Полная версия
За кулисами международных финансов
Валентин Юрьевич Катасонов
За кулисами международных финансов
Введение
Современный мир характеризуется доминирующим влиянием на все стороны жизни общества сферы финансов. Если попытаться дать короткое определение мира начала XXI века, то его можно назвать финансовым миром, или миром финансового капитализма. Этот мир существенно отличается от того, что был в прошлом и позапрошлом веках. В том, прошлом, мире были промышленный капитализм, социализм, даже некоторые докапиталистические формы общества. Деньги, банки, финансы существовали и в нем, но они не занимали столь доминирующего, господствующего положения, как это наблюдается сегодня, в XXI веке.
К сожалению, многие научные исследования и учебные издания не поспевают за динамичными изменениями в мире финансов. В немалой степени они базируются на тех представлениях, которые были пригодны для описания и понимания этого мира в прошлом.
Данная работа преследует цель дать свежий взгляд на мир финансов. В ней делается попытка, во-первых, переосмыслить некоторые новейшие явления в этом мире. Те явления, которые сегодня фиксируют лишь журналисты и информационные агентства и которые подаются как сенсации, но сенсации, так сказать, «одного дня». Некоторые из них того и заслуживают – они представляют собой лишь «мыльные пузыри». Но некоторые отражают очень важные стороны и тенденции мира финансов. Несмотря на это, они полностью исчезают из СМИ. Видимо, кому-то очень не хочется, чтобы люди успели осознать и осмыслить их. В работе уделяется внимание ряду таких сенсаций, о которых современный человек уже успел забыть, но которые могут определить вектор движения всего мира на ближайшие годы.
Во-вторых, монография стремится выйти за рамки традиционного, узкопрофессионального взгляда на мир денег, банков и финансов. Автор считает, что большинство новых процессов и явлений в мире финансов порождаются глубинными причинами, лежащими в сфере политики, социальных отношений, антропологии. Проще говоря, «финансы нельзя объяснить финансами». Понять и увидеть мир финансов можно, лишь выйдя за его пределы. Некоторые новые события в мире финансов сегодня могут показаться малозначительными. Однако они-то и могут оказаться завтра определяющими судьбу мира. Но для того чтобы оценить эти «ростки», необходимо увидеть их «корни». Автор и пытается докопаться до этих «корней», проникнуть за кулисы международных финансов. Напрямую за кулисы зайти нельзя. Иначе говоря, нет соответствующей информации, полный «заговор молчания». Или информация фрагментарна, противоречива, искажена. Или иногда вместо правды СМИ дают откровенную дезинформацию, которая еще больше запутывает людей. Во всех этих случаях автор использует заходы с «флангов» и «тыла». Отрабатывает версии, опираясь на информацию из смежных сфер жизни: политики, социальных отношений, антропологии.
Целый ряд сюжетов и проблем, рассматриваемых в данной работе, в том или ином виде нашел отражение в моих публикациях на разных сайтах в Интернете в 2011–2013 годах. На эти публикации были многочисленные отзывы и комментарии. Они мне помогли в доработке некоторых тем, а также послужили индикаторами того, насколько поднятые мною вопросы интересны и понятны широкой читательской аудитории. Предлагаемые читателю материалы я распределил в данной работе на четыре части:
1) «Человек в новом финансовом мире»;
2) «Федеральная резервная система: вековая история борьбы за мировую власть»;
3) «Золотые игры мировой финансовой олигархии»;
4) «Невидимый мир финансов».
Чем объясняется такая структура работы?
В первой части я попытался на примере некоторых современных финансовых проблем показать, что в мире денег, банков и финансов человек – начало и конец всего. Иначе говоря, любые изменения в этом мире порождаются изменениями сознания и поведения человека. И ничем другим, как нам это пытаются внушить некоторые «эксперты» оккультного, материалистического или марксистского толка (расположением звезд на небе, таинственными «волнами» Кондратьева, развитием производительных сил и т. п.). А затем все изменения в мире финансов отражаются на жизни миллионов людей. К сожалению, подавляющая часть работ по финансам рассказывает нам лишь о том, как те или иные изменения в мире финансов отражаются на абстрактных макроэкономических показателях. А сегодня чаще всего эти изменения ведут к ухудшению социальных условий жизни людей, подрывают здоровье, порождают психические заболевания, сокращают жизнь и даже ведут к самоубийствам. Как гласит народная мудрость, «деньги – хороший слуга, но плохой хозяин». Сегодня мир финансов стал доминировать над всеми остальными сферами жизни, деньги стали «хозяином», а люди – даже не «слугами», а рабами этого «хозяина».
Во второй части рассматриваются различные аспекты деятельности Федеральной резервной системы США. Почему такое внимание уделено именно ФРС? – Потому, что после Второй мировой войны эта частная корпорация, выполняющая функции центрального банка США, постепенно из национального института стала превращаться в международную организацию. Международную не по формально-правовому признаку, а по степени влияния на мировую финансовую систему. После краха бреттон-вудской системы в 70-е годы прошлого века и развала социалистического лагеря и Советского Союза в 90-е годы Федеральная резервная система превратилась в мирового монополиста, осуществляющего денежную эмиссию в глобальных масштабах. Большая часть выпускаемых (эмитируемых) Федеральным резервом долларов обращаются за пределами США, обслуживая подавляющую часть мировой торговли и операций на международных финансовых рынках. Сегодня ФРС – фактически центральный институт международных финансов (а отнюдь не Международный валютный фонд, как это часто можно прочитать в учебниках). Используя свои монопольные позиции в мире, ФРС (вернее, ее главные акционеры) укрепляет политические позиции в мире, размывая национальные суверенитеты других стран. ФРС создавалась мировыми ростовщиками в начале прошлого века именно в целях установления своего господства сначала над Соединенными Штатами Америки, а затем и всем миром. В этом году исполняется 100 лет с момента создания ФРС. Ее позиции не столь прочны, как это было еще в конце прошлого века. Мы становимся свидетелями драмы мирового масштаба: ФРС борется за сохранение своего монопольного положения, ради этого ее акционеры готовы идти на все, вплоть до разжигания мировой войны.
Третья часть работы посвящена проблемам золота в мировой экономике и международных финансах. Золото – монетарный (денежный) металл, в этом качестве оно является прямым конкурентом доллара, печатаемого Федеральным резервом. Некоторые акционеры ФРС (условно их можно назвать «клан Ротшильдов») готовят «запасной аэродром» на случай краха Федерального резерва. Что это за «запасной аэродром»? – Запасы монетарного золота, которые они накапливали в течение нескольких десятков лет после развала бреттон-вудской системы. Для чего «клану Ротшильдов» необходимо золото? – Для того, чтобы еще раз сыграть в беспроигрышную (на самом деле очень прибыльную) для них игру под названием «Золотой стандарт». Еще недавно никто не верил, что золотой стандарт может вернуться. Сегодня слишком много фактов говорит именно в пользу этой версии. Между тем, стоит обратить внимание, что никакая другая проблема международных финансов не искажается СМИ так сильно, как проблема золота. Это и понятно: подготовка к золотому стандарту ведется в условиях строжайшей секретности. И эта секретность подкрепляется мощными дозами откровенной дезинформации. «Желтый» металл был, остается и будет оставаться в обозримом будущем «золотой осью» мировых финансов. Все остальное (декретные деньги, ценные бумаги, финансовые производные инструменты) – лишь «пена», которая в любой момент может исчезнуть.
Четвертая часть работы посвящена исследованию «теневой» стороны финансов. В узком смысле под «тенью» понимается лишь та часть финансов, которая укрывается в офшорах. В более широком смысле – это также те операции банков и других финансовых организаций, которые выпадают из-под регулирования и контроля со стороны различных надзорных органов. Но, в принципе, следует отметить, что в «тени» находится практически вся деятельность банков и других финансовых институтов. Без режима секретности они вряд ли могут вообще функционировать. Любые попытки государства поставить под свой контроль функционирование финансово-банковского сектора экономики заканчивались провалом. «Разбор полетов», который проводился во всех странах и на международном уровне после финансового кризиса 2008–2009 годов, показал, что кризис не мог не произойти. Главная причина – «непрозрачность» финансового сектора. К сожалению, никаких реальных успехов по повышению такой «прозрачности» в последние годы достигнуто не было. Поколебать позиции мировой финансовой олигархии не удалось. Банки, хеджевые фонды, страховые компании, другие финансовые организации опять пустились «во все тяжкие». Дисбалансы в национальных и международной финансовой системах стремительно нарастают. Поэтому, по нашему мнению, вторая «волна» финансового кризиса неизбежна. Что, впрочем, чревато окончательным крахом нынешней модели мировой финансовой системы.
Часть I
Человек в новом финансовом мире
Глава 1
Религия «экономического роста» как мировое явление
В известной российской газете «Ведомости» 24 апреля 2012 года была опубликована статья Сергея Гуриева и Олега Цывинского «Вера и процветание». Авторы весьма солидные: первый из них – ректор Российской экономической школы (РЭШ), второй – профессор Йельского университета и РЭШ.
Статья посвящена оценке роли и места религии в экономической жизни современного общества, в том числе российского. Похвально, что наконец-то экономисты стали выходить из своего «гетто», где до сих пор можно было говорить только о макроэкономических показателях, «финансовых инструментах» и всякой прочей экономической эзотерике с весьма наукообразным, таинственным названием «экономикс». Все остальное почиталось «ненаучной» ересью и строго каралось со стороны «смотрящих» за чистотой «экономической науки». Но жизнь берет свое, и псевдонаучные абстракции «экономикс» начинают вызывать раздражение и протесты даже со стороны самых нетребовательных и толерантных членов общества. Достаточно вспомнить историю, которая произошла осенью прошлого года в самом престижном в Америке Гарвардском университете: тогда двести студентов ногами проголосовали против курса «экономикс», покинув лекцию одного из гуру «экономической науки». В своем письменном обращении они заявили о том, что преподносимая им в университете экономическая теория крайне далека от реальной жизни. В российских университетах таких публичных организованных протестов не наблюдается, но зато имеют место массовые «тихие» протесты: наши студенты на занятиях по экономической теории «держат фигу в кармане»[1].
Авторы статьи как работники высшей школы не могут не чувствовать этих настроений, поэтому, не дожидаясь публичных протестов со стороны студенчества, пытаются реагировать на реальные вызовы нашей жизни. Свою статью они начинают с хорошо известного всякому грамотному (даже считающему себя атеистом) человеку тезиса: «Религия формирует социальные нормы – уровень доверия к другим людям, отношение к труду и успеху, принятие или порицание обществом нечестных и незаконных путей обогащения. Социальные нормы определяют социальный капитал, уровень которого сильно влияет на экономический рост». Хотя в этой фразе не все понятно «непосвященным» («социальный капитал», «экономический рост»), однако общая идея улавливается: религия является фундаментом (базисом) общества, а экономика – лишь надстройка, производная от этого базиса. Отрадно, что наконец-то эту банальную истину решились озвучить представители «экономической науки», которые до этого фанатично руками и ногами держались за марксистскую модель общества как «общественно-экономическую формацию» (в этой модели экономика – базис, а религия – третьестепенный элемент политической надстройки).
Но далее следует целый ряд «откровений» и «открытий» авторов, которые заставляют сильно удивиться даже людей, далеких от «экономической науки» и науки вообще. Их «открытия» показывают, что после длительного нахождения в «гетто» «экономической науки» и первого выхода за его пределы авторы тут же заблудились. Мир, находящийся за воротами «гетто», для них оказался непостижимым, восприятие – крайне парадоксальным. А точнее говоря – диким и примитивным.
Профессора задают достаточно странный вопрос: «Что знают о религии экономисты?» Экономисты бывают разные: эрудированные и не очень, верующие и неверующие, воцерковленные и невоцерковленные и т. д. Логики здесь не больше, чем в вопросе: «Что знают об искусстве (биологии, истории, географии, семейной жизни, политике и т. п.) экономисты?» Видимо, авторы имели в виду: что знают о религии лично они? А знают они, мягко говоря, очень немного. Судя по статье, свои знания о религии они почерпнули из двух источников: 1) работы Роберта Барро и Рэйчел МакКлили, посвященной влиянию фактора религии на экономический рост; 2) статьи Паолы Сапиенцы и Луиджи Зингалеса «Опиум для народа? Религия и экономические отношения» в Journal of Monetary Economics. Обе работы представляют собой обобщение результатов социологических исследований в десятках стран мира среди представителей различных религий, а также атеистов и агностиков.
Авторы статьи в «Ведомостях» озвучивают некоторые выводы указанных выше исследований. Некоторые выводы по своей «глубине» напоминают тезис «Волга впадает в Каспийское море». Например (цитирую): «Результаты работы (второй из названных выше. – В. К.) говорят о том, что религиозные люди значительно отличаются от неверующих. В свою очередь, есть различия и между агностиками и атеистами». Или: «Атеисты по сравнению с агностиками и верующими… имеют более прогрессивное отношение к женщинам». Можно догадаться, что речь идет о внебрачных отношениях и прочих формах «свободных» отношений мужчин и женщин. Трудно только понять, кто определил эти отношения «более прогрессивными»: авторы первоисточника или авторы статьи в «Ведомостях»? Примечательно, что авторы статьи в «Ведомостях» не оспаривают ни одного тезиса исследования заморских «гуру». Так что, скорее всего, оценка «более прогрессивные» принадлежит заморским «гуру».
Мы не знаем, как были сформулированы многие вопросы анкет, применявшихся при опросах. Вместе с тем хорошо известно, что исходные формулировки анкет могут очень сильно влиять на количественные результаты (показатели) исследований, а количественные показатели, в свою очередь, могут быть по-разному истолкованы. Например, вызывает серьезное сомнение следующий вывод: «Более религиозные люди считают приемлемым более высокое неравенство при рыночных отношениях (так как успех отражает заслуги и усилия), они чаще считают, что общество не должно отвечать за низкие доходы менее успешных людей». Достаточно любому гражданину России поговорить со своими друзьями, знакомыми и коллегами, относящимися к разным категориям людей (православные, католики, мусульмане, буддисты и представители других конфессий, атеисты, агностики и т. д.), чтобы понять, что этот вывод совершенно не соотносится с реальной жизнью. Не будем сейчас углубляться в критический анализ данного вывода, он является типичным для исследований «профессиональных экономистов» (типичным в смысле несоответствия реалиям жизни).
Вместе с тем статья в «Ведомостях» лишний раз подтверждает известные евангельские слова: «слепой ведет слепого» (Мф. 15:14). Речь идет о том, что наши отечественные «профессиональные экономисты» крепко ухватились за слепого поводыря, называемого «западная экономическая наука», а самостоятельно ходить боятся. При этом наши «слепые» «экономисты» хотят повести за собой народ и привести его в ту самую яму, о которой Христос говорил в своей притче о слепых.
Еще одно «открытие» авторов статьи в «Ведомостях»: «В целом Гуизо, Сапиенца и Зингалес заключают, что протестантизм и иудаизм в значительной степени согласуются с нормами, способствующими экономическому росту». В данной фразе под «экономическим ростом» понимается, судя по всему, модель экономики, которая на понятном нам языке называется «капитализмом». Сформулированное выше «открытие» подается как некая сенсация. Но это сенсация для тех, кто все это время пребывал в «гетто» «экономической науки». В начале ХХ века немецкие социологи Макс Вебер и Вернер Зомбарт уже сделали этот вывод, и сегодня он включен даже в учебники. Макс Вебер в известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905), а также в работах «Хозяйственная этика мировых религий» (1920), «Социология религии» (1921) пришел к выводу о том, что толчок быстрому развитию капитализма в Европе дала Реформация, которая породила «протестантскую этику».
Вернер Зомбарт в своих работах «Современный капитализм» (1902), «Евреи и хозяйственная жизнь» (1910), «Буржуа» (1920) пальму первенства отдавал не протестантизму, а иудаизму. На протяжении нескольких десятилетий ведутся дискуссии относительно сильных и слабых сторон теорий двух указанных немецких социологов. Не вдаваясь в эти дискуссии, отметим, что оба немца в целом достаточно неплохо знали догматику указанных двух религий, имели представление о многих нюансах религиозного сознания представителей протестантизма и иудаизма, проводили тонкий сравнительный анализ хозяйственной этики всех основных мировых религий. При этом разногласия между Вебером и Зомбартом не были принципиальными. Ведь в конечном счете протестантизм (особенно кальвинистского толка) является, как образно выражаются православные писатели, внебрачным ребенком, родившимся в результате блудной связи католицизма и иудаизма. Работы Вебера и Зомбарта при всех их неточностях и недостатках выглядят на фоне современных экономико-социологических исследований (тех, на которые опираются наши два профессора) как виртуозные музыкальные произведения Моцарта на фоне «песни узбека», который «поет то, что видит».
В целом поражает крайнее невежество авторов статьи в «Ведомостях». Мы уже отчасти объяснили причины этого: авторы слишком долго пребывали в «гетто», называемом «экономической наукой». Впрочем, это не только «гетто», но и секта. Секта, в которой царит определенный тип религиозного сознания. Любая религия иррациональна. Иррациональность обычно порождается тем, что вера конкретного носителя религии базируется не только на рациональном знании, но также на интуиции, опыте религиозной жизни, божественных откровениях. Религиозное сознание членов секты «экономическая наука» базируется на иррациональной вере в материю и богатство, а иррациональное начало усиливается откровенным невежеством.
Мне уже приходилось писать о том, что в нашем сегодняшнем мире на передовые позиции выходит так называемая «религия денег»[2]. Религия, не включенная ни в один справочник мировых религий и сект. Она скрывается за вывесками официальных религий. А ее догматика прописана в учебниках по экономике. Если в традиционных религиях человек ищет спасения в Боге, то в «религии денег» – в денежных знаках, числах, электронных записях. Это разновидность религии «золотого тельца». Но здесь уровень «духовности» намного выше: происходит переход от поклонения материальным идолам к поклонению виртуальной «дырке от бублика». Иррациональность сознания (= невежество) просто зашкаливает.
Авторы статьи избегают называть объект своего религиозного поклонения прямо («деньги»), а используют вместо этого лукавое словосочетание «экономический рост». Сегодня в России после двадцати лет внедрения «религии денег» (в том числе под видом «экономической науки» и «экономической теории») прямой призыв к поклонению идолу денег у нормальных людей вызывает реакцию отторжения. Но все основные догматы религии денег остаются незатронутыми. Это – ориентация на накопление богатства и денег как главную цель жизни человека и единственное средство его спасения; разрешение на использование любых средств для достижения указанной цели (среди которых особенно приветствуются обман и насилие); «священный характер» частной собственности (в первую очередь, на средства производства); индивидуализм и воинствующий эгоизм и т. д.
Еще раз повторим: за вывеской «экономический рост» скрывается капитализм (он же: «маммонизм», «рыночная экономика», «хрематистика» и т. п.). «Экономический рост» – «дурная бесконечность» увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) посредством перемалывания природных ресурсов, разрушения окружающей среды, медленного умерщвления человека как наемного раба, уничтожения человека как потребителя опасных для тела и души товаров и услуг, усиления конкуренции между наемными работниками на рынке труда, отчуждения людей, превращения человека в зверя. Но в конечном счете за «дурной бесконечностью» роста ВВП искусно камуфлируется другая, исходная «дурная бесконечность» – накопление денежного богатства.
Рассмотрение двумя профессорами вопросов религии под углом зрения ее влияния на экономический рост фактически означает оценку и ранжирование религий с точки зрения того, насколько они уживаются с религией «экономического роста» (т. е. фактически «религией денег»). Наиболее совместимыми оказываются протестантизм и иудаизм. А вот с истинным христианством она не только не совместима, но и прямо его отрицает. Заканчивается статья призывом авторов к «религии в России» (авторы не очень хорошо владеют русским языком; судя по всему, они имеют в виду Русскую православную церковь). Призывом «исправляться» и вносить свой вклад в дело «экономического роста» (фактически это призыв к нашей Церкви перестать быть слишком «христианской»). А также призывом не отставать от других мировых религий и конфессий, которые на наших глазах превращаются в вывески, за которыми уже полноправно утверждается «религия денег». От себя добавим: в этом в последнее время особенно преуспел католицизм[3].
Также не представляется случайным выход двух профессоров за пределы своего «профессионального» «гетто» (секты). «Первый блин» у них явно получился «комом». Прежде всего это обусловлено тем, что за забором «профессионального» «гетто» они уже давно привыкли нести всякую чушь, не получая необходимого отпора. Полагаю, что за первым выходом последуют следующие вылазки. Видимо, «профессиональным экономистам» дан сигнал более активно и агрессивно продвигать в России «религию денег» под видом «научных экономических исследований».
Глава 2
Американский ГУЛАГ как новейшая форма капитализма
Недавно на сайте Фонда стратегической культуры (ФСК) был опубликован интересный материал Дмитрия Минина «Демократия в Америке сегодня». В IV части статьи (3 ноября 2012 г.) автор подробно рассказал о такой стороне американской «демократии», как тюрьмы. Вскользь в статье было сказано о так называемых «коммерческих тюрьмах»: «В США процветает „бизнес“, эксплуатирующий труд заключенных. Каждый 10-й заключенный в этой стране содержится в коммерческой тюрьме. В 2010 г. две частные тюремные корпорации получили порядка 3 млрд. долл. прибыли». Хотелось бы подробнее осветить это достаточно новое в жизни Америки социальное явление.
1. Понятие и формы «тюремного рабства»В «коммерческих тюрьмах» согласно данным Д. Минина сегодня пребывает 220 тыс. человек. В американской литературе этот феномен окрестили «тюремным рабством». Как можно догадаться из самого названия, «тюремное рабство» – использование труда заключенных. Но при этом мы уточним: использование труда заключенных в целях получения прибыли частным капиталом (в отличие, скажем, от такого труда, как уборка территории и помещений тюрьмы, выполнение каких-то работ в интересах государства).
Приватизация (т. е. присвоение частным капиталом) труда заключенных осуществляется в двух основных формах:
– сдача государственными тюрьмами заключенных в качестве рабочей силы в аренду частным компаниям;
– приватизация тюремных учреждений, превращение их в частные компании различных форм собственности (в том числе акционерной).
Наибольшее распространение «тюремное рабство» получило в США. 13-я поправка к Конституции США, запрещающая принудительный труд, содержит оговорку: «Рабство и насильственное принуждение к работе, за исключением наказания за преступление, должным образом осужденное, не должны существовать в США». Таким образом, в американских тюрьмах рабство вполне законно.
Первая из названных форм («аренда» заключенных) появилась в Америке в XIX веке – сразу же после Гражданской войны 1861–1865 гг. и отмены прямого рабства для ликвидации острого дефицита дешевой рабочей силы. Отпущенных на свободу рабов обвиняли в том, что они задолжали прежним хозяевам или арестовывали за мелкие кражи и помещали в тюрьмы. Затем их «сдавали в аренду» для сбора хлопка, строительства железных дорог, работы в шахтах. В штате Джорджия, например, в период 1870–1910 годов 88 % «сданных в аренду» составляли негры, в Алабаме – 93 %. В Миссисипи до 1972 года функционировала огромная плантация, использовавшая труд заключенных на основе договора «аренды». И в начале XXI века, по крайней мере, 37 штатов легализовали использование частными компаниями труда «арендуемых» заключенных.