bannerbannerbanner
Танец Древнего. Как Вселенная решает личные и мировые проблемы
Танец Древнего. Как Вселенная решает личные и мировые проблемы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Арни: Я не подумал об этом! Фантастический пример! Вы представляете собой чувство, затем вынашивается малыш, и затем, хлоп! Вы здесь!

Один из присутствующих: Есть время в раннем младенчестве, фаза развития, об этой фазе говорят, когда появляется эго…

Арни: Верно! Ребенок, подобно новым идеям в нас, это своего рода призрачная цельность, а потом они вдруг выходят наружу и могут быть видимы всеми!

В моей истории Вселенной, в начале, в самых ранних фазах сознания, было нечто колеблющееся и любопытное. Ему было интересно. Я представляю себе, что это было что- то вроде колеблющейся синусоидальной волны.


Рис. 1. Удивление, нечто любопытное, колеблется


Это любопытное нечто интересовалось или гадало. Слово «гадать» означает что-то чудесное и духовное[1], но я использую слово гадание в смысле поиска чего-то. В моей истории вначале есть процесс удивления, гадающее Нечто, обдумывающее вещи. Мы все гадатели. Мы всегда удивляемся и пытаемся постигать вещи. Посмотрите на детей: они постоянно задают вам вопрос за вопросом: «Что такое – это? Что такое – то?»

Одна из причин, почему вы иногда не можете понимать свои собственные поведение, чувства или сновидения, состоит в том, что вы не слышите гадателя в себе. Потому что он просто спит. Самая большая проблема с пониманием сновидений, это не вопрос содержания каждого сновидения. Самая большая проблема – незнание того, кто задает вопрос, на который отвечает сновидение. Если вы хотите легче понимать свои сны, тогда, перед тем как ложиться спать, постарайтесь осознанно сконцентрироваться на том, что именно вы спрашиваете. «О чем я размышляю? Что у меня на уме? Это касается жизни, это касается работы, это касается отношений, касается смерти?» Записывайте это. Становитесь сознательным гадателем.

История, соответствующая многим историям, состоит в том, что вначале было нечто вопрошающее: «М-м-м-м??» Это нечто размышляло, гадало, но не вполне сознательно, и оно чего-то хотело. Потом оно задумалось: «Кто я?..» И случился Большой Взрыв! Большой, большой взрыв! И оно сказало: «Ага! Я – это, и я – не это!» И это краткая версия того, как создавался мир битов, кусочков и частей. Волнообразное единство удивления распадалось на части. Картинки могут помочь нам лучше понять эту идею. Волнообразное единство удивления гадало и задавалось вопросами…

Снова и снова волна начинала размышлять:



«Кто я?»


Затем у волны обнаруживались части.



И внезапно произошел очень Большой Взрыв, и волна разделилась на части.


Теперь возник «+» и возник «-».


Первоначальное единство временно забывало само себя, когда плюс (или минус) говорил другому:


«Я – НЕ ТЫ!»


Вот так наш мир и начинался – он начался с Большого Взрыва. И с тех пор мы пытаемся вспомнить первоначальное единство.


Например, я вспоминаю мою дочь Лару, когда ей было два с половиной или три года. Однажды утром она встала и стала разгуливать, как она обычно делала, разговаривая сама с собой и играя. А затем она сказала мне: «Папочка, я Лара, я не Робин!»

В моей многолетней работе с людьми я видел, как маленькие дети, а также люди более старшего возраста, снова и снова говорят: «Я – не то, я – это!», и тогда обычно случается какая-то форма Большого Взрыва. Бум! И мир начинается. И наши проблемы тоже начинаются, потому что «Я – это я, а не ты!».

Но мы, психологи, изучающие сновидения, всегда советуем вам не забывать, что вы немного похожи на другого. На того, кто есть в ваших сновидениях. Таким образом, этот процесс пробуждения и чувства («Я – это я, и я – не ты!») представляет собой гигантскую психологическую и мировую проблему. Почему происходит такое разделение?

Распад первоначальной симметрии и создание частей – это момент гигантского «Большого Взрыва». У нас вырабатываются «края» к частям самих себя и мы создаем начало мультивселенной.

Мультивселенная — это физический термин, который подхватила научная фантастика для обозначения параллельных вселенных. Параллельные вселенные названы так потому, что слово «параллельные» означает линии, которые никогда не пересекаются. Они не сходятся, не соприкасаются и никогда никоим образом не связаны друг с другом. Так и наше единство распадается на разные части, которые никак не связаны – на параллельные вселенные и психологии. Радикальные космологи в последнее время говорят о параллельных вселенных. Они говорят о других вселенных, возможно, имеющихся по соседству с нами или очень далеко – которые существуют параллельно, то есть не пересекаясь с нашей Вселенной. Для меня это так захватывающе! Я никогда не сознавал… у меня почти перехватывает дыхание, когда я это говорю… Все эти годы я работал с самыми разными людьми, с семьями, организациями и населением больших городов и никогда не осознавал, что проблему частей можно понимать с точки зрения параллельных вселенных.

Всем нам во взрослом возрасте присуща тенденция вырабатывать установку и занимать неизменную позицию, определяющую, что мы такое и чем мы НЕ являемся. Как наш мир дошел до этого? Мой ответ заключается в том, что изначально было некое поле. Поля – это силы, которые вас движут, вроде магнитного поля или поля тяготения. Это своего рода поля, которые даосы называли Дао – движущие нас силы или энергии. Поля занимают пространство и содержат энергию, и потому не может быть истинного вакуума. Поля наполняют пространство, так что любая материальная вещь в этом поле может чувствовать действующую на нее силу.

Поля лишены физической формы, так что в моем мифе о сотворении, когда поле задавалось вопросом «Кто я?», сила бесформия (пустота) становилась этим, а не тем. В тот момент формировались параллельные вселенные и случались разделения!

Вы замечаете эту историю в иудео-христианской или исламской традиции? К примеру, возьмем историю сотворения Адама и Евы. Бог что-то создавал; мы не знаем подробностей того, как он это делал, но внезапно появились люди – мужчина и женщина, которых звали Адам и Ева. Они блаженствовали, а потом появился Змей и сказал: «Давайте, съешьте это яблоко и забудьте, что сказал вам Бог!» Иными словами, забудьте свое «единство».

Откуда взялся Змей (по крайней мере, в иудеохристианской традиции)? Если Бог создавал все сущее, значит, единство, или Бог, создало и Змея, который появился, чтобы извращать желания Бога! Бог, так сказать, создал параллельные вселенные! Так что в некоторых вариантах святых книг Бог огорчался и забывал Себя, когда говорил: «Вы, ребята, покиньте небеса и отправляйтесь на землю!» Планета Земля – вон там, а небеса – вот тут. Так начали существовать параллельные вселенные. Так, очень давно, на заре существования человечества возникла идея параллельных вселенных одновременно во многих древних мифологиях.

Когда мои учителя психологии спрашивали: «Что вам снилось прошлой ночью?» – их интересовало то, что они рассматривали как параллельную вселенную, то есть мой сон прошлой ночью, вместо того чтобы видеть меня как сочетание вселенных – бодрствующей и одновременно, сновидящей вместе с моим телом здесь и сейчас. Для них сновидение не было здесь, оно было «там», в бессознательном. Фантастическая идея. Мне до сих пор нравится эта идея бессознательного, но я просто хочу отметить, что когда вы принимаете это воззрение, то, возможно, видите психику и материю как параллельные вселенные. Однако с осознанием вы можете видеть психику и материю вместе, как процесс или единство в любом человеке и вокруг него, перетекающее от одного к другому.

Итак, современная космология, многие религии и психологии говорят о разделении, параллельных вселенных, не называя их таким образом. Вера в параллельные вселенные заставляет физиков говорить: «Физика – это не психология», а психологов – говорить: «Психология – это не физика». Нам нужны параллельные миры или вселенные, но нам нужны и мосты. Нам недостает мостов между нами. Нам нужно и единство, и различие, то есть опыт бытия «этим», а не «тем». Но мы создали гигантское количество различий, специализаций и подходов, которые разбивают мир на части. То, что нам нужно сейчас – это способ оценить разнообразие и одновременно снова пережить первоначальное единство.

Как может разум Вселенной, универсальный или индивидуальный процессуальный ум, бог или глубочайшая часть нас, которая, предположительно, осознает все, забывать себя? Возможно, мы бродим в параллельных вселенных отчасти потому, что гадающий процессуальный ум, кажется, хочет забывать себя, чтобы существовали параллельные вселенные. Почему? Они ему нужны. Почему, по-вашему, гадающий процесс хочет параллельные вселенные? Просто он любит разнообразие!

Большой Взрыв помогает Вселенной пробудиться! Единство любит разнообразие и множественность и нуждается в них. Оно любит – извините, что я это говорю – оно любит конфликт! Кто хочет конфликтов? Но их так много. Должно быть, они кому-то нравятся! Здесь я просто эмпирик! Мне приходится говорить, что если есть так много конфликта, то что-то должно говорить: «Ура конфликту!» Когда я это осознал, мне стало легче работать с конфликтом. Параллельные вселенные хотят оставаться параллельными, подобно различиям между нами. Природа хочет, чтобы мы видели ее во всем ее разнообразии. Это разнообразие – часть красоты Вселенной. Оно проявляется в виде, казалось бы, неизменных противоположностей.

Если вы фасилитатор, работающий с множеством конфликтов, может быть, вам полезно думать, что «оно» нуждается в этих противоположностях, чтобы видеть себя; оно использует их для самоотражения. По-видимому, само- отражение встроено во все во Вселенной. Физики и психологи пока не знают, откуда появилось сознание, но оно есть в уравнениях. Я говорю, что сознание появляется, когда возникают параллельные миры и самоотражаются друг в друге. Вы следите за моей мыслью?

Один из слушателей: Вы говорите, что единство невозможно видеть как единство, не имея в поле разнообразия – иначе оно не единство?

Арни: Прекрасно сказано. Да, возможно, единству становится скучно с самим собой. Если есть небеса и ад, то имеется больше проблем, больше действия. И тогда возникает потребность снова находить единство! Что-то в нашей Вселенной хочет забывать свое состояние единства и создавать процессы разнообразия, конфликта, а затем снова вспоминать потребность в единстве.

Один из слушателей: Раз уж есть разнообразие, и оно всегда присутствует, и мы его создаем, почему оно должно быть конфликтным?

Арни: Конфликт ведь производит взрыв! Он пробуждает себя и все сущее. «Ой! У вещей есть другая сторона!» Порой вы просыпаетесь утром под впечатлением от очень тяжелого сна. Это тяжелое сновидение говорит: «Эй, не пренебрегай мной!» Даже кошмар может быть замечательной вещью в смысле вспоминания других энергий, которые вы не воспринимали как свою ценность, ценность в себе. Без конфликта мы склонны быть незнающими или, иначе, невольно односторонними.

Все это согласуется с китом Джона Уиллера. Этот великий физик, который умер несколько лет назад, изображал Вселенную в виде кита. Я уже рассказал об этом в другом месте. Он говорил, что Вселенная в каком-то смысле подобна киту. Ее глаз смотрит на ее хвост, и она говорит: «Ага, хвост, я не хвост, я голова, я вижу хвост». В этот самый момент она забывает свое единство. На картинке Уиллера мы все – часть одного целого, но забываем это и сосредоточиваемся на противоположностях в нашей Вселенной.

Этот выбор только одной стороны, и забвение другой проявляется в выборе нашего повседневного тела вместо нашего опыта сновидения. Вот почему, когда люди тяжело болеют и особенно при приближении смерти, они боятся утраты своего тела, то есть одной части себя, и забывают обо всем себе, включая опыт сновидения. Так работает большая часть нашего мышления. Согласно нашему типичному мышлению, когда мы живы, мы здесь, а когда мы мертвы, нас здесь нет. Вместо этого мы могли бы думать: «Возможно, мы находимся здесь, когда мы «живы», а когда мы «мертвы», мы становимся ближе к нашему сновидению, к полю единства». Мы забываем об этом. И поэтому нуждаемся в том, чтобы хотя бы иногда вспоминать это фундаментальное поле, это единство.

Где вы видите параллельные миры в теории процессуальной работы? Их множество.

Первичные и вторичные процессы. Вещи, которые ближе к осознанию и дальше от осознания. Поэтому мы стараемся говорить: есть осознание, оно едино, вместо сознательного и бессознательного, что могло бы быть лишь еще одним разделением.

Каналы и теория канала. Я что-то вижу и обычно, когда я вижу, я не чувствую. Но если я использую сенсорно-обоснованное осознание, я могу видеть, затем двигаться, чувствовать, относиться и т. д. в качестве движущегося процесса. У большинства людей во всем мире чувство тела маргинализируется. Нередко именно поэтому людей бывает так трудно заставить сосредоточиться на телесных ощущениях – другой канал подобен другому миру.

Общепринятая реальность и страна грез. Мир, который все называют реальным, и другой мир, мир сновидений.

Двойные сигналы. Один сигнал, который вы посылаете, осознавая это, и «двойные сигналы», которые вы почти не замечаете. Опять два мира, случающихся в одно и то же время.

Как вы, возможно, знаете из предыдущей книги, я называю нашим первичным повседневным процессом чувства, идеи и сигналы, с которыми вы (или 'u')[2] отождествляетесь. X – это своего рода сокращение для вторичного процесса, «не-я»! В повседневной общепринятой реальности есть u, а также эта другая часть вас – X, – которая находится дальше от осознания и проявляется в двойных сигналах и сновидениях, как если бы она была параллельным миром или отдельной сущностью.

Параллельные миры в квантовой теории

В квантовой физике противоположные реальности могут присутствовать одновременно. Как вам известно, согласно Эрвину Шредингеру, вы можете в одно и то же время быть как живым, так и мертвым. Он пояснял свою идею на примере кота. В сущности, он говорил: «Возможность того, что кот может быть мертвым или живым одновеменно, безусловно, доказывает неправильность моего волнового уравнения квантовой физики». Но он напрасно сомневался в себе. В квантовой физике, как и в сновидениях, у вас могут быть параллельные миры, кот может быть и мертвым, и живым в зависимости от наблюдателя.

Два таких совершенно разных и явно несовместимых состояния, как смерть и жизнь, могут присутствовать оба в одно и то же время.

Позвольте мне, чтобы оживить теорию, обратиться к истории, которая однажды случилась со мной. Мы с Эми собирались уезжать из Яхатса. Там мы часто бывали на берегу, работая и занимаясь нашей работой с миром, то есть выращивая овощи и наблюдая за морскими львами и китами. Потом мы переезжаем в Портленд. И тогда Яхатс воспринимается мной как очень обособленный параллельный мир – совершенно другой, отдельный от параллельного мира Портленда. В Яхатсе есть океан с китами, которые время от времени всплывают и говорят привет. В Портленде вы их не увидите. Но в Портленде есть Старбакс, 23-я авеню, множество людей, всевозможные вещи. Яхатс – это мир, где к твоему дому приходят медведи, но туда приходит очень мало людей.

Так или иначе я как раз изучал эту идею перекрывающихся состояний, когда мы с Эми готовились ехать на машине в Портленд. Представьте себе: мы входим в гараж и нажимаем на кнопку, чтобы открыть подъемную дверь гаража. Но нет электричества! Видимо, где-то в Яхатсе упало дерево, и в результате не стало электричества. У нас назначена встреча в Портленде, а дверь гаража опущена и не двинется с места без электричества. Она не может двигаться. Дерево разорвало электрические провода, и наша гаражная дверь обесточена и не может открыться. Я начал нервничать, беспокоясь о том, чтобы попасть в Портленд вовремя.

Потом я вспомнил про параллельные, отдельные миры. Яхатс – внутреннее, а Портленд – внешнее в мире, делающем то и это. Разделенные миры. А потом я подумал о том, что, быть может, они оба существуют в одно и то же время и перекрываются: Как я могу быть, подобно коту Шредингера, одновременно мертвым и живым, быть и внутри и снаружи в одно и то же время? Как это возможно, и как мне поможет тот глубокий квантовый мир, или «квантово-волновой мир»?

Я пытался поднять гаражную дверь, но механическую часть заело, и я не мог ее поднять. Для этого мне, как минимум, был необходим кран. Мы ужасно спешили, и я сказал себе: «Я должен вспомнить мою глубочайшую самость, мою связь со всей Вселенной». Каждый из вас должен будет делать это по-своему. Я же погружаюсь глубоко в себя, пока не чувствую: «О, два параллельных мира перекрываются, и одна часть находится внутри, а другая часть снаружи». Затем я подумал о том, что я не внутри или снаружи, о том, что это перекрывающиеся миры, так что я нахожусь внутри- снаружи в одно и то же время. Яхатс и Портленд оба здесь в одно и то же время. Внутри и снаружи в мире я с вами и я не с вами. Все вы по-своему это делаете.

Я иду глубоко внутрь-вовне, и затем Эми по какой-то причине дает мне плоскогубцы (никто из нас ничего не сказал), и что-то во мне берет их и начинает бить – бум, бум, бум — в гаражную дверь. В каком-то своего рода мечтательном состоянии, они, кажется, действуют на что-то почти сами собой, на что-то, чего я не могу видеть. И дверь, как по волшебству, открывается во «внешний мир». Это звучит как анекдот, но это правдивая история! Дверь гаража открылась! Это действительно случилось, я не могу это объяснить, и я не уверен в том, как это происходило. Не вполне рационально, что внутреннее в Яхатсе и внешнее в Портленде присутствуют одновременно, но есть сущность или единство, находящееся за пределами параллельных миров. Это, как если бы вы могли быть внутри и «витать в облаках», в то время как вы находитесь снаружи, ясно и точно мысля, без преграды или гаражной двери между этими внутренним и внешним.

Один из слушателей: А дверь опустилась обратно?

Арни: Да! Я не могу это объяснить, там были замок и шестеренки, и что-то происходило между замком и шестеренками. Я не знаю, что делал я, но оно делало!

Кто-то из слушателей: Вы сочли бы это мостом между мирами?

Арни: Да! Я это утверждаю. Эта глубочайшая часть нас, которая подобно квантовым волнам может быть одновременно в двух состояниях. Эти тонкие, волнообразные переживания в нас представляются мостом, отсутствующим в параллелизме нашей повседневной жизни. Есть внутренний и внешний миры, которые я ассоциирую с чувством Яхатса и большим городом Портленд. В то же время между ними есть своего рода «мост». Я буду называть это взаимопониманием или общей позицией между разными частями меня самого и повседневной общепринятой реальности. Нам нужно добраться до этой общей позиции, до этого моста.

Один из слушателей: Вы говорите, что наша повседневная самость не знает, как делать такую работу?

Арни: Да. Я очень много знаю о механике, но я не мог заставить ту гаражную дверь двигаться вверх или вниз. Интересно и значительно осознавать, что есть нечто, пытающееся говорить мне: «Арни, внутри означает Яхатс, а Портленд – это внешний мир, и на глубочайшем уровне они перекрываются прямо сейчас!» Нам нужно заново открывать мост сновидения-единства, при этом будучи совершенно ясно мыслящими и бодрствующими в повседневной реальности.

Но как насчет времен, когда мы просто не можем найти мост? Вы знаете о таких временах? У всех, с кем я когда- либо встречался, были периоды в жизни, когда они говорили себе: «Я развалился, я не могу собрать свои части воедино. О Боже! Почему я снова работаю над этой проблемой? Почему это снова происходит?»

Мои учителя рассказывали мне историю о Юнге. Они пошли с ним в церковь в Базеле, в Швейцарии, где он читал лекцию и пытался объяснять психологию религии. В то время ему было чуть больше семидесяти, и он был настоящей нервозной развалиной…

И Барбара Хана сказала ему: «К.Г.! Почему вы так расстроены?» Но она все очень ясно понимала сама. Она сказала: «К.Г., это просто опять возвращается ваш отрицательный отец!» Совершенно раздраженный Юнг ответил: «Чего вы ожидаете! Я работал над этим всю свою жизнь, и теперь это опять приходит, чтобы ясно показать, что оно здесь!»

Так сам Юнг, кумир миллионов, сражался с противоположностями всей своей жизни тем же образом, что и сапожник, живущий дальше по улице. Почему проблемы, которые мы могли решить, которые мы должны были решить, уже решили, появляются снова?

Мне нравится это молчание. Работать над вашими проблемами, чтобы их решать – это прекрасная мысль, но на данном этапе суть не в проблемах, а в их скрытых энергиях и точках зрения, то есть в их разнообразии! Мне кажется, что Вселенная любит разнообразие, ей нравится конфликт. Когда в вашей жизни снова появляются старые конфликты разнообразия, это происходит потому, что природа пытается говорить вам, что те мощные, разные энергии в вас все еще существуют. И именно они составляют часть вашей красоты и вашего общего процесса. С одной точки зрения, разные фигуры и энергии представляют проблемы, но с другой – они часть поднимающейся и опускающейся волны. Эти энергии – часть вашей прелести. Они то, что заставляет вас быть продолжающимся удивительным процессом.

Один из слушателей: Не можете ли вы также просто сказать, что они хотят, чтобы их видели?

Арни: Замечательно! Они хотят, чтобы их видели и признавали, они хотят, чтобы их действительно видели.

Например, самое трудное для человека, который говорит: «Я хочу быть добрым, любящим, счастливым человеком», – это иметь еще один, явно противоположный вид энергии, вроде вот этого (мимически изображает взрыв). В этой взрывной энергии можно видеть часть внутренней красоты, но из-за травмы из прошлого или чего-либо еще она видится как «не-я». Однако, с самой беспристрастной точки зрения, есть просто фундаментальное единство, предстающее как разнообразие.

Когда я писал книгу «Геопсихология», Американская психологическая ассоциация решила дать на нее рецензию. Книга в целом понравилась рецензентам, но один из них сделал замечание, которое я до сих пор помню. Он сказал: «Это действительно ново, эти упражнения действительно работают. Похоже, Минделл знает, о чем он говорит». Но затем рецензент сказал: «Но что делает физика в книге по психологии?»

Параллельные вселенные

Что физика делает в психологии? Моим возражением было: «Я – и то, и другое». Мы живем с параллельными вселенными и являемся параллельными вселенными; они невероятны, и они – часть нашей красоты и часть наших затруднений. Наша работа – танцевать… находить объединяющее течение, которое представляет собой и то и другое, психику и материю.

Танец собирает нас всех вместе. В глубине под поверхностью есть танец, который объединяет эти параллельные миры и делает их фазами общего течения наподобие «волны», о которой я говорил ранее в этой главе. Эта волна – символ процесса.

Процесс

Когда я впервые начал изучать психологию, психика существовала сама по себе, а материя – отдельно от психики. И никто не знал, как их свести воедино. Как соединяются психика и материя? И я говорил, возможно, психика и материя, определяемые как неизменные вещи – это неправильная парадигма. Быть может, нам просто нужно сосредоточиваться на процессе. Забудьте эти разделяющие парадигмы. Процесс, например, говорит: «Сейчас я что-то чувствую в своем теле, теперь у меня есть мысленный образ». Тот факт, что ваши сновидения появляются как телесные симптомы – это идея сновидящего тела на заднем плане. Процесс – это мост между параллельными мирами, между противоположностями, между сновидением и телом – мост, который соединяет миры.

Алхимия

Эти идеи соединяли в себе многие духовные традиции. Одной из них была алхимия. Как некоторые из вас знают, в Европе и Азии и в разных частях мира алхимики пытались соединять вещи. У них были разнообразные цели. Они соединяли в своих котлах противоположные вещи и варили их, они соединяли горячее с холодным; они пытались разрешать вопросы разнообразия, разрабатывая и интуитивно чувствуя какой-то вид качества единого мира, скрытого за миром частей, которое они называли Unus mundus.

Даосизм

Соединение противоположностей занимает центральное место и в даосизме. Даосы говорят о «Дао, которое не может быть выражено словами». Они представляли себе Дао как полевую колеблющуюся волну, энергию. Эта полевая энергия процессуального ума движется между полярными противоположностями. Дао, которое можно выразить словами, – это инь и/или ян действительно просто и легко. Дао, выразимое словами – это то, что происходит, если я прошу Дао сказать мне, следует ли мне идти налево или направо. Это похоже на то, как я подбрасываю в воздух свою ручку. Следует ли мне идти в жизни направо или налево? Позвольте мне теперь подбросить ручку, чтобы она крутилась в воздухе (подбрасывает ручку). Она говорит – налево. Налево! Это Дао, которое можно выразить словами.

На страницу:
2 из 4