Полная версия
Всемирная волновая история от 1928 г. по 1942 г.
Кто мог знать, что вся литературная Москва вынужденно встретиться ровно через месяц по трагическому поводу – на похоронах Владимира Маяковского.
18 марта 1930 г. театр+литература: запрещена пьеса «Кабала святош» Булгакова, писатель сжег первую редакцию романа «Мастер и Маргарита»
Варламов «Михаил Булгаков»:
18 марта 1930 года я получил из Главреперткома бумагу, лаконически сообщающую, что не прошлая, а новая моя пьеса «Кабала святош» («Мольер») К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НЕ РАЗРЕШЕНА (см. 19 января 1930 г.).
Михаил Булгаков «Избранные произведения», 2004, примечания Б. Мягков:
«В первой редакции автор перебрал несколько вариантов названий своего произведения: «Черный маг», …, но ни одно не было окончательным. Эта первая редакция была уничтожена Булгаковым 18 марта 1930 года…. «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа…»
19 марта 1930 г. театр: родился Борис Штоколов – оперный певец – бас, солист Кировского театра
19 марта 1930 г. в Кузнецке родился Борис Штоколов – оперный певец – бас. В 1949 г. 19-летний Штоколов был курсантом в спецшколе ВВС в Свердловске и там, на концерте, его заметил и оценил волновой герой маршал Георгий Жуков (см. 19 ноября 1896 г. с. с.). Жуков способствовал поступлению Штоколова в Уральскую консерваторию. В этом же 1949 г. Штоколов переехал в Ленинград и стал солистом ЛГАТ им. Кирова. Почти 50 лет Штоколов был ведущим солистом этого театра. Умер в Петербурге в январе 2005 г.
19 марта 1930 г. театр: 1-й показ сюиты «Золотой век» Дмитрия Шостаковича
19 марта 1930 г., в среду, в Ленинградском ГАТОБ (бывший Мариинский – будущий ЛГАТ им. Кирова), прошел первый показ концертной сюиты «Золотой век» Дмитрия Шостаковича от будущего одноименного балета в 3-х действиях и 5-ти картинах. Судьба балета была непростой – вскоре именно это талантливое творение Шостаковича обозвали обидным словом – «формализм». Примечательно, что либретто балета «Золотой век» под именем «Динамиада» написал волновой герой режиссер Александр Ивановский (см. 17 ноября 1881 г. с. с.). Впоследствии Ивановский подарил зрителям ряд музыкальных фильмов, в его известном фильме «Солистка балета» (1947 г.) одну из ролей играет великая балерина Галина Уланова – первая исполнительница главной партии «Комсомолки» в обсуждаемом балете. В заключение отмечу, что вторую главную роль «Дивы» в балете «Золотой век», как собственно и во многих постановках в 30—40-е годы в «Мариинском – Кировском» театре, исполняла волновая героиня солистка Ольга Иордан (родилась 18 мая 1907 г. н. с. – раздела нет).
19 марта 1930 г. Англия: умер Артур Бальфур – премьер-министр Англии, министр иностранных дел
Лорд Артур Бальфур оставил в истории дипломатии «Декларацию Бальфура» по Палестине.
БСЭ:
«БАЛЬФУР (Balfour) Артур Джеймс (25.7.1848, Уиттинджем, – 19.3.1930, Фишер-Хилл, графство Суррей), английский гос. деятель, лорд с 1922, один из лидеров Консервативной партии. В 1887—91 мин. по делам Ирландии, проводил политику жестоких репрессий против ирл. нац. – освободит. движения. В 1891—92 и в 1895–1902 мин. финансов. В 1902—05 премьер-мин. Пр-во Б. поддерживало Японию в рус. – япоп. войне 1904—05. Оно заключило соглашение с Францией (1904), ставшее основой Антанты. В 1915—16 Б.– мор. министр, в 1916—19 мин. иностр. дел. Явился автором т. н. „декларации Б.“ (нояб. 1917) о создании евр. „нац. очага“ в Палестине, отражавшей стремление брит. империализма к сохранению господства на Бл. Востоке. С марта 1918 активно участвовал в осуществлении антисов. интервенции. В 1919—22 и 1925—29 входил в состав пр-ва. Возглавлял англ. делегацию на Вашингтонской конференции 1921—22.»
19 марта 1930 г. Рим: волновой герой Пий XI провел «антисоветские молебствия»
19 марта 1930 г. волновой герой папа Пий XI (см. 19 мая 1857 г. с. с.) отслужил мессу в поддержку католиков в СССР, фактически его действия носили не только антисоветский, но и антироссийский характер.
М. Шейнман «Ватикан между двумя мировыми войнами», М., АН СССР, 1948:
«2 февраля 1930 г. Пий ХI обратился к кардиналу Базилио Помпильи с письмом, где говорилось, что он потрясен „ужасными и святотатственными злодеяниями против бога и души“, которые будто бы происходят в России. Папа напомнил, что в меморандуме, врученном участникам Генуэзской конференции, он предлагал оказать давление на Советскую Россию, чтобы навязать ей ряд условий, но, „к несчастью“, державы его не послушали и вступили с СССР в нормальные дипломатические отношения. Папа напомнил также, что он давно борется с Советской Россией, с первых же дней своего вступления на папский престол. На 19 марта 1930 г. он назначил специальные антисоветские молебствия. Призыв к „крестовому походу“ был повсюду подхвачен самыми реакционными элементами и облегчил дело империалистов, разжигавших антисоветскую войну. Несколько недель почти во всех странах мира реакционные элементы буржуазии и духовенства (часто при личном участии представителей Ватикана) вели разнузданную антисоветскую травлю.»
17 апреля 1930 г. коллективизация в СССР: кулаков приравняли к бандитам
«Наше отечество. Опыт политической истории.» гр. авторов:
«17 апреля 1930 года коммунистическая фракция ЦИК СССР предложила ОГПУ руководствоваться при рассмотрении дел о кулаках постановлением от 15 июля 1927 года, т. е. приравнивать их к делам контрреволюционеров, шпионов, белогвардейцев и бандитов.»
17 апреля 1930 г. Москва: 150.000 москвичей прощаются с волновым героем поэтом Маяковским
Михайлов «Маяковский»:
«Самоубийство Маяковского вызвало шоковое состояние у людей, хорошо и близко знавших поэта. Луначарский, когда ему позвонили домой, возмутился, решил, что какие-то хулиганы его беспардонно, грубо разыгрывают. Некоторые на сообщение о том, что Маяковский застрелился, реагировали репликой: «Перестаньте трепаться, это первоапрельская шутка…» (14-е по старому стилю было 1 апреля). Горестно недоумевал в своем отклике на смерть поэта Демьян Бедный. Хлынула волна откликов и догадок. 17 апреля (1930), через три дня после выстрела в Лубянском, в статье «Что случилось?» Михаил Кольцов писал: «Нельзя с настоящего, полноценного Маяковского спрашивать за самоубийство. Стрелял кто-то другой, случайный, временно завладевший ослабленной психикой поэта-общественника и революционера. Мы, современники, друзья Маяковского, требуем зарегистрировать это показание». «150 000 человек прошло мимо гроба Маяковского. У гроба сменялся караул красноармейцев, писателей, художников, журналистов, актеров, вузовцев. «Улица Воровского оцеплена. Конная милиция с трудом сдерживает натиск толпы. Двор клуба полон людьми. Люди на окнах, на карнизах, на крышах всех соседних зданий…» – так рассказано в «Литературной газете» о дне похорон – 17 апреля.»
По Б. Янгфельдт «Ставка – жизнь», М., КоЛибри, 2009:
«За грузовиком следовал „рено“ Маяковского и другие машины, в которых ехали, среди прочих, мать и сестры Маяковского. Лиля и Осип (Брики) прошли весь путь до крематория Донского монастыря пешком. За грузовиком шло порядка шестидесяти тысяч человек, согласно Олеше, который описывал в письме к Мейерхольду (находящемуся на гастролях в Германии), как милиция стреляла в воздух для того, чтобы гроб могли внести в ворота крематория. Была колоссальная давка.»
18 апреля 1930 г. Индия: восстание Чакраварти и Сена в Читтагонге
18 апреля 1930 г. в городе Читтагонг (восток Индии – теперь в Бангладеш) националистическая подпольная организация «Республиканская армия Читтагонга» под руководством лидеров Амбика Чакраварти u Сурджай Сена начала восстание. Вооруженные отряды молодежи под руководством Чакраварти и Сена захватили арсенал, казармы, железнодорожную станцию. Город на 10 дней оказался во власти восставших, правительственные силы сумели удержать только порт и вызвали подкрепления из Калькутты. Понимая, что город не удержать, отряды «Республиканской армии» ушли в горы, где еще некоторое время вели оборону, только превосходство индийско-английских войск привело восставших к поражению.
18 апреля 1930 г. СССР: арестован Алексей Лосев – крупнейший философ неоплатонического направления
Аза Тахо-Годи «Лосев»:
18 апреля (1930) – арест под предлогом незаконных вставок в «Диалектику мифа». Обвинения в участии в монархической организации «Истинно-православной церкви». Четыре с половиной месяца одиночки и затем 17 месяцев пребывания во внутренней тюрьме Лубянки.
Алексей Лосев родом из Новочеркасска (1893), в годы Гражданской войны он работал и в Нижнем – с 1919 по 1921 г. – профессором философии в университете. Лосев – признанный лидер неоплатонического направления среди философов СССР, лауреат Госпремии 1986 г., ведущий автор БСЭ, энциклопедических философских изданий. Умер в Москве 24 мая 1988 г.
18 апреля 1930 г. «театр»: волновой герой Сталин неожиданно звонит Булгакову
Варламов «Михаил Булгаков»:
Существуют два классических женских рассказа о случившемся 18 апреля (1930) разговоре между драматургом и вождем. Одно воспоминание принадлежит Любови Евгеньевне, второе – Елене Сергеевне. Белозерская (см. 18 сентября 1895 г. с. с.): «Однажды, совершенно неожиданно, раздался телефонный звонок. Звонил из Центрального Комитета партии секретарь Сталина Товстуха. К телефону подошла я и позвала Михаила Афанасьевича, а сама занялась домашними делами. Михаил Афанасьевич взял трубку и вскоре так громко и нервно крикнул: „Любаша!“, что я опрометью бросилась к телефону (у нас были отводные от аппарата наушники). На проводе был Сталин. Он говорил глуховатым голосом, с явным грузинским акцентом и себя называл в третьем лице. „Сталин получил, Сталин прочел…“ Он предложил Булгакову: – Может быть, вы хотите уехать за границу?.. Но Михаил Афанасьевич предпочел остаться в Союзе».
17 мая 1930 г. театр: премьера в Ленинграде оперы Владимира Дешевова «Лед и Сталь», в финале героиня комсомолка Муся взрывает себя
17 мая 1930 г., в субботу, в Ленинградском ГАТОБ (Мариинка – Кировский) состоялась премьера оперы Владимира Дешевова «Лед и Сталь» по оригинальному либретто волнового героя Бориса Лавренева (см. 17 июля 1891 г. н. с.). Мы не знаем – как звучала эта единственная опера Дешевова на премьере. Позднее она быстро легла на полку, ни в СССР, ни в России не ставилась. Несмотря на это, опера «Лед и Сталь» – выдающееся произведение музыкального авангарда и по фабуле и по действию и по музыке. Либретто оперы передает события Кронштадтского мятежа 17–18 марта 1921 г. (см.), но не надо искать в опере Ленина, Сталина и его соратников, главное действующее лицо – большевистская, пролетарская и мятежная матросская масса. В один 80-минутный акт, в 4 картины, в состоянии «потока действия» главными в опере выступают все 40 персонажей, нет солистов, нет хора, нет арий, нет речитатива – полное равенство. Единственное сквозное действующее лицо комсомолка Муся – в последней картине проникает в стан врага (враги – те самые матросы, которые делали революцию в Октябре 17-го, которая и родила комсомол – т. е. Муся уничтожает революционеров), взрывает пороховой склад и себя вместе с ним. В финале оперы марш большевиков усиливает впечатление абсурда – если юная комсомолка Муся погибла – для кого эта победа? Авангардное эпическое произведение Владимира Дешевова по уровню замысла не ниже «Броненосца» Эйзенштейна.
17 мая 1930 г. природа: погиб при взрыве Макс Вилье – «первая жертва ракет»
А. Первушин «Астронавты Гитлера»:
После крушения надежд на получение денег от банкира Бартеля, Макс Валье, активно сотрудничавший с Обертом, пытался найти другой источник для финансирования работ по ракетной тематике. Помимо подготовки очередных изданий своей книги, он опубликовал множество статей в иллюстрированных журналах и ежедневных газетах. Эти статьи имели успех, в особенности – у молодежи; а двум тогдашним гимназистам – Эйгену Зенгеру и Вернеру фон Брауну – определили выбор жизненного пути. В ночь на 17 мая 1930 года Макс Валье и его помощники испытывали новый двигатель, который предполагали продемонстрировать в заезде во время предстоящей Недели авиации, которая должна была проводиться в Берлине с 25 по 31 мая. Программа Недели авиации включала публичные лекции, показ документальных фильмов, небольшие полеты над городом и организацию выставки на одной из центральных площадей Берлина. Были проведены два пробных заезда с соплом, имеющим диаметр критического сечения 28 мм. Валье настоял еще на одной поездке с соплом диаметром 40 мм и с повышенным давлением в камере сгорания для получения тяги в 100 кг. Во время нового испытания давление в камере сгорания достигло 7 атмосфер, горение в двигателе стало крайне неравномерным. Затем он взорвался. Зазубренный кусочек стали рассек Валье аорту. Истекая кровью, изобретатель умер, прежде чем кто-либо смог оказать ему помощь. Газеты подробно описали эту трагедию. В заголовках так и значилось: «Первая жертва межпланетных сообщений».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.