Полная версия
Отзвук прошлого
Анна украдкой глянула на себя в зеркало и не нашла нужных слов, чтобы возразить.
– Матильда могла себя преподать с таким шиком, этим ты не в нее, – утвердительно произнесла Ритка.
– На мне природа отдохнула, – согласилась Анна.
Ритка разглядывала ее так, как никогда до этого не делала – оценивая взглядом с головы до ног. Это стало порядком напрягать Анну. Ей хотелось заметить, что Ритка тоже далеко не красавица. Лицо плоское и нахальное, нос обсыпан конопушками, которые Ритка и сейчас пыталась замаскировать, но ей не удалось. Однако Анна решила, что лучше промолчать, не то вечер закончится скандалом.
– Не переживай, с таким домиком ты получишь, кого захочешь, – успокоила Рита.
– Осталось только захотеть, только вот кого? – спросила Анна.
– Найдем! Тебе гардеробчик бы сменить. Уж извини за прямоту, но твой гардероб – отстой! И умоляю, не заводи себе кошек. Одинокая тетка с кошками… бр-р, какой ужас!
Тут Ритка дала ей несколько советов, как это делают самые лучшие подруги. Анна промолчала, развивать эту тему она не собиралась.
– Где это? – спросила Рита, рассматривая очередное фото.
– «Монте-Карло», – перевернув фото, прочитала Анна. – Вот надпись: «Все небо над Европой накрыто войной, а тут мир и солнце…»
– Как в сказке! – вздохнула Рита.
– Сказка была недолгой. Она умерла молодой, покончив с собой…
Рита молчала, рассматривая фото:
– Во всех фото, как и в портрете, есть что-то мистическое, даже мурашки по коже.
– Согласна, особенно эта, – поежившись, согласилась Анна. – Может, все потому, что она смотрит прямо в камеру.
– И кажется, что смотрит прямо тебе в душу… бр-р… Я бы не смогла спать комнате, где на тебя смотрят столько глаз…
– Сейчас ты мне напоминаешь мою сестренку, которая боится собственной тени, – поморщилась Анна.
– Что сестренка говорит? Ей же тоже кое-то причитается?
Анна не хотела обсуждать эту тему. Ритка, как обычно, несносна. Вообще-то, она неплохая подруга, когда молчит, но дело в том, что она редко это делает. Сегодня, не успев прийти, она уже вынесла мозг…
– Вера не хочет иметь ничего общего с этим домом. Она планировала его продать, но мне нужно место, где бы я могла писать, – развела руками Анна.
– Сестра так бескорыстна? Все оставила тебе?
– Она надеется, что я долго тут не протяну. Что нечисть, живущая здесь, вряд ли будет меня терпеть.
Рита с удивлением посмотрела на нее и, приподняв бровь, приготовилась слушать.
– Она уверена, что в доме привидения. Особняк долгое время пользовался дурной славой, но я не знаю деталей, – ответила Анна, и попыталась перевести разговор на другую тему. – Как твой новый офис? Тебя там не заклевали?
– Об этом потом. Расскажи про приведения, – вцепилась в нее Рита.
– С Веркой не хотелось обсуждать эту тему, но она что-то знает. И это «что-то» очень ее пугает.
– Покажи мне остальные комнаты, – попросила Рита.
– Там ничего интересного нет, во многих комнатах вообще нет мебели, – отмахнулась Анна.
Не слушая, Рита вышла в коридор и заглянула в следующую комнату – там было пусто. Потом заглянула в другую, третью…
Вскоре раздался крик:
– Тут рояль! Знаешь, я в детстве ходила в музыкальную школу…
Анна побежала следом за ней. Рита открыла клап и собралась было…
– Не трогай! Он в хорошем состоянии, я хочу его продать! – крикнула Анна.
– Жаль, на таком я еще не играла…
– Идем отсюда!
И, развернувшись, Анна направилась к выходу. За ней последовала Рита, как вдруг раздался резкий удар по клавишам.
– Я просила тебя не трогать рояль! – закричала Анна.
– Клянусь, я этого не делала!
– А кто? Я, что ли?
– Это… оно само…
– «Оно», – передразнила Анна. – Пошли.
Они заглянули в пару комнат, но те были пусты. Дверь в конце коридора была приоткрыта, и Рита заглянула внутрь:
– Иди сюда! Что это?
Комната была завалена разным хламом: пустые цветочные горшки на подоконниках, керосиновая лампа, сломанные стулья, шляпные коробки, птичьи клетки, битая черепица, расписная китайская ширма, швейная машинка. В углу стоял чемодан весь покрытый потертыми наклейками: Ницца, Лондон, Париж, Женева, Венеция, Рим, Неаполь, Берлин…
Лучи заходящего солнца едва проникали в мутные окна, тускло освещая комнату. В углублении стоял кованый сундук внушительных размеров, украшенный ажурным орнаментом и весь покрытый пылью. Старинное бюро у противоположной стены было заставлено книгами, коробками, музыкальной шкатулкой, старыми газетами…
– Трудно сказать. Может, это кладовая, – неуверенно ответила Анна. – Вон сундук стоит.
– Давай заглянем, – предложила Рита.
Сундук не открывался, он был закрыт на замок.
– У тебя есть ключ?
Анна вытащила из кармана джинсов связку и раскинула веером, пытаясь понять, какой из ключей мог бы подойти к замку.
– Вау! Ты выглядишь как средневековая ключница, – засмеялась Рита.
Один из ключей вдруг свободно вошел в замочную скважину. Анна боязливо повернула его, так как возникло смутное чувство, что она может случайно наткнуться на нечто, чего лучше бы не видеть.
Рита открыла крышку сундука, и на них пахнуло пылью, затхлостью, нафталином. Они аккуратно принялись вынимать из него содержимое вещь за вещью, но некоторые из вещей просто рассыпались в руках. Тут были куски старого шелка, мотки кружев, обломанные перья, ажурные перчатки, расшитый гобеленом кошелек, а в нем маленький ключик. Какие-то странные вещи, о предназначение которых невозможно было догадаться. На самом дне лежала шкатулка, инкрустированная перламутром. Анна открыла, а в ней – пачка писем, перетянутая розовой лентой, визитки с загнутыми углами, бумаги, написанные витиеватым почерком, пожелтевшие от времени. Анна слегка потянула за ленточку, чтобы развязать стопку с письмами, и вдруг на пол высыпались фотографии.
Лишь только Анна взглянула на эти выцветшие от времени снимки, как сердце тревожно забилось. На первой фотографии несколько человек держатся за руки, сидя за круглым столиком. В центре – дама в чалме. Ярко подведенные глаза закатились так, что видны белки, и от этого становится не по себе. Рядом с ней сидит Матильда, лицо у нее испуганное. По другую руку – зловещая старуха с допотопными букольками и в чепце. Она держит за руку мужчину, чей лысый череп плотно обтянут кожей, а глубоко запавшие глазницы и узкие губы делают его похожим на мертвеца.
– Если я правильно понимаю… – начала было Рита.
– И если я правильно понимаю, то это спиритический сеанс? – закончила фразу Анна. – Мадам в чалме, наверное, медиум. Эти двое выглядят как живые мертвецы.
– Жуть! У меня волосы встали дыбом, – показав руки, ответила Рита. – Какая зловещая старуха с краю!
– В девятнадцатом веке этим, похоже, все занимались, не только Матильда, – в защиту родственницы заметила Анна.
– Может быть, но не все дома пользовались плохой репутацией, – ехидно отреагировала Рита.
– Тема интересная, – задумчиво произнесла Анна. – Может, написать книгу об этом. Сегодня два часа просидела за компом, пока голова не разболелась, и ни строчки не родила.
– Если в доме все перерыть, тут можно много чего найти. Я в этом уверена. Хочешь, помогу?
Перегнувшись через сундук, Рита достала с самого дна сложенную пополам доску из темного дерева, похожую на шахматную.
– Что это? – поинтересовалась Анна.
– Это то, о чем я думаю? – загадочно спросила Рита.
Она осторожно протерла доску и развернула. На доске были вырезаны буквы – весь алфавит и цифры от нуля до десяти. Ниже цифр были начертаны слово «ДА» и подле изображение солнца. В другом углу рядом с луной слово «НЕТ». Внизу была надпись: «ДО СВИДАНИЯ». Края доски сильно истрепались, некоторые буквы почти стерлись.
– Это доска Уиджи. С помощью нее мы можем войти в контакт с духами. Там нет курсора? – спросила Рита и снова полезла в сундук. – Вот он!
И покрутила перед лицом Анны треугольником с дыркой.
– Давай сыграем! – предложила Рита.
– Ты знаешь как?
– Однажды мы пробовали с подругами, но тогда у нас ничего не получилось.
– Думаешь, что сейчас получится? – спросила Анна.
– Уверена. Тут обстановка подходящая, да и духи точно есть. Одного из них мы лично знаем, – заговорщики подмигнула Рита.
– Что-то мне страшно, – прошептала Анна, содрогнувшись всем телом. – Лучше не надо.
– Не придумывай! Свечи нужны. Сходи за ними.
Анна нехотя поднялась и отправилась в спальню за свечами. Рита зажгла свечи и положила доску перед собой, в центр поставила курсор.
– Приступаем.
В комнате почувствовалось напряжение, какое случается перед ударом молнии. Анне хотелось все остановить, но она не решилась, зная, что Рита потом ее задразнит.
– Положи руки на курсор, – сказала Рита тоном, не терпящим возражения. – Помни, что нельзя прерывать сеанс во время действия. Если кто-то появится, ты это поймешь, будет слышен какой-нибудь звук, скрип или станет холодно. Понятно?
Анна кивнула в знак согласия.
– Не волнуйся, как только я почувствую, что события начинают выходить из-под контроля, я все остановлю, – добавила Рита.
Анну это не успокоило, но она послушно кивнула и приложила пальцы к курсору. Рита громко задала вопрос:
– Тут, кроме нас, есть кто-нибудь?
Полная тишина. Девушки сидели и терпеливо ждали, что произойдет. Прошло несколько минут, ничего не изменилось. Рита снова задала вопрос:
– В этой комнате есть кто-нибудь, готовый говорить с нами?
Они снова сидели пять минут в полной тишине. Анна подавила зевок. Рита произнесла опять:
– Если ты нас слышишь, то дай знак!
Вдруг откуда-то со стороны окна раздался звук, похожий на взрыв петарды. Анна резко вскрикнула, а Рита бесстрастно продолжал спрашивать:
– Ты дух Матильды?
Тишина. Вдруг Анна почувствовала какой-то зуд в пальцах, и курсор сдвинулся примерно на пару сантиметров и застыл.
– Матильда, это ты?
Курсор медленно двинулся по направлению к слову «ДА» и остановился.
– Ты толкаешь курсор, – уверено сказала Анна.
Рита отрицательно помотала головой.
– Ага. Так я и поверила, что это Матильда, – засмеялась Анна.
Тут раздался грохот в другом конце комнаты, и с бюро, рассыпавшись, упали старые газеты.
– И это я?! – спросила Рита.
Анна со страхом отпрянула от доски и ответила дрожащим голосом:
– Есть сотни причин, по которым это могло случиться…
– Положи пальцы на доску! Мы еще не закончили! Иначе проклятие упадет на тебя! – громко крикнула Рита.
Не споря, Анна положила дрожащие пальцы на доску.
– Матильда, ты хотела бы вернуться к живым?
Курсор плавно заскользил к слову «НЕТ».
– Чего ты хочешь? Ты хочешь забрать кого-нибудь из нас?
Курсор, медленно сделав круг, остановился у слова «ДА».
– Это ты делаешь! – уверенно произнесла Анна. – И не ври! Я тебе не верю.
– Нет. Честно, я этого не делаю. Могу поклясться.
– А кто? Не я же!
– Это она… Матильда, – прошептала Рита.
– Так я и поверила! Это ты двигаешь курсор? – разозлившись, убрала руки с доски Анна.
В этот момент подул сквозняк, от которого тревожно метнулось пламя свечей.
– Идиотка, положи руки на доску! – истошно заорала Рита.
– Все, закончили! Мне это надоело!
– Тем хуже для тебя! Нельзя заканчивать сеанс не попрощавшись, – всезнающим тоном произнесла Рита.
– Как мы будем прощаться? – спросила насмешливо Анна, положив руки на доску. – Чао, бабуль! Так?
Откуда-то потянуло ледяным холодом, и все свечи разом затухли. В кромешной тьме они вскочили и с воплями выбежали из комнаты.
– Что это было? – спросила Анна, вся дрожа от страха.
– Матильда с нами попрощалась, – прошептала Рита. – Где моя сумка?
Пока она искала сумку в полутьме, послышался длинный протяжный скрип открываемой двери. Подруги с криками побежали вниз. Рита открыла входную дверь и, достав мобильный, принялась вызывать такси.
– Хорошо, что еще есть связь, а то как в ужастиках, вначале пропадает связь, потом вся эта нечисть появляется откуда-то, – Рита со страхом посмотрела на вверх.
Анна быстро зажгла свечи, что стояли на консольном столике, и сказала:
– Я бы предпочла держаться от таких вещей подальше. Я не суеверна, но есть вещи, которые лучше не трогать.
– Не обольщайся, уже дотронулась, и намного сильнее, чем ты себе представляешь, – уверенно произнесла Рита.
– Ты молодец, Ритка, заварила кашу, а теперь сваливаешь. Оставляешь меня одну с этими…
– Если тебя не прикончат приведения, то ты напишешь бестселлер. Так что за работу, не теряй времени!
Анна стояла на крыльце и смотрела, как отъезжает такси. Она была зла на Ритку, что та втянула ее в историю. Анна боялась подниматься наверх, но тут вспомнила, что бутылку вина они оставили на консольном столике. Сейчас бы это было кстати.
Кухня была довольно чистая и уютная: старая изразцовая печь, газовая плита, потрескавшаяся фарфоровая раковина, массивный буфет с тусклыми стеклами. В деревянных шкафчиках стояла фаянсовая посуда вся в трещинах, жестяные банки с выцветшими этикетками.
Анна достала из буфета тяжелый старинный бокал из цветного стекла. Тщательно вымыв и вытерев его насухо, она налила себе вина. Уселась напротив окна и пригубила из бокала. Вино оказалось весьма неплохим, особенно сейчас, когда нервы на пределе. В доме было тихо, лишь где-то негромко стрекотал сверчок.
С каждым глотком Анна все больше и больше уверялась, что это были проделки подруги. Ритка же говорила, что не в первый раз вызывала духов. Наверное, ей известны какие-нибудь трюки, и теперь она едет в такси и смеется.
От выпитого вина Анне стало тепло и уютно, она взяла оставшиеся полбутылки вина и поднялась наверх. Около портрета Анна остановилась. При свете луны Матильда выглядела живой, лицо и обнаженные плечи светились холодной мраморностью.
Кто был тем художником, что написал этот портрет? Анна шагнула ближе, пытаясь прочитать подпись внизу, но безуспешно. Отступив назад, она пыталась разглядеть все детали туалета. Платье и украшения были выписаны с такой точностью, что сквозь кружево перчаток просвечивает матовая белизна кожи. Пейзаж позади Матильды и сейчас выглядел колдовским, особенно тоненькая тропинка, что терялась в густых зарослях леса…
* * *Анна проснулась неожиданно, чего-то испугавшись. Не решаясь открыть глаза, она замерла в ожидании. В доме кто-то есть, она в этом уверена. И еще сильнее сомкнула веки, опасаясь, что, открыв глаза, увидит нечто жуткое. Вдруг за спиной послышался тихий скрип, словно некто на цыпочках крадется к кровати. Анну обуял страх, какого она никогда до этого не испытывала. Хотелось кричать и звать на помощь, но нет смысла это делать – никто не услышит!
Спокойно, приказала она себе. Не волноваться! Но тут снова послышались шаги, кто-то упорно приближался к ней. Шаги подкрались совсем близко и замерли. Анна была не в силах больше выносить неизвестность, она резко открыла глаза и оглянулась. Никого. Неужели у нее слуховые галлюцинации? Она накрылась одеялом с головой, как это делала еще ребенком. В детстве казалось, что если полностью закрыться одеялом, то ты спасена. Сегодня она в этом не уверена – неужели привидению так сложно забраться под одеяло? Девушка лежала и ждала, но больше не было никаких звуков. Анна перевела дыхание. Зря она нервничает, старые дома часто издают странные звуки, на что есть множество причин. Так и Лев Борисович сказал.
Она долго лежала с открытыми глазами, временами погружаясь в беспокойный сон. При малейшем шорохе вскакивала с постели. Ей было жарко, душно, страшно…
На столике стояла бутылка вина, которую Анна ополовинила перед сном. Используя мобильник как фонарик, она налила остатки в бокал. Сейчас вино показалось еще вкуснее. Вскоре она успокоилась – алкоголь придал ощущение безопасности. Страхи испарились, словно эти звуки были лишь дурным сном…
Проснулась Анна от криков чаек, что кружили над морем в поисках пищи. Открыв окно, она вдохнула свежий морской воздух. Потерла виски, голова была тяжелой после выпитого накануне вина. Вспоминая сейчас вчерашний вечер – снимки со спиритических сеансов, доску Уиджи, дух Матильды, который они пытались вызвать, Анна задалась вопросом: это все шутки Ритки или действительно они общались с потусторонними силами?
На этот вопрос Анна ответить не смогла, но поняла, чего хочет. Схватила ноутбук и спустилась вниз. На кухне пахло воском, дымом и пылью. Вилла стояла на склоне холма, и из окон первого этажа открывался восхитительный вид на залив. Дорожка, посыпанная гравием, уходила влево, к полуразрушенному фонтану, окруженному раскидистыми липами.
Анна набрала воды в чайник и поставила его на плиту. Пока вскипала вода для кофе, она уже успела набросать начало романа на основе своего вчерашнего происшествия. После всего, что произошло, слова сами складывались в текст. Анна с трудом оторвалась от ноутбука, когда закипел чайник. Заваривая кофе, она продолжала прокручивать в голове сцены и диалоги, но тут за спиной что-то негромко щелкнуло. Анна замерла. Дверная ручка стала медленно поворачиваться. Вчерашние страхи и взбудораженное состояние способствовали тому, чтобы все вокруг казалось зловещим. Дверь медленно отворилась, и краем глаза Анна уловила какое-то движение за спиной. Она резко обернулась – на пороге стоял дряхлый старик с чемоданчиком в руке:
– Доброе утро! Я пришел починить проводку.
Анна с удивлением смотрела на него, не понимая, как он проник в дом. Она уверена, что закрыла дверь на замок, после того как проводила подругу. Словно прочитав ее мысли, старик ответил:
– У меня ключи.
И в доказательство своих слов он вытащил из кармана связку ключей:
– Я много лет следил за этим домом.
Анна смотрела на его почти лысый череп со старческими пятнами на нем, на красные слезящиеся глаза. Да ему лет сто! Неужели он в состоянии что-нибудь чинить?
– Знаю, что крутится у вас в голове: не староват ли я для этой работы? – спросил старик и улыбнулся, обнажив желтые редкие зубы. – Мне нужна помощь.
– Какая?
– Посвети мне, – попросил он скрипучим голосом…
Анна взяла из его рук фонарик и направилась за ним в коридор. Стамеской старик открыл несколько панелей в стене, где оказалась куча змеящихся проводов. Анна послушно направляла фонарик туда, куда ей показывал старик.
– Молодое поколение ни в жисть не починит проводку в этом доме, – проскрипел он.
В этом Анна не сомневалась: как разобраться в этих пыльных, сальных запутанных проводах? Не очень-то верилось, что и этот древний гриб сможет починить проводку.
Своими крючковатыми пальцами он ковырялся в проводах, вытаскивал их, разглядывал, менял. Анна заметила татуировки на его руках: на правой – якорь, на левой – русалка. Одна бровь разделена шрамом, из ушей торчали седые волосы. Свитер с обвисшим воротником, потертая куртка, бесформенные брюки…
– Тут все сделано на века. Сейчас так не делают. Вы, торопыги, все торопитесь куда-то… Мы жили по-другому…
– Вы знали Матильду?
– Какое там, – старик махнул рукой. – Она была барышня, а мы кто? Знатные гости к ней приезжали. Матильда ушла такой молодой. Ее смерть потрясла всех. Здесь все очень любили барышню.
Тут он щелкнул выключателем, и свет зажегся, чему Анна была очень удивлена.
– Расскажите мне о ней, – попросила Анна.
– Сама все узнаешь.
– Как? Я хочу знать, что случилось в этом доме. Почему вы не хотите мне рассказать?
– Это знает лишь мадам Тадески, – ответил старик.
Анна решила, что у старика болезнь Альцгеймера, в результате которой он полностью выжил из ума. Электрик сложил все инструменты обратно в чемоданчик и закрыл его. Анна спросила:
– Даже не знаю, как вас благодарить. Сколько я должна?
– В этом доме я денег не беру. Если понадобится помощь, спроси старика Фалькевича, – представился он.
– Спасибо большое!
– Знай, гости будут навещать тебя, – на прощание сказал старик Фалькевич.
Анне хотелось расспросить про гостей, но он словно испарился. Лишь был слышен шум гравия под его ногами.
«Про каких гостей он говорил? И кто такая мадам Тадески?»
* * *Электричество было кстати, там как батарейки у ноутбука полностью разрядились. Налив себе кофе, Анна снова уселась за стол.
Судьба Матильды захватила ее воображение. Анна желала полностью погрузиться в тот далекий, полустертый мир. Узнать о Матильде все, прикоснуться к ее жизни – вот чего Анна желала сейчас больше всего. Работа неслась во весь опор, к вечеру она написала несколько страниц.
В какой-то момент все поплыло перед глазами, и Анна вспомнила, что пропустила обед. Она закрыла ноутбук и сделала себе бутерброды. После обеда она еще раз прочитала написанное и осталась довольна. На сегодня можно закончить.
Открыв бутылку пепси, она поднялась наверх. Неспешно бродила по комнате и разглядывала безделушки. На глаза ей попался снимок Матильды в роли Марии Стюарт. Матильда шикарно выглядела в костюме той эпохи: белый чепец с характерным мыском, опускавшимся на лоб, воротник-раф и глубокое декольте. Анна усомнилась, что в том веке носили платья со столь глубоким вырезом, но, с другой стороны, – это Матильда Беккер в роли Марии Стюарт, а не реальная королева.
На другой фотографии Матильда стояла с красивым мужчиной в расшитом золотом кафтане. Оба надменны и импозантны, позади них декорации в стиле Средневековья: стул с высокой спинкой, свечи в тяжелых канделябрах, гобелены ручной работы.
Следующий снимок – это уже не декорации. Матильда где-то на пристани, позади нее белоснежный корабль. Она в белом воздушном платье с маленьким кружевным зонтиком в руке. Рядом с ней мужчина в светлом костюме, в соломенной шляпе и с тростью. Свободной рукой он обнимает Матильду и глядит на нее с нескрываемым обожанием. Матильда же смотрит прямо в объектив, и взгляд говорит, что она любит себя, только себя и никого другого…
В волнении Анна замерла на месте: возникло ощущение, что она не только в чужом доме, но и подсматривает за чужой жизнью. Задолго до нее здесь жила Матильда, даже не представляя, что однажды тут появится Анна. Что бы сказала Матильда, увидев ее? Анна подняла глаза и увидела себя в зеркале – растрепанную, в клетчатой бесформенной рубашке. С утра она не причесалась, так как не смогла найти расческу.
Анна выдвинула один из ящиков трельяжа, но он был пуст, во втором ящичке валялись бутылочки, пузырьки, гребешки, заколки для волос. Все металлические предметы были изъедены ржавчиной, этикетки на бутылочках выцвели. Тут же лежала пудреница изящной работы, украшенная инкрустированной бабочкой, крылья которой светились золотистым рисунком.
Следующий ящик не открывался. Анна залезла в карман джинсов и достала связку ключей. Среди них был один маленький ключик. Вот он! Ключик легко вошел и со скрипом провернулся. Внутри лежала потертая книжка из темно-красной кожи, края которой были отделаны золотыми завитками.
Анна осторожно открыла первую страницу, на ней красовалась монограмма с замысловатым переплетением инициалов «МБ», а пожелтевшая красная ленточка использовалась как закладка. Это был ежедневник, где красивым изящным почерком были вписаны денежные расчеты, долги, мысли. Анна аккуратно переворачивала усеянные пятнами цвета ржавчины страницы, что крошились по краям, и могла проследить жизнь Матильды.
«…заплатить горничной Агнес…»
«…в три часа в салон к месье Жерар…»
«…примерка костюма у мадмуазель Жанетт…»
«…ужин у баронессы фон Штейн…»
Властный, красивый, четкий почерк показывал характер Матильды. Так пишет человек, который знает, чего хочет. Множество колонок, в которые были вписаны цифры, некоторые категорично зачеркнуты, другие выделены жирным шрифтом. На следующей странице наброски платья и шляпок, и снова какие-то подсчеты:
«…три тысячи рублей модистке…»
«…конюху пятьсот рублей…»
«…две тысячи белошвейке…»
«…тысячу сапожнику…»
А внизу запись:
«Расточительности моей нет предела…»
Матильда вела экстравагантный и дорогостоящий образ жизни. Как ей это удавалось? Неужели в том веке актрисы так много зарабатывали?
В промежутках между расчетами и набросками шляпок встречались мысли.
«Слава – это пьедестал, где с верхней ступеньки тебя скинет тот, кто следует за тобой. Что будет со мной, когда я свалюсь оттуда? Другой жизни я не представляю…»
Читая записи, Анна чувствовала, что интересовало и волновало Матильду, что мучило и не давало покоя. Девушке была интересна каждая строчка, написанная Матильдой.
«Жизнь порой размалывает тебя, а жернова у нее настолько тяжелые, что не каждому под силу. За что меня так все ненавидят и стараются больнее уколоть? За то, что забралась выше других? Но ведь для этого и существует пьедестал…»