bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 10

В 1885 г. с. Болоты совместно с пустошью Парлово, находящейся от Болот по другую сторону железной дороги, приобрел купец 1-й гильдии Александр Семенович Семенов. В 1887 г. на землях пустоши он основал силикатный завод с жилыми домами для владельца и администрации, рабочих, постройками для скота, заводскими и складскими корпусами, мельницей, прочими хозяйственными строениями. На заводе первоначально работали мастер и 4 рабочих. Этот усадебно-заводской комплекс А. С. Семенов назвал мызой «Табор» (ныне – д. Табор).

В начале XX в. владельцем имения в Болотах был некий дворянин Иосиф Матвеевич Котович.

Возможно, что идея строительства церкви при д. Болото принадлежала владельцу мызы «Табор» А. С. Семенову. Как нам представляется, дальше проекта дело не пошло.


Большие Березницы Приозерной вол. – церковь Свв. бессребреников Космы и Дамиана, каменная, 1892–1894 гг., закрыта в 1939 г., сохранилась в руинированном виде.

Деревня Большие Березницы находится в верховьях р. Рыденки. Храм относился к с. Малые Березницы, ныне нежилой местности к северо-востоку от Б. Березниц.

Названия деревень Малые и Большие Березницы произошли от двух одноименных деревень Тесовского погоста. В Писцовой книге 1500 г. указано, что одна из Березниц имела 4 двора, другая – один двор. В 1649 г. обе деревни значатся как пустошь Березница.


Большие Влешковичи — см. Влешковичи Большие и Малые.


Борщово Оредежской вол. – часовня неустановленного наименования, не сохранилась.

Деревня Борщово расположена на автодороге Оредеж – Ям-Тесово, в 4 км от пос. Оредеж. В 1500 г. она именовалась Борщово-Терехово, якобы от имени одного из первовладельцев деревни Терехи Борща. Однако никаких документов с упоминанием этого лица не известно. До включения деревни со всей волостью в великокняжеской оброк в ней было 2 двора и она принадлежала новгородскому боярину Василию Есипову. На 1582 г. записана в числе «живущих» и отнесена к дворцовым деревням (по А. Лаврову).

В 1838 г. в д. Борщово, входившей в приход Покровской церкви в с. Бутково, проживало 26 человек обоих полов. На период отмены крепостного права в деревне было 8 крестьянских дворов и 56 жителей.

Каких-либо данных по часовне, кроме ее здешнего местонахождения, не выявлено.

Достопримечательностью д. Борщово являются ее пещеры, остатки былых каменоломен. Они находятся на берегу Антонова оз., образованного разширением русла р. Оредеж. Когда-то здесь добывали белый кварцевый песок для производства стеклянных изделий. Разветвления подземных выработок из-за многочисленных обвалов превратились в некую систему залов, галерей и связующих их ходов. Особенно впечатляет 12-столбовая галерея с ее готической формы арками. Есть залы, восхищающие своей природной красочностью, чередованием слоев песчаника белого, оранжевого, желтого, ярко-бордового цветов. Если ранее длина подземных ходов составляла 15 км, то на сегодняшний день сохранилась лишь их незначительная часть. Хотелось бы, чтобы к их спасению был применен опыт сохранения и использования саблинских пещер Тосненского р-на.


Брея Толмачевской вол. – часовня во имя Свв. мчч. Флора и Лавра, деревянная, не позже 1-й пол. XIX в., не сохранилась.

Деревня Брея находится на дороге Луга – Осьмино, на р. Саба, входила в приход Знаменской церкви в с. Красные горы.

Брея – яркий пример того, как многовековая история десятков лужских (да только ли лужских?!) деревень исчезает практически бесследно. Тем самым умаляется значение исторической памяти, без которой любой народ попадает в положение мифологического героя Антея, оторванного от матери-земли и тем лишившегося своей титанической мощи.

В России, которая за истекшее столетие дважды коренным образом переиначивала свою жизнь, как нигде назрела необходимость создания энциклопедии населенных мест как основы отечественного самосознания. Каждый регион участвовал бы в ней своим томом, с включением сюда максимально полной численности сельских поселений. Такое крупномасштабное предприятие сплотило бы национальные силы по многим отраслям знаний: истории, экономики, социологии, филологии и пр., определило бы фундаментальную краеведческую, вернее, родиноведческую базу. В результате работы над составлением такого тома по Ленинградской области Брея и подобные ей деревни перестанут быть белыми пятнами нашей памяти.


Брод Скребловской вол. – часовня во имя Свв. мчч. Флора и Лавра, 1-я пол. XIX в., не сохранилась.

Деревня Брод расположена на восточном берегу протоки, разделяющей оз. Врево на верхнюю и нижнюю части. Одно из исторических названий деревни – Жилой Брод, в отличие от расположенной почти напротив нее на другом берегу озера деревни Пустой (ныне – Новый) Брод.

Деревня Брод (Жилой Брод) входила в приход Петропавловской, затем Воскресенской церкви Петровского погоста. Главной примечательностью окрестного ландшафта является соединяющая озерные берега дамба с проложенной по ней автодорогой. С нее открываются красивые виды озера, которое в этом месте делится на Верхнее и Нижнее Врево.


Бутковичи Скребловской вол. – часовня во имя Свв. мчч. Флора и Лавра, деревянная, XIX в., не сохранилась.

Бутковичи – деревня на восточном берегу оз. Врево. О ее древности говорила ныне утраченная курганная группа, где насчитывалось 210 насыпей. Деревня входила в приход Петропавловской, затем Воскресенской церкви Петровского погоста.


Бутково Ям-Тесовской вол. – церкви: во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, до 1500 г., сгорела в 1582 г., возобновлена, существовала до 1646 г. (по А. Селину); во имя Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, перенесенная из сельца Новоселье (окрестности Буткова), разобрана после 1773 г., деревянная, 1883 г., с приделом Свт. Николая Чудотворца, разобрана в 1911 г., каменная, 1905 г., закрыта в 1939 г., не сохранилась.

Деревня Бутково расположена на левом берегу р. Оредеж, при ее впадении в оз. Антоново.

По Писцовой книге 1500 г. погост Бутково назывался Никольским Бутковским. На нем была церковь Св. Николая. «При церкви стояли: поп, дьячок, сторожа…». Этот деревянный храм сгорел в 1582 г. и после возобновления простоял до середины XVII в. Взамен него на погост из соседнего с Бутковым с. Новоселья (не существует с XVII в.) была доставлена деревянная Покровская церковь с приделом во имя Свт. Николая Чудотворца. В 1770 г. она была признана ветхой, возникла необходимость строительства в Буткове нового храма. Его построили в 1773 г. Он был деревянным, во имя Покрова Божией Матери с приделом Свт. Николая. Храм строили усилиями прихожан при содействии местных помещиков.

К тому времени село Бутково принадлежало Петру Васильевичу Бакунину-Меньшому (1734–1786), тайному советнику, дипломату, составителю многих межгосударственных договоров. Завзятый театрал, он ставил в своем петербургском доме любительские спектакли по пьесам Д. И. Фонвизина и Я. Б. Княжнина, оказывал поддержку актерам и литераторам. В Буткове у него была усадьба с деревянным особняком.


Бутково. Покровские церкви (деревянная и каменная). 1910 г.


Помещица соседнего с. Надбелье – Наталья Михайловна Вындомская (урожд. Скобельцына; 1753–?), муж которой, Н. А. Вындомский, происходил из московских переведенцев, пожалованных Иваном III поместьями в отошедших к Москве новгородских землях. Вындомская пожертвовала для новой церкви в Буткове «семь четвертей с осьминою земли». Вскоре она становится владелицей Бутковского имения, затем перешедшего к ее дочери Е. Н. Бегичевой. Считается, что именно Н. М. Вындомская выступила и главной заказчицей Бутковской церкви.


Петр Васильевич Бакунин-Меньшой


За более чем вековой период бутковская церковь основательно обветшала. В описании начала 1900-х гг. о ней говорится: «…церковь деревянная, двухпрестольная, ветхая, очень плохая снаружи и внутри… иконы в иконостасе даже нельзя и разобрать… Церковь с закрытым кладбищем обнесена оградой. На этом кладбище погребают только за плату, а для всех прихожан есть другое кладбище. Прихожане к храму усердны и религиозны. Есть пожертвования, но жертвуют гл. образом прихожане, проживающие в Петербурге и служащие на стеклянном заводе (в Торковичах. – А. Н., О. Н.)… Школ в приходе 2: Бутковская земская и Торковская на стекольном заводе. Священник на паству, видимо, влияет в добром направлении и довольно сильно… Причт живет богато, дома свои».

Первый проект новой церкви в Буткове, которая должна была заменить храм, построенный в 1773 г., составил в 1871–1872 гг. Александр Семенович Эрбер (1828–?), выпускник Академии художеств по классу живописи, имевший право производства строительных работ. Заказчиком проекта стал Павел Яковлевич Дашков (1849–1910), внук вышеназванной Е. Н. Бегичевой. Личность П. Я. Дашкова заслуживает отдельного очерка. Особую известность он получил как библиофил, обладатель уникальной коллекции гравюр петровского времени, других исторических материалов. Дашковы построили в Риге четыре парохода, курсировавшие по Оредежу и Луге до Финского залива.


Павел Яковлевич Дашков


По каким-то причинам проект Эрбера осуществлен не был, и в 1894 г. другой зодчий, только что назначенный епархиальным архитектором Николай Никитич Никонов (1849–1918), разработал новый проект каменной Покровской церкви в с. Бутково. Построенную по заказу и на средства все того же П. Я. Дашкова, ее освятили 5 сентября 1905 г. «При освящении храма присутствовали епископ Гдовский Кирилл, епископ Ямбургский Сергий».

Храм был построен из кирпича, на фундаменте с цоколем из камней грубой околки. Над храмом возвышалось семь глав: одна на куполе и четыре по углам его основания, еще одна глава на колокольне и малая главка – над алтарем.

Н. Н. Никонов известен как мастер архитектуры «русского стиля». Его постройки напоминали древнерусские каменные храмы XVII в., в частности московско-ярославской школы. Архитектурная выразительность бутковской церкви усиливалась окраской наружных стен в светло-охристый тон с использованием вставок красного, черного и белого цветов.

Изображения четырех евангелистов под сводом купола церкви в Буткове были выполнены дьяконом Александром Порожецким.

В число лиц, жертвовавших храму иконы, церковную утварь входили жители из самого Буткова, деревень Пантелеевичи, Ерышево, Великое Село и мастеров Торковического стекольного завода.

Заместитель директора областного архива И. Лозинская так сообщает о дальнейшей судьбе церкви. В 1927 г. она была отнесена к вновь образованному Оредежскому р-ну Ленинградской области. В следующем году РАО (районный административный отдел) передал церковной двадцатке здание Покровской церкви в с. Бутково и предметы культа на бесплатной основе с вменением в обязанность «беречь народное достояние».

В 1929 г. вышло постановление советского правительства (ВЦИК и СНК), согласно которому двадцатки должны были быть ликвидированы. Регистрация новых религиозных объединений должна была производиться на основе заявлений, поданных не позднее семи дней после предварительного объявления о намерении их организации. 6 января 1930 г., в связи с отсутствием «организации нового религиозного общества в срок», райисполкомом возбуждено ходатайство о закрытии храма в с. Бутково. Этому предшествовало обращение группы рабочих стеклозавода «Торковичи»: «…считаем необходимым закрыть Бутковскую церковь – очаг религиозного дурмана. Помещение приспособить под культурно-просветительское учреждение (школу, больницу, клуб), а колокола направить в г. Ленинград для изготовления из них сельскохозяйственных машин, которые передать колхозу на территории прихода» (ну чем не цитата из платоновского «Котлована»?).

Несмотря на то что 1 мая 1930 г. заявление граждан (26 чел.) с просьбой зарегистрировать Бутковскую общину был подано в соответствующую инстанцию, 27 сентября того же года председателю Бутковского сельсовета предложили «изъять 5000 кирпичей из подвального помещения церкви, предоставив его колхозу, а остальной кирпич взять под охрану».

Покровская церковь в с. Бутково разделила судьбу почти всех православных храмов, стоявших вдоль берегов р. Оредеж на территории района: из 8 храмов сохранился и действует лишь один – в с. Щупоголово. Создававшиеся веками уникальные архитектурно-природные ландшафты нижнего Оредежа оказались обезглавленным в прямом смысле слова.


Бутково (то же) – часовня, неустановленного наименования, деревянная, арх. В. Плиш, проект 1868 г., не сохранилась.

Кладбищенская часовня в д. Бутково «предполагалась к постройке иждивением жены действ. стат. советника П. Я. Дашкова». Проект деревянной часовни выполнил отставной майор, старший землемер Министерства государственных имуществ В. Плиш. Согласно проекту, часовня должна была быть протяженной в плане прямоугольной срубной постройкой с крестовой крышей, увенчанной главкой на высоком двухъярусном основании. Верхний ярус решен в виде расширяющегося кверху восьмигранника. Боковые фасады часовни должны были иметь по одному окну. Объем часовни удлиняло примыкающее к нему с запада крыльцо, перекрытое двускатной кровлей, поддерживаемой двумя резными столбами. Выразительная силуэтная композиция часовни противопоставлена протяженности ее срубной части. Реализация этого проекта нуждается в уточнении.


Вагошка Рельской вол. – часовня неустановленного наименования, деревянная, 2-я пол. XIX в., сохранилась в аварийном состоянии.

Деревня Вагошка находится на северном берегу оз. Спас-Которское, при впадении в него речки Прудовки. Часовня расположена в центре деревни, в окружении ельника. Невысокий квадратный сруб часовни покрыт на четыре ската, с фронтоном на западном фасаде. Безусловный художественный интерес представляет декор иконостаса. К сожалению, его иконы практически утрачены. Часовня относилась к Воскресенской церкви в с. Самро.


Ведрово, имение – см. «Жемчужина».


Великое Село Оредежской вол. – церковь Казанской иконы Божией Матери и Вмц. Варвары, деревянная, нач. 1760-х гг., перестроена в 1937 г. под школу, не сохранилась.

Деревня Великое Село (историческое название с. Великое) находится в 3 км южнее пос. Оредеж, вблизи Витебской железной дороги, в верховьях р. Вейны. Название этой речки представляет особый интерес, так как, по всей вероятности, дано неславянской народностью, может быть водью, по местности, занятой русским (славянским) населением; вспомним: venalainen (vena) – русский в финском языке.

Если это так, то рискнем предположить, что историческое с. Великое являлось одним из центров славянского заселения Полужья. Волость, куда входили и это село, и не существующая уже к XIX в. д. Вейно, была пожалована Иваном III князьям Семену и Ивану Ивановичам Елецким.

Уже говорилось, что для Полужья XV в. селение в 5 дворов считалось большим. В Писцовой книге Вотской пятины 1500 г. говорится: «Великого князя волостка… за князем за Петром, за княж Ивановым сыном Елетцкого в поместье… Сельцо Великое… 12 дворов, 15 человек…». В местных масштабах село с 12 дворами вполне заслуживало названия Великое.

Во второй половине XVIII в. при селе имелись три деревянных помещичьих усадебных дома. В одном из них, принадлежавшем генералу Игнатьеву (впоследствии первому из предводителей дворянства Лужского уезда), в начале 1760-х гг. устраивается домовая церковь. Церковь была двухэтажная, «освященная внизу во имя Казанской иконы Божией Матери, вверху – во имя Вмц. Варвары». На 1850-е гг. значилось: «Домовая церковь в доме Ольги Федоровны Игнатьевой, двухэтажная».


Великое Село. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и вмц. Варвары. 1927 г.


О дальнейшей судьбе этой церкви сообщается в прошении на имя императора учительницы Хлупинской церковно-приходской школы Ольги Александровны Бухгольц, правнучки генерала Игнатьева, жительствовавшей в Великом Селе Лужского уезда Бутковской волости. Прошение датировано 1912 г. К тому времени на месте генеральской усадьбы образовался небольшой хуторок, принадлежавший проживающим в нем с 1870-х гг. О. А. Бухгольц и ее сестре. В прошении Бухгольц сообщала: «При хуторке есть церковь Казанской Божией Матери, построенная около 150 лет тому назад моим прадедом генералом Игнатьевым». Далее говорится, что церковь пришла в ветхость, но средств на ремонт сестры не имеют и просят государя отпустить на ремонт церкви 1000 рублей. Церковь считалась домовой, приписной к Покровской церкви в с. Бутково, свечной сбор ей не полагался, у местных крестьян средств на ее ремонт также не было «ввиду недавнего пожара».

К прошению добавлено отношение митрополита С.-Петербургского и Ладожского, где сказано, что церковь в Великом Селе «не только древняя, но и в ближайшее время будет крайне нужной, т. к. расширяется число близлежащего населения».

В своем прошении О. А. Бухгольц хлопочет и о строительстве специального школьного здания для с. Хлупино, так как «здесь для школы нанимается очень неудобное помещение».

Испрашиваемая сумма на ремонт церкви была выделена. Вид церкви после ремонта представлен на фотографии, сделанной в 1927 г. архитектором-реставратором Е. Н. Глезер. Церковное здание не лишено художественных достоинств. Двухэтажный обшитый тесом сруб перекрыт четырехскатной с полицами кровлей. Восточную часть венчают две расположенные в разных уровнях главки. К западному фасаду примыкает трехъярусная колокольня с шатровым верхом.

В 1930-х гг. здание церкви приспособили под школу.


Великое Село (то же) – церковь во имя Воскресения Христова, деревянная, кон. XVII – нач. XVIII вв., сгорела в 1820 г., заменена часовней, 1840-е гг. (?), не сохранилась.

Деревянная Воскресенская церковь в с. Великом была построена числившимися среди владельцев села князьями Елецкими предположительно к началу XVIII в. Сгорела в 1820 г. от удара молнии, более не возобновлялась. Тем не менее на 1838 г. она продолжала числиться в действующих. Господские дома принадлежали: 1) поручице княгине Елецкой; 2) действительному статскому советнику Игнатьеву; 3) девице, дочери чиновника 6-го класса Д. Сент-Николы.

На месте сгоревшей церкви княгиня Елецкая поставила часовню, при которой были погребены некоторые члены рода Елецких.

В 1862 г. в с. Великом было 18 дворов и 121 житель.


Великое Село Скребловской вол. – часовня во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, нач. XIX в., не сохранилась.

Деревня расположена на дороге Югостицы – Невежицы, входила в приход Покровской церкви с. Югостицы. В деревне праздновали день Свт. Николая (6 (19) декабря)) и Преображения Господня (6 (19) августа)). В сведениях 1894 г. сообщается: «В приходе, не доезжая „Великого села“, есть старое кладбище, покрытое еловым редким лесом. Дальше указывают следы другого, еще более старого кладбища. Тут есть старая часовня, в которую 6 августа бывает Крестный ход из часовни, находящейся в деревне. Когда Крестный ход возвращается назад, то один из крестьян бросает несколько семян ржи…».


Вердуга Волошовской вол. – часовня во имя Св. вмц. Параскевы Пятницы, деревянная, 2-я пол. XIX – нач. XX вв., сохранилась.

Деревня Вердуга расположена на дороге Луга – Волошово – Сяберо, на южном конце оз. Завердужье. Как и многие здешние поселения, относилась к Бельскому погосту с центром в с. Белая Горка, возникла в глубокой древности. Об этом говорят обнаруженные вблизи нее курганные захоронения и селище в ее юго-западной части, обследованное в 1983 г. с обнаружением древнерусской и средневековой керамики.

Деревня живописно разбросана по холмистому береговому рельефу Завердужского оз., определившему ветвистую сеть ее улиц. Часовня поставлена на понижающемся к озеру склоне, несколько в стороне от деревенской застройки. Она представляет собой квадратный в плане сруб с четырехскатной кровлей. С юго-запада пристроено крылечко, кровля над которым поддерживается двумя столбами.


Вердуга. Часовня во имя Св. вмц. Параскевы Пятницы


В деревне есть еще несколько построек, включая хозяйственные, представляющих историко-архитектурный интерес.


Верхутинский погост – см. Заплотье Каменской вол.


Ветчины Толмачевской вол. – часовня во имя Свв. апп. Петра и Павла, деревянная, 1922 г., сохранилась.

Деревня Ветчины расположена в 2 км от оз. Красногорского, слева от дороги Луга – Осьмино на р. Ветчинке, притоке р. Сабы, берущем начало в оз. Ветчинском. Деревня входила в приход Знаменской церкви в с. Красные Горы. Деревенские праздники: свв. апп. Петра и Павла – 29 июня (12 июля); Преображения Господня – 6 (19) августа.

Часовня поставлена при дороге. Она представляет собой квадратный в плане, рубленный «в обло» сруб, по оси которого пристроена галерея при входе под одной кровлей с основным объемом. Главка отсутствует (утрачена?). Выступ чердачного перекрытия образует навесы над восстановленным крыльцом.

Удовлетворительное состояние часовни поддерживается местным населением.


Ветчины. Часовня во имя Св. апп. Петра и Павла. 2012 г. Фото Владимира Матвеева


Владычкино Мшинской вол. – часовня неустановленного наименования, XIX в., не сохранилась.

Деревня Владычкино находится на местной дороге Красный Маяк – Пехенец, южнее садоводческого массива «Мшинское» на руч. Пехенецкий. Старое название села – Владычно – указывает на его древность, когда село вместе с рядом других земель принадлежало новгородскому архиепископу – «владыке», было «владычным владением».

О том, что здесь когда-то была часовня, известно лишь со слов местных жителей.


Влешковичи Большие и Малые Оредежской вол. – часовня во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, XIX в., не сохранилась (?).

Две деревни – Большие и Малые Влешковичи – находятся юго-западнее пос. Оредеж, в верховьях р. Гверездянки, справа от дороги Луга – Оредеж. Деревни расположены на разных берегах реки, на расстоянии 1 км друг от друга. Неизвестно, в какой из них размещалась часовня, упоминающаяся в сведениях второй половины XIX в.

Название Влешковичи встречается в разных исторических вариантах: Влешковичи, Велешковичи, Олешковичи, Лешковичи. Окончание на «чи» характерно для названий древнейших русских деревень, где жители представляли собой подобие рода, фиксируя в названии места проживания имя или прозвище предка, подобно тому, как память об отце хранится в отчестве его детей. К такому патронимическому (от слова «патронимия» – наименование по отцу) типу названий поселений в Лужском р-не относятся: Бутковичи, Волосковичи, Васильковичи, Коростовичи, Пантелеевичи, Торошковичи (старое – Творошковичи), Шатновичи. Примечательно, что в некоторых из них слышатся имена богов языческого славянского пантеона: Велеса, Хорса, Сварога (Сварожковичи – Творошковичи – Торошковичи).

Возможно, что и название Влешковичи (Велешковичи) также восходит к главному божеству новгородских словен – Велесу (Волосу), а может быть, и к имени какого-то Лешко или Олешко.

В Писцовой книге 1500 г. указана деревня Велешковичи на р. Гверездне (гвереста – крупный песок, щебень), в которой насчитывалось 6 дворов, 10 жителей. В 1582 г. на месте деревни значилась пустошь. В дальнейшем деревня возродилась под названием сельца Малые Велешковичи.

В Писцовой книге также названа деревня «Велешковичи на Вейне», соотносимая с Большими Велешковичами. В ней числилось 7 дворов и 12 человек.

Деревне в числе немногих поселений удалось избежать общего разорения края в царствование Ивана Грозного. В переписи 1582 г. она названа сельцом.

Обе деревни Велешковичи входили в волостку, пожалованную Иваном III князю Ивану Ивановичу Елецкому, старшему из братьев Елецких, имевшему прозвище Селезень (о Елецких и значении названия Вейна см. с. 38, 56).

Из фактов, касающихся дальнейшей истории Малых и Больших Влешковичей, отметим те, что, на наш взгляд, могут быть интересны не только лужанам.

В 1787 г. происходит разбирательство спорного дела о общем владении в сельце Большие Влешковичи вдовствующей генерал-майорши Анны Абрамовны Нееловой и ее детей Петра, Павла, Рахили, Крестины и Катерины с секунд-майоршей Паскочиновой. Здесь привлекает внимание имя А. А. Нееловой с детьми. Это еще одна двоюродная прабабка А. С. Пушкина, младшая сестра ранее упоминавшейся Елизаветы Абрамовны Ганнибал, еще одна дочь арапа Петра Великого.

На страницу:
4 из 10