bannerbanner
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1

Полная версия

Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 16

Современная наука выяснила то, что тайные науки демонстрировали уже давным-давно, а именно – что всякая жизнь есть результат ферментации и что малые жизни, вызывающие ферментацию, обратимы в своем действии, то есть полярность малых электрических тел, этих Искр оккультной науки, изменяема. Но пока ей не удалось определить, что подобное изменение подвержено воздействию Воли и Разума, а также – и в значительной степени – нужного рода и степени электричества, применяемого в некоторых современных изобретениях. Чтобы лечить болезнь, ее следует сначала правильно диагностировать, а чтобы применить нужный ток или род электричества к пораженному органу, следует определить природу искр, составляющих этот орган, их теперешнее положение и их способность к сопротивлению. Именно в этот момент сила воображения действует с помощью материального посредника для получения этого диагноза, ибо Воля и Разум, сосредоточиваясь, используют воображение, чтобы получить искомые знания. Сказано, что оболочки или тела этих искр, или ферментов, создаются в результате воздействия сорока девяти огней на комбинацию кислорода и водорода, называемую водой, пока она находится во взвешенном состоянии, как в воздухе, перед выпадением осадков – в состоянии, которое соответствует состоянию зачатия. Эти ферменты содержат внутри себя силы притяжения и отталкивания, силы воспроизводства и распада, будучи одновременно подвержены их воздействию, и являются тем самым «пропущенным звеном» в эволюционной цепи, которая построена современной наукой. Но звено это пропущено только для тех, кто не позволяет силе воображения предсказывать возможные результаты исследований благодаря вере. В противном же случае они обрели бы способность выяснять характер болезни, действующей в органе тела, по положению, занимаемому ферментами этого органа, а также определять род и степень электричества, которое следует применить, чтобы изменить их расположение путем перемены их полярности. Исследователи, которые совсем недавно открыли разницу в характере и положении таких ферментов, просто не имели времени, чтобы наблюдать их действие в ходе болезни, и поэтому от них едва ли можно ожидать допущения о том, что никакая функция тела невозможна без содержащихся в нем ферментов. А ведь даже дышать невозможно без помощи того класса ферментов, которые обволакивают горло и легкие! Но ученые не признают и того, что больное горло может, в конечном счете, страдать от извращенного мышления либо самого больного, либо окружающих, в результате которого изменилось прежнее положение ферментов горла, вызвав таким образом аномальные условия и последующую болезнь. «Подобное порождает подобное» – и микробы, которые воспроизводят свой род посредством расщепления или деления, бесконечно умножают изначальный микроб, вызванный к жизни элементалом, который одушевляет весь данный класс микробов, подобно тому как элементалы высшего класса одушевляют рой пчел или расу каких-либо иных малых созданий.

Содержащие крахмал продукты, которые в большей степени, нежели все остальные, являются материальной основой химического действия ферментации в теле, дают ключ к способу, которым совершается обратная деятельность ферментов. Такие продукты сформированы из мертвых – или, скорее, бездействующих микроорганизмов; но они бездействуют лишь до того момента, пока остаются изолированными от других микроорганизмов. Придя во взаимодействие с другим классом активных микробов, они вновь просыпаются к жизни в иных формах – подобно тому, как бабочка возникает из куколки, оставляя по себе оболочку, которая возвращается в протоплазматическую субстанцию. Однако такие бездействующие микробы часто играют роковую для человечества роль, поскольку являются наказанием за некоторые прегрешения тела[57].

У крахмальных продуктов имеется огромный потенциал.

Я прекрасно понимаю, что подставляю вас под удар критики уже тем, что вы публикуете некоторые из этих утверждений. И хотя трудно выразить словами некоторые из наиболее глубоких метафизических истин, которые подготовляют почву для химических или метахимических исследований, я все же попытаюсь объяснить, каким образом воображение может определить положение ферментов. В случае возникновения какой-либо болезни вначале в разуме возникает образ благотворных или дурных результатов определенной линии поведения, например – удовлетворения вкусовых рецепторов каким-то видом пищи или питья, который на самом деле вреден для тела. Сила мысли мгновенно хватается за этот образ и сообщает жизненные движения до того бездействовавшим атомам разума, в результате чего разгорается битва между ними и аномальными микроорганизмами, попавшими в желудок. Это приводит к изменению положения всех микроорганизмов, и результатом является болезненное состояние желудка; микробы начинают питаться субстанцией этого органа, воспроизводя свой род в неисчислимых количествах и разрушая этот орган или лишая его способности нормально функционировать. Чтобы исцелить поврежденный орган той же силой – комбинацией воображения, воли и разума, – создайте мысленный образ здорового органа, найдите антитезы к дурным мыслям, которые вызвали болезнь, и направьте на поврежденный орган силу этой мысли. Если ваша способность к концентрации достаточно сильна, то вы сможете изменить неверные вибрации и обратить позицию этих ферментов одной только силой воли; если нет, то какие-либо механические или химические средства сообщения новой вибрации могут также привести к желаемому результату. Именно способность обращать положение ферментов, свойственная всем медикаментам, сообщает им целительные свойства. Способность же безошибочно определять положение ферментов принадлежит оккультисту, другими словами – тому, кто стал как малое дитя, чтобы учиться у тех, кто одни способны преподать законы, лежащие в основе тайн жизни.

ОКНА ДУШИ

Урок 44

Христианская религия не признает ничего выше личного Бога или за его пределами. Ее сторонники воспринимают веру в Абсолют, в Троицу Жизни и персонифицированные естественные силы как язычество. С другой стороны, многие изучающие великие Таинства отказываются видеть в личном Боге христиан воплощение первой личностной манифестации Абсолюта. Как следствие, обе стороны год за годом противостоят друг другу, не понимая друг друга, приписывая друг другу всякое зло, вместо того чтобы пытаться отыскать общую почву для веры, которая присутствует у них обеих. Это печальное положение вещей очевидно во всяком противостоянии между различными ветвями великих общин, когда речь заходит о незначительных особенностях их верований – таких как состояние сознания после освобождения от физического плана, возможности и способности различных уровней и градаций Сущностей и т.д. Если бы время, затраченное на все эти споры, было отдано исследованиям, вдохновленным искренним желанием истины, всякий бы вскоре обнаружил, что другой имеет такие же основания для веры, как и он сам, и что действительные различия столь незначительны, что не стоят серьезного обсуждения. Бо́льшая часть трудностей возникает от неспособности понять общность сознания Бога и человека и действия этого сознания внутри материи и благодаря ей.

Сумей Священный Лотос далекого Востока – Водяная Лилия Запада – заговорить человеческим голосом, он мог бы поведать множество историй о трех царствах: о земле, воздухе и воде, в которых он пребывает одновременно, – историй о малых пресмыкающихся, о проворных обитателях вод, о необычно оперенных птицах и странных насекомых, на которых редко задерживается человеческий взгляд.

Если бы имперсональная Душа в сердце человеческом смогла заставить это сердце понимать свой язык, она бы поведала еще более удивительные истории о воздухе, эфире и Акаше[58], равно как об огне, воде и земле; ибо как Лотос одновременно обитает в трех царствах, так и Душа обитает в шести царствах или планах сознания в одно и то же время. Ее память о высших планах может оказаться на некоторое время подавленной, если она окажется привязанной к Земле, как привязаны к ней почти все нынешние народы, но эти путы могут быть разорваны. Однако в большинстве случаев футляр плоти должен быть разбит, серебряная нить, удерживающая ее, перерезана, чтобы Душа смогла освободиться и сбросить покров забвения, наброшенный на нее при входе в человеческое существование на земле. Смерть до сих пор рисуют в виде скелета, вселяющего ужас в большинство людей, а не как прекрасного ангела освобождения, коим она в действительности является. Невежество держит вашу расу в путах страха смерти, как всегда держало ее в повиновении, сковав страхом перед любым неизвестным или неиспытанным феноменом. Корни Лотоса, зарывшиеся в слизь и грязь, не имеют никакого представления об изысканном цветке, грациозно покачивающемся в воздухе над ними. Но душа или сознание цветка обладают полным знанием о корнях и стебле, равно как и о цветке, и знают также, что грубая рука может вырвать его из поддерживающей и питающей почвы и бросить все растение мертвой вещью на лике вод. Но Душа человеческая, как гнездящаяся птица, живет в каждом из созданных ею тел, взирая через них на все царства жизни, и когда одно из этих тел приходит в упадок и разрушается, она должна всего лишь выстроить иное или остаться в тех, что уже построены на внутренних планах, ибо она просто временно лишилась одного окна, выходящего на определенный план, на котором это тело функционировало.

СЕМЬ ЛУЧЕЙ ЭВОЛЮЦИИ

Урок 45

Несмотря на все преимущества, которые получает серьезный исследователь благодаря изучению шлок[59] Книги Дзиан[60], составляющей часть Религии Мудрости, и комментариев, составленных Е.П. Блаватской по поручению и с помощью Посвященных, сами по себе умственные усилия не в состоянии разрешить тайны, скрытые между строками и даже буквами архаических истин, касающихся космогенеза[61] и антропогенеза[62], которые впервые были даны миру в такой полноте в трех томах «Тайной доктрины». Непредвзятый искатель истины сочтет затруднительным игнорировать или с презрением критиковать истины, о которых идет речь, если хотя бы малая толика мудрости, содержащейся в них, отложилась в его сознании. Несмотря на всю полноту комментариев, если только интуиция его не развита до сверхъестественной степени, позволяя изучающему применять законы, правящие аналогией и соответствием, вышеупомянутые станцы будут оставаться для него неразрешенными тайнами, хотя воистину содержат они полную историю природы и человека с самого начала эволюции жизни в нашей Солнечной системе.

Одновременно с рождением новой расы, после разрушения континента Лемурии[63], возникла необходимость в особой группе из семи человек, которых можно было подготовить, наставить и, наконец, поместить под защиту семи Повелителей Кармы[64], когда развитие таких чела достигнет определенной ступени, обеспечив таким образом должные проводники для передачи необходимых эволюционных энергий, равно как и для восприятия важных тайных наставлений. Каждый из упомянутых семи Повелителей буквально контролирует одну из этих энергий, и если создать подходящего посредника, способного принимать и распределять ее, то эволюция мира будет продвинута вперед ровно до этой же степени. Из-за неудачи Ложи в обеспечении семи таких точек контакта на физическом плане в начале очень важных циклов стало невозможным распределение и уравновешение этих энергий, которое было необходимо для более быстрого развития рода человеческого. Как следствие, одна из них была проявлена избыточно, в то время как остальные вообще не смогли проявиться или проявились настолько слабо, что не наложили никакого отпечатка на жизнь широких масс человечества. Но одним из самых печальных следствий неудачи любого из такой группы людей – «чела», как я уже упоминал – в особенности если неудача связана с гордостью или амбицией, является утрата способности осознавать свое собственное положение. Следовательно, не предпринимается никаких усилий, чтобы исправить ошибку; и зачастую, хотя и бессознательно, такие чела становятся жертвами Черного Братства – передатчиками противоположных энергий. Тот факт, что эти чела прежде заслужили и получили такие огромные возможности, делает их тем более ценной добычей для Братьев Тьмы, которые постоянно ищут шанса взять под контроль таких учеников. Человечество нынешней эпохи не может подняться до сколько-нибудь значительных высот, пока такая группа совершенно преданных своему делу инструментов-посредников не будет образована, и всякая неудача Посвященных в создании и сохранении такой группы замедляет рост всех, с кем они связаны. Если бы все осознавали, как опасно они играют с законами собственного развития, когда своей поддержкой и поощрением подстрекают чела, принадлежащего к избранной группе Семи, предать свой Орден или любого его члена, они бежали бы от подобного искушения, как от дикого зверя.



Всем людям свойственно естественное желание узнать нечто о своем происхождении и природе, и хотя наследственность может дать некоторые указания в том, что касается и физических тел, и низших мыслей, она совершенно неспособна предоставить достоверные сведения о духовной жизни и высшей ментальности или об итоговом предназначении человека.

Не счесть обращенных ко мне призывов пролить свет на эти вопросы, и в ответ на них я намерен дать крохотную вспышку такого света – не более; большего я сделать не могу, ибо если интуиция личности пробуждена до такой степени, чтобы обеспечить ей совершенное понимание и интерпретацию полного объяснения, в таком объяснении уже не будет нужды: необходимое знание и так будет в распоряжении человека.

Вся материя и субстанция по природе семерична, каждое из ее состояний подразделяется на семь уровней плотности и отражает качество и потенциал какого-либо из семи главных подразделений или Лучей Бесконечности. Следует понять, что не существует высших или низших положений на градуированной шкале места или положения в манифестации этих великих сил – сил, которые мы зовем Лучами, с целью отграничить их от меньших сущностей; сил настолько превосходящих любую конечную концепцию, что практически бесполезно говорить о них как о сущностях. Лучи равны между собой по мощи, хотя каждый из них контролирует отдельный уровень или подразделение силы, иную градацию субстанции и энергии. Тремя высшими из семи малых подразделений или состояний, упомянутых выше, являются планы или состояния индивидуального совершенства. И только тогда, когда небесный странник достигает четвертого состояния в своем нисхождении в материю, он становится подвержен закону кармы и ограничениям [материи].

Трижды семь (то есть 21) духовных сущностей или сил, которые объемлют три высших состояния субстанции, бесконечно умножаются в четвертом состоянии, где индивидуальные формы, созданные из высшего состояния субстанции, образуют средства для инкарнации первой манифестации эго в форме. Эти двоякие сущности являются индивидуальными душами, которые впоследствии одушевляют физические тела людей.

Хотя существует определенное соответствие между рождением души и рождением физического тела, между ними, тем не менее, есть огромная разница, ибо проводник для первой манифестации эго в форме является результатом творения Воли и Воображения, и в оккультизме эти создания называются «Сыновьями Воли и Йоги», а не душами. Души, созданные таким образом на нисходящей дуге великого цикла, или кальпы, продолжают воплощаться и развоплощаться в течение всего этого цикла, составляющего миллионы лет, в конце которого вся субстанция и материя втягивается внутрь. Тогда эго возвращается «на грудь Отца», где остается в состоянии нирваны или пралайи[65], пока не пробудится вновь, чтобы принять на себя еще одну цепь инкарнаций в другую великую эпоху. Душа является обиталищем наших величайших скорбей и радостей в физической, астральной и духовной жизни; тот факт, что возможно утратить душу, еще живя на физическом плане, может показаться противоречащим предшествующему утверждению – но в случае такой утраты вся боль и удовольствие имеют источником действия низших мыслей или чувств. Посвященные Белой Ложи нечасто указывают на то, что отчуждение души возможно через долговременное упорство во зле, ибо, долго размышляя о такой возможности, слабый духом человек может под воздействием самовнушения совершить первые шаги к такой катастрофе. В повседневной жизни вам часто приходится встречать таких бездушных людей, но вы пока неспособны отличить их от других. Будучи отделена от живого тела, Душа возвращается на четвертый план, где остается, пока не настанет цикл, в котором она сможет вновь начать другую линию инкарнаций; и при разложении физического и астрального тел три низших принципа постепенно возвращаются в протоплазматическую материю, чтобы быть позднее переработанными в другие формы жизни. Многие верят, что даже в таких случаях действие закона кармы по-прежнему продолжается, и разложившаяся материя вместе с привязанными к ней скандами собирается вместе в низших формах жизни минералов, растений и животных, постепенно развиваясь, пока душа не сможет вновь воплотиться и получить, таким образом, еще одну возможность завоевать себе венец совершенства.

Если и есть какая-то одна наиболее важная истина, которую следует усвоить при рассмотрении предшествующих утверждений, то это неопровержимый факт братства людей, важность поддержания братских отношений со всеми людьми. Невозможно навредить другому – неважно, каков был для этого повод, – не водрузив камень преткновения на собственном пути. Невозможно помочь другому, не убрав некое препятствие со своего собственного пути. Если я хоть немного преуспел в вашем просвещении, показав одну-единственную причину вашего замедленного развития, происходящую из трудностей на пути обеспечения семи начальных точек контакта, посредством которых эволюционные волны Океана Жизни могли бы разрастись и достичь берега силы, к которому обращены ваши жаждущие взоры; если я хоть немного вдохновил тех, кто может оказаться в такой группе учеников, повернуться спиною к своим величайшим врагам и идти вперед к победе; если я пролил хоть немного света на труднейшие проблемы эволюции, которые преследуют разум человеческий – то я сделал все, что только возможно сделать в таком кратком изложении; ибо весь мир не сумел бы вместить тома, которые можно написать по одной только этой теме.

АПОФЕОЗ ЛЮБВИ

Урок 46

Скорбя, но все еще не отчаиваясь, вижу я, как время от времени какое-нибудь дитя Храма тонет в трясине уныния, выпуская из рук штурвал корабля жизни, спотыкаясь под бременем тяжелой ноши, которую оно на себя неразумно взвалило – ноши, непосильной для любого человеческого существа, – и все потому, что дитя это временно утратило способность приводить в действие Божественную энергию, которая одна помогла бы ему стремиться к постижению тех духовных и совершенных концепций, кои являются наследством всякого чада Бога живого – концепций, в которых воплощены силы, что вращают светила в пространстве и побуждают паучка плести свое тонкое обиталище.

С первым пробуждением человеческой Души к знанию о своей божественности, к знанию о характере субстанции, из которой и внутри которой его выражение в форме было сотворено, также просыпаются и кармические результаты ее предыдущих жизней, прошедших в удовлетворении чувственных потребностей. И тогда обуревают ее ужас и отвращение, временно отбрасывая ее в водовороты страха – страха, что грешила она слишком сильно, чтобы можно было искупить ее грехи; страха перед своим бессилием сокрушить демонов, смыкающихся вокруг нее. Наконец, в отчаянии, она решается методом исключения создать себе идеал и стремиться к этому идеалу. Она избирает наиболее очевидный недостаток в определенной категории и принимается неистово трудиться над его искоренением. Душа может временно преуспеть в сокрушении этого недостатка – или, скорее, изгнать его в глубины своего аурического тела; но как только эта сложнейшая задача завершена, она пробуждается к сознанию того, что некая иная форма того же недостатка или другой, равно ненавистный изъян, тут же занимает его место. И тогда она начинает понимать, что существует более глубоко укоренившаяся причина этого изъяна, чем она прежде считала; что-то неверно в самой сущности ее бытия: субстанция, в которой она воплощена, из которой она сформирована, похоже, не вибрирует в унисон с сердцем великой Сверх-Души. Отчаявшись в своем бессилии сокрушить мучителей своих, она решается испытать другой метод, который кажется ей непогрешимым, и пытается побороть эти стихийные силы, возвышая их до более быстрой вибрации. Там, где ныне проявляется, к примеру, жажда власти и положения, она старается силой воли пробудить соответствующие стремления к вещам духовным. Она посвящает всю свою избыточную энергию продвижению к некой религиозной или гуманитарной цели. И некоторое время ей кажется, что она обрела покой осуществления, но однажды она внезапно пробуждается к тому факту, что всего лишь превратила изначальную жажду власти и положения в другую форму того же алчного желания – и ныне это гидроголовое чудовище крепко держит ее в своей омерзительной хватке. И наступает для нее период крайнего уныния и отчаяния. Еле волоча ноги, с поникшей головой бредет она сквозь страшное запустение, простершееся во все стороны вокруг нее. И не видит она конца мукам своим, не знает надежды. Но однажды соприкасается она с какой-нибудь иной душой, что еще глубже увязла в трясине зла, и данная ей Богом сила сострадания отзывается на обращенный к ней призыв. Оцепенение, безнадежность и отчаяние спадают с ее сознания, как спадает грязное рубище с плеч человека; она протягивает руку помощи страдающей сестре – и в этот момент в ее сознании вспыхивает исходящий прямо от Христовой звезды Эроса луч света, который освещает Вселенную – Бескорыстная Любовь. Это любовь, что отбрасывает прочь всякий страх; любовь, что побуждает к добрым делам; любовь, что приносит мир, радость, счастье даже в напряжении и неразберихе физической жизни; любовь, что проникает прямо в суть всех вещей и возвращается оттуда с благословением для всех, кто открыл свои сердца, чтобы впустить ее.

Доказательством пробуждения любви в человеческой Душе является пробуждение в ней всепоглощающего желания отдать себя и все, что она имеет, ради наибольшего блага каждого. Лишь потому, что мы способны отдавать себя любви, мы способны обретать жизнь во всей ее полноте. Но, увы! Самообольщеные ищут напрасно. Они принимаются за поиски Источника Мудрости, воды которого есть брызги Любви, вооруженные созданными людьми представлениями не только о том, из чего любовь состоит, но и где ее можно найти. И не находят они ничего, кроме испарений похоти, которая вскоре застит их чувства и, наконец, оставляет их вдесятеро более алчущими, чем были они в начале своих поисков. Часто – о, как часто слышите вы эти слова: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»[66]. И я изо всех сил умоляю вас стараться сформировать верное представление обо всем, что есть в этих словах, – обо всем, что они означают лично для вас. Прежде всего – это совершенная вера,

бескорыстная любовь и доверие. Ведь лишь тогда, когда на ребенка влияют взрослые, избирает он сторону, противоположную той, по которой идет так называемый грешник. Для любви все люди равны. Она не берет себе ничего и отдает все. При пробуждении этой могучей силы в наших сердцах она начинает говорить посредством наших глаз – и говорить убедительно; она притягивает к нам благодаря силе интуиции мудрость и силу, которых мы не можем обрести никаким иным способом. Она сбрасывает грязные лохмотья самодовольства, в которые мы рядились, в пламя, что вздымается из центра великого Храма Жизни, и облекает нас вновь в безупречное платье, сотканное из нитей, которые лежат, свернувшись, в каплях пота, исторгнутых нашими мучениями, когда мы стоим посреди центрального пламени, где рано или поздно оказывается всякий ученик великой Белой Ложи и стоит там, доколе не очистится. Ах, дети мои, ничто другое в нашем существовании не идет нам в зачет, кроме любви! «Если вы не любите вашего брата, которого вы видите», брата, который обманул вас в делах, – так же как и брата, который поддерживал вас; сестру, которая предала ваше доверие – равно как и сестру, которая вдохновляла вас; если не любите вы собратьев ваших, ныне идущих по темной стороне жизненного пути – и не всегда по собственному выбору, но часто потому, что их оттолкнули с солнечной стороны вы и другие подобные вам; если вы не можете любить тех, кто нуждается в вашей любви превыше всех остальных, – то «как можете вы любить Бога, Которого не видели»[67], того Бога, в котором ныне презираемые «живут и движутся и имеют бытие»?

До тех пор пока вы способны отвернуться в гневе или отвращении от нижайшей твари из живущих; до тех пор пока вы можете убедить или соблазнить другое человеческое существо поступать так же – до тех же пор засовы врат, которые ныне отделяют вас от вашего наследства, останутся на месте, а вы будете продолжать блуждать во внешней тьме.

На страницу:
12 из 16