bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

По мнению Мальком-хана, стремление к прогрессу заложено в природе человека и является той чертой, которая отличает его от животных. Он считал этот непреложный закон прогресса всемирным и всеохватным феноменом.

Еще одним понятием в рассуждениях Мальком-хана был гуманизм, или «человечность». Мальком-хан использовал слово «человечность» вместо гуманизма. В трактате «Принципы человечности» он пишет: «Человек является самым благородным из творений. Благородство человека, возвышающее его над другими живыми существами, опирается на тот факт, что прочие животные не способны к прогрессу или регрессу, тогда как человек способен к прогрессу и регрессу… Всякий раз, когда человек повышает степень своей человечности до более высоких степеней, он входит в пространство человеческого. Таким образом, человечность означает возвышение человека до уровня миров, присущих человеческому миру».

Одной из категорий Мальком-хана является антиреакционность. Эта антиреакционность Малькома была результатом его убежденности в неизбежности прогресса. К примерам антиреакционности Мальком-хана, по мнению Малекзаде, относится его настойчивое стремление изменить алфавит. На этом же настаивал Ахундзаде.

Однако представление Мальком-хана о религии отличалось от представления Ахундзаде. Мальком считал себя мусульманином. По всей видимости, его комплиментарное отношение к религии было связано с глубиной его воззрений и понимания иранского общества. Фереште Нурани в своей монографии «Идеи Мирзы Мальком-хана Назем од-Доуле» пишет: «Как считал Мальком, чтобы принципы, составляющие основу западной цивилизации, пришлись по вкусу мусульманам, вместо того, чтобы говорить, что мы взяли их из Лондона или Парижа, или же говорить, что такое-то государство утверждает то-то и то-то, было бы легче позаимствовать эти принципы и сказать, что они восходят к Исламу».

Закон – это слово, на котором Мальком-хан чрезмерно акцентировал свое внимание. В первом номере газеты «Канун» (Закон) говорится: «В Иране никто не является собственником какой-либо вещи, потому что нет закона. Мы назначаем правителей без всякого закона. Мы снимаем генералов без всякого закона. Продаем права государства без всякого закона. Заключаем под стражу рабов Аллаха без всякого закона. Раздаем казну без всякого закона. Вспарываем животы без всякого закона».

Во втором номере газеты «Канун» Мальком говорит, что закон одинаково полезен для самых разных слоев населения: «Если у вас есть ум и вы желаете иметь в этой жизни причитающееся вам по праву, требуйте закона. Если вы придерживаетесь религии, требуйте закона. Если ваш дом разрушили, требуйте закона. Если ваше жалованье присвоили себе, требуйте закона. Если ваши звания и права продали другим, требуйте закона. Если у вас есть семья, требуйте закона. Если вы бедны, требуйте закона. Если в вас есть милосердие, требуйте закона. Если вы человек, требуйте закона».

Еще одним из пионеров модерна был Мирза Абдольхосейн-хан, получивший известность как Мирза Ага-хан Кермани. Он родился в 1854 г. в деревушке Мошир, расположенной в окрестностях Бардсира в провинции Керман. Адамият пишет об Ага-хане следующее: «Мирза Ага-хан был полнокровным представителем подвижников иранской культуры».

В 1886 г. Мирза Ага-хан отправился в Стамбул, в котором он прожил некоторое время и отправился на Кипр для встречи с лидером секты азалитов Субхи Азалем[30]. На Кипре он вместе с его товарищем Сейед Ахмадом Рухи[31] женились на дочерях Субхи Азаля, после чего вернулись обратно в Стамбул и до 1895 г. прожили в Османской империи.

Назем оль-Эслам Кермани[32], который изучал под руководством Мирзы Ага-хана логику по толкованию «Указаний» Ибн Сины, рассказывает о нем следующее: «Он имел колоссальные познания в естественных и математических науках и в достаточной мере изучил исламскую философию. Он хорошо знал тюркский язык. Изучил французский и английский… В Стамбуле он служил миру науки в редакции газеты «Ахтар»… и старался пробудить иранцев. Он утверждал необходимость союза исламских государств, желал установления исламского закона, старался искоренить деспотию и отменить тиранические порядки».

После Мирзы Ага-хана Кермани не осталось каких-либо произведений, однако, по словам Ферейдуна Адамията, им были написаны такие работы, как «Резван», «Аромат, сжигающий сад», «Письмо о слове, или Устав красноречия», «Древнее письмо», «Зерцало Искандера, или История Ирана», «История Ирана от принятия Ислама и до сельджуков», «Три письма», «Сто обращений об истории изменений в Иране», «История Каджаров и причина регресса и прогресса в Иране», «Об обязанностях нации», «Сотворение и законоустановление», «Семьдесят две общины», «Теоретическая мудрость», «Семь раев», «Шейхитское и бабидское вероучение», «Трактат о благоустройстве Хузистана», перевод «Телемаха», перевод письма Имама Али (мир ему!) своему наместнику Малику ал-Аштару и сборник статей. Из всех этих сочинений после его смерти были опубликованы лишь шесть книг.

Знакомство Ага-хана с такими новыми науками, как история, философия, социология, придавало ему особую широту взглядов и глубину воззрений. В Стамбуле он проштудировал некоторые труды мыслителей эпохи Просвещения, досконально изучил философские и научные взгляды XVIII–XIX вв., познакомившись с идеями исторического материализма, социализма, анархизма и нигилизма. Адамият считал, что он обладал всесторонними знаниями, ведь он изучил различные области науки, а в риторике он отказался от литературной традиции своего времени и примкнул к реалистическому направлению. Иначе говоря, он отверг подражание предыдущим поколениям и обратился к Вольтеру и Руссо. В области философии он порвал с метафизикой и стал тяготеть к материалистической философии и натурализму. Он устал рассуждать о субъективных и умозрительных категориях и утверждал, что следует за разумом. Он отказался от традиции простого историописания и занялся философией истории, размышляя о причинах прогресса и регресса народов земли. Во всех областях искусства, науки и техники в центре его рассуждений находился прогресс социума: «Искусство и литература должны служить обществу. Философия и логика должны проливать свет на истинную суть вещей и природных явлений и стать учителями народов. Религия должна оцениваться в соответствии с ее цивилизационными памятниками, чтобы она способствовала просвещению умов, а не становилась причиной слепоты и невежества. Короче говоря, наука должна находить применение на пути прогресса общества».

С точки зрения Мирзы Ага-хана Кермани, истоки отсталости иранцев восходят к тому времени, когда они отдалились от естественных принципов и законов, подчинившись деспотической власти и религиозному фанатизму.

Философские сочинения Ага-хана Кермани имеют большое значение. Адамият говорит по этому поводу: «Если кто-то и строил философское рассуждение на новых принципах, выводил философию за рамки умозрительных категорий в том смысле, как они понимались его предшественниками и учителями, и предлагал новые рассуждения, то это был Мирза Ага-хан. Этот умнейший человек понял, что философия неотделима от науки, а в основе современных философских взглядов лежат принципы научных исследований и опытов. Идеи, не основанные на науке, не являются философией, а в значительной мере представляют собой несвязные фантазии».

По сути, благодаря влиянию, испытанному им со стороны Бэкона и Декарта, он был сторонником эмпирического направления. В книге «Три письма» (Се мактуб) он подверг критике взгляды и убеждения таких иранских философов, как ал-Газали[33], Фахр ад-дин ар-Рази[34] и Ибн Сина: «Кто к ним обращается, остается голодным и блуждающим, не ведая ни о какой науке… Все становится ему неизвестным, и он не знает, что делать дальше».

Мирза Ага-хан Кермани, испытывавший на себе влияние идей эпохи Просвещения, пропагандировал новое мышление в его различных аспектах, отрицая господствовавшие в Иране традиции, политику и религию. Мохаммад-Салар Кясраи пишет в книге «Столкновение традиции и модерна в Иране»: «Его нападки на деспотическое правление и господствовавшую в Иране религию лежат в этом русле. Говоря о создании нового общества, он обращал свой взор на западное общество и стремился заложить основы этого нового общества в Иране, опираясь на иранский национализм эпохи древности, идеологию эпохи Просвещения и – в какой-то мере социал-демократию в ее социалистическом истолковании».

Еще одним мыслителем, взгляды и представления которого оказали бесспорное влияние на Конституционное движение, был Мирза Абдоррахим Талибов из Тебриза.

Кясрави пишет о Талибове следующие строки: «Еще одной вещью, которую следует считать одним из побудительных мотивов пробуждения иранцев, были книги Талибова…».

Абдоррахим Наджар-Табризи, получивший известность как Талибов, появился на свет в 1834 г. в тебризском квартале Сархаб в семье плотника Остада Абуталеба.

С шестнадцати лет Талибов обучался в новых школах Тифлиса. Он изучал русский язык и литературу, отражавшую новые идеи. Благодаря знанию русского языка он познакомился с произведениями и мыслями английских и французских авторов XVIII–XIX вв. В свете перемен, происходивших в то время в России и Закавказье, большая часть трудов европейских мыслителей и писателей переводилась на русский язык, и Талибов был знаком с их идеями.

Адамият пишет в книге «Идеи Талибова»: «В своих политических выступлениях он в основном ссылается на взгляды мыслителей нового времени, особенно часто он упоминает следующие имена: английский социальный теоретик и реформатор законодательства Бентам[35], английский философ истории Генри Томас Бокль, знаменитые деятели французской науки и политической мысли Вольтер, Руссо и Ренан – все эти мыслители вели просветительскую работу против церкви и средневековой дикости. Из немецких философов он обращался к идеям Канта и Ницше. Он также имел представление о взглядах знаменитых авторов-социалистов, хотя в своих работах никогда не упоминал их имен. Из иранских авторов он упоминает Мирзу Хабиба Эсфахани[36], Джалал ад-Дина Мирзу и Мальком-хана. Он также напрямую указывает на Ахундзаде и ал-Афгани, не упоминая их по имени».

Талибов написал «Книга Ахмада, или ковчег Талибова», вдохновившись «Эмилем» Жан-Жака Руссо. Он издал в Стамбуле труд Фламмариона[37] «Популярная астрономия» под названием «Новая астрономия». Еще одной книгой Талибова была «Пути добродетельных», которая была опубликована в 1905 г. в Каире накануне Конституционной революции и содержала его философские идеи и социальную критику, представленные в виде гипотетической беседы с двумя инженерами, врачом и учителем химии. В «Пути добродетельных» исламская культура и идеи сочетаются с такими нововведениями, как воинская обязанность и исправление персидского алфавита. Еще одна книга Талибова носит название «Вопросы жизни» и была издана в 1906 г. в Тифлисе. В этой книге он представил три типа и соответствующие им три символа, изложив свою точку зрения по поводу каждого из них: «Религиозный ученый, согласный с наукой и заимствованием у Запада; религиозный ученый, выступающий против реформ и прогресса; современный ученый, занимающийся новыми науками». Таким образом, он восхвалял существовавшую на Западе идею естественного права и японскую модель прогресса и преобразований в обществе. В конце книги он ради просвещения народа приводит перевод японской конституции. Другая его книга, вышедшая в свет после Конституционной революции в Тегеране, называется «Разъяснения по поводу свободы». В этой книге особое внимание уделяется знаменитому трактату Джона Стюарта Милля[38] «О свободе».

В 1911 г. в Тегеране была издана «Политика Талибова». Эта книга состоит из двух статей, в которых описывается империалистическая борьба между великими европейскими державами того времени. В этом своем труде Талибов подвергает суровой критике империалистическую политику России и Англии.

После победы Конституционной революции Талибов был избран торговцами Тебриза депутатом меджлиса, но отказался ехать в Тегеран.

Идеи Талибова, как и идеи других иранских мыслителей XIX века, опирались на такие понятия и категории, как защита закона, отрицание и критика абсолютной монархии, защита конституционного правления и критика неблагоприятного положения Ирана в то время. Перечисляя особенности и характерные черты власти на Западе и в Японии, Талибов выражал осуждение тираничной политики правящей власти в Иране. Упоминая особенности народов этих территорий и их способность изменить форму правления в своих странах, он вместе с тем обрушивается с критикой на деспотичное правление, которое он называет деспотичной или абсолютной монархией.

Как и многие другие мыслители из числа его современников, Талибов делал экивоки в сторону древнего Ирана: «Обычаем древних иранцев была любовь к родине и почитание монархии, а ныне время предательства родины и государя».

В своих книгах «Разъяснения по поводу свободы», «Политика Талибова» и «Книга Ахмада, или Ковчег Талибова», он неоднократно подчеркивал полезность и необходимость конституции: «У нас должна быть конституция. Такой закон, который четко устанавливал и определял бы расходы двора, права подданных, права собрания представителей, права сенаторов, право органов юстиции на независимость». «Без конституции нет ни нации, ни чести, ни достоинства. Там, где нет конституции, царят слепое раболепство, бездумное подражание и дикий страх».

«Без закона государство не может быть устойчивым, а независимость монархии в будущем не имеет никаких гарантий». «Если у нас будет закон, у нас будут знание, богатство, порядок и независимость».

В соответствии с теми принципами, которые он усвоил, штудируя западные науки, Талибов считает человека свободным существом, и ничто не в силах лишить его свободы. Имея представление о духовных и материальных проявлениях западной цивилизации, он сравнивал их с ситуацией в своей стране, исполненной отчаяния и трудностей, мучавших народ и власть, и он критиковал современное ему положение, изыскивая пути решения этих проблем. Поэтому Талибов выписывает рецепт, полученный от Запада, который частично соответствует традиции. В то же время он критически относился к империалистической политике и культурному гегемонизму Запада. Однако несмотря на все это – как и многие другие его современники, – важнейшим средством достижения прогресса, свободы и равенства он считал закон.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ерванд Абрахамян (род. 1940 г.) – американский историк-марксист армянского происхождения, специалист по истории Ближнего Востока и Ирана.

2

Мохаммад-Хашем Асеф (Ростам ал-Хокама) (род. 1732/1733) – автор труда «Рустам ат-таварих», живший в конце XVIII в. в Ширазе.

3

Хома Натег (род. 1934 г.) – современный иранский историк, профессор истории Тегеранского университета. После 1980 г. эмигрировала во Францию и преподавала в Университете Сорбонны.

4

Мирза Абольхасан-хан Ширази Ильчи-йи Кабир (1776–1845) – иранский государственный деятель эпохи Каджаров, министр иностранных дел в 1824–1834 и 1838–1845 гг. Был послом Ирана в Лондоне (1809–1810) и Санкт-Петербурге (1815–1816 гг.).

5

Хосров-Мирза (1813–1875) – персидский принц, 7-й сын наследника престола Аббас-Мирзы. Был послан Фатхали-шахом в Петербург с извинениями после убийства в январе 1829 года русского посла в Тегеране А.Грибоедова и членов русской миссии, чтобы избежать очередной войны с русскими и уладить дипломатический скандал. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах».

6

Реза-Кули Мирза (ум. 1861 г.) – персидский принц из династии Каджаров, сын Фатхали-шаха.

7

Мохаммад-Хосейн Аджуданбаши Незам од-Доуле (ум. 1866) – иранский государственный деятель и военачальник, первый иранский генерал-адъютант (аджуданбаши), возглавлял официальные делегации в Англию и Австрию.

8

Мирза Фаррох-хан Амин од-Доуле (1812–1871) – высокопоставленный персидский чиновник, заместитель садр-азама при Фатхали-шахе, в 1856–1857 гг. был направлен послом ко двору английской королевы Виктории и французского императора Наполеона III.

9

Сейед Абдоллатиф Мусави Шуштари (1758–1805) – один из первых иранских путешественников, описавших в своих путевых записках достижения и быт западного общества. Долгие годы прожил в Индии, где общался с англичанами.

10

Аятолла Сейед Мохаммад Ширази Солтан оль-Ваэзин (1894–1971) – выдающийся исламский богослов и муджтахид, автор знаменитого полемического произведения «Пешаварские ночи» (1927).

11

Дар оль-фонун – первое иранское высшее учебное заведение современного типа, созданное в 1851 г. по образцу европейских университетов в ходе серии реформ садр-азама Амира Кабира.

12

Мохаммад-Хасан Сани’ од-Доуле (Этемад ас-Салтане) (1843–1896) – иранский государственный деятель при дворе Насер ад-Дин-шаха Каджара. Получил образование в Париже, автор множества книг. Член Азиатского общества (Лондон) и Русского географического общества.

13

Лазаристы (Конгрегация миссий) – католическая мужская конгрегация, основанная св. Викентием де Полем в XVII веке. Главные направления деятельности конгрегации – проповедь Евангелия среди бедных, католическое образование, в том числе и образование клира, руководство семинариями, оказание помощи в управлении приходами, миссионерская деятельность.

14

Пресвитерианство – одно из направлений протестантской конфессии, опирается на учение Жана Кальвина и рассматривается как одна из ветвей кальвинизма. Зародилось в период протестантской революции в Шотландии в 1559–1560 гг. и получило впоследствии распространение среди англосаксонских колонистов в Северной Америке. Американские пресвитериане вели миссионерскую деятельность в странах Ближнего Востока.

15

Церковное миссионерское общество (Church Mission Society) – крупнейшее миссионерское общество англиканской церкви, основанное в 1799 г.

16

Альянс Франсез – культурно-просветительская некоммерческая общественная организация, осуществляющая свою деятельность при поддержке Посольства Франции. Основана в 1883 г. по инициативе известного дипломата Поля Камбона с целью распространения французского языка по всему миру и содействия диалогу культур.

17

Мирза Салех Ширази (1790–1845) – один из первых иранцев, получивших образование в Европе, учредитель и издатель первой иранской газеты, основоположник газетной журналистики в Иране, автор путевых записок об Англии 1815–1819 гг.

18

Сейед Мохаммад Мохит-Табатабаи (1902–1991) – современный иранский историк, литературовед, критик и писатель.

19

Настоящим названием этой газеты было «Мират ал-ахбар» (Зеркало новостей).

20

Рам Мохан Рой (1772–1833) – индийский религиозный мыслитель, основатель Брахмо Самадж, одного из первых социальнорелигиозных реформаторских движений в Индии.

21

Здесь в тексте допущена явная опечатка, потому что газета «Мират ал-ахбар» была основана в 1822 г.

22

Яхья Ариянпур (1907–1985) – иранский писатель и историк литературы.

23

Мирза Юсеф-хан Мосташар од-Доуле (1823–1895) – один из прогрессивных иранских государственных деятелей эпохи Насер ад-Дин-шаха. Занимал должность генерального консула в Тифлисе (1864–1867), поверенного в делах иранского посольства в Париже и т. д. Автор нескольких ярких публицистических произведений, оказавших влияние на иранскую общественную мысль.

24

Мирза Джафар-хан Мошир од-Доуле (ум. 1862 г.) – иранский государственный деятель и дипломат эпохи Каджаров. В 1817 г. был отправлен на учебу в Лондон, где вступил в масонскую ложу. В разные периоды жизни занимал должность иранского посла в Стамбуле и Лондоне.

25

Генри Томас Бокль (1821–1862) – английский историк, автор фундаментального труда «История цивилизации в Англии».

26

Жозеф Эрнест Ренан (1823–1892) – французский философ и писатель, историк религии, семитолог. Член Французской академии (1878 г.), президент Азиатского общества (1882), руководитель Коллеж де Франс (1884).

27

Барон Пауль Юлиус фон Рёйтер (1816–1899) – предприниматель, журналист, основатель крупнейшей информационной компании (телеграфного агентства «Рейтер»). Родился в семье раввина в Германии, откуда переехал в Лондон и принял христианство. Получил от английской королевы Виктории титул барона. В 1872 г. получил от Насер ад-Дин-шаха монополию на строительство железных дорог, каналов, разработку большинства подземных ископаемых, вырубку государственных лесов и развитие будущей иранской промышленности, которая вызвала широкое недовольство по всему Ирану и вскоре была отменена.

28

Собрание человечности (Маджма-э адамият) – очередное тайное общество, учрежденное Мальком-ханом, которое, по сути, представляло собой масонскую ложу. Было запрещено в Иране и возобновило свою деятельность только в годы Конституционной революции 1905–1911 гг. под руководством Аббас-Кули-хана Казвини.

29

Джамшид Бехнам (род. 1928) – иранский социолог, писатель и переводчик. Специалист в области демографии и социологии Ирана в XX веке, автор работ по истории модернизации Ирана, декан факультета социологии и проректор Тегеранского университета (1959–1974), профессор социологии Университета Париж Декарт, заместитель генерального секретаря Всемирного совета социальных наук (Париж).

30

Мирза Яхья Нури Собх-е Азаль (1831–1912) – основатель и эпоним азалитской ветви бабизма, сводный брат основателя бахаизма Бахауллы, не признавший его авторитет и провозгласивший себя настоящим преемником лидера бабидского движения.

31

Шейх Ахмад Рухи (ум. 1896 г.) – религиозный деятель бабидской общины Кермана (Иран), имам мечети и факих, поддерживал связи с Сейедом Джамал ад-Дином Асадабади (ал-Афгани). Его идеи оказали влияние на идеологию Конституционной революции в Иране.

32

Мирза Мохаммад Назем оль-Эслам Кермани (1861–1918) – иранский историк, писатель, журналист и судья эпохи Конституционной революции.

33

Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад ал-Газали (1058–1111) – мусульманский богослов, факих и суфий родом из Хорасана (Иран). Деятельность ал-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, а также на формулирование теоретических основ суфизма.

34

Фахр ад-дин Абу Абдаллах Мухаммад б. Умар ар-Рази (1149–1209) – мусульманский богослов и философ. Полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами и каррамитами.

35

Джереми Бентам (1748–1832) – английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии – утилитаризма.

36

Мирза Хабиб Эсфахани (1835–1893) – иранский поэт, грамматист и переводчик, который большую часть жизни прожил в Османской империи. Основоположник современной персидской грамматики.

37

Камиль Николя Фламмарион (1842–1925) – французский астроном, известный популяризатор астрономии. Основатель Французского астрономического общества, научно-популярного журнала «Астрономия» («L’Astronomie»).

38

Джон Стюарт Милль (1806–1873) – британский философ, экономист и политический деятель. Внес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2