bannerbanner
Упование «язычников»: Бог Валаама, Иоафора, Альве
Упование «язычников»: Бог Валаама, Иоафора, Альве

Полная версия

Упование «язычников»: Бог Валаама, Иоафора, Альве

Язык: Русский
Год издания: 2008
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Дмитрий Логинов

Упование «Язычников»: Бог Валаама, Иоафора, Альве

Валаам

Спаситель, наряду с Его прочими славными именами, прозывается Упование Язычников. Так величаем Он песнопениями церковной службы. Так именуют Его тексты Ветхого Завета, предсказывающие Пришествие. Так называется Он писаниями святых отцов, особенно – раннего христианства.

Упование… Этим забывающимся теперь словом выражают ожидание блага, трепетную надежду сердца… Откуда произошло это имя?

Первое из пророчеств о пришествии Сына Божия, упоминаемых в Библии, сделано Валаамом, волхвом ведической («языческой») Традиции, которую хранили Посвященные племени мадианитян. Как передает книга Чисел, этот «язычник»

«…сказал: Говорит Валаам, сын Веоров,

говорит муж с открытым оком [1],

говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего [2],

который видит видения Всемогущего,

падает [3],

но открыты очи его:

Вижу Его, но ныне еще нет;

зрю Его, но не близко…»

(Числа, 24: 15—17.)

Этот ветхозаветный текст, один из наиболее древних, комментировали многие выдающиеся богословы средневековья. Иоанн Хильдесхаймский, доктор теологии, приор (настоятель) монастыря кармелитов (XIV в., Нижняя Саксония), писал:

«Сей Валаам начал волховать – и среди многого прочего говорил: рождается Муж… который восцарствует над всеми язычниками… Из-за сего Валаама произошла распря между иудеями и христианами. Ибо иудеи говорят в своих книгах, что-де Валаам был не пророком, а пустосвятом… Христианские же книги сие отрицают и говорят, что он был язычником и первым… кто чудесно провозвестил вочеловечение Христа и приход [к Нему] трех святых царей (волхвов)… И вот в те времена, когда Валаам чудесно пророчествовал, говоря…восцарствует над всеми язычниками– тогда все старейшины и весь народ Индии и Леванта уповали, чтобы сие сбылось… И так по всем землям… стал ширится и расти слух о сем обетовании.» [4]

То были времена «тени смертной», пишет Иоанн Хильдесхаймский далее. «Сыны Израилевы бежали из Египта и покоряли себе все близлежащие земли, и страх и трепет пред ними охватил все народы Востока, и во всех царствах восточных никто не дерзал и головы приподнять» [5]. И тут – «язычникам» предрекается их грядущий сильный Властитель. Тот, Который объединит их разрозненные племена… Видение такого Царя, проповедь волхва о грядущем Его могуществе, пусть даже «еще не близко» – способны были вселить надежду в сердца. Старейшины и народы уповали на Его пришествие, пишет приор, и это вдохновляло на сопротивление жестоким завоевателям.

Конечно, этим последним такое предсказание понравится не могло. Как повествуют Ветхий Завет, «Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом.» (Нав. 13: 22.) Люди Моисея казнили того, кто был для них первопредсказателем о Христе. Они считали это деяние важным, по-видимому, так как и еще в одной книге Моисеева Пятикнижия повторяется про убийство: «Убили… Евия, Рекема, Чура, Хора и Реву, пять князей мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом… сыны Израилевы.» (Числ. 31: 8-9.)

…Заметим эти удивительные имена князей мадиамских. Некоторые из них до буквы совпадают с именами исконных божеств славян. «Чур – древний бог очага, оберегающий границы земельных владений-межей… Чур – одно из древнейших названий, которое давалось домовому пенату, т. е. пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния», – сообщает «Славянская мифология», словарь-справочник. (М., «Линор», 1998.) Что это? Игра случайных созвучий или же нечто большее? Вопросу этому посвящаются последующие главы, а пока возвратимся к древней истории Палестины.

Вместе с Валаамом был истреблен и весь род его. Но предсказание волхва-мученика осталось жить. Оно веками передавалось из уст в уста, и, со временем, уже не только одни «язычники» стали уповать на грядущее пришествие Сына Божия. И наиболее смелые из пророков, что восставали теперь также и в среде самих иудеев, последовательно обращались к великому Прорицанию, повторяя и дополняя. [6]

Исайя предрекал иудейскому царю и народу, призывая покаяться: «Господь пошлет вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Ис. 7:14.) К этому пророк добавлял: «Последующее возвеличит… страну, что за Иорданом – Галилею Языческую… на живущих в стране тени смертной – Свет воссияет.» (Ис. 9:1-2.)

Пророк Исайя пострадал не менее Валаама, которому он следовал в предсказаниях. Ветхозаветное предание повествует: иудейский царь Манасия (693—639 гг. до Р.Х.) приказал заживо распилить Исайю деревянной пилой, причем – не поперек, а вдоль, чтобы продлить мучения.

Свидетельствовал и Даниил: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.» (Дан. 7:13—14.)

О Данииле известно, что он был ревнителем иудейской веры. Таким, как, уже по Рождестве Христа, – Савл, до своего обращения на пути в Дамаск. То есть, до своих «ночных видений» Даниил вовсе не отличался благоволением к «языкам» («язычникам»). И он был потрясен… И, свидетельствуя о совершившемся ему откровении, прибавляет: «Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лицо мое изменилось во мне; но слово я сохранил в сердце моем.» (Дан. 7:28.)

Наконец, Михей, пророчествуя о грядущем Рождестве Христа [7], и призывая иудеев оставить обычай принесения в жертву первенцев [8], прямо ссылается на «язычника» Валаама: «Народ мой! вспомни… что говорил Валаам, сын Веоров… чтобы познать тебе праведные действия Господни.» (Мих. 6:5.)

Слово ветхозаветных мужей не пропало втуне. Идея о грядущем Пришествии постепенно прививалась также и в среде иудеев. Они последовали в этом народам Севера (см. ниже), Ирана [9], Египта [10], Греции [11]…

Но иудеи полагали свой народ «избранным». И даже в представление о Мессии, Спасителе всего мира, они не могли не привнести националистические черты. Иудеи считали, будто бы Таковым может оказаться не кто иной, а только царь иудейский.

Поэтому, когда Пророчество совершилось и Он явился – огромное большинство именно иудеев отказывалось признавать в Нем Христа. Их отвращали не столько даже смелые проповеди Иисуса, ставившие Благодать и Любовь превыше закона книжников. Иудеи не могли принять, что Он был из Галилеи, а не из Иудеи родом.

Они хотели Мессию-иудея, а Галилеянин никоим образом не подходил на такую роль. Галилеяне и иудеи даже не разумели язык друг друга. В Деяниях Святых Апостолов описывается как чудо, что иудеи, собравшиеся в Иерусалиме, вдруг начали понимать речь апостолов-галилеян, на которых снизошел Дух Святой. «В Иерусалиме же находились иудеи… и все изумлялись и дивились, говоря меж собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (Деяния, 2:5-8.)

Лишь власть завоевателей-римлян механически объединяла два эти различные народа сопредельных государств – данников одного кесаря. Живущие в Иудее относились с презрением к своим северным соседям. Они именовали отечество Христа не иначе, как только Галилеей Языческой. (Матф. 4:15.) В евангельские времена бытовала поговорка: «Что может быть хорошего из Назарета?»

Немногие из иудеев, которые все же приняли Иисуса, оставили по себе обычай искусственно возводить Его генеалогию к ветхозаветному патриарху Иуде. Такое недоразумение сохраняется до сих пор. «Иисус… был, как думали, сын Иосифов, Илиев… Иудин.» (Лук. 3:23—26.) Как думали – подчеркивает Евангелист. А на самом деле? Но истинная родословная Спасителя, Сына Божия – то есть родословие Пресвятой Девы – это отдельная большая тема.

Иуда, единственный иудей из двенадцати учеников Христа, предал Учителя. Святой Павел – бывший фарисей Савл, обратившийся – сумел увлечь за собой немногих лишь соплеменников. Поэтому он удалился в земли иных народов, и даже именовал себя – Апостол Язычников.

И в случае «язычников» нашел почву, лучше удобренную. Не отпадавшие от ведической веры предков помнили, хотя бы смутно, духовное наследие праантичных веков – гиперборейское предсказание о грядущем в мир Сыне Бога. И повсеместно почитали благоговейно предшественников Иоанна Предтечи – таких, как Валаам, сын Веоров.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Древняя формула именования Посвященного (Видящего).

2

Формула, означающая высшее Посвящение волхва: священническая каста делилась на низших волхвов – кудесников, которые лишь совершали требы, и высших – ведов, которым было открыто будущее.

3

Валаам предрекает не только грядущее Пришествие, но и свою скорую смерть от руки израильтян.

4

Johann von Hildesheim. Die legende von den heligen drei konigen. Neu herausgegeben von Wilhelm Rath. stuttgart 1980.

5

Там же.

6

Для этого действительно требовалось мужество, ибо иудейский Закон предписывал народу: «если восстанет среди тебя пророк или сновидец… то пророка того или сновидца должно предать смерти» (Второзаконие).

7

«Вифлеем… из тебя произойдет Тот… Которого происхождение из Начала, от дней вечных.» (Мих.5:2)

8

«Можно ли угодить Господу тысячами овнов или… разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?» (Мих.6:7)

9

Сирийско-несторианский митрополит Мар (XIII в.) приводит в своей книге мистерий «Пчела» переписанное у халдейских жрецов подробное древнее предсказание Заратустры (XII в. до Р.Х.) «о нашем Господе»: «Слушайте, дети мои возлюбленные, вам открою тайну великого Царя, который придет в мир в конце времен. Дева зачнет и родит Сына. И люди той страны будут бороться с Ним, чтобы его уничтожить, но не удастся. Тогда Его схватят и пригвоздят к деревянному кресту… Когда Он придет, великие знамения явятся на небе.»

10

Классик египтологии Уоллис Бадж писал: «Они [египтяне] свято верили в Единого Бога, Всемогущего, вечного и невидимого, Творца небес, земли и всего сущего. Они верили в воскресение преображенного и восставшего в славе тела к вечной жизни вместе с душами праведников в царстве Грядущего родиться от Бога, но жить на земле, претерпеть ужасную смерть от рук врагов, воскреснуть из мертвых и стать… Царем загробного мира. Но, искренне веря во все это, египтяне так и не смогли отказаться от амулетов, талисманов, магических имен и слов власти.» (Э.А.Уоллис Бадж, «Египетская магия», Лондон, 1899.)

11

Предание о грядущем в мир Сыне Бога, Спасителе (Σωτηρ) было известно грекам как минимум с XIV в. до Рождества Христа. Самое Имя «Христос» есть греческое Χριστοζ (Мессия). Во времена, описываемы в Евангелиях, в Палестине ожидали пришествия именно Христа. «Андрей… первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит „Христос“.» (От Иоанна, 1:40—41.) Божественный Χριστοζ явится как Освободитель душ от плена миру сему – эту идею выражали знаменитые Орфические мистерии древней Греции, совершавшиеся изначально в храмах Аполлона Гиперборейского, а затем, более широко, также и в долине Темпейской. Эдуард Шуре, основываясь на таких источниках, как Пиндар, Эсхил, Платон и Павзаний, реконструирует ключевой момент этих театрализованных посвятительных действ. «Душа земли! О, Персефона!… Почему находимся мы в изгнании, в темном царстве?… О, Жница небесная! Зачем сорвала ты наши души, которые, блаженно счастливые в волнах света, свободно двигались среди своих сестер в бесконечных пространствах эфира?» Персефона ответила: «Я сорвала нарцисс, я спустилась на брачное ложе, я выпила смерть вместе с жизнью, и так же, как вы, я страдаю во мраке.» «Когда же мы будем освобождены?» со стоном спрашивали души. «Когда появится мой небесный Супруг – Божественный Освободитель», ответила Персефона. (Э. Шуре, «Великие Посвященные», 1895.) Первостепенную значимость древнегреческой мистической философии для христианской теологии признают все православные христианские богословы, начиная с Оригена (II в.) и кончая Владимиром Лосским (XX в.).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу