Полная версия
Обучение совершению ритуальной молитвы
Обучение совершению ритуальной молитвы (с доказательствами из Корана и достоверной Сунны)
Составитель Н.А. Зейналов
Предисловие
Ислам как религия явил людям знание во всем его совершенстве, столь необходимом для того, чтобы научить и воспитать людей, дать толчок восхождению человечества из глубин материального прозябания к беспредельным высотам духовного величия, когда каждый человек мог бы считать себя его последователем, приближаясь к Божественной благодати, доступной каждому искренне ее жаждущему ровно в той степени, в какой он сам того желает. Обуздание плотских желаний человека неизменно приводит к их естественной сублимации в область морали, которая постепенно выводит человеческий разум на путь восприятия и постижения более высоких жизненных ценностей. Для того, чтобы войти в мир духовного блаженства человек обязан достичь определенной ступени набожности и смирения. Все предыдущие религиозные доктрины, в особенности учения иудеев и христиан, ограничивались, как правило, какими-то экстремальными формами добровольного подвижничества и аскетизма, выходившими за грань соответствия естественным условиям общественной жизни людей. Такого рода экстремальные формы поклонения, даже при свободе их выбора, могли стать достоянием лишь тех немногих, кто ради поставленной цели решился полностью отказаться от своей земной жизни. Большинство же в это время продолжало погружаться в трясину лицемерного формального соблюдения религиозных предписаний и обрядов.
Ислам как практическая религия, всесторонне регулирующая жизнь человека, зиждется, в первую очередь, на смирении человеческой души путем внушения ей понимания ее зависимости от Создателя и, таким образом, побуждения ее полностью подчиниться Его воле, чтобы она могла поклоняться ему в полном соответствии с ее скромным положением. Тем самым Ислам переносит человека в присутствие его Господа. Первым основополагающим предписанием Ислама является молитва (салят), благодаря которой у человека формируется необходимое ощущение своей связанности с Богом и устанавливается прямой контакт с атрибутами Абсолютного Божества.
Молитва, которая является ключом к общению с Аллахом, позволяет верующим находиться в постоянном контакте с великим Творцом, это связь с Аллахом и средство получить у Него прибежище и помощь. Им открывается путь в потусторонний мир, в мир сверхъестественного. Они склоняют головы только перед Аллахом и выражают покорность одному лишь великому Создателю Мира Бытия. В их жизни нет места для смирения и робости перед лицом угнетателей и тиранов. С помощью молитвы они просят помощи и поддержки у Источника Благосклонности и Милосердия.
Такие люди чувствуют, что стоят рангом выше всех других существ, ибо удостоены чести обращаться к Аллаху и напрямую говорить с Ним. Именно это необходимо в первую очередь для религиозного воспитания. Правоверные своей истинной верой, добрыми делами, искренностью и истовостью молитвы заслужили особого, исключительного снисхождения и сострадания, которого лишены все неверные.
Человек, который с открытой душой и сердцем пять раз в день обращается к Аллаху и искренне произносит слова молитвы, привносит в свои мысли, поступки и речи частицу Божественного света. И разве может такой человек совершить что-либо, что может вызвать недовольство Аллаха? Божественные повеления и религиозные предписания в Исламе служат благу людей и защите их прав. Другой цели у них нет. Этими установлениями Аллах направляет людей к достижению телесного и духовного очищения.
С помощью молитвы человек действительно устанавливает связь с Вечной Силой, то есть с Аллахом, для которого нет сложных проблем и затруднительных положений. Само ощущение этого успокаивает человека, придает ему силы и стойкость в борьбе с неудачами.
Может ли быть для слабого и беспомощного человека более надежный и короткий путь к Всемилостивому и Всемогущему Аллаху, чем просьба о помощи, вознесенная молитвой?
Значение и необходимость молитвы
Молитва – это один из столпов Ислама, средство сближения с Аллахом, выражение покорности Ему, благодарность за Его бесконечную милость, следование примеру святого Пророка и пречистых имамов, прочная нить, связывающая человека с Богом, а также дверь, которая постоянно открыта для испрашивания и получения у Аллаха помощи и наставления и закрыта для ошибок и прегрешений. Молитва – это единственный выход, через который вера, живущая в наших сердцах, может вылиться в поступки, обещая вступление в мир вечного счастья и на земле, и на небе.
Достоинствам обряда молитвы посвящено немало айатов в Священном Коране и множество высказываний, которые цитируют мусульманские источники. Первостепенное значение молитвы подтверждают многие доводы как рационального, так и религиозного плана.
Ниже мы приводим мысли покойного автора книги «Джавахир аль-калам» (том 7, стр. 1). Его размышления основываются на содержании коранических стихов и ряда достоверных хадисов.
«Молитва – это действие, предотвращающее совершение гнусных и непристойных поступков. Во время молитвы остывает пламя геенны, а чистый душой верующий устанавливает с Аллахом связь, благодаря которой получает возможность духовного самосовершенствования. Подобно водной струе, что смывает грязь с тела, молитва смывает с верующих их грехи, а ее совершение пять раз в день можно сравнить с многократным омовением под этой струей. Ведь и Великому Иисусу, и другим пророкам Аллах повелел молиться на протяжении всей жизни.
Молитва – это один из столпов Ислама. Это наилучший из поступков и наиважнейший из обрядов (предписанных Исламом). Она служит мерилом всех других деяний человека. Так, только совершив полный обряд молитвы, человек получает целиком воздаяние за свои прочие поступки, потому что все его добрые дела принимаются Небом только с молитвой. Подобно центральному шесту, на котором держится вся палатка, молитва является столпом, поддерживающим все остальные ритуалы и обряды, и всю религию в целом. Поэтому первое деяние смертного, которое будет взвешиваться в Иной жизни и за которое с него там спросится, – это молитва. Если его молитва будет принята, то и все остальные его [добрые] дела, которые он совершил на своем земном пути, будут оценены по достоинству и приняты. Но если она будет отвергнута, то остальные его благие поступки даже не будут рассматриваться и, непринятые, вернутся к нему. Учитывая сказанное, не стоит удивляться, когда тот, кто пренебрегает молитвой, получает прозвище ‘неверующий’. И это соответствует истине, особенно, если причина отказа от молитвы кроется в непринятии самой религии. По словам имама Садыка, он не знает ничего лучше, выше и благостнее для Аллаха, чем молитва. Тот, кто молится все пять раз точно в положенное время, в день Суда встретится с Аллахом, ведь у него в руках находится договор, по которому он, благодаря каждодневной молитве, имеет право на пребывание в раю. Но тот, кто пренебрегает обязательной молитвой, или нарушает ее сроки, должен будет дожидаться решения Аллаха: простить его, или покарать. Такая молитва лучше, чем двадцать хаджей, каждый из которых, в свою очередь, предпочтительней, чем полная комната золота, розданного как подаяние ради Аллаха. Обязательная молитва лучше, чем тысяча хаджей, каждый из которых стоит больше, чем весь мир со всем, что в нем есть. Воистину, покорность Аллаху есть служение Ему на земле, а никакая служба не может сравниться с молитвой. Поэтому ангел и принес Захарии благую весть именно во время молитвы в святилище. Когда человек готовится к совершению молитвы, Небеса осыпают его своими дарами, а вокруг него собираются ангелы. И ангел провозглашает, что если бы сей молящийся раб знал, что содержит в себе молитва, он ни за что не стал бы ею пренебрегать…
Восьмой Имам его светлость Риза писал по поводу проблем, возникших у Мухаммада ибн Санана, что значение молитвы объясняется тем, что она представляет собой признание человеком Власти Аллаха, Всемогущего и Достославного, и отрицание существования равного Ему. Творить молитву, значит смиренно, униженно и покорно предстать перед Всевышним Аллахом и просить у Него прощения за совершенные прегрешения. Во время молитвы человек несколько раз касается лбом земли в знак прославления Всевышнего и постоянной памяти о Нем. Обращенная к Аллаху молитва оберегает верующего от зла и помогает ему избежать любых безнравственных поступков и прегрешений».[1]
Посланник Аллаха, обращаясь к Повелителю правоверных Али ибн Аби Талибу, изволил сказать: «Существует три признака, отличающих правоверного: молитва, пост и подаяние. Существуют и признаки, выдающие лицемера: если он скажет, то солжет, если пообещает, то нарушит обещание, а если ему окажут доверие, он обманет».[2]
Коран, описывая богобоязненных и благочестивых, говорит: «Это Писание (т. е. Коран), нет сомнения в нем, руководство для богобоязненных, которые веруют в сокровенное и совершают молитву»[3]. Поэтому, благочестивым может считаться лишь тот, кто совершает молитву.
Просим Всемилостивого и Милосердного Аллаха принять этот скромный труд и простить за возможные упущения и ошибки. Надеемся на вознаграждение Всевышнего Аллаха в тот день, когда ничего дороже не будет зачтено, чем доброе деяние, искренне совершаемое в этой нашей жизни.
Зейналов Назим Алиевич, 24.10.2003
Идеологические и практические аспекты Ислама
Религиозные принципы подразделяются на две группы:
1. основные религиозные принципы (усул ад-дин);
2. второстепенные религиозные принципы (фуру‘ ад-дин).
Усул ад-дин – это ряд убеждений, которые составляют основу Ислама; к ним относятся:
а) Таухид (монотеизм) – вера в то, что Аллах Един в Своей сущности и атрибутах. В Священном Коране говорится: «Он – Бог, нет бога, кроме Него. Властелин Он, Пресвятой, мир дарующий…»[4].
‘Адл (справедливость) – вера в то, что Аллах Справедлив. В Священном Коране говорится: «Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям…»[5].
б) Нубувват (пророчество) – вера в то, что Наимудрейший Аллах для наставления людей на истинный путь посылал пророков и посланников, и что Адам (мир ему!) первый из них, а Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) последний: «…Помните о милости, оказанной вам Аллахом, когда назначил Он пророков среди вас…»[6];
Имамат (духовное и светское руководство) – вера в то, что после кончины Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) Аллахом были назначены двенадцать имамов (руководителей) из рода Пророка (мир им!) для предостережения исламской общины от отклонения с истинного пути. Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Воистину, не истечет срок этого предписания (предписания Ислама) до тех пор, пока не закончится правление двенадцати халифов…»[7].
в) Ма‘ад (воскресение) – вера в то, что Всевышний Аллах воскресит людей из мертвых для расплаты за совершенные ими в этой жизни деяния. В Священном Коране говорится: «А тем, которые не веруют в будущую жизнь, [возвещаем] о том, что Мы приготовили им мучительное наказание»[8].
Мусульманином считается тот, кто уверует в вышеперечисленные принципы (Таухид, Нубувват, Ма‘ад) и тот, кто отрицает их – не является мусульманином.
Каждый человек обязан сам осознать основные принципы своей религии и подражание в них недопустимо.
Под второстепенными вопросами (фуру‘ ад-дин) подразумеваются практические предписания, а именно:
\) Ас-салят – молитва.
В Священном Коране сказано: «Воистину, молитва для правоверных предписана в строго определенное время»[9].
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Молитва (намаз) – опора вашей религии».
2) Саум – пост, который вменил Всемогущий и Великий Аллах в обязанность общине Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), как и тем, кто был до него, ибо сказано Всевышним в Коране: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, кто был до вас, быть может, вы будете богобоязненны»[10].
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: «Аллах сказал: “Все деяния сынов Адама для него самого, кроме поста. Так пост, он для Меня и Я воздам ему”».
3) Хуме – выплата одной пятой части дохода, согласно определенным законам, нуждающимся потомкам Пророка[11] (да благословит Аллах его и род его!). Всевышний в Коране о хумсе говорит: «Изнайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и посланнику, и родственникам посланника, и сиротам, и бедным, и путнику,…»[12].
Когда около Имама Казима (да будет мир с ним!) прочли айат о хумсе, он изволил сказать: «То, что Аллаху, так это для посланника и то, что для посланника, так это для нас».
4) Закят – налог, определенный Кораном и обязательный для всех мусульман. Имущества, подлежащие уплате закята
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Джавахир аль-калам», том 7, стр. 1.
2
«Бихар аль-анвар», том 77, стр. 53, предание Ъ.
3
Сура «Аль-Бакара» (Корова) – 2:2.
4
Сура «Аль-Хашр» (Собрание) – 59:23.
5
Сура «Аль-Бакара» (Корова) – 2:2.
6
Сура «Аль-Маида» (Трапеза) – 5:20.
7
Бухари, «Сахих» (раздел «Аль-Ахкам»); Муслим, «Сахих» (раздел «Аль-Амарат»); Тирмизи, «Сахих» (т. 2, стр. 35); «Мустадрак ас-Сахихайн» (т. 4, стр. 501); Хейсами, «Маджма» (т. 5, стр. 190); Мут-таки Хинди «Канз аль-Уммал» (т. 3, стр. 205); «Аль-Фитан» (т. 6, стр. 201); имам Ахмад ибн Ханбал, «Муснад» (т. 1, стр. 398 и т. 5, стр. 92); Абу Наим, «Хилйат аль-Аулия» (т. 4, стр. 333); Джалаладдин Суюти, «Тарих аль-Хулафа» стр. 14–15.
8
Сура «Аль-Исра’» (Ночной перенос) – 17:10.
9
Сура «Ан-Ниса» (Женщины) – 4:103.
10
Сура «Аль-Бакара» (Корова) – 2:183.
11
Потомков пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) называют сейидами
12
Сура «Аль-Анфал» (Добыча) – 8:41.