Полная версия
Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков: Сборник документов и материалов
14
То же.
15
Реставрация была заказана скульптору П. Легро, представителю итальянской школы.
16
Речь идет о знаменитой скульптуре «Венера Медичи» (галерея Уффици во Флоренции).
17
Видимо, Петр I счел обоснованными опасения Кологривова, чем объясняется появление подробной инструкции по перевозке статуи П. И. Ягужинскому (см. документ 8).
18
В России Н. Микетти был выполнен ряд значительных проектов, в т. ч. павильон «Грот» в Летнем саду, Большой дворец Стрельны (Константиновский), Екатерининский дворец в Екатеринентале (Кадриорге) под Ревелем; при участии Микетти осуществлено строительство Большого дворца, павильонов и фонтанов в Петергофе, Летнего дворца Петра I.
19
Вероятно, Н. Микетти.
20
Чертеж перспективы «Венусовой галереи» опубликован И. Э. Грабарем в книге «Русская архитектура первой половины XVIII века» (М., 1954. С. 175), который считал ее работой итальянского архитектора. А. Г. Каминской установлено, что этот архитектурный проект разработан Ю. И. Кологривовым.
21
Начало этой работе положила «Программа Юрия Кологривова по архитектуре», написанная им в 1716 г.
22
Русское судно «Армонт», на котором в 1718 г. были вывезены ящики с приобретениями Кологривова из Италии, после продажи русских товаров в итальянских портах.
23
Речь идет о скульптуре «Амур и Психея», купленной Ю. И. Кологривовым и находящейся в настоящее время в Летнем саду в Петербурге. – Прим. А. Г. Каминской.
24
Ягужинский Павел Иванович (1683–1736) – государственный деятель, дипломат, сподвижник Петра I.
25
Рагузинский-Владиславич Савва Лукич (1668–1738) – государственный деятель, дипломат, выполнял поручения Петра I по приобретению произведений искусства за границей.
26
Блументрост Лаврентий Лаврентьевич (Blumentrost Laurentius) (1692–1755) – доктор медицины, с 1718 г. лейб-медик Петра I и царевны Натальи Алексеевны. Заведовал библиотекой и Кунсткамерой, для которой приобретал коллекции и редкости; в 1717 г. в Амстердаме вел переговоры с Рюйшем о покупке его анатомического кабинета, в котором описал все препараты по анатомии животных. В 1724 г. совместно с И. Д. Шумахером составил проект Положения Академии художеств и наук (учитывая указания Петра I), стал ее первым президентом (1725–1733). В феврале 1755 г. привлечен совместно с И. И. Шуваловым к обсуждению мер по учреждению в Москве университета, куратором которого Блументрост был назначен в 1754 г.
27
Шумахер практически повторяет инструкцию Петра I, полученную им при отъезде из Кабинета е.и.в.
28
Дюверней-ст. – видимо, имеется в виду И. Г. Дюверней (Дювернуа) (1648–1730), французский хирург и анатом. Его сын, Дюверней Иоганн, доктор медицины, был приглашен Л. Л. Блументростом в сер. 1720-х гг. в Петербургскую АН на кафедру анатомии.
29
Делиль Ж. Н. (Осип Николевич) (1688–1768) – французский астроном. В 1726–1747 гг. работал в России; первый директор обсерватории, почетный член АН. Основоположник астрономических наблюдений и геодезических работ в России.
30
Перпетуе мобиле (от лат. perpetuum mobile) – вечный двигатель.
31
Фаренгейт Г. Д. (1686–1736) – немецкий физик.
32
Дискурс– описание, рассуждение.
33
Арескин (Эрскин) Роберт (Areskine Robert) (?–1718) – выходец из Шотландии, доктор медицины и философии, с 1704 г. – на русской службе. Лейб-медик Петра I; усовершенствовал врачебное дело в России. Президент (архиатер) Аптекарского приказа (позже – канцелярии), в ведении которого в Главной аптеке в Москве находились первые императорские коллекции; с 1714 г. «смотрел» за коллекциями в Летнем дворце в Петербурге. Коллекционер природных диковинок, составитель первого российского гербария.
34
Камер-обскура (от лат. camera – комната, и obscura – тёмная) – светонепроницаемый ящик с отверстием и противоположным ему экраном, на который проецировались изображения предметов. Начиная с Леонардо да Винчи использовалась художниками при работе над картинами.
35
Луцерна магика (от лат. laterna magika) – волшебный фонарь.
36
Натуралии (от лат. Naturalia) – природные артефакты, составлявшие собрания европейских кунсткамер.
37
Петрефактис – артефакты из камня.
38
Антиквитеты (от лат. Antiquitates) – древности, составлявшие собрания европейских кунсткамер.
39
Т. е. из царства минералов.
40
Себа Альберт – голландский аптекарь, коллекционер. Его собрание «животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост– и Вест-Индии» было приобретено Петром I в 1716 г. Систематизировал свои собрания.
41
Рюйш (Рейс) Фредерик (1638–1731) – голландский анатом. Изобрел новые методы бальзамирования и изготовления анатомических препаратов. Анатомический музей, созданный Рюйшем, куплен в 1717 г. Петром I.
42
Рете мирабиле (от лат. Mirabilia) – разного рода феномены, диковины, составлявшие собрания европейских кунсткамер.
43
Аукционы в Амстердаме стали регулярно проводиться с середины XVII в., ранее, чем в других городах Европы.
44
Имеется в виду Аптекарский огород в Петербурге, основанный в 1714 г.
45
Архиатер – президент Аптекарской канцелярии, в эти годы – Л. Л. Блументрост.
46
Дневник (на нем. яз., в пяти томах) вел как сам Мессершмидт, так и кто-то из сопровождавших его лиц.
47
Д. Г. Мессершмидт.
48
Имеются в виду указы Петра I о собирании редкостей 1718–1721 гг.
49
Блументрост Лаврентий Лаврентьевич (Blumentrost Laurentius) (1692–1755) – доктор медицины, с 1718 г. лейб-медик Петра I и царевны Натальи Алексеевны. Заведовал библиотекой и Кунсткамерой, для которой приобретал коллекции и редкости; в 1717 г. в Амстердаме вел переговоры с Рюйшем о покупке его анатомического кабинета, в котором описал все препараты по анатомии животных. В 1724 г. совместно с И. Д. Шумахером составил проект Положения Академии художеств и наук, стал ее первым президентом (1725–1733). В феврале 1755 г. привлечен совместно с И. И. Шуваловым к обсуждению мер по учреждению в Москве университета, куратором которого Блументрост был назначен в 1754 г.
50
«Предложения» были присланы В. Н. Татищевым в Академию наук 16 октября 1737 г.
51
К 1737 г. действительно не было еще опубликовано ни одной русской географии. И изданные И. К. Кирилловым карты не могли быть признаны «исправными». – Прим. сост. «Трудов…».
52
Имеется в виду указ Кабинета от 14 марта 1737 г., что «по данной ему от нас инструкции <1734 г.> велено в Сибири посланным с ним геодезистам сочинить ландкарты и приобщить географические описания… того ради повелеваем: что к тому сочинению он, Татищев, от вас <сибирского губернатора Бутурлина> требовать будет, сообщать немедленно. Також и во все Сибирской губернии городы послать крепкие указы, дабы и воеводы по тому его требованию исполняли неотменно». – Прим. сост. «Трудов…».
53
Профессора АН астроном Л. Делиль Делакройер, ботаник И. Г. Гмелин, историк и географ Г. Ф. Миллер вместе со студентами были отправлены в 1733 г. в Сибирь для собирания разнообразных материалов и сведений. – Прим. сост. «Трудов…».
54
Инструкция адъюнкту И. Э. Фигнеру («Instruction was zu Geographischer und Historischer Beschreibung von Sibirien erf ordert wird fur den h[errn] Adjunctum Jo. Eberh. Fischer») составлена около 1740 г.; содержит 6 основных параграфов (состоящих из нескольких статей) и 1287 пунктов: о ведении журнала, о географическом описании, о теперешнем состоянии городов и подведомственных им земель, о просмотре архивов и описании сибирской истории, об описании древностей, об описании нравов и обычаев народов. Также к инструкции даны 4 приложения: о ландкартах, о рисунках, о собирании различных предметов для Императорской Кунсткамеры, словарь, по которому должно собирать материалы для языков и наречий народов.
55
Снимки, т. е. зарисовки с памятников, для чего в экспедициях состояли штатные художники.
56
Документ опубликован полностью впервые.
57
Осенью 1756 г. возле Благовещенского собора в Кремле начались строительные работы под руководством архитектора Д. В. Ухтомского. Однако древности Оружейной палаты в этом здании размещены не были: возведенное в 1768 г. здание по указу Екатерины II было снесено в связи с закладкой нового дворца по проекту В. И. Баженова. Новое здание для музея выстроено в Кремле только к 1810 г., после указа Александра I о преобразовании Палаты (1806).
58
Иван IV Грозный. – Прим. К. В. Малиновского.
59
Штелин имеет в виду фрески в Архангельском соборе Московского Кремля с изображениями русских князей и царей, но созданы они были во второй половине XVI в., а существующая стенопись относится ко второй половине XVII в. и исполнена не греческими, а русскими мастерами. – Прим. К. В. Малиновского.
60
Интересно, что это имело место еще в допетровское время. Однако упоминание здесь Петербурга – описка Штелина. – Прим. К. В. Малиновского.
61
Имеется в виду картинная галерея в Летнем саду в Петербурге. – Прим. К. В. Малиновского.
62
Пфандцельт (Фанцельт), Лукас Конрад (1716–1788?) – портретист и исторический живописец, реставратор; с 1743 г. работал в Петербурге; с 1749 г. – хранитель и реставратор живописи в петербургских и пригородных императорских дворцах, с 1764 г. – первый хранитель и реставратор картинной галереи Эрмитажа. – Прим. К. В. Малиновского.
63
Гроот, Георг Кристоф (1716–1749) – немецкий живописец; работал при русском дворе с 1741 г.
64
«Картинная комната» в Большом Царскосельском дворце была устроена в 1745 г. – Прим. К. В. Малиновского.
65
Ротари Пьетро (1707–1762) – итальянский живописец, с 1756 г. работал в России; Платцер Иоганн Генрих и Яннек Франц Кристоф – австрийские живописцы. – Прим. К. В. Малиновского.
66
Штелин имеет в виду Эрмитажную галерею, устроенную в здании Малого Эрмитажа. – Прим. К. В. Малиновского.
67
Летним двором или Летним домом называлась в XVIII в. территория первого, второго и третьего Летних садов со всеми находящимися на ней постройками. Значительная часть коллекции десять лет спустя оказалась в Царском Селе и в Ораниенбауме. – Прим. К. В. Малиновского.
68
Великий князь Петр Федорович, впоследствии (1761–1762) император Петр III. В России с 1742 г.
69
Елизавета Петровна, российская императрица в 1741–1761 гг.
70
В 1742–1743 гг. Штелин был воспитателем великого князя Петра Федоровича, а затем его библиотекарем, чем и объясняется здесь и в дальнейшем близость Штелина ко двору. – Прим. К. В. Малиновского.
71
Деннер Бальтазар – немецкий портретист. Его картины были размещены в галерее Картинного дома в Ораниенбауме. – Прим. К. В. Малиновского.
72
Это был первый отпечатанный аукционный каталог живописи в России под названием «Роспись разным дорогим картинам, который от славнейших итальянских, французских, нидерландских и голландских мастеров прежних времен в лучшия их лета сделаны были…». – Прим. К. В. Малиновского.
73
Супрапорт – декоративное оформление (рельефом, живописью) участка стены над порталом, дверным либо оконным проемом.
74
Привезенные картины Разумовский разместил в своем загородном доме на Петергофской дороге. – Прим. К. В. Малиновского.
75
Имеется в виду «Фонтанный дом» графа П. Б. Шереметева в Петербурге. – Прим. К. В. Малиновского.
76
Имеется в виду Иван Петрович Аргунов (1729–1802), впоследствии известный портретист. – Прим. К. В. Малиновского.
77
Преннер прибыл в Петербург в 1750 г. – Прим. К. В. Малиновского.
78
Вероятно, имеются в виду итальянские живописцы XVI в. Николо Чирчиньяни (Помаранчо) и Джованни Антонио де Лодесаниса из Порденоне. – Прим. К. В. Малиновского.
79
Имеется в виду Голицын Дмитрий Михайлович (1721–1793) – коллекционер живописи. – Прим. К. В. Малиновского.
80
Голицын Дмитрий Михайлович (1665–1737) – государственный деятель, один из образованнейших людей в России, владелец огромной библиотеки (около 6 тыс. томов). – Прим. К. В. Малиновского.
81
Фридерикс (Фридрикс) Иоганн (Иван Юрьевич) – голландский подданный, купец, придворный банкир Екатерины II, под поручительство которого русское правительство получало крупные займы в Европе.
82
Имеются в виду Давид Винкбонс, фламандский живописец и Мельхиор де Хондекутер, голландский живописец. – Прим. К. В. Малиновского.
83
Картинный зал во дворце Петра III в крепости Петерштадт в Ораниенбауме. – Прим. К. В. Малиновского.
84
Гоцковский Иоганн Эрнст – берлинский купец, один из комиссионеров прусского короля Фридриха II по приобретению произведений искусства; сформированное им собрание (225 полотен фламандских и голландских художников XVII в.) было приобретено Екатериной II в 1764 г. и положило начало картинной галерее Эрмитажа.
85
Ее Величество – Екатерина II, российская императрица в 1762–1796 гг.
86
Мартинелли Джузеппе Антонио (около 1730 – после 1796) – венецианский живописец, в 1766–1796 гг. работал в Петербурге; в 1775–1796 гг. – хранитель галереи живописи Эрмитажа. – Прим. К. В. Малиновского.
87
Граф Брюль – Брюль Генрих фон, имперский граф, министр короля польского и курфюрста саксонского Августа III. Собирал картины для Августа III; его библиотека (62 тыс. томов) находится в составе Королевской библиотеки в Дрездене. В 1769 г. Екатериной II у наследников графа куплено его собрание картин голландской, французской, фламандской, итальянской и немецкой школ (более 600), гравюр и рисунков, отличавшееся высоким качественным уровнем.
88
Граф Кобенцль – полномочный министр австрийского двора; его коллекция в составе 46 картин поступила в картинную галерею Эрмитажа. – Прим. К. В. Малиновского.
89
Теплов Григорий Николаевич (1711(16)–1779) – государственный деятель, литератор. Адъюнкт АН (с 1741 г.), асессор Академической канцелярии, секретарь президента АН графа К. Г. Разумовского (с 1746 г.), член Академического собрания (с 1747 г.). Совместно с И. Д. Шумахером составил Регламент АН 1747 г. С 1762 г. Статс-секретарь Екатерины II, с 1768 г. сенатор. Почетный член АХ (1765). Коллекционер живописи.
90
Шведское название финского города Турку. – Прим. К. В. Малиновского.
91
Брамбамг – Брамкамп Геррит, банкир и коллекционер из Гааги.
92
На Доношение последовало определение Сената и канцелярии Академии наук о изыскании в России неизвестных руд, дорогих металлов и камней (от 16.07.1761, подписано Ломоносовым, Таубертом, Штелиным). – Прим. сост. ПСС.
93
В черновике зачеркнуто «И еще ныне не токмо в прочей Европе невиданных, но и неслыханных или еще и нечаян<ных> разных родов, достойных отыскания, хотя б то было и ради одного только любопытства». – Прим. сост. ПСС.
94
Напечатано в типографии АН 20 декабря 1763 г. «Известие» представляет интерес, т. к. содержит план «Российской минералогии» – то немногое, что успел сделать Ломоносов в этом проекте. Можно судить о большой практической направленности этого труда; здесь даны точные указания относительно организации сбора образцов и их пересылки. Важное значение имеет пожелание Ломоносова «не разделять кусков» (т. е. Ломоносов стремился изучать минералы не как отдельные, оторванные от природных условий образцы, а как образования, связанные с окружающей их средой – сопутствующими минералами и материнской породой). На экземпляре «Известия» Екатерины II написано, что Ломоносову были присланы образцы и известия относительно руд (1763). В 1764 г. Берг-коллегия поставлена присылать Ломоносову руды с подведомственных ей заводов; с частных заводов – непосредственно Ломоносову. На Уральских горных заводах были распространены экземпляры указа Берг-коллегии и «Известие» Ломоносова. В сборе руд и минералов для Ломоносова принимали участие около 120 казенных и частных заводов. Идея Ломоносова о составлении «Российской минералогии» была осуществлена лишь в 1809 г. академиком В. М. Севергиным («Опыт минералогического землеописания Российского государства»). – Прим. сост. ПСС.
95
Лепехин Иван Иванович (1740–1802) – ботаник, доктор медицины, профессор естественной истории АН (1771), путешественник. Директор Петербургского ботанического сада. В 1768–1772 гг. участвовал, частью один, частью с Палласом, в научной экспедиции по юго-востоку и северу европейской России; составил значительные ботанические коллекции.