до следующего раза.

Человечество en masse ныне вступает в права по отношению к еще одной части своего наследства; и эта часть наложит на него колоссальную ответственность за правильное использование богатств мудрости, которые оно унаследовало в результате целых эпох трудов и жертв. Одно изобретение за другим предоставляют в распоряжение человека средства, с помощью которых он может использовать скрытые причины очевидных следствий. И ни в одной сфере это не становится столь очевидным, как во взаимодействии, движениях и сочетаниях огненных жизней. В то время как исследования продемонстрировали атомное строение всей материи, а, следовательно – и огня, они пока еще не открыли атомного строения сознания – высшего огня – и его неотделимости от всей материи. Каждый лайя-центр[73], каждый атом является сознающей себя жизнью и компонентом более сложной, более совершенной жизни; настолько же более величественной с внутренней точки зрения, насколько верблюд больше муравья с внешней точки зрения. И все же предел расширения [проникновения] в материю еще не достигнут и в действительности лежит столь далеко за границами ближайшего будущего, что не поддается исчислению в единицах времени.

Понятно, что человек может приблизительно определить посредством механических средств количество энергии, которую могут породить волны Тихого океана, но никаким методом, никакими средствами он не может измерить колоссальную энергию, запасенную в атомном центре, в единственной огненной жизни. Если вы в состоянии принять это утверждение, то сможете и обрести некое понятие об огромных возможностях прогресса.

Поскольку огненный жизненный центр обладает свойствами и природой положительного электричества в большей степени, чем отрицательного, его масляная оболочка в большей степени обладает свойствами отрицательного электричества, а не положительного; в противном случае субстанция, из которой эта масляная оболочка состоит, не могла бы быть переведена с одного плана бытия на другой. Именно временное нарушение равновесия заставляет субстанцию проявиться, изменяя ее характер, и ее манифестация в форме начинается в промежуточном плане между физическим и астральным планами.

Похоже, среднему исследователю в этой области не приходит в голову, что разница между человеческим и земным электричеством заключается в том, что огненные жизни последнего лишены масляных оболочек. Они не настолько полно развиты – и не разовьют свои защитные «доспехи» до тех пор, пока не соединятся с другими жизнями в более сложном организме, в живом органическом теле. Человеческая воля должна пробить себе путь сквозь эти защитные оболочки, прежде чем она сможет контролировать заключенные в них огненные жизни – и, таким образом, индивидуальную волю людей. В случае с Божественной Волей все по-иному: ей подчинены все вещи, все жизни изначально, и до тех пор, пока человеческая воля не откажется от рабской зависимости от своего «я» и не идентифицируется с Божественной Волей, она не найдет в себе силы пробиться сквозь эти масляные оболочки. Кажется, что эксперименты противоречат тому, что я только что сказал. Но в случае гипноза, вне зависимости от того, понимает ли это гипнотизер, создается такое временное единство, и одной из величайших опасностей гипноза является то, что это единство не становится постоянным. Быстрые переходы из одного состояния в другое вызывают более мощные последствия, чем способен вынести жизненный эфир, действующий в нервах, без разрушения при этом клеток мозга, через которые он должен функционировать. Именно во время попыток пронзить масляные оболочки огненных жизней, от перенапряжения, возникающего в результате сосредоточенности, человеческое мышление часто дает слабину. Клетки мозга разрушаются, и замахнувшийся на божественные возможности гипнотизер оказывается под властью безответственных сил, в пределы коих он по невежеству вторгся, результатом чего является болезнь или безумие.

Мало-помалу приоткрываются перед людьми эти великие истины, но до тех пор, пока исследователь ограничивает свои изыскания каким-либо одним полем науки, исключая все прочие, он обречен на неудачу.

КАРМА – ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Урок 54

Бросьте камень в спокойный пруд, пошлите звук в молчаливый океан эфира, идею в спокойный разум человека – и вы нарушите условия равновесия в определенном поле или сфере субстанции, что приведет в движение одну волну за другой, непрерывно расходящимися кругами. И это движение не нарушится, пока они не достигнут периферии этой конечной сферы. Достигнув же границы, энергия, которая направляла эти волны, сразу же возвратится к центру, из которого они были вызваны.

Что касается идеи, посеянной в разум человека, то последующие мысли, которые заполонят этот индивидуальный разум на возвратных волнах Манаса, являются искаженными отражениями изначальной идеи; порой эти образы бывают неузнаваемы для мыслителя по той причине, что он не вполне осознал потенциал данной идеи, когда она впервые представилась ему.

Возвратные волны звука, посланного в эфир, несут обратно соответствующие образы, искаженные геометрические формы, дисгармоничные или несовершенные аккорды, неузнаваемые для издавшего звук, поскольку он слишком мало знал о действии энергии, которую высвободил.

Каждый поступок, добрый или дурной, совершенный человеком, вызывает столь же значительный результат, поскольку его высвобожденная энергия изливается вовне, в океан праны – жизненной силы. И как образ предмета или личности, стоящей в центре действия этих сил, отбрасывает определенное искаженное отражение себя на каждую волну потревоженного пруда, так и каждый поступок человека отбрасывает отражение себя на волны праны в пределах определенного радиуса. Может казаться, что эти отражения не имеют ничего общего с центральным предметом или личностью, но для мудрого, для ясновидящего они являются безошибочными свидетельствами своей первопричины и окончательного результата.

Если бы вы могли верно читать отражения добрых дел, то они повели бы вас многими окольными путями, сквозь многие народы и страны, обратно к автору этих деяний – и это так же верно, как то, что назавтра взойдет солнце. Невозможно и пальцем пошевельнуть, породить хотя бы одну-единственную идею или издать один-единственный звук, не потревожив равновесия мира – и, до некоторой степени, Вселенной; и столь же непременно гребень пробужденной таким образом волны принесет вам награду или наказание за этот поступок. Этот закон лежит в основе прослеживания любого преступления. Преступник неизбежно оставляет отражение себя, своего злодеяния в какой-либо форме на каждом шагу к отступлению, в каждом своем последующем поступке. И лишь потому, что сыщик-человек недостаточно мудр, чтобы читать знаки, которые преступник оставляет за собой, последнему удается ускользнуть от своих преследователей.

Вы можете подать монету нуждающемуся – и, возможно, никогда не свяжете этот поступок с предложением величайшего дара, который может народ предложить человеку. Но если побудительная сила, которая подтолкнула вас к совершению подаяния, была достаточно возвышенна, и если получатель принял его, имея в виду столь же великую цель и нашел ему столь же высокое применение, то порожденная таким образом триединая энергия распространится волнами, на которых будут запечатлены образы благих последствий этого поступка – и возвратные волны неизбежно возвратят вам ваш дар, умноженный во сто крат.

Но помните: именно с возвышенностью мотивации, цели и применения связано то, насколько широкий круг будет описан высвобожденной энергией, насколько большой высоты достигнут волны и, следовательно, насколько велик будет возвращенный вам долг.

СИМВОЛ ЗМИЯ

Урок 55

Люди давно пытались приоткрыть тайну антагонизма, возникающего между человеком и ползучими тварями – крошечным червем, безвредной, а часто и полезной маленькой змейкой, которая безрассудно заползла на обнаженную кожу. Другие создания могут возбуждать в человеке страх; он может отшатываться, пораженный ужасом, от медведя или тигра; многих других животных он может не любить, не доверять им или быть к ним абсолютно безразличным. И если по какой-то случайности они коснутся его плоти, то он никогда не чувствует столь сильного отвращения, какое чувствует от физического контакта с любой ползучей тварью. Для этого ощущения есть глубокая, уходящая корнями в далекое прошлое причина, столь же глубокая и широкая, как две крайности его существования – жизнь и смерть; и начало этой антипатии относится к началу его жизни как сознательного человеческого существа. Когда Иегова сказал, что между семенем женщины и семенем змия будет вражда, он изрек великую истину – и тогда была вновь объявлена война между белой и черной магиями на всю грядущую манвантару.

В известном смысле все пресмыкающиеся объединяются одним словом – «змий». С эзотерической точки зрения змий символизирует высочайшую точку развития человеческого существа. С экзотерической точки зрения он символизирует низшую точку того же самого развития.

В этом, как и во всех прочих подразделениях Космоса, проявляется действие двух полюсов манифестации. Чем дальше продвигается человек, тем сильнее будет становиться его антипатия к ползучим, скользким, скрытным, прячущимся тварям, ибо пропасть между его высшей и низшей природой постоянно расширяется. И вплоть до того момента, когда он расстанется навсегда со своим низшим «я», полностью обретя власть над ним, притягательность и соблазнительность этого низшего «я» непрерывно возрастает, и битва становится все более яростной.

Когда «пята жены сокрушит главу змия»[74], то есть когда негативный аспект вечной женственности, Душа, вступит в контакт с позитивным, с Головой – низшим разумом, мужским аспектом материи, одна из этих сущностей-близнецов должна будет исчезнуть. И исчезнуть придется именно второй, поскольку, когда это произойдет, наступит конец манвантары, и душа и разум станут единым целым.

Когда червь или змея заползает на человеческую плоть, это не вызывает никакого особенного страха; как было сказано ранее, это совершенно другое чувство – быстрое, конвульсивное содрогание, следствие силы отвращения, которая проявляется немедленно и приводит к тому, что ползучее создание сразу же отбрасывают прочь. Действие этой силы отвращения – всего лишь незначительная демонстрация той же силы, которая порождается и исходит из «пяты жены» как результат взаимодействия между силами притяжения и отталкивания. Действие жизненного эфира, текущего в нервах кожи, мгновенно усиливается посредством контакта с таким созданием, и после того, как желание избавиться от омерзительной твари передается мозгу, мозг командует мускулам кисти и предплечья изгнать пришельца, и рука повинуется.

Время от времени случаются «исключения, подтверждающие правило», когда некоторые мужчины и женщины проявляют аномальную любовь к змеям. Эти люди нежат и ласкают такие создания и демонстрируют свою власть над ними, к вящему изумлению присутствующих. Но когда это влечение – искреннее, то оно является следствием одной из двух причин: либо человек настолько привык к близости со змеями благодаря постоянному контакту, что ему удалось преодолеть естественный антагонизм, и сила, символизируемая женской пятой, развилась в его теле в гораздо большей степени, чем сила, которую символизирует «глава змия», – то есть настолько, что жизненный эфир более не реагирует на возбуждение, вызываемое прикосновением; либо человек непосредственно подпал под власть какого-то черного мага, что изменило всю его природу и отдало его во власть тех, кто управляет подразделением жизни, к коему принадлежат ползучие твари, соответствующие нижнему астральному уровню.

Змий (персонифицированное зло, а в соответствии с ортодоксальной концепцией – Искуситель) был и остается фигурой, совершенно неправильно понятой. Он – самый совершенный символ двух крайностей жизни. В высшем смысле он представляет Стража Порога – и прозвание «зме́и» в течение многих эпох применялось к Посвященным высоких ступеней, чья служба состояла во всестороннем испытании претендента на допущение к какой-либо ступени ложи. Если означенный кандидат не смог пройти испытание, то сила, ответственная за проверку, которой он не выдержал, естественно, будет представляться ему злом. Особенно это верно, если ученик не достиг такой стадии развития, которая позволила бы ему увидеть в подоплеке испытания справедливость и милосердие. Силы безмолвия, мудрости, уединения, умение менять кожу, умение принимать иные формы – вот некоторые из тех способностей, которые являются общими для змей и Посвященных, и они указывают на то, почему змеи символизируют высочайший полюс бытия. Ограниченность же змеи нижними уровнями бытия, хитрость, скрытый яд, предательство и т.д. символизируют привычки и характерные свойства природы, связанные с черным магом. Поэтому «змий» является подходящим символом для обеих этих крайностей жизни.

ТВОРЕНИЕ В ЕДИНСТВЕ И ТРИЕДИНСТВЕ

Урок 56

Я взываю к вам и учу вас важности единого действия, но обнаруживаю, что во многих случаях вы совсем не понимаете или понимаете лишь отчасти вовлеченные в него основополагающие принципы – и поэтому недостаточно цените результаты объединенного действия на любом поприще и их влияние на ваше собственное внутреннее, равно как и внешнее развитие. Те, кто уже достиг умеренных познаний на эту тему, могут не найти для себя ничего особенно ценного в следующем резюме, касающемся сведений об эволюции; но для тех, кто до сих пор не смог воспользоваться преимуществами, которые можно извлечь из сознательного обращения к учению, я надеюсь изложить более краткую и вразумительную идею о действии законов эволюции и инволюции, полагаясь на помощь их интуиции.

Прежде всего, представьте себе все пространство как сформированное бесчисленными миллиардами бесконечно малых жизней, обладающих различными потенциалами возможностей, численности и формы, но в данный момент пребывающими в спящем, дремлющем состоянии. Каждому уровню этого космоса необходимо сообщить эволюционный импульс в начале великого мирового периода, дабы завершить развитие составляющих его жизней путем расширения и взрыва содержащейся в них спящей энергии, которая составляет их основу. Эта энергия, прорвавшись через стягивающую, обволакивающую ауру эфирной силы (которая является мостиком между двумя состояниями сознания), таким образом, продвигает эти жизни из внутренних сфер Космоса во внешние.

Среди этих уровней дремлющих элементальных сил есть и те, которые обычно известны под именами света, тепла, электричества, магнетизма, всегда первыми проявляющиеся в любом великом мировом периоде. Далее, представьте, что потенциальный космос in toto[75] является единой, сознающей себя сущностью, обладающей почти беспредельной силой, интеллектом и способностями, которая в начале нынешнего мирового периода одушевляется одним великим импульсом (желанием) проявить эту силу. Одним долгим вздохом – «одним движением массы» – пробуждает она многие и разнообразные виды движения и вибрации составляющих ее самое жизней и атомов – различных уровней лайя-центров, которые существуют от одной Манвантары до другой. Этот импульс, порождаемый посредством силы Фохата, потенциального Звука, повелительной силы Космоса, сам по себе является силой, подлежащей действию только высшего закона, а именно – закона гравитации, великая тайна коего в действительности состоит в том, что он представляет собою духовную силу, проявленными аспектами которой являются следующие силы (Боги) – Притяжение, Отталкивание, Сцепление, Расширение, Протяжение и Поглощение. Эти шесть аспектов или разновидностей гравитации создают, контролируют и разрушают (в процессе инволюции и эволюции) все формы проявленной силы и энергии во внешних сферах пространства и материи. Далее, представьте, что весь потенциальный Космос или Сущность разбивается на волны звука, и каждый лайя-центр его массы отзывается на такой призыв, создавая свою собственную особую тональность и питая вибрации или тональности таких звуковых волн в течение определенного периода времени, таким образом, поддерживая каждый индивидуальный вид развивающихся лайя-центров в определенном типе движения масс. Благодаря порожденной таким образом энергии он формирует определенную сферу влияния – орбиту, причем размер этой орбиты определяется объемом и мощью энергии, высвобожденной в момент взрыва. Группировка таких индивидуальных лайя – (или атомных) центров в различные формы, отличающиеся по весу и плотности, вызывается действием закона сродства (одним из аспектов силы притяжения) соответственно числу. Первым развивается огонь (пламя), затем вода, воздух и земля – благодаря все тому же процессу расширения и взрыва; наконец, происходит манифестация минеральных, растительных и животных зародышей жизни. Наиболее быстрые вибрации порождают огонь, атомные центры которого впервые собираются вместе во внешней манифестации в виде Солнц, сияющих своим собственным внутренним светом и освещающих темное пространство внутри каждой индивидуальной ауры, где оплодотворенная негативная сторона жизненного принципа собирает вместе и вынашивает лайя-центры, которые со временем проявятся как вода.

Как все лайя-центры должны взрываться, чтобы манифестировать, так и огненные центры, составляющие массу таких солнц, должны со временем взорваться – и тогда пылающие фрагменты или жизни, падающие в пространство, становятся центрами притяжения для других блуждающих меньших жизней, которые соединяются с бо́льшими и поглощаются ими. Во́ды, содержащиеся в пространстве во взвешенном состоянии, притягиваются тепловыми волнами, порождаемыми такими сгустками пламени, и падают на горящие массы, становясь таким образом причиной (путем дальнейших взрывов) высвобождения содержащихся в них потенциальных газов. Эти газы проникают в пылающие массы и окружают их воздушными подушками. От взаимного союза огня, воды и воздуха и взрывов, которые от этого соединения следуют, выпадает осадок, который мы называем элементом земли. Далее, благодаря взаимному союзу этих четырех элементов, а также благодаря процессу расширения и взрывов тех жизней, которые составляют означенные элементы, под действием тех же самых законов, что направляли и контролировали действия первых звуковых волн, развивается субстанция, которую наука называет протоплазмой – основа творения всех живых форм.

Убедившись, что вся материя развивалась изнутри вовне, обычный человек без особых трудностей примет мое объяснение и сформирует, к своему вящему удовлетворению, собственное представление о последующем действии вышеупомянутой субстанции.

На страницу:
15 из 16