bannerbanner
Быть богатым, что вам мешает
Быть богатым, что вам мешает

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Честным трудом больших денег не заработаешь

Следующие убеждения типа «деньги есть только у воров и преступников», «честным трудом больших денег не заработаешь» очень распространены среди людей, пытавшихся заработать себе место под солнцем в смутное время экономических перемен. Пытавшихся, но не сумевших достичь успеха вследствие каких-то внутренних барьеров типа избыточной честности, боязни рисковать, специфического понимания справедливости и т. д. Они пробовали, но ничего не вышло, потому что их обошли люди, не имевшие подобных внутренних барьеров. Скорее всего, вообще не имеющие никаких внутренних комплексов и ограничений. Именно такие люди первыми сумели сориентироваться в смутную эпоху перестройки и ухватить свой кусок собственности.

Остальные (то есть неудачники) озлобились и затаили обиду на этих людей без комплексов. В итоге у большинства людей (поскольку реально преуспевает совсем малая часть населения) выработалось устойчивое убеждение, что «честным трудом больших денег не заработаешь».

Нужно отметить, что это утверждение недалеко от истины. При наличии хорошей квалификации в России можно найти работу со среднемесячным доходом в одну-две тысячи долларов, и это будут честные деньги (хотя и их платить будут, скорее всего, «черным налом», то есть без уплаты необходимых налогов). Но это не относится к «большим» деньгам.

Большие деньги можно заработать, если только заниматься предпринимательством, то есть сервисом, торговлей, рекламой, производством и т. д. А налоговая и криминальная обстановка такова, что без хотя бы минимального нарушения текущего законодательства обойтись довольно сложно (хотя ситуация постоянно меняется к лучшему). Следовательно, любой предприниматель так или иначе обходит закон, и с формальной точки зрения его смело можно отнести к нарушителям закона, то есть преступникам. Но это только на уровне молвы, поскольку документы у большинства предпринимателей оформлены так, как требуют налоговые и иные органы контроля.

То есть человек, относящий себя к людям честным, принципиальным или обладающим другими исключительными качествами, закрывает себе путь к преуспеванию в бизнесе.

Он не такой, как все, он честный, он будет соблюдать все законы. Понятно, что при таком подходе довольно трудно вести эффективный бизнес. А рядом будут преуспевать «нечестные» предприниматели, что будет провоцировать на внутренние претензии к Жизни. Но быть нечестными их вынуждают обстоятельства жизни, а не патологическая тяга к преступлениям. Все хотят спать ночью спокойно, но наше законодательство к этому не располагает.

А вы со своей честностью рискуете остаться на обочине жизни, гордясь своими принципами и обижаясь на Жизнь за то, что она не помогает честным, а совсем даже наоборот.

Все эти рассуждения не означают, что мы призываем наших читателей быть нечестными, вовсе нет. Мы призываем к спокойствию в душе и снятию осуждения тех, кто зарабатывает свои деньги предпринимательством в условиях, к этому мало приспособленных.

Деньги лучше сохранить на «черный день»

Такое ошибочное убеждение могло возникнуть у человека, имевшего в своей жизни случаи, когда ему очень требовались деньги, а взять их было неоткуда. Тем самым он попал в очень дискомфортную ситуацию, и сегодня его подсознание помимо воли старается защититься от повторения подобного неприятного состояния. Для этого человек, часто даже не задумываясь о причинах своего поведения, старается откладывать свои доходы на «черный день», во всем ограничивая свой и без того невысокий уровень потребления.

Родители могут передать это убеждение детям, и последние тоже будут стараться откладывать «в заначку» часть своих доходов. Причем это будет не целенаправленное накопление денег для какой-то большой покупки, а просто накопление на случай непредвиденных бедствий, катастроф, болезней и т. д. В общем, чтобы защитить вас в «черный день», каким бы он ни был.

И если человек держит эту идею в голове и достаточно долго готовится к возможному событию в будущем, то в соответствии с принципами Методики формирования событий этот самый «черный день» должен у него наступить. Фактически он сам, своими мыслями «притянул» это событие к себе. И тут как раз пригодятся накопленные денежки, если инфляция или еще какие-то катаклизмы не съели их раньше.

С точки зрения роста благосостояния такое убеждение ограничивает человека в поисках лучших мест. А зачем? Все равно лучше жить не станешь, ведь деньги придется отложить в «заначку»? Они не приносят радости и нет смысла суетиться с их добычей. На сознательном уровне эта мысль обычно не отслеживается, но в действительности она ограничивает инициативу и решительность человека. Зачем суетиться, все равно лучше не станет. Разве что «черный день» наступит чуть раньше, так кто же к этому стремится?

Стыдно получать большие деньги

Следующие ошибочные убеждения выросли из недавних коммунистических идей всеобщего равенства. Еще пятнад-цать – двадцать лет назад в нашей стране идеологический аппарат КПСС активно внушал идеи о том, что деньги – это пережиток капитализма и все люди должны быть равны (в том числе в уровне материальной обеспеченности). И если кто-то отличается от массы, то его нужно поставить «на место» и сделать таким, как все.

В итоге у многих людей выработалась идея того, что нельзя сильно отличаться от других, особенно по уровню потребления. Нельзя требовать себе много, когда вокруг столько бедных и больных. Нельзя требовать (или даже желать) себе большую зарплату. Стыдно быть богатым. И так далее.

Особенно негативно это убеждение сказывается на людях, занимающихся предпринимательством. Человек оказывает другим людям какие-то услуги, но стесняется брать за них плату в необходимом размере. Он знает, сколько нужно брать, но стыдится делать это. В результате возникает внутренний дискомфорт (зачем работать зря?), накапливаются переживания и ситуация с доходами еще более ухудшается.

Если человек в силу обстоятельств (например, фиксированные расценки) все-таки берет необходимую плату, то он старается избавиться от части денег, как-то раздать их людям – через образовательные программы, премии, дополнительные услуги и т. д. Ему стыдно иметь много денег, когда вокруг так много нуждающихся, больных или нищих. В итоге доходы его не растут и часто даже падают, приводя к появлению долгов и другим проблемам.

Если ему удалось заработать денег, то он становится благодетелем для своих родных, близких и знакомых людей. Он покупает им квартиры, дает средства на развитие их бизнеса, оплачивает учебу их детей в дорогих учебных заведениях и так далее. В общем, он старается, чтобы они жили так же, как и он. Хотя деньги умеет зарабатывать только он (тратить-то их умеют все).

Такая ситуация обычно продолжатся недолго. С одной стороны, потребности родственников растут, а благодарности от них особой не видно. С другой стороны, доходы должны падать, поскольку самому человеку деньги не нужны, он стыдится их. И они «уходят» от него, какие бы усилия для их получения он ни предпринимал.

Это частая ситуация среди российских предпринимателей, которые сумели заработать большие деньги в начале перестройки. А заработав, стали активно их раздавать. И сегодня денег у них нет. И все усилия по зарабатыванию не дают результата. Человек не понимает, в чем тут дело – ведь остались связи, знания, квалификация и многое другое, а денег нет. Возможно, причиной этого как раз и является неосознаваемое ошибочное убеждение, что богатым быть нехорошо. И что если человек снова заработает деньги, то он опять раздаст их тем, кто в них нуждается, но сам не умеет зарабатывать. А Жизни такой «благодетель» совсем не нужен, поскольку он нарушает процессы, определяющие уровень комфортности нашего существования.

Если будешь богатым, станешь как Иван Иванович…

Такое убеждение может возникнуть тогда, когда человек сам наблюдает, как меняется жизнь его знакомого «Ивана Ивановича», который неожиданно круто разбогател и характер которого преобразился далеко не в лучшую сторону. Возможно, ныне богатый Иван Иванович раньше вместе с вами играл в домино и вскапывал грядки на дачном участке. А сегодня он ездит на дорогом автомобиле с охраной, смотрит свысока или вовсе не замечает своих прежних знакомых. В общем, был человек, а стал – свинья. И все это на ваших глазах (или на глазах ваших родителей).

Возможно, он даже стал собирательным образом всего плохого, что пришло в нашу жизнь вместе с капитализмом. И вы не хотите становиться таким, как он! Ни за какие деньги! Вы потому и боитесь денег, что они подсознательно связаны у вас с образом Ивана Ивановича. А поскольку вы порядочный человек и хотели бы оставаться им впредь, вы гоните деньги из своей жизни. Чтобы не стать таким, как Иван Иванович…

Хотя, если рассудить здраво, эти факторы очень слабо связаны между собой. Свиньей легко стать и без денег, и множество людей имеют большие деньги, но остаются порядочными людьми. Но это какие-то абстрактные люди, а тут яркий пример перед глазами – Иван Иванович. И вы гоните деньги прочь от себя…

Деньги портят человека

Это ошибочное убеждение очень похоже на предыдущее, но может иметь корни не только в опыте другого человека (Ивана Ивановича), но и в личном опыте. Например, у вас в силу каких-то обстоятельств появились большие деньги. Это трудное испытание, и вы его не выдержали. Мужчины обычно пускаются в загул, женщины – в необузданные траты. Одновременно резко портится характер (появляется высокомерие, презрение к людям), разваливаются отношения с близкими людьми, нередко ухудшается здоровье, человек начинает пить.

Через некоторое время деньги кончаются, и человек возвращается в свое прежнее «приличное» состояние. Но он помнит, что было с ним при наличии больших денег, и боится повторения этого. То есть фактически он боится денег, хотя на сознательном уровне он может стремиться снова заработать их. У него есть подсознательное убеждение, что деньги могут его снова «испортить», и он столь же бессознательно блокирует возможность появления больших денег в своей жизни. То есть он остается порядочным человеком. Хотя и без денег.

Но даже если все это происходило не с вами, а с вашим знакомым, но на ваших глазах, то указанное выше ошибочное убеждение могло сформироваться и у вас. Вы, так сказать, научились на чужом опыте и теперь опасаетесь его повторить, поэтому большие деньги вам вовсе не нужны.

Я бедный, но гордый

Такое ошибочное убеждение тоже является наследием нашего недавнего социалистического прошлого. Помните лозунг: «У нас, у советских, особенная гордость!» Нас не купишь за деньги, мы особенные! Нам эти деньги и не нужны вовсе, потому что у нас своя гордость! Мы не будем ради денег унижаться и торговаться, потому что гордый человек не будет унижаться ради копейки. Мы выше этой суеты!

Возможно, мы чуть сгустили краски. Но это ошибочное убеждение в той или иной форме делает дискомфортной жизнь многих людей, не позволяя им заниматься той непрестижной деятельностью, которая не присуща «гордому» человеку.

Обычно это убеждение не позволяет человеку заниматься торговлей, хотя именно такая деятельность может дать наибольший доход (в советские времена общественное мнение осуждало «торгашей», думающих только о деньгах и ради них готовых на все). Особенно огорчительно это убеждение действует на людей, в силу обстоятельств вынужденных продавать что-то (в том числе свой труд). Они не могут потребовать за свой труд достойную оплату, поскольку не могут позволить себе торговаться с работодателем или клиентом. Гордый человек не будет торговаться с работодателем!

Люди с такими убеждениями могут чувствовать себя комфортно и преуспевать только в местах, где все условия оплаты жестко фиксированы и не предполагают возможность каких-то изменений. То есть это прирожденные служащие, которые никогда не спорят с руководством о своем окладе (хотя внутренне они могут испытывать бурю негативных переживаний по поводу низкой оплаты). Что поделать, они сами загнали себя в эту ситуацию.

Все уже давно поделено, так что лучше и не высовываться

От такого убеждения веет безысходностью и обреченностью, не так ли? А действительно, что можно сделать, если все уже давно поделено? Можно только пить с горя или ругать власти, преуспевающих бизнесменов и т. д.

Такое ошибочное убеждение обычно возникает у людей, которые пробовали добиться успеха в жизни, но в силу ряда обстоятельств потерпели поражение. Они несколько раз начинали новое дело, но всегда проигрывали. Сегодня у них уже нет сил на новую попытку. А зачем дергаться, ведь результат заранее известен. Все разобрано, поделено, и новому человеку тут делать нечего.

Естественно, обладатель таких убеждений обречен на поражение в любых своих начинаниях. Да, скорее всего, он и не будет предпринимать никаких усилий по изменению своего положения. А зачем – ведь все давно поделено и разобрано, так что нечего и суетиться. Остается только горевать, почему жизнь устроена так несправедливо.

Я получаю только «чистые» деньги

Данное убеждение легко можно было получить, наблюдая и участвуя в реалиях отечественного бизнеса эпохи «дикого капитализма», когда в результате мошеннических действий кто-то зарабатывал огромные деньги, но при этом на него падали проклятия многих тысяч обманутых людей (МММ, РД «Селенга», концерн «Тибет» и т. п.).

Наблюдая отношение общества к подобным махинациям, внутренне честный человек старается не попасть в ситуацию, где он может даже случайно оказаться виновником чьих-то проблем и несчастий. В итоге он старательно избегает участия в делах, даже чуть-чуть сомнительных с его точки зрения. Более того, он даже не пытается выяснить, действительно ли в основе какого-то дела лежит мошенничество, или оно просто похоже на него.

Чтобы можно было понять эти рассуждения, приведем пример. Так, хорошо известно, что сегодня очень большие деньги сравнительно честным путем можно заработать в сетевом (или многоуровневом) маркетинге.

Многоуровневый маркетинг (или МЛМ) – вещь известная и широко распространенная во всем мире, и мы еще будем рассматривать его более подробно. Но в России, как обычно, эта система продаж товара и сбора наличных денег, построенная по принципу «из рук в руки», привлекла внимание людей, очень любящих деньги и не обремененных избыточной моралью. Они сделали немало для дискредитации этой, в целом довольно интересной и высокодоходной системы распространения товаров и услуг. В итоге у многих людей сложилось устойчивое желание держаться подальше от любых МЛМ-сетей. Несмотря на то что большая часть сетей работает вполне честно и занимается распространением полезных товаров и услуг.

То есть здесь как раз и срабатывает скрытое убеждение: «Я хочу получать только “чистые” деньги, а в этом деле что-то нечисто. Я даже не буду разбираться, а просто отойду подальше и поищу такое дело, которое не будет вызывать сомнений».

В принципе это вполне здравое рассуждение. Но для человека, живущего в Германии или Швейцарии, поскольку там почти весь бизнес честный и законный. Другое дело в России. Любой дающий прибыль бизнес у нас так или иначе связан с нарушением законодательства (например, с уклонением от налогов, работой с наличными деньгами и пр.), и если сторониться правовых нарушений, то, скорее всего, и доходов никаких не видать. Поскольку все дела, которыми вы будете заниматься, будут кристально честными и, скорее всего, малодоходными. Такая вот грустная философия.

Еще одной забавной, чисто российской разновидностью подобной ментальной «порчи» является желание получать не только «чистые», но и «духовные» деньги. То есть человек согласен получать деньги за свой труд только в виде пожертвований за оказанную кому-то помощь, ни в коем случае не назначая цену за свои услуги. Такое отношение к деньгам часто можно встретить у людей, активно занимающихся своим духовным развитием. То есть человек фактически боится денег – не дай Бог, они окажутся бездуховными! Лучше не иметь никаких, чем запачкать чем-то свою духовность.

Естественно, что материальное благосостояние такого человека зависит только от каких-то внешних источников доходов – зарплаты мужа, пенсии и т. д. Своих денег нет и не предвидится.

На этом мы заканчиваем обзор различных ошибочных убеждений, которые могут блокировать поступление к вам денег. Разумеется, это далеко не все убеждения, которые встречаются у людей, а только самые распространенные. Поэтому мы рекомендуем вам тщательно проанализировать свое отношение к деньгам и выявить, какими идеями на этот счет вы руководствуетесь. Наверняка вы найдете много интересного.

Как бороться с этими убеждениями, мы расскажем в следующей главе.

А сейчас подведем очередные итоги.


Итоги

1. Большинство людей в детстве или во взрослом возрасте получают некоторые убеждения, которые в дальнейшем помимо их воли блокируют возможность достижения материального благополучия. Такие скрытые убеждения мы называем «ошибочными».

2. Ошибочные убеждения по отношению к деньгам могут появиться у человека несколькими путями. Их можно было усвоить из системы ценностей вашей среды, услышать от родителей, друзей, вычитать в книгах. Вы могли получить их в результате личного опыта потери значимой для вас суммы денег.

3. Типичными ошибочными убеждениями в области денег являются:

– деньги – это в жизни не главное;

– зачем деньги зря тратить, и так обойдемся; за все нужно платить, поэтому лучше так обойтись;

– деньги достаются только тяжелым трудом;

– считай, не считай – все равно денег не будет; нищим родился, нищим и помрешь – судьба такая;

– протягивай ножки по одежке; жить нужно по средствам;

– деньги есть только у воров и преступников; честным трудом больших денег не заработаешь;

– деньги лучше сохранить на «черный день»;

– стыдно получать большие деньги; стыдно быть богатым, когда вокруг так много бедных людей;

– если будешь богатым, станешь как Иван Иванович…

– деньги портят человека;

– я бедный, но гордый (честный, порядочный и т. д.);

– все уже давно поделено, так что лучше и не высовываться;

– я получаю только «чистые» деньги.

4. Для избавления от влияния скрытых ошибочных убеждений нужно внимательно проанализировать свою жизнь и сформулировать принципы, которыми вы руководствуетесь по отношению к деньгам.

Не слишком ли много вы судите окружающих?

Один лишь человек счастливым быть не может: Нас вечно что-нибудь снедает, мучит, гложет.

П. Ронсар

Мы уже рассмотрели два способа, с помощью которых люди могут создать себе проблемы с деньгами. Первый – это неосознаваемый прямой заказ себе бедности. Второй – воплощение в жизнь каких-то внутренних программ и установок, полученных от окружающих людей или наработанных самостоятельно. В принципе второй способ тоже является своего рода заказом себе бедности, но более сложным образом, через наш неосознаваемый отказ от денег.

Жизнь заботится о нашей духовности

Третий способ уже не так явно зависит от нас, поскольку связан с существующими в нашем мире закономерностями высшего порядка. Они состоят в том, что Жизнь, позволяя нам совершать самые разные глупости, тем не менее слегка заботится о нас. Она заботится о нашей душе, не позволяя ей избыточно погрязать в разного рода суждениях и других нерадостных переживаниях. Конечно, мы имеем полное право наслаждаться своими бедами (тем более, что большинство из них мы сами себе создаем), что многие люди с удовольствием и делают. Но Жизнь периодически напоминает нам, что мы пришли в этот мир радоваться жизни, а не убиваться по поводу ее неправильности.

Эти процессы называются «духовным воспитанием», и возникают они в тех случаях, когда мы упираемся и не понимаем тех подсказок, которые нам постоянно посылает Жизнь. А она предъявляет к нам совсем немного требований. Одно из главных требований – это не судить окружающую действительность, людей и себя самого, принимать жизнь такой, какая она есть в реальности, а не в наших фантазиях. Это не значит, что нужно смириться и ничего не делать, вовсе нет. Вы имеете право добиваться любых своих целей (кроме принудительного изменения поведения близких к вам людей), но идти к ним нужно азартно и с улыбкой на лице. Именно такое отношение к жизни называется «принимать мир таким, каков он есть».

К сожалению, это мало у кого получается, поскольку подавляющее большинство людей не могут не судить. Не обучены с детства.

Как же обнаружить, являетесь ли вы духовным человеком или погрязли в суждениях? Это сделать очень просто. Посмотрите, много ли в вашем арсенале эмоций негативных переживаний. Если их много и все ваше существование заполнено ими, то вы нарушаете ту самую норму, которую Жизнь предъявляет к людям. Ведь что стоит за каждой негативной эмоцией? Стоят претензии к жизни, поскольку она не соответствует вашим ожиданиям. У вас есть некоторый значимый набор ожиданий, а жизнь не соответствует им, в итоге вы надолго погружаетесь в переживания. Например, вы ожидаете, что ваш работодатель должен быть честным человеком и платить вам сполна, а он забывает или не хочет этого делать. Вы ожидаете, что ваши коллеги по работе должны жить дружно и заботиться друг о друге, а они постоянно сплетничают и подсиживают друг друга. Вы считаете, что люди должны разговаривать только спокойно и уважительно друг с другом, а ваш начальник хамит и без конца врет, чего вы не можете переносить. Вы уверены, что должны зарабатывать много денег, а у вас это не получается, и это является источником хронического раздражения.

И т. д. и т. п. Эти избыточно значимые идеи называются в нашей методике «идеализациями». Практически у каждого человека имеется 3–5 идеализаций, и Жизнь тем или иным способом пытается помочь ему стать более духовным.

Но люди никак не хотят принять реальность такой, какая она есть, всем хочется что-то переделать в окружающих людях, а иногда и в самом себе. Но, к сожалению, переделать обычно никого не удается, и это вызывает длительное недовольство и другие, столь же нерадостные эмоции. А это и есть процесс суждения, то есть проявления недовольства миром, который сотворили вовсе не мы. Это бездуховно, и Жизнь периодически напоминает нам об этом. Она применяет специальные процессы, с помощью которых доказывает нам ошибочность наших убеждений. Это процессы разрушения наших идеализаций (духовные воспитательные процессы), и существует не менее шести способов, которыми Жизнь доказывает нам, что не стоит упорствовать в своих заблуждениях [4–7]. Один из них – столкновение с человеком, который по-иному относится к очень значимым для вас ценностям; очень часто встречается в семье, где муж и жена (да и дети) обычно разрушают идеализации друг друга. Другой способ – вы все время получаете то, что осуждаете в других людях или в себе (безрезультатная борьба со своим лишним весом, курением или пьянством близкого человека), и так далее.

Все это создается в нашей жизни вовсе не для того, чтобы мы страдали, видя, как разрушаются наши ожидания, а для того, чтобы мы стали духовнее и научились принимать мир во всем его многообразии (невзирая на всю его кажущуюся несуразность). Если же вы будете упираться в борьбе за свои ценности (идеализации), то Жизнь будет применять все более и более жесткие процессы по вашему вразумлению.

К сожалению, в большинстве своем люди не понимают, почему у них возникают нарастающие проблемы, то есть вместо повышения своей духовности они погружаются в борьбу и накопление претензий к жизни. Результаты такой «упертос-ти» бывают очень огорчительные.

Если же человек понимает, какие уроки дает ему Жизнь через ту или иную ситуацию, и меняет отношение к своим идеализациям, то Жизнь в качестве благодарности за его осознанность помогает ему реализовать свои устремления.

«Накопитель переживаний»

Чтобы оценить, сколько претензий к жизни накопил человек, в методике Разумного пути введен специальный показатель – уровень заполнения условной емкости под названием «Накопитель переживаний» [1, 5, 10]. В этот накопитель собираются абсолютно все наши негативные переживания, начиная с самого раннего детства (позитивные эмоции не хранятся). И чем выше уровень заполнения этой емкости, тем более сильные сигналы посылает нам Жизнь, напоминая, что пора бы образумиться и перестать упорствовать в своих заблуждениях. Чем выше уровень заполнения этой емкости, тем более сильные «воспитательные» процессы по разрушению наших идеализаций посылает нам Жизнь.

На страницу:
4 из 5

Другие книги автора