Полная версия
Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий
Мохаммад-Али Хаджидехабади. Сейед Али Хосейнизаде
Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий
محمدعلی حاجی ده آبادی
سيد علی حسينی زاده
بررسی مسائل تربيتی جوانان در روايات
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
В наши дни, когда все более очевидным становится кризис морали «общества потребления», когда искусственные культурные ценности, навязываемые человечеству на протяжении не одного десятилетия, медленно, но верно начинают изживать себя, на повестку дня выходит проблема воспитания нового поколения, обладающего высокой духовностью. В свете растущего социального запроса на эффективное нравственное воспитание детей и молодежи особенное значение приобретает исламская педагогика как система, способная сформировать цельную личность, обладающую широким спектром лучших человеческих качеств.
Ислам учит, что каждый ребенок рождается с праведной сущностью. Поскольку воспитание приносит наилучшие плоды именно в раннем возрасте, когда детская душа податлива и восприимчива, в задачу родителей и педагогов входит сохранить природную чистоту ребенка и привить ему те знания и умения, которые позволят маленькому человеку вырасти в полноценную гармоничную личность. И здесь очень важно отталкиваться от индивидуальных особенностей каждого ученика, выявить его врожденные склонности и направить их в нужное русло.
Исламская традиция гласит, что наилучший способ воспитания – это подражание идеалу. И образцами для учащихся должны стать не только родители и педагоги, но и великие деятели человеческой истории и культуры. Именно на этом принципе построена предлагаемая читателю книга. Авторами было изучено большое количество материала, относящегося к жизненному пути Пророка ислама (С) и членов его семейства (А). Их высказывания и поступки, имеющие прямое отношение к молодежи и подрастающему поколению, легли в основу педагогических рекомендаций, которые, смеем надеяться, окажут существенную помощь в воспитании и обучении личности, обладающей не только глубокими познаниями в различных областях науки, но и высокими моральными качествами. Данное учебное пособие предназначено в первую очередь для специалистов в области исламской педагогики, однако оно будет полезно каждому родителю, желающему воспитать своего ребенка Человеком с большой буквы.
ОТ АВТОРОВ
Книга, которую вы держите в руках, представляет собой сборник педагогических материалов о молодежи, большая часть которых основана на анализе жизненного пути и высказываний Пророка ислама (С) и его потомков (мир им!). Изучая педагогические идеи в Исламе, можно встретиться с самыми разными подходами и тенденциями. Некоторые исследователи стараются заявить о новых методах обучения и воспитания, приводя свидетельства и подтверждения из религиозных текстов, другие главным образом обращают внимание на религиозные постулаты и заповеди, но в меньшей степени склонны анализировать и осмысливать эти заповеди, тогда как третьи дистанцируются от узкоспециализированного подхода к столь важному вопросу и представляют свои рассуждения в виде общих и светских положений, а не выражают их научным, глубоким и аргументированным языком.
В данной книге мы попытались предложить такой подход к обсуждению проблем исламской педагогики, который по меньшей мере отличался бы от других существующих методик. Конечно же, мы не утверждаем, что разработанный нами подход является совершенно инновационным, однако с точки зрения обсуждаемой проблемы, а именно вопросов воспитания юношества и молодежи, мы можем претендовать на новизну. Нижеследующие моменты подтверждают новаторство наших идей.
За основу предлагаемой книги были взяты религиозные тексты, и мы, по мере наших возможностей, попытались сначала вычленить из этого материала все постулаты, имеющие отношение к той или иной теме. Затем наступила очередь их интерпретации. Нужно заметить, что до сих пор не стало предметом должного внимания стремление извлекать из одного постулата множество сообщений и различных истолкований помимо его прямого смысла. На наш взгляд, авторы имеющейся педагогической литературы ограничиваются незначительной интерпретацией религиозных текстов и не проявляют необходимой креативности для выведения из преданий всех возможных смыслов. Между тем широкое толкование означает не навязывание религиозному тексту определенного мнения или идеи, а точность при извлечении как можно большего количества смыслов и посланий из того или иного постулата. Разумеется, на этапе изучения и оценки этих смыслов следует быть точным и осмысливать религиозно-правовые и хадисоведческие аспекты, а также владеть признанными принципами и правилами науки толкования преданий (‘ильм ад-дираййа) и необходимой подготовкой для понимания преданий в свете иджтиха-да, а не предлагать аудитории любые истолкования и недостоверные интерпретации в качестве аутентичного послания тех или иных преданий, какими бы привлекательными они ни казались. Мы постарались предложить читателю наибольшее количество истолкований и смыслов, которые можно было извлечь из религиозных постулатов, связанных с молодежью, а затем выявить связь и отношение между посланиями и смыслами этих постулатов. В этом деле за основу были взяты методы и принципы, использующиеся при толковании смысла хадисов, ибо любой другой путь оказался бы ошибочным. В завершение этого процесса мы представили результаты наших рассуждений в соответствующей форме, о чем будет сказано ниже.
Что касается важности и необходимости рассматриваемой темы, то, думается, этот факт ни у кого не вызовет сомнений, потому что сама эта тема является одним из разделов педагогических изысканий, до настоящего времени не ставших предметом серьезной и заслуживающей внимания исследовательской работы. К тому же наличие в стране большого количества молодежи, запросы и потребности молодого поколения сделали необходимость планирования в сфере воспитания и наставления юношества одной из насущных проблем. Несомненно, формулирование исламских идей на основе религиозных источников может оказаться полезным для правильной ориентации программ и методов преподавания и будет способствовать разработке политики в сфере образования и культуры, способной обогатить духовный потенциал населения.
Материалы предлагаемой книги представлены в двух разделах.
Первый раздел содержит материалы, посвященные воспитанию молодежи и юношества и являющиеся попыткой систематизации послания преданий и нашей интерпретации этих посланий, а также логической связи между ними. Раздел включает в себя три главы.
Первая глава называется «Отношение Ислама к молодежи». В ней мы попытались в общих чертах продемонстрировать специфику отношения Ислама к юному поколению, используя имеющиеся в религиозных текстах описания молодежи, а также особенности молодого возраста.
Во второй главе мы рассмотрели методы воспитания молодежи с точки зрения религиозных текстов, изучив две группы педагогических принципов: во-первых, те из них, на которые следует обращать внимание при наставлении молодых людей с целью их побуждения к благим поступкам и качествам, а также богоугодным убеждениям; во-вторых, принципы, которые необходимо учитывать в процессе отстранения молодежи от предосудительных мыслей и поступков.
Третья глава называется «Содержание образования и воспитания молодежи» и является ответом на вопрос о том, чему следует учить подрастающее поколение. Здесь говорится о шести основных содержательных блоках, которые относятся к различным аспектам воспитания человека.
Второй раздел представляет собой собрание преданий о молодежи с переводом на русский язык и теми истол-ко-ваниями, которые можно предложить в свете их общего, конкретного или метафорического смысла.
Мы надеемся, что эта скромная попытка будет принята Его Светлостью Имамом Махди и принесет пользу всем интересующимся исламской педагогикой, в особенности воспитанием молодежи и юношества.
Доктор Мохаммад-Али Хаджидехабади
Доктор Сейед Али Хосейнизаде
Раздел 1
АНАЛИЗ ПРЕДАНИЙ О МОЛОДЕЖИ
Глава 1
Как должен мусульманин относиться к юношеству?
Введение
Характер нашего поведения при общении с подростками и способы взаимодействия с ними, а также чувства к молодым членам общества проистекают из отношения к ним старших, опирающегося на взгляды и убеждения, по-разному формирующиеся и восходящие к разным источникам. Живительное учение Ислама предлагает нам особое отношение к феноменам вселенной, в рамках которого человек, будучи наместником Аллаха, обладает выдающимся и превосходным положением среди всех прочих созданий, так что обретает даже более высокую ценность, чем ангелы, которые пали перед ним ниц в земном поклоне. В целом, если не учитывать определенного периода жизни, Ислам воспринимает человека как ребенка, подростка, молодого человека или взрослого. Ознакомление с исламским представлением о человеке в целом и о каждом из этапов человеческого развития в частности является необходимостью, поскольку, помимо той роли, которую человек играет в собственном духовном совершенствовании, на каждом отрезке своей жизни он обладает особыми обязанностями и ответственностью перед другими людьми и лишь тогда справляется с этими обязанностями, когда знаком с исламским воззрением и применяет в своей жизни его рекомендации.
В этой главе рассказывается об отношении Ислама к юношеству и молодежи. Сведения, о которых пойдет речь, были извлечены из высказываний и жизненного пути Непорочных при размышлении над кораническими аятами. Здесь мы кратко опишем понятие отношения и его функции, после чего расскажем о неисламском подходе к молодежи и попытаемся определить позицию Ислама по отношению к юношеству, рассмотрев ее через призму двух вопросов. Первым из них является ценность и значение периода юности и молодости в исламском представлении, а вторым – выдающиеся и уникальные особенности человека в этот период его жизни.
Первый вопрос: понятие, функция и значение отношения
1. Понятие отношения
Когда речь заходит об отношении человека или учения к какой-либо вещи или какому-то специфическому явлению, имеются в виду не только представления и знания этого человека либо точка зрения данного учения на рассматриваемый предмет, но и чувства, эмоции и характер их взаимодействия с этим явлением. Большинство социальных психологов считают отношение устойчивой системой, включающей в себя три элемента: знание, чувства и склонность к действиям (поведенческий элемент)[1].
Поэтому, чтобы раскрыть отношение к человеку какого-либо субъекта либо учения, следует ознакомиться не только с точками зрения, воззрениями и доктринами этого субъекта или учения, описывающими сущность человека. Требуется рассмотреть чувства и эмоции, расположение или нерасположение, симпатию или антипатию по отношению к человеку вообще, а также характер реального или рекомендованного поведения и взаимодействия с ним. Несомненно, степень соответствия трех упомянутых элементов способна повлиять на характер нашей оценки того или иного отношения, что может приблизить нас к пониманию фундаментальных основ педагогической системы, свойственной этому учению.
К сожалению, в большинстве работ, рассматривающих проблему молодежи с исламской точки зрения, этот вопрос не был глубоко проанализирован; можно даже утверждать, что до сих пор никто не рассматривал данную проблему в подобном аспекте. В основном господствует фрагментарный взгляд на молодежь и ее поведение.
2. Значение и функция отношения
На наш взгляд, рассмотрение педагогических проблем, особенно с исламской точки зрения, важно начинать с во проса отношения. Осознав достоинство элементов исламской педагогической системы в отношении детей и под ростков, можно воспользоваться ею для истолкования каждого из этих элементов и критики распространенных в исламских странах педагогических методов. Например, зная, что с точки зрения Ислама ребенок является одним из цветков рая и даров Аллаха, можно с легкостью понять другие элементы этой системы, такие как искренняя симпатия и любовь к ребенку, воздержание от его наказания и насилия над ним (кроме как в редких случаях и только принимая во внимание его состояние) и даже такие юридические и религиозно-правовые вопросы, как право ребенка на наследство. Общество доисламского периода не признавало за не достигшими зрелого возраста детьми права на наследование имущества, так как не видело в несовершеннолетних никакой пользы для себя. Как пишут авторы комментариев к Корану, когда был ниспослан «аят о доле в наследстве (слабых детей)»[2], некоторые арабы возмутились и пришли к Пророку (да благословит Аллах его и род его!)[3] со словами: «О Посланник Аллаха! Разве дети, не достигшие зрелого возраста, должны получать долю в наследстве? Ведь они не воюют и не добывают трофеи». Пророк (С) сказал: «Таково повеление Аллаха»[4].
Анализируя отношение Ислама к молодежи, можно увидеть, что в Исламе под наказанием детей и подростков никогда не понимались те же виды наказаний, которые дозволяются в отношении взрослых. Это наказание скорее является своего рода назиданием вроде того, что обычно принято в семьях или обществе для воспитания в детях благонравия, а не поркой розгами, к которой приговаривается взрослый преступник, потому что подросток не несет за свои поступки уголовной ответственности, в отличие от человека, достигшего зрелого возраста[5]. Более снисходительный и мягкий подход к некоторым ошибкам молодых людей также говорит о важности сохранения столь ценного социального капитала, каким является молодежь, и воздержании, по мере возможности, от применения жестких мер по ограничению ее контактов с обществом[6].
Причину важности четкого определения, описания и представления правильного исламского отношения к такому понятию, как молодежь или молодость, следует искать в том важном влиянии, которое оказывает это отношение на духовное состояние, чувства, взгляды и в целом на формирование личности подростка или молодого человека. По сути, именно характер нашего отношения к молодежи формирует необходимые условия и возможности для духовного развития, совершенствования и роста молодых людей, определяет их место, роль и функции в обществе, придает им особую идентичность, дает возможность оправдать имеющиеся в отношении них ожидания, готовит подрастающее поколение к принятию серьезной социальной, религиозной, нравственной и семейной ответственности или же, напротив, отвращает и уводит от принятия этой ответственности и т. д.
Современное состояние мира, будущее молодежи и общественная реальность сегодняшнего и завтрашнего дней зависят от господствующего в обществе отношения к юному поколению. Точно так же социализация и исполнение активной социальной роли, соблюдение норм и правил коллективной жизни, подчинение молодежи религиозному этикету, традициям и предписаниям представляет собой продукт отношения социума к данному слою населения. Социопатия молодых людей, их отдаление от установленных норм, уклонение от социальных и религиозных обязанностей, попрание нравственных правил и традиций все это также вытекает из положения молодежи в обществе. Конечно, это не означает отрицания значения личности и ее воли, а также той роли, которую человек может сыграть в собственном счастье и совершенствовании. Индивидуум не находится под принуждением или гнетом социума, однако влияние общества на формирование человеческой личности столь явственно, что чрезвычайно трудно провести линию водораздела между индивидуальным и социальным. По сути, молодые люди видят себя в зеркале того поведения, убеждений и чувств, которые демонстрируют по отношению к ним другие. Идентичность подростка и его самоощущение тесно связаны с общественными взглядами, в особенности с отношением к нему родителей и сверстников, степенью искренности и дружелюбия его окружения, предоставленными ему возможностями и степенью участия в делах, а также характером его сотрудничества и конкуренции с другими[7].
Значимость принятого в обществе отношения к молодежи настолько велика, что оказывает влияние даже на умы исследователей и ученых. На сегодняшний день одним из первостепенных требований, предъявляемых к научным исследованиям, является отсутствие предубеждений и предвзятого подхода к изучаемым проблемам, поскольку в противном случае ученый стремится найти подтверждение собственных убеждений вместо того, чтобы искать истину. Однако вопрос заключается в том, насколько исследователь может абстрагироваться от того отношения к предметам, которое укоренилось в его душе с самого рождения?
Более того, нынешние исследователи делают значительный акцент на роли и влиянии, которое может оказывать превалирующее в обществе отношение к молодежи на планирование в сфере политики, образования, воспитания и культуры. Если это отношение не будет правильным, оно не принесет ничего, кроме установления искусственной и формальной связи с молодым поколением. Такая связь не откроет ни одного канала между этим многочисленным социальным слоем и властью как руководящей силой общества, а лишь будет способствовать трениям, противоречиям, размыванию культуры и самих основ социума.
В нашей книге предлагается попытка тщательного анализа отношения Ислама к молодежи и молодости. А поскольку лучшему пониманию исламского подхода к этой проблеме может помочь знание других позиций, нам представляется полезным предложить читателю их краткий обзор.
3. Молодежь в неисламском представлении
Изучение текстов, написанных о юности и молодости с самых древних времен и до наших дней, свидетельствует о том, что всегда имело место несколько пессимистичное
отношение к данному слою населения. Молодых людей или подростков изображали в виде хулиганов, склонных к девиантному поведению, порочных, упрямых, бунтующих, мятежных и нечистых существ или, как минимум, не представляли их в положительном свете. Приведем примеры подобного отношения.
• Римский поэт и оратор Гораций[8] сказал: «Самым порочным временем наших предшественников была эпоха наших отцов, а мы, их дети, многократно превзошли их в бесчестии. Сами мы произведем на свет еще более порочных сынов!»[9]
• Карл Роджерс[10] в своей книге «Психология подростка» пишет: «Сократ представляет молодежь своего времени как людей, которые ведут себя непочтительно со старшими и почтенными гражданами, словно бунтари. Сократ говорит: «Молодые не воспитаны и даже не встают со своих мест, когда родители и старшие входят к ним в комнаты. В беседе они проявляют невежливость к своему собеседнику, за столом жадно выхватывают друг у друга еду, кладут друг на друга ноги и несправедливо ведут себя со своими учителями»[11].
• На датированной 3500 г. до н. э. древней глиняной табличке, найденной в одном из центров шумерской цивилизации – городе Ур, который Тора называет местом рождения пророка Ибрахима (Авраама), были выбиты следующие слова: «Если мы позволим, чтобы наша молодежь продолжала совершать свои невиданные поступки, наш город будет обречен на гибель»[12].
• Арабы доисламского периода также отличались весьма некорректным отношением к детям и подросткам, и Пророк (С) вместе с членами своего Семейства (А) стремились изменить эту ситуацию. В исламских текстах имеется множество примеров, из которых мы ограничимся лишь одним: «Хасан аль-Басри[13], который был одним из выдающихся арабов первого века хиджры, однажды сказал:
.بئس الشی الولد ان عاش کدنی وان مات هدنی
«Какая плохая вещь ребенок! Если он выживет, то будет меня мучить и доставлять мне неприятности, а если умрет, то заставит меня убиваться (по поводу его смерти)»[14].
Эти слова дошли до Имама Зайн аль-Абидина (А). Имам (А) сказал:
کذب ولله نعم الولد ان عاش فدعاء حاضروان مات فشفيع سابق
«Клянусь Аллахом, это ложь! Какая хорошая вещь ребенок! Если он выживет, то будет готов помолиться за своих родителей, а если умрет, то он заранее станет им заступником»[15].
Негативное отношение к молодому поколению встречается в большинстве описаний раннего этапа человеческой жизни, данных психологами. Как мы объясним далее, одной из отличительных черт исламского отношения к молодежи, выделяющих его на фоне других психологических школ и теорий, является именно характер обозначения этого периода.
К сожалению, по причине калькирования западных образцов, превосходства Запада в научной сфере и нашей неуверенности в себе еще несколько лет назад большинство исследователей и ответственных лиц, занимающихся делами молодежи, если и не относились к ней отрицательно, то, во всяком случае, не имели позитивного настроя[16]. Безусловно, научный прогресс стран Запада открыл нам новые стороны знания и прояснил многие аспекты бытия и поведения человека, а переводы западной литературы принесли существенную пользу делу распространения науки. Однако, во-первых, теоретические основы западной науки и появлявшиеся в этой области психологические идеи не соответствовали теоретическим основам Ислама и содержали серьезные фундаментальные ошибки, а во-вторых, переводы чаще всего не сопровождались критическим анализом и оценкой взглядов западных авторов.
Сознание иранских исследователей в этой области сформировалось на основе стандартов, господствующих в западных странах. Этой ситуации способствовали недостаточное знакомство многих исследователей и авторов со всей глубиной исламских воззрений и пренебрежение религиозными рассуждениями в сочетании со слабостью и попустительством религиозных и богословских учреждений в вопросе представления тщательного, универсального и надежного анализа исламских заповедей, их сосредоточенности исключительно на религиозно-правовых нормах. Конечно же, в богословских училищах и университетах всегда были те, кто не поддавался общей атмосфере и делал шаги в этой весьма важной области педагогики,
ломая устоявшиеся стереотипы. К счастью, благодаря победе Исламской революции и сложившейся в Иране новой обстановке исследователи из богословских училищ и университетов постарались изучить исламские представления в сфере педагогики и особенно педагогики детства и молодости, хотя, разумеется, эти попытки являются пока лишь первыми шагами.
В любом случае, в недавнем прошлом и даже в настоящее время большая часть нашего общества, как богословы, так и рядовые верующие, не относились к юношеству и его поступкам положительно. К сожалению, некоторые религиозные деятели или, по крайне мере, люди, привязанные лишь к внешней стороне религии, отрицательно истолковывали поведение молодежи. В свою очередь, у молодого поколения осталось не так много положительных сторон, которые не попали бы под каток негативных интерпретаций и вызывали позитивное или хотя бы нейтральное отношение со стороны авторов, проповедников и педагогов. Даже присутствие на траурных мероприятиях месяца Мухаррам и религиозных собраниях большого числа подростков и молодых людей, размахивающих знаменами, и прочие подобные вещи иногда истолковываются как показное благочестие и демонстрация физической силы. Разумеется, это негативное отношение не только отрывает от социума огромную прослойку активных, талантливых и динамичных людей и размывает силы исламского общества, но и внушает молодежи некоторый пессимизм и утрату идентичности[17], что само по себе создает почву для интеллектуальных и моральных отклонений, девиантного поведения, подвергая личность молодых людей серьезным угрозам.
На наш взгляд, причину этого положения следует искать в отходе от точного понимания религиозных заповедей, а ее решение – в реинтерпретации религиозных заповедей и попытке прийти к их правильному и целостному пониманию, соответствующему признанным принципам и правилам.
Далее речь пойдет об одном важном вопросе, который поможет нам правильно понять исламское отношение к проблеме молодежи и юношества, но прежде всего нам необходимо знать, кого считать молодым.
Второй вопрос: кто такой молодой человек?
Ученые и мыслители не испытывают единодушия по поводу того, что из себя представляет молодой человек и какую часть жизни охватывает период молодости. Эти разногласия были перенесены и в международные документы и декларации. ООН признала, что в различных обществах временные рамки молодости в сравнении с детством и зрелым возрастом могут определяться по-разному в зависимости от национальной принадлежности и культуры, но в целях удобства статистического учета определило период молодости в пределах 15–24 лет[18]. При этом следует обратить внимание на то, что «определения молодого возраста различаются в зависимости от меняющихся социальных, культурных, политических и экономических условий, и во многих развивающихся странах определение периода молодости и представления о нем включают в себя и возраст старше 24 лет»[19]. Поэтому предпочтительнее при определении понятия молодости отказаться от возрастного и хронологического критерия и обратиться к другим показателям, таким как переход от материальной зависимости к независимости, переход от чистого потребления общественных услуг к участию в процессе их производства и т. д. Далее мы подробно опишем эти критерии.