Полная версия
Имам Махди – спаситель человечества
Имам Риза (А) сказал: «О, Де’бель, Имамом после меня является мой сын Мухаммад (имам Джавад), после него – его сын Али (имам Хади), затем его сын Хасан (имам Аскари) и после Хасана – его сын Имам Времени, которого будут ждать из сокрытия, а во время появления его будут подчиняться. И если до конца света останется не более одного дня, Аллах продлит этот день до тех пор, пока не восстанет Имам Времени и не заполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она будет переполнена злом и притеснениями»[38].
Другие поэты, жившие во времена Имамов (А), или их ученики в своих стихах тоже прямо или косвенно указывали на его светлость Махди (А)[39].
Часто случалось, что у святых Имамов (А) спрашивали, не они ли являются обещанным Имамом Времени. И тогда те подробно разъясняли им, кто такой Имам Времени на самом деле.
К тому же, вследствие распространенности таких хадисов, некоторые люди еще до рождения двенадцатого Имама (А) ложно утверждали, что именно они являются Махди, или им приписывали этот титул, злоупотребляя этим в своих целях.
Так, сторонники школы «Кисанийа» еще за два века до рождения Имама Времени (А) считали им Мухаммада Ханафию. Они были убеждены, что Мухаммад Ханафия скрылся от людских взоров и однажды появится. Свои убеждения они основывали на многочисленных хадисах об исчезновении Имама Махди, переданных от Пророка (С) и предыдущих Имамов (А)[40]. Аббасидский халиф Махди Аббаси тоже назвал себя Махди Обещанным, дабы использовать ожидания народа в свою пользу.
Многие суннитские и шиитские ученые в своих книгах перечислили хадисы и предания, относящиеся к его светлости Махди (А)[41]. «Муснад» Ахмада ибн Ханбала (скончавшегося в 241 году хиджры) и «Сахих Бухари», написанный аль-Бухари (скончавшимся в 256 году хиджры), являются одними из самых достоверных суннитских книг. Эти книги, составленные до рождения Имама Времени (А), наряду с другими хадисами содержат предания о двенадцатом Имаме Махди (А)[42].
Книга «Машиха» Хасана ибн Махбуба является одной из шиитских книг. По свидетельству покойного Табарси, она была написана более чем за сто лет до большого сокрытия Имама Времени (А), и в ней приведены хадисы, предсказывавшие его великое сокрытие[43]. Кроме того, он поясняет, что шиитские хадисоведы, жившие во времена Имамов Бакира (А) и Садика (А) в своих трудах привели предания, относящиеся к сокрытию[44].
Также группой суннитских и шиитских ученых были написаны отдельные книги[45] об Имаме Махди Обещанном (А), причем некоторые из них – еще до его рождения. Раваджини (скончавшийся в 250 году хиджры) является одним из суннитских ученых, который написал книгу «Ахбар аль-Махди» еще до того, как Имам Времени (А) появился на свет[46]. Некоторые сподвижники Имамов (А), такие как Анмати и Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Джумхур, также до рождения Имама Времени (А) написали книгу о нем и его сокрытии[47]. Предания и хадисы, относящиеся к двенадцатому Имаму (А), настолько многочисленны, что в исламском наследии не встретить тему с таким количеством хадисов. Достоверность этих хадисов с точки зрения и шиитов, и суннитов неоспорима. И шиитские, и суннитские ученые подтверждают их достоверность и многочисленность их передатчиков[48] (таватур)[49]. Так, Сиджи – автор книги «Манакиб аш-шафи‘и» (скончался в 363 году хиджры) пишет: «Хадисы, относящиеся к его светлости Махди и переданные от уважаемого Пророка Ислама, достигли степени таватур»[50].
Автор книги «Имам Махди» пишет: «Если перечислить все хадисы об Имаме Махди (А), дошедшие до нас от шиитов и суннитов, то в общем итоге их будет более шести тысяч. Бесспорно, это большая цифра. Даже о большинстве элементарных положений Ислама, в которых мусульмане не допускают малейших сомнений, не передано такого количества хадисов»[51].
На этом основании можно сказать, что мусульмане еще с раннего периода Ислама были знакомы с предсказаниями о восстании Махди Обещанного (А), и последователи Ахл уль-Бейт (А) имели очень твердые убеждения по этому поводу. В преданиях подчеркивается, что он из хашимитов, из потомков Фатимы и из рода предводителя мучеников – Имама Хусейна (А). Имя его отца – Хасан (А). Его собственные имя и кунья подобны имени и кунье дорогого Пророка (С). Он родится в тайне и будет жить в тайне, у него будет два сокрытия, одно из которых кратковременное, а другое – продолжительное. Он пребудет в сокрытии до тех пор, пока не прикажет Аллах. По приказу Его он восстанет на борьбу, распространит исламскую религию на весь мир и после длительного зла и притеснений, царивших на земле, наполнит ее справедливостью и правосудием. В этих хадисах излагаются даже физические, личностные и другие особенности, относящиеся к нему. Приведем несколько хадисов.
Хадисы из суннитских книг
1. Пророк (С) по поводу неизбежности появления его светлости Махди (А) изрек: «Если даже до Суда останется не больше одного дня, Всевышний Аллах все же пошлет мужа из нашего рода, который наполнит мир справедливостью и правосудием так же, как он был переполнен злом и притеснениями»[52].
2. Пророк (С) изволил сказать: «Судный день настанет не раньше, чем мужчина из моего семейства возьмет власть в свои руки. У него будет то же имя, что и у меня»[53].
3. Пророк (С) изрек: «Воистину, Али – Имам этой уммы после меня, а когда появится Махди Обещанный из его потомков, он заполнит землю правосудием и справедливостью так же, как она была переполнена притеснениями и несправедливостью. Клянусь Тем, кто воистину послал меня благовестником и увещевателем – те, кто во время сокрытия останутся твердыми (в вере и убеждениях), несомненно, будут более редкими, нежели всякая редкостная и ценная вещь». Джабир – сподвижник Пророка (С), услышав эти слова, встал и спросил: «О, Пророк Аллаха! Разве у Вашего потомка будет сокрытие?» Пророк (С) ответил: «Да, клянусь Творцом! Верующие подвергнутся испытанию и закалятся, а неверные исчезнут. О, Джабир, это явление – одно из дел Аллаха и тайна из Его тайн, которую Он скрыл от Своих рабов. Остерегайся сомневаться в этом, ибо сомнение в делах Всевышнего есть неверие»[54].
4. Умм Салама говорит: «Уважаемый Пророк Ислама вспоминал о Махди Обещенном и говорил: “Да! Он – истина и будет из рода Фатимы”»[55].
5. Салман Фарси говорит: «Я пришел к Пророку. Он, усадив Хусейна ибн Али к себе на колени и осыпая его поцелуями, говорил: “Ты – господин, сын господина и брат господина. Ты – Имам, сын Имама, брат Имама. Ты – худжжат Аллаха (аргумент Аллаха), сын худжжата Аллаха, брат худжжата Аллаха, и ты – отец девяти худжжатов Аллаха, девятый из которых Ка’им»[56].
6. Имам Риза (А) изрек: «Достойный сын Хасана ибн Али Аскари – Повелитель Времени, тот самый Махди Обещанный»[57].
7. Пророк Аллаха (С) изрек: «Я сообщаю вам добрую весть о Махди. Он выступит в моей умме, в то время как она пребудет в разногласиях и колебаниях. Он наполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она переполнится несправедливостью и притеснениями. Жители небес и земли будут довольны и удовлетворены им…»[58]
8. Имам Риза (А) сказал: «Тот, кто не имеет богобоязненности, не имеет и религии. Воистину, самый уважаемый Аллахом среди вас тот, кто является самым богобоязненным». Затем Имам (А) продолжил: «Четвертый потомок из моего рода – сын госпожи невольниц[59]. Аллах посредством его очистит землю от всяких притеснений и несправедливости, и он (Махди) – тот самый, в рождении которого будут сомневаться люди. Он – имеющий сокрытие. Когда он восстанет, мир озарится светом Аллаха, и будут установлены весы справедливости среди народа, так что никто не причинит зла другому…»[60]
9. Повелитель правоверных имам Али (А) сказал: «Аллах приведет группу людей, любящих Его и любимых Им. И тот среди них достигнет царства Его, кто будет одиноким и скрытым. Он – тот самый Махди Обещанный… он без труда наполнит землю справедливостью и правосудием. В детстве он разлучится с отцом и матерью… и с безопасностью покорит мусульманские города, ведь время для него будет подготовленным. Его слову подчинятся и стар, и млад, и все будут повиноваться ему. Он наполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она будет переполнена злом и несправедливостью. Тогда его имамат достигнет совершенства, а власть упрочится. Аллах поднимет тех, кто находится в могилах. Они проснутся тогда, когда не будут уже лежать в них. Земля благодаря Махди станет благоустроенной и процветающей: потекут реки, искоренятся смута, смятение и разбой. Умножатся блага и изобилие, и я не вижу нужды говорить о том, что будет после этого, и да будет миру того времени мое приветствие!»[61]
Несколько хадисов из шиитских книг
1. Имам Садик (А) сказал: «Люди потеряют своего Имама, однако он будет присутствовать во время хаджа и будет видеть людей, но они его не увидят»[62].
2. Асбаг ибн Нубата приводит: «Я удостоился чести посетить Повелителя правоверных его светлость Али и увидел его погрузившимся в мысли и водившим по земле пальцем. Я спросил: “Почему я вижу Вас задумавшимся? Разве Вас тянет к земному?” Имам ответил: “Нет! Клянусь Аллахом, у меня никогда не было стремления к земному и мирскому. Я задумался о том, кто родится из моего рода; он – одиннадцатый из моих потомков – Махди, тот самый, который наполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она будет переполнена несправедливостью и притеснениями. У него будет сокрытие, и он изумит всех, отчего одни впадут в заблуждение, а другие найдут истинный путь…»[63].
3. Имам Садик (А) изрек: «Если до вас дойдет весть о том, что Имам Времени сокрылся, то не отрицайте его сокрытия»[64].
4. Имам Садик (А) также сказал: «У Ка’има будет два сокрытия: одно кратковременное, а другое – долгое. При первом сокрытии никто, кроме избранных сторонников семейства Пророка, не будет знать его местонахождения, а во время второго сокрытия никто, кроме избранных друзей»[65].
5. Имам Садик (А) изрек: «Когда восстанет Ка’им, у него не будет союза с кем-либо, обязательств перед кем-либо, и не присягнет он никому»[66].
6. Пророк (С) изволил сказать: «Ка’им – из моих потомков. У него будет то же имя и та же кунья, что и у меня. Он будет сходен со мной чертами лица, обликом, сунной и действиями. Он склонит народ к шариату и моей религии и призовет к книге моего Творца. Каждый, кто подчинится ему, подчинится мне, и каждый, кто будет сопротивляться ему, тот будет сопротивляться мне, и каждый, кто станет отрицать его сокрытие, отрекся от меня»[67].
хува-ль-хайу-ль-кайум
«Он – Живой, Вечносущий» (слова из айата Курси, сура «Бакара», 2: 255)
7. Четвертый Имам Зейн аль-Абидин (А) изрек: «В Имаме Махди из нашего рода есть сходства с Пророками Аллаха: с Нухом (Ноем) (А) долголетием, с Ибрахимом (Авраамом) (А) таинственным рождением и отдаленностью от людей, с Мусой (Моисеем) (А) спасением, с Исой (Иисусом) (А) разногласиями людей о нем, с Айубом (Иовой) (А) облегчением после трудностей и с Мухаммадом (С) – восстанием мечом»[68]
8. Имам Садик (А) сказал: «Воистину, у Махди будет сокрытие, во время которого раб Аллаха должен быть богобоязненным и ухватиться за религию Аллаха»[69]
9. Имам Садик (А) также сказал: «Для людей настанет время, когда их Имам сокроется». Зурара говорит: «Я спросил у него: “Каковыми же в то время будут религиозные обязанности людей?” Он ответил: “Они должны держаться за то (религиозные обязанности, идеологию и положения), что имеют, до тех пор, пока не выйдет к ним из сокрытия Имам»[70]
10. Имам Садик (А) также сказал: «Это явление (появление Имама и его восстание) не произойдет, пока не останется ни одного народа, который бы не властвовал над людьми с тем, чтобы никто не говорил: “Если бы правили мы, то обращались бы справедливо”. И только после этого Каим восстанет истинно и справедливо»[71]
Рождение Имама Махди (А)
Двенадцатый Имам Махди сын Хасана (А) родился на рассвете в пятницу пятнадцатого ша‘бана 255 года лунной хиджры (по современному календарю в 869 году) в городе Самарра (на территории Ирака), в доме одиннадцатого Имама (А)[72]. Как мы уже сказали, его отцом был Имам Хасан Аскари (А), а матерью – госпожа Нарджис, которую называли также Сусан и Сайкал. Она, в свою очередь, была дочерью Иешуа сына византийского императора и происходила из рода Шам‘уна (святого апостола Симона Петра), являющегося одним из последователей Исы (Иисуса) (А). Нарджис была очень благочестива и праведна, и Хакима сестра Имама Хади (А), одна из великих женщин рода Имамов именовала ее не иначе как «моя госпожа» и «госпожа моей семьи»[73], а себя называла ее служанкой[74]. Когда Нарджис пребывала в Византии, она видела удивительные сны. Однажды она узрела Пророка Ислама (С) и святого Ису (А), заключавших брачный договор и выдававших ее замуж за Имама Хасана Аскари (А). В других снах она увидела Фатимы Захру (А) и стала мусульманкой, но скрыла это от своих родных и близких. Вскоре началась война между мусульманами и византийцами, и Цезарь[75] сам отправился сражаться. Во сне Нарджис получила приказ, тайно смешавшись с придворной прислугой и челядью, отправиться вслед за армией в сторону арабо-византийской границы. Она так и поступила. На границе отряды авангарда мусульманских войск захватили византийцев в плен и, не узнав о том, что Нарджис происходит из императорской семьи, увезли ее вместе с другими пленными в Багдад. Это событие произошло в последние годы имамата десятого Имама Хади (А)[76]. Его посыльный передал в Багдаде Нарджис письмо, написанное самим Имамом (А) на греческом языке, а затем выкупил ее у работорговца и увез к Имаму Хади (А) в Самарру. Имам (А) рассказал Нарджис о тех вещах, которые она видела во сне, а также сообщил ей добрую весть, что она станет супругой одиннадцатого Имама (А) и матерью ребенка, который покорит весь мир и наполнит его справедливостью и правосудием. Затем имам Хади (А) поручил своей сестре Хакиме, являющейся одной из благочестивых женщин рода Имамов (А), чтобы она научила Нарджис исламским положениям, обычаям и морали. Прошло некоторое время, и Нарджис вышла замуж за Имама Хасана Аскари (А)[77].
Хакима каждый раз, когда приходила навестить Имама Аскари (А), молила Аллаха, чтобы Он даровал ему ребенка. Она рассказывает:
«Однажды я, как всегда, пришла навестить Имама Аскари и повторила свою молитву. Имам изрек: “То дитя, о котором ты молишь Аллаха, появится на свет сегодня ночью”[78].
Ее светлость Нарджис подошла ко мне, чтобы снять с моих ног обувь, и сказала: “Моя госпожа, дай мне свою обувь”. Я ответила: “Это ты являешься моей госпожой и хозяйкой. Клянусь Всевышним Аллахом, я не разрешу тебе снять с моих ног обувь и не позволю, чтобы ты служила мне. Я сама с большим желанием рада служить тебе”. Имам Аскари услышал мои слова и сказал: “Да вознаградит тебя Аллах доброй наградой!”
Я была у них до заката солнца, затем позвала служанку и сказала ей: “Принеси мою одежду, я хочу уйти”. Имам изрек: “Тетя! Останься ночевать у нас, ибо сегодня ночью тот, кто является для Аллаха дорогим и святым, родится, чтобы оживить землю после ее смерти”. Я спросила: “Господин мой! От кого он родится? Я же не вижу в Нарджис никаких признаков беременности”. Имам ответил: “(Он родится только) от Нарджис, а не от другой (женщины)”.
Я встала и внимательно осмотрела Нарджис. У нее не было никаких признаков беременности. Возвратившись к Имаму, я сказала об этом. Он улыбнулся и произнес: “На рассвете тебе станет ясно, что у нее есть ребенок. Ибо она похожа на мать Мусы (А), плод в чреве которой был тайной и никто вплоть до его рождения ничего не знал. Ибо Фараон, разыскивая Мусу-младенца, вспарывал животы беременным женщинам (для того, чтобы этот ребенок не был рожден). И то дитя, которое родится сегодня ночью – как Муса (А): оно искоренит власть подобных Фараону, и они его (тоже) разыскивают”».
Хакима продолжает: «Я до рассвета наблюдала за Нарджис. Она спокойно спала рядом со мной и не двигалась. Вдруг на рассвете испуганно вскочила с постели. Я обняла ее и произнесла имя Аллаха. Имам Аскари из другой комнаты воскликнул: “Читай ей суру «Кадр»”. Я начала читать и спросила Нарджис о ее состоянии. Она ответила: “То, о чем сообщил тебе мой господин, стало ясным”. Я продолжала читать суру “Кадр” так, как приказал мне Имам. В это время ребенок в чреве матери стал говорить и повторять суру “Кадр” вместе со мной. Он поздоровался со мной. Я очень встревожилась. Имам Хасан Аскари молвил: “Не удивляйся делам Аллаха. Всевышний Аллах удостаивает нас – Имамов – мудростью еще в раннем детстве, а когда мы возмужаем, Он делает нас “худжжатом” (аргументом) на земле…” Едва слова Имама были закончены, как Нарджис исчезла с моих глаз, словно между мной и ею появилась завеса, и я ее не видела. Вскрикнув, я побежала в другую комнату к Имаму Хасану. Имам сказал: “Тетя, возвратись, и ты увидишь ее на прежнем месте”. Я возвратилась. Не прошло много времени, как невидимая стена между нами исчезла, и я увидела Нарджис, утопающую в лучезарном сиянии божественного света, так что невозможно было смотреть. Я также увидела и младенца, который только что родился, совершающим земной поклон. Он, подняв указательный палец, говорил: “Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха Единственного, не имеющего сотоварищей. И (свидетельствую, что) прадед мой Мухаммад – Пророк Аллаха, да благословит и приветствует Аллах его и род его. И (свидетельствую, что) отец мой Амир аль-му’минин…”, – и таким образом он засвидетельствовал по порядку всех Имамов вплоть до своего имамата. Затем изрек: “О, Аллах! Выполни обещание (которое дал мне) и доведи до конца мое дело (имамат), и укрепи мои стопы, и заполни землю посредством меня справедливостью и правосудием…”»[79].
Скрытое рождение Имама
История времен Омейядов и Аббасидов, в особенности от времени имамата шестого Имама Садика (А), является живой свидетельницей того факта, что халифы по отношению к святым Имамам (А) становились все бдительнее. Это происходило из-за того, что Имамы (А) всегда были в центре внимания народа, и с каждым днем их влияние в обществе и любовь к ним возрастали. Аббасиды чувствовали, что их правлению грозит опасность, к тому же было широко известно, что Махди Обещанный (А) произойдет из рода Пророка, семейства святых Имамов и родится от его светлости Имама Аскари (А); что он – Махди (А) – заполнит землю справедливостью и правосудием. Поэтому Имам Аскари (А) был под строжайшим контролем и так же, как и его отец и дед, находился под надзором в Самарре – тогдашней столице аббасидских халифов. Со стороны Аббасидов прилагались большие усилия, чтобы предотвратить рождение и восстание обещанного ребенка. Но Божья воля была, как всегда, превыше всего и указала неизбежность этого рождения. Таким образом, их усилия были сведены на нет. Всевышний Аллах скрыл появление Махди (А) на свет так же, как скрыл рождение Пророка Мусы (А). В то же время избранные сподвижники Имама Аскари (А) многократно видели Махди (А) еще при жизни отца. Также после его мученической смерти Имам Махди (А) появился и прочитал над телом своего отца (А) намаз по усопшему. Люди видели его, и после этого Имам (А) исчез из вида.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Хафиз Ганджи Шафии. Аль баян фи ахбар Сахиб аз-заман. С. 493.
2
Ибн Саббаг Малики. Фусул аль мухимма. С. 294.
3
Махдавийат доктрина о длительном сокрытии и последующем возвращении Имама Махди (А) (прим. перев.)
4
Сура «Ан-Ниса» (Женщины) – 4: 135.
5
Сура «Аль-Ахзаб» (Сонмы) – 33: 33.
6
Сокращение от фразы «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи», означающей «да благословит Аллах его и род его!» (прим. перев.)
7
Сокращение от фразы «‘алейхи (-ха, -хим) ас-салям», означающей «мир ему (ей, им)!» (прим. перев.)
8
Хадис – предание, повествование (прим. перев.)
9
В частности, Пророк Ибрахим (А), Пророк Мухаммад (С) и многие другие пророки.
10
Сура «Аль-Ахзаб» (Сонмы) – 33: 43.
11
«Свет Священного Корана (разъяснения и толкования)», т. 1, стр. 270–274.
12
Сура «Аль-Фаджр» (Заря) 89: 15–20.
13
Так называется предание от Пророка (С) или Имамов (А), в котором содержатся слова Всевышнего Аллаха (прим. перев.)
14
«Аль-Кафи», т. 5.
15
Джахилийа – невежество. Так обычно называют период до Ислама (прим. перев.)
16
«Имам Махди», группа редколлегии организации «Дар рахи хакк», перевод с персидского языка: группа переводчиков, ИРИ, 2006.
17
Кунья составная часть арабского имени, обозначающая «отец такого-то» (прим. ред.)
18
«Бихар аль-анвар», том 51, стр. 31–34; «Усул аль-кафи», том 1, стр. 332, 333, «Глава о запрете произношения (его) имени»; «Камал ад-дин», том 2, стр. 2, 8, 49, 361, 362.
По поводу произношения настоящего имени двенадцатого Имама (А) среди ученых существуют разные мнения. Так, одна группа из них, например шейх Ансари, считают это неодобрительным; другие, как шейх Туси, запретным, а некоторые, как Хаджи Нури, утверждают, что настоящее его имя запрещено произносить на сборах и собраниях («Наджм ас-сакиб», стр. 48).
19
Покойный мухаддис Нури в книге «Наджм ас-сакиб», ссылаясь на «Захир» и «Тазхир», говорит, что имя Имама в книге брахманов «Дид» по-арабски звучит как «Мансур».
К тому же, в тафсире шейха Фурата ибн Ибрахима Куфи от его светлости имама Бакира (А) приводится хадис, гласящий, что в комментарии к 33 айату суры «Исра’»: «…если же кто-то убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей]…» имеется в виду Имам Хусейн (А), т. к. он мученически погиб. В продолжении комментария к этому же айату: «…но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь Аллахом». Имам Бакир (А) говорил, что Всевышний Аллах назвал Имама Махди (А) Мансуром, так же как Пророка (С) – Ахмадом, Мухаммадом, Махмудом, а Ису (А) – Масихом, Мессией («Бихар аль-анвар», том 51, стр. 30).
Возможно, что Имам Махди (А) назван Мансуром в том же смысле, что и в молитве «Зийарат Ашура», где читаем: «Я прошу у Аллаха, Который возвысил и возвеличил твое положение и из любви к тебе возвеличил меня, сделать моим уделом требование мести за твою кровь вместе с имамом Мансуром из семейства пророческого». («Наджм ас-сакиб», стр. 47). Также в молитве «Нудба», посвященной имаму Махди (А) и читаемой каждую пятницу, есть такие слова: «Где тот Мансур, кому будет оказана помощь со стороны Аллаха против тех, кто преступит против него (Имама)?»
20
«Башарат Ахдайн», стр. 245.
21
Зороастр – древнеиранский религиозный деятель, основатель зороастризма (прим. ред.)
22
«Башарат Ахдайн», стр. 258, также в примечании на стр. 243 говорится, что авторы исторических книг и биографий знаменитых людей пишут, что Джамасб брат Гештасба сына Лахрасба некоторое время был учеником Зороастра. Также нужно отметить, что приведенное в книге «Джамасб» встречается и в наших хадисах. Например, хадис от Повелителя правоверных – имама Али, приведенный в книге «Хисал» шейха Садука. («Мунтахаб аль Асар», стр. 473–474).
23
«Башарат Ахдайн», стр. 238.
24
Исмаил сын пророка Ибрахима (Авраама). Считается прародителем арабов (прим. ред.)
25
«Бытие», 17:20.
26
Давуд библ.: Давид (прим. ред.)
27
Псалтырь, 36:9; 36:11; 36:17; 36:22; 36:28,29.
28
В 55 айате суры «Исра’» сказано: «Мы дали Забур Давуду».
29
Обратитесь к айатам 7 и 48 суры «Аль-Анбийа» (Пророки), где «Тора» названа «Зикром» («Напоминанием»).