bannerbanner
Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии
Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии

Полная версия

Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Приблизительно в это время римский папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов. Это предложение было отвергнуто Александром в самой категоричной форме. В 1252 году в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менгке). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай. Но младший брат Александра, Андрей Ярославич, поддержанный братом Ярославом, тверским князем, и Даниилом Романовичем, галицким князем, отказался подчиниться решению Батыя. Для наказания непокорных князей Батый посылает монгольский отряд под командованием Неврюя (так называемую «Неврюеву рать»), в результате чего Андрей и Ярослав бежали за пределы Северо-Восточной Руси.

Позднее, в 1253 году Ярослав Ярославович был приглашен на княжение во Псков, а в 1255 году – в Новгород. Причем новгородцы «выгнаша вон» своего прежнего князя Василия – сына Александра Невского. Но Александр, вновь посадив в Новгороде Василия, жестоко наказал дружинников, не сумевших защитить права его сына – они были ослеплены. Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255 г.) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. В 1257 году в Новгород, как и другие русские города, были направлены «численники» для проведения подушной переписи населения. Это вызвало возмущение новгородцев, которых поддержал князь Василий. В Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. Александр казнил наиболее активных участников волнений. Василия Александровича заключили под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду. Новым новгородским наместником с 1259 года стал второй сын Александра Невского князь Дмитрий Александрович.

В 1262 году вспыхнули волнения в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге занемог и 14 ноября 1263 года в Городце скончался. Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. Ему удалось «отмолить» у монгольского хана русские дружины от участия в походах и завоеваниях в составе монгольских войск.

Совместно с митрополитом Кириллом Александру Невскому удалось учредить в столице Золотой Орды Сарай-Бату Православную Сарскую (Сарайскую) епархию.

При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время (сохранилось 15 редакций).

В 1724 году Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя.

В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавших до 1917 года.

В 1942 году во время Великой Отечественной войны учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

Святой благоверный князь Александр Невский почитается как защитник Православной Руси и небесный прокровитель Санкт-Петербурга.

Прпп. Сергий и Герман, чудотворцы Валаамские

(† ок.1353), память 11 июля, 24 сентября

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр, а затем Волхов, ученик Христа вошел в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские пришли на Русь из Греции. Поселились они на острове Валаамского архипелага на Ладожском озере в 1329 году. В Софийском свитке, писанном в конце XVI века, есть запись: «В лето 6837 (1329) старец Сергий пришел на Валаамов остров». Своими наставлениями и праведной жизнью, монахи способствовали распространению и утверждению православной веры в Карелии.

Карелы, крещенные великим князем Ярославом Всеволодовичем – отцом Александра Невского в 1227 году, «без взякого насилия», добровольно.

Когда же земли карел были захвачены шведами, начались гонения на православных. Летописи сообщают, что подвалы и застенки шведских крепостей и, в частности, Выборг забиты карелами, не желавшими изменить православной вере и принять католичество.


Прпп. Сергий и Герман, чудотворцы Валаамские


Еще хуже обстояло дело с финнами-тавастами. Насильно обращенные в католичество, они отождествляли свое рабское положение с всем христианством вообще. Когда в 1258 году Александр Невский совершил беспримерный и, к сожалению, почти не известный большинству наших современников, зимний поход по льду Финского залива и принялся изгонять шведов с финских и карельских земель, он проявил неслыханную веротерпимость, разрешая каждому народу веровать по заветам своих предков. Финны тут же пожгли не только шведские усадьбы, но и католические церкви и вернулись к язычеству.

Только проповедь Сергия и Германа, а главное их аскетическая монашеская жизнь, постепенно убедили местных жителей, что католичество и православие, хоть и христианские церкви, а разница-то есть, и весьма ощутимая.

«На Валааме, – писали валаамские иноки, – исстари, как только стал монастырь, начальники Валаамского монастыря Сергий и Герман установили общину, полотняную одежду и обувь давали каждому…».

Основанная преподобными Сергием и Германом, Спасо-Преображенская обитель была довольно многолюдной. Здесь был принят строгий монашеский устав и общежительное житье. Кончина Валаамских начальников последовала около 1353 года.

Валаамский монастырь с древних времен часто разоряли шведы, поэтому мощи преподобных Сергия и Германа не раз были переносимы из обители в Новгород и обратно. Одно из таких перенесений и отмечается 11 сентября.

В XVIII веке митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) вызвал, по благословению Святейшего синода, старца Назария и назначил его игуменом Валаамского монастыря. Были устроены уединенные скиты на небольших островках, разбросанных вокруг Преображенского монастыря. В результате его пастырской деятельности было возрождено старчество, на острове процвела особо духовная жизнь по завету преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Прпп. Феофил, Иаков и Арсений Омучские

(† ок. 1412), память 3 ноября

Неизвестные по происхождению преподобные Феофил и Иаков несколько времени подвизались на острове Коневце вместе преподобным Арсением Коневским, и, может быть, там они начали свои иноческие труды. Затем в 1395 или 1396 году, оба подвижника оставили Коневец и перешли на речку Омучу. Здесь, в округе Демянского погоста, в 65 верстах от города Порхова, они основали пустынь в честь Успения Божией Матери. Основателем обители почитался преподобный Феофил, судя по тому, что она называлась Феофилова пустынь, тогда как преподобный Иаков был ее устроителем. Пустынь была ружная (от слова руга)[4], т. е. пользовалась казенным пособием на содержание. Преставились преподобные в начале XV столетия, около 1412 года. День кончины преподобного Иакова неизвестен, преподобный же Феофил преставился 29 декабря. Празднование преподобных местное. Святые мощи угодников Божиих почивают под спудом, в храме Успения Божией Матери.

На освящении храма в 1824 года присутствовал сам Император Александр I. Предание гласит, что «проезжавшего мимо этого места, Благословенного Государя Александра I простудный недуг поразил в ноги. Император притекает к мощам преподобного Феофила и, коленопреклоненно молясь у раки с его мощами, получает исцеление».

В начале 1920-х годов село Феофилова Пустынь переименовали в деревню Николаево. В 1931 году церковь закрыли, в здании храма устроили клуб. В 1940 году часть икон из закрытого храма порубили, оставшуюся часть вместе с остатками церковной утвари на лошадях вывезли в Струги Красные. Тогда же разбили и огромную необыкновенной красоты люстру, которую не смогли осторожно снять.

В годы Второй мировой войны церковь сильно пострадала в ходе ожесточенных боев за стратегически важный узел дорог.

12 сентября 2002 года состоялась сессия районного Собрания депутатов, на ней было рассмотрено ходатайство жителей о возвращении деревне ее исторического названия – Феофилова Пустынь.

Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 31 октября 2002 года № 182 «О переименовании деревни Николаево Хрединской волости Струго-Красненского района в деревню Феофилова Пустынь» законодатели области поставили окончательную точку в вопросе восстановления прежнего наименования населенного пункта.

Прп. Корнилий Палеостровский Олонецкий

(† ок. 1420), память 1 июня, 3 сентября

Родился в Пскове, был основателем иноческого жития на острове Палий Онежского озера в конце XIV века. Несмотря на уединенность острова, к нему вскоре собрались братия, для которых он построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Последние годы жизни преподобный проводил в пещере, в полуверсте от обители, пребывая в постоянной молитве.


Прп. Корнилий Палеостровский


Свой подвиг он усугублял ношением тяжелых вериг. Скончался преподобный Корнилий около 1420 года, мощи его были перенесены в храм обители его учеником, преподобным Авраамием Палеостровским, который также прославился подвижнической жизнью и был позже погребен рядом со своим духовным наставником в Палеостровской обители.

Прп. Арсений Коневский

(† 1447), память 25 июня

Родом из Новгородских ремесленников – изготовлял различные изделия из меди. Кузнецы-медники составляли особый цех, поскольку их труд был сродни ювелирному искусству. Ремесло очень вредное. Имея дело с оловом, свинцом и различными кислотами для лужения меди, жили медники недолго. Постриг святой Арсений принял в Лисичьем монастыре близ Новгорода, где и провел 11 лет. Отсюда он отправился в Грецию на Афон, где прожил три года, пребывая в молитве и изготовляя для афонской братии медную посуду. Афонский игумен Иоанн Зидон, благословил его иконой Божией Матери на возвращение в Россию и постройку монастыря в честь Богородицы. Эта икона именовалась на Афоне «Акафистная» и уже прославилась как чудотворная, хотя сказание о чудесах от образа погибло во время пожара в Хиландарской обители в XVIII столетии. В 1393 году Арсений вернулся в Россию и привез икону Божией Матери, получившую впоследствии название Коневской[5].

По благословению новгородского владыки на основание в Новгородских пределах обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы, преподобный отправился по реке Волхов на Ладожское озеро, где, как повествует сказание: «Божиим смотрением… водоходных судов крилами, яко горлица пустыннолюбная возлете на остров Коневский».


Прп. Арсений Коневский


На острове находилось древнее языческое капище. В центре его помещался огромный валун, именовавшийся Конь-камень (отсюда и название острова Коневец), где приносились жертвы.

Здесь впервые на Руси открылась чудотворная сила привезенной им иконы Богоматери. По преданию, обнесением образа Царицы Небесной вокруг Коня-камня, преподобный Арсений изгнал находившихся в этом месте бесов. Злые духи, обратившись в воронов, полетели на Выборгский берег нынешнего Финского залива, получивший тогда название «Чертовой Лахты» («лахти» в переводе с финского – болотистый берег). Здесь и сегодня сохраняется языческий «конь-камень», куда, по местным преданиям, переселилась нечистая сила с Коневца.

Святой Арсений водрузил на острове деревянный крест, построил келью и жил здесь в уединении, непрестанных трудах и молитве пять лет. В 1398 году, по благословению Новгородского архиепископа Иоанна, положил начало общежительному монастырю в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Мало-помалу вокруг Арсения стала собираться братия монашествующих. Святой, мечтавший положить в Коневецком монастыре строгий афонский устав, вновь отправился в тяжелое паломничество на Афон, как мы говорим сегодня, вероятно, заимствовать монашеский опыт тамошних старцев.

Во время второго путешествия Арсения на Афон основанный им на Коневце монастырь вновь испытал на себе помощь Богоматери. Монахи, оставленные на долгий период без наставничества святого Арсения, изнуренные голодом «смутились, возроптали» и собирались разойтись из обители. Удержал их старец Иоаким, которому явилась сама Царица Небесная, как знак ее помощи. На следующий же день после этого события приплыл святой Арсений, везя на двух больших лодках пропитание.


Коневская икона Божией Матери


Остров Коневец, в отличие, скажем, от Валаама, возвышается над водами Ладоги всего на три метра. Бедствием новопостроенной обители были постоянные наводнения и паводки. В 1421 году разлив озера, уничтоживший монастырские постройки, вынудил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове.

Скончался прп. Арсений в 1447 году и был погребен в монастырской церкви[6].

Более ста лет на Коневце шла размеренная монастырская жизнь, но в 1577 году шведы, насильственно насаждавшие лютеранство в Карельских землях, хотели уничтожить Коневский монастырь – оплот Православия у границ Финляндии, тогда колонизированной шведами. Зимою к острову направился шведский военный отряд, но, по молитвам братии к Небесной Заступнице, поднялся сильный ветер, сломал лед вокруг обители, не позволив врагам переправиться на остров. В это трудное время ради утешения иноков случилось явление от Коневской иконы, в память о котором установлено ежегодное празднование 23 июля, но в чем именно оно состояло, по давности времени, неизвестно.

В 1610 году Коневец вместе с другими землями Северо-Запада Руси подпал под власть шведов. Братия Коневской обители вынуждена была перейти в Новгородский Деревяницкий монастырь. Чудотворную икону иноки взяли с собой, и она осталась в Деревяницах до 1799 года, хотя еще в начале века по повелению Петра I, одолевшего шведов, Коневская обитель была возобновлена.

Икона находилась в Санкт-Петербурге и возвратилась на остров 3 сентября 1799 года. Этот день ежегодно отмечался на Коневце как день возвращения чудотворной иконы Божией Матери.

После постройки нового собора икону перенесли в нижний соборный храм во имя Сретения Господня и поместили в резной киот с пьедесталом из орехового дерева. Оклад иконы был усыпан десятками бриллиантов, яхонтов, топазов, изумрудов и жемчугов. К венцу на Нерукотворном образе Спасителя, написанного на задней стороне иконы, был подвешен ковчежец с частью ризы Господней.

После октябрьских событий 1917 года Коневский монастырь оказался на территории Финляндии и вошел в состав Финской православной церкви.

Во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов, финские власти эвакуировали монахов с острова. Вместе с собой иноки взяли и чудотворную икону. В июне 1940 года переселенцы обосновались в купленной ими усадьбе Хиекка, на берегу озера Нилаккаярви, в 16 км от села Кейтеле, которую они преобразовали в монастырь. Эта обитель просуществовала недолго, так как в 1956 году, когда в усадьбе осталось всего 6 монахов и 3 послушника, насельники переселились в Ново-Валаамский монастырь, основанный братией Валаама в местности Хейнявеси. В 1970-е годы в Ново-Валаамской обители был выстроен Преображенский собор с примыкавшей к нему с северной стороны часовней, устроенной специально для чудотворного Коневского образа. В этой часовне икона находится сегодня.

Прп. Иларион Псковоезерский, Гдовский

(† 1476), память 10 апреля, 3 ноября

Ученик преподобного Евфросина Псковского, в 1460 году прп. Иларион удалился на пустынный остров реки Желчи, недалеко от Гдова, в дремучий Сороковый бор близ Чудского озера. Здесь он жил в уединении, питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами. Вскоре к нему стали собираться другие иноки, желавшие стать его учениками. В 1470 году он основал Озерский (или Княже-Озерский) Покровский монастырь, где принял игуменство.

Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители. Преподобный и сам не оставлял аскетизы, неся подвиг столпничества, – он молился в дупле сосны близ своей обители, работал вместе с братией. Сохранилось предание, что святой уже в земной жизни мог прозревать кто, с чем пришел и кто какой страстью одержим.


Прп. Иларион Псковоезерский


Преподобный Иларион преставился 28 марта 1476 года и был погребен братией у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря.

Монастырь, основанный преподобным, был упразднен указом Екатерины II, Покровская церковь стала приходской. В ней обычно совершал литургию в день празднования памяти преподобного священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин.

Последняя служба в храме прошла в 1942 году. В 1993 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца отца Николая (Гурьянова) настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы стал иерей Евгений Михайлов, который возобновил богослужения и восстановил с Божией помощью храм. Два колокола Покровской церкви, отлитые по личному заказу Ивана Грозного в 1570 году, находятся в Псковском музее-заповеднике, а на колокольне церкви ныне пять новых колоколов, отлитых на Урале, но Покровская церковь остается действующей.

Мощи святого Илариона и поныне покоятся на месте их погребения. Сохранилась и сосна, в дупле которой он молился – в часовне близ Покровской церкви.

Островная деревня Озера, где стоит церковь Покрова Богородицы, в которой сберегаются святые мощи преподобного Илариона, является местом паломничества православных.

Прп. Александр Свирский, в миру Амос

(† 1533), память 30 апреля, 12 сентября

Родился в приладожском селе Мандеры (Сермакса), на правом берегу реки Ояти, притока реки Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря, в семье вепсских[7] крестьян Стефана и Вассы. Мать долго молила Бога о рождении ребенка и родила сына после многих лет бесплодия. При крещении был назван в честь пророка Амоса. Когда Амос подрос, он был отдан для обучения грамоте, но житие сообщает, что учился он «косно и не скоро».

В 19 лет Амос тайно ушел на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника. В 1474 году он принял монашеский постриг с именем Александр. Удалившись на уединенный остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.

В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушел на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.

Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привел к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вел суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы.

Когда он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для нее.

На том месте, где располагалась «отходная пустынь» преподобного, через некоторое время возникла обитель. В 1506 году Александр был поставлен игуменом Троицкого монастыря (впоследствии Александро-Свирский монастырь Олонецкой, ныне Санкт-Петербургской епархии) Новгородским архиепископом Серапионом.

Скончался 30 августа 1533 года.

В 1545 году его ученик Иродион по указанию архиепископа Новгородского Феодосия составил житие преподобного Александра.

Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного, вероятно, по инициативе лично знавшего его митрополита Макария. По указанию царя, памяти святого был посвящен один из приделов храма Покрова-на-Рву. Объясняют это тем, что в день памяти святого Александра Свирского русские войска одержали в 1552 году важную победу над казанским царевичем Епанчой.

Макарьевский Собор 1547 года установил его общецерковное почитание, была составлена церковная служба. Мощи святого обретены 17 апреля 1641 года нетленными.


Прп. Александр Свирский


Согласно архивным документам, 20 декабря 1918 года мощи святого преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».

Кампания по ликвидации мощей ставила своей целью «разоблачение» святынь: для этого надо было показать, что мощи святых – это не нетленное тело, а просто «кучка полуистлевших костей». 19 декабря 1918 года Президиум исполкома Северной области поручил «Комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей». Однако после того как комиссией было выяснено, что мощи – это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная плоть, большевики начали кампанию по сокрытию мощей.

Известно, что 14 февраля 1919 года, во время кампании по ликвидации мощей, наркомом Юстиции была выпущена директива о размещении мощей в музеях. Единственным фундаментальным анатомическим музеем был музей в Военно-медицинской академии. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии, «мумифицированное тело неизвестного мужчины» в их музее появилось не позднее 1940-х годов.

Незарегистрированность «экспоната» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, было явлением исключительным. Власти желали сокрытия мощей. А заведующий кафедрой академик Владимир Николаевич Тонков, в буквальном смысле, рискуя жизнью, их не сокрыл, а спрятал. В ВМА не один раз приходили из НКВД забрать мощи, и тогда прятали «экспонат» между шкафом и стеной, чтобы чекисты его не взяли. Их прятал сам Владимир Николаевич Тонков с санитаркой, которая тоже знала, чьи мощи нужно было спрятать.

После смерти Владимира Николаевича в 1954 году сохранность и тайну мощей обеспечили его ученики. Это был настоящий подвиг, и он был вознагражден тем, что на этой кафедре не был арестован ни один сотрудник, тогда как повальные аресты в те времена – обыденное явление.

Организатором поисков мощей в 1997 году стала инокиня Леонида (Сафонова)[8].

Поиск в различных архивах привел инокиню Леониду в Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии – самый старый из медицинских музеев (ему около 150 лет). В нем было более 10 000 анатомических препаратов, так что мощи туда спокойно бы влились, не привлекая ничьего внимания. Это было лучшее место для их сокрытия, тем более вероятное, что после отказа Наркомпросвета взять мощи, они находились в распоряжении Наркомздрава.

Когда мощи преподобного Александра (а это оказались именно они) были уже переданы Церкви, на протяжении шести месяцев шли исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. Прибегали к консультативной и практической помощи сотрудников и специалистов различных музеев, архивов и институтов, в частности, Государственного Русского музея, Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, Музея истории религии, Академии истории материальной культуры, Института палеонтологии РАН, Государственной Публичной библиотеки, исторических архивов, а также архивов Новгорода. В отчете 250 страниц – с актами, фотодокументами. Он выполнен на высоком научном уровне. Согласно «Акту освидетельствования мумифицированного тела», «нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому».

На страницу:
2 из 5