bannerbanner
Собрание творений. Толкование на пророческие Книги Ветхого Завета
Собрание творений. Толкование на пророческие Книги Ветхого Завета

Полная версия

Собрание творений. Толкование на пророческие Книги Ветхого Завета

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис. 11, 8), то есть сатана будет попираем людьми простыми и сделается посмешищем для детей, едва начинающих учиться. Земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11, 9). Как вода покрывает морские недра, так всю землю покроет ведение Истинного. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники (Ис. 11, 10). В некотором отношении это относится к Езекии, который рожден от семени Давидова, но во всей действительности исполнилось это на Господе нашем, Который для всех народов стал знамением свободы, упования и избавления. Обратятся язычники, то есть устремятся и потекут воздать Ему поклонение. Слово обратятся может означать еще и то, что народы будут вопрошать у Него, что есть воля Божия.

К Езекии же могут быть отнесены следующие сказанные ранее слова: И духом уст Своих убьет нечестивого (Ис. 11, 4). Ибо это исполнилось на Езекии, который молитвой уст своих умертвил ассирийское войско. И будет препоясанием чресл Его правда (Ис. 11, 5), потому что Езекия творил суд и правду, как отец его Давид. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (Ис. 11, 9), то есть с иудеями будут в мире народы соседние и отложившиеся единоплеменники.

Еще слова: К корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники (Ис. 11, 10), могут быть объяснены так: Господь будет знамением для обращения к Нему народов. Обратятся язычники, чтобы последовать новому Его учению. И покой его будет слава – покой для тех, которые последуют Ему, потому что примут они вечную жизнь, облекутся в ризу славы, и будут блаженствовать в раю.

Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего (Ис. 11, 11). Это относится или к изведению израильтян из Египта, или к избавлению городов иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению иудеев из плена вавилонского, ибо одну часть иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую – писец Ездра. У Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. Это согласно со сказанным у пророка Захарии: Бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас (Зах. 2, 6).

И поднимет знамя язычникам (Ис. 11, 12), чтобы отвлечь народ Свой от идолослужения и обратить к познанию и почитанию истинного Бога. И соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. Это напоминает слова Спасителя: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24).

И полетят на плечах Филистимлян к западу (Ис. 11, 14), то есть соседние народы покорятся израильтянам по их возвращении, когда получат они наследие свое. И они покорятся, потому что израильтяне были причиной их возвращения из вавилонского плена, а другие потому, что низложен враг их Гог.

И иссушит Господь залив моря Египетского (Ис. 11, 15). Пророк говорит здесь или о разделении моря, или о тех пяти городах, жители которых говорили ханаанским языком и которых Господь вместе с народом Своим возвратит из плена и присоединит к сонму их. И прострет руку Свою на реку, то есть на сильное царство Ассирийское и Вавилонское. И разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее, то есть недействительным сделается определение царя вавилонского, которым запрещалось иудеям возвращение в отечество; и небольшое их число, собравшееся отовсюду, безбоязненно, в обуви, сможет перейти реку, тогда как незадолго до этого целый народ был не в силах сокрушить и даже выдержать стремление вавилонян.


Глава 12


Славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня (Ис. 12, 1), то есть умилосердился над нами, отвратил гнев Твой и избавил нас от печали и плена. И в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис. 12, 3), то есть с радостью внимайте слову жизни из уст священников, которые у пророка представлены в образе источников. Ибо велик посреди тебя Святый Израилев (Ис. 12, 6). Велик Тот, Кто пришел и вселился среди тебя; Он Эммануил, что значит: «С нами Бог». Поэтому веселись и радуйся, жительница Сиона, потому что велик Сам Он.


Глава 13


Пророчество о Вавилоне… Поднимите знамя на открытой горе (Ис. 13, 1–2), то есть среди эламитян и мидян. Я дал повеление избранным Моим (Ис. 13, 3), которое попрано тобой со времен Седекии. Большой шум на горах (Ис. 13, 4), то есть шум царств Еламитского и Мидийского, уготовляющих брань. Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны (Ис. 13, 4–5) – из Мидии и из Елама. От края неба Господь, то есть от Иерусалима или, лучше сказать, с самого неба.

Звезды небесные и светила не дают от себя света (Ис. 13, 10). Пророк или самих вавилонян уподобляет померкшим звездам, или разумеет, что самые звезды не светят вавилонянам.

Солнце меркнет при восходе своем. Этим изображается высокомерие вавилонян, которые мечтали, что покорили себе и самое небо.

Я накажу мир за зло (Ис. 13, 11), то есть Вавилон. Люди будут дороже чистого золота (Ис. 13, 12), то есть мидянину убить вавилонянина будет дороже вавилонского золота. Каждый, как преследуемая серна… обратится к народу своему (Ис. 13, 14). Сернам уподоблены те, которых называли исполинами, самыми сильными из смертных. Кто попадется, будет пронзен (Ис. 13, 15), то есть всякий, кто найден будет в Вавилоне, будет поражен, и всякий, кого схватят, тот падет от меча. И младенцы их будут разбиты (Ис. 13, 16), то есть рассекут их мечом, внезапно поражающим. Домы их будут разграблены и жены их обесчещены. Как поступали они с сынами ближних своих, с их домами и женами, так будет поступлено и с ними.

Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами (Ис. 13, 21). Вместо обитавших пастырей будут покоиться там страусы… шакалыи гиены (Ис. 13, 21–22) и оставленные дома огласят страшными воплями.


Глава 14


Близко время его (Ис. 14, 1), то есть придет по совершении двухсот лет. Ибо столько лет протекло от Ахаза до возвращения иудеев из Вавилона. И не замедлят дни его — не продолжатся далее назначенного времени; определение на Вавилон непременно.

Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского… Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык (Ис. 14, 4–5). Это обратится в пословицу, дойдет до потомства, и поздние внуки будут повторять: «Сокрушил Господь владычество Вавилона, в ничто обратил крепость юношей его!» Поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми (Ис. 14, 6). Он поражал народы по одному гневу, не имея к тому никакой побудительной причины. Вся земля отдыхает, покоится (Ис. 14, 7), как скоро падет и погибнет царь вавилонский, восклицает от радости в день низложения его. И кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские (Ис. 14, 8). Пророчество это исполнилось на князьях и царях земных, которые трепетали прежде могущества вавилонян и возрадовались, когда был убит царь вавилонский. Но еще более исполнилось оно на праведниках, которые возрадовались низложению сатаны, совершенному на Кресте Христом Сыном Божиим.

Все цари будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! (Ис. 14, 10). В преисподнюю низвержена гордыня твоя (Ис. 14, 11), как и наша, под тобою постилается вместо ковров червь, и вместо шелковых одежд черви – покров твой. Как упал ты с неба (Ис. 14, 12), тот, кто говорил: Выше звезд Божиих вознесу престол мой (Ис. 14, 13). Царь вавилонский возрыдал в тот день, который воссиял по совершении семидесяти лет и в который евреи получили избавление, а царство Вавилонское рушилось.

Не на небо взойдешь, но низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14, 15). Во глубину бездны низринут будешь ты, мечтавший взойти выше звезд. Видящие тебя…размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю (Ис. 14, 16), увлекавший в плен обитателей ее. Мечом своим вселенную сделал пустынею и разрушал города ее (Ис. 14, 17). Оружием войск своих всю землю обратил в пустыню. Пленников своих не отпускал домой. Во гневе своем не давал свободы узникам своим. Ибо царь иудейский Иехония, плененный Навуходоносором, уже по смерти Навуходоносора разрешен от уз Меродахом.

Ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь (Ис. 14, 19). Предсказывается, что царь вавилонский будет убит и труп его не удостоится погребения. Над тобой одежда убитых, сраженных мечом. Таких мертвецов покрывает груда камней; так и на труп царя набросана будет груда камней. Не соединишься с ними в могиле (Ис. 14, 20), то есть не будешь положен во гроб, как другие цари. Ибо ты разорил землю твою, потому что за твое нечестие подвергся наказанию Вавилон. Во веки не помянется племя злодеев. Злое племя царя вавилонского не наследует царства. Готовьте заклание сыновьям его (Ис. 14, 21), потому что за нечестие отца и у семени его отнято царство.

Но не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя (Ис. 14, 29). Не радуйтесь тому, что со смертью Ахаза сокрушилось ярмо рабства, возложенное на нас Ахазом. Из корня змеиного выйдет аспид, то есть от семени Ахаза, которого пророк уподобляет змею, произойдет Езекия, уподобленный пророком аспиду и крылатому змею. И плодом его будет летучий дракон. Иудеи насладятся миром, а филистимляне во все царствование Езекии не будут вредить иудеям, которым при Ахазе причиняли вред многие народы.

Тогда беднейшие будут накормлены (Ис. 14, 30), то есть иудеи, которые во времена Ахаза, предшественника Езекии, были сильно угнетаемы разными народами. А твой корень уморю голодом, который постигнет тебя во время нашествия врагов твоих. Ибо от севера дым идет (Ис. 14, 31). Под образом дыма представлен здесь Сеннахирим. И нет отсталого в полчищах их, – никто не избавится от плена, не избежит попаления. Что же скажут вестники народа? (Ис. 14, 32). Что Езекия ответит посланному к нему вестнику народов? То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.


Глава 15


Пророчество о Моаве. – Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен (Ис. 15, 1). Моавитяне удивились, что прорицатели их заранее не возвестили о нашествии опустошителей. Ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен, – не предварили и не открыли им этого идолы их.

Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою (Ис. 15, 2), то есть спасшиеся от меча пошли на высоты плакать перед идолами своими о постигшем их бедствии, плакать о Нево и Медеве, божествах их, взятых в плен. У всех их острижены головы. Везде рыдание и сетование, от самого капища идолов. У всех обриты бороды. Постигший страх и отчаяние заставляют всех обрить себе бороды. На кровлях его и площадях его всё рыдает (Ис. 15, 3), предавшись бегству.

Вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы (Ис. 15, 4). Плачут все города моавитские, и вопль переходит из города в город. За ними и воины Моава рыдают, потому что самые воины лишаются оружия своего, или под тяжкой скорбью воинов пророк изображает жестокое бедствие всех моавитян.

Рыдает сердце мое о Моаве (Ис. 15, 5), потому что с моавитянами духом своим пророк, и рыдает о них. Бегут из него к Сигору, до третьей Эглы. Третьей Эглой пророк называет Сигор или потому, что он составлял третью часть владений моавитских, или означает этим то, что, по истечении трех лет, поругана будет слава моавитян. Восходят на Лухит с плачем, то есть пойдут в плен со слезами, по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик у гонимых врагами. Может быть, эти три города: Сигор, Лухит и Хронаим – те самые, из которых один назван у пророка третьей Эглой. Воды Нимрима иссякли (Ис. 15, 6), то есть иссякнут воды Немрима, орошавшие землю Моавитскую. Или пророк под образом иссякшего источника представляет конечное бедствие моавитян. Луга засохли, трава выгорела, не стало зелени. Под этими образами пророк представляет разоренных моавитян.

Поэтому они остатки стяжания и, что сбережено ими, переносят за реку Аравийскую (Ис. 15, 7), то есть грехи их отведут их к потоку аравийскому. Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его (Ис. 15, 8), то есть плач и вопль наполнять будут всю страну Моавитскую. Потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое (Ис. 15, 9). Этим изображается великое побоище, так что от трупов людских испортится вода. Львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране, то есть сын властителя возвратится и пойдет на тех, которые спаслись и остались на земле.


Глава 16


…Из Селы в пустыне на гору дочери Сиона (Ис. 16, 1). Пророк указывает на пределы земли Моавитской, простиравшейся до пределов земли Иудейской. Ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава (Ис. 16, 2). Этими словами пророк изображает поспешность и страх переселяющихся моавитян, переходящих с одного места на другое. Дочери Моава подобны блуждающей птице – оставлены будут города моавитские, потому что обитатели их уйдут к переправе через Арнон.

Составь совет, постанови решение (Ис. 16, 3), спроси у гадателей, посоветуйся с ними, принеси жертву, доведайся у мудрецов своих, как избавиться от того, что постигло тебя. Осени нас среди полудня, как ночью, тенью твоею, то есть ищи, где укрыться среди окружающих тебя бедствий. Укрой изгнанных, не выдай скитающихся. Пророк смеется над моавитянами и их идолами.

Будь им покровом от грабителя (Ис. 16, 4), который преследует. Притеснителя не станет, грабеж прекратится. Пророк говорит о гибели ассирийского войска и называет его прахом, потому что нечестивые подобны праху, развеваемому ветром. И утвердится престол милостью (Ис. 16, 5), то есть утвердится престол царя Езекии и его потомков.

Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной (Ис. 16, 6). Пророк показывает, что причиной всех бедствий, постигших моавитян, была гордость, высокомерие и раздражительность. Причиной этого были и стены моавитян, из-за чего и считали они себя в безопасности. Но твердыни разрушены, и прорицатели не возвестили моавитянам о том, что постигнет их.

Поэтому возрыдает Моав о Моаве, – все будут рыдать (Ис. 16, 7), как больные, которым нет возможности облегчить болезнь и восстановить свои силы. Поля Есевонские оскудели (Ис. 16, 8), потому что некому сеять и собирать жатву. Также и виноградник Севамский. Так пророк называет землю Моавитскую. Властители народов истребили лучшие лозы его, то есть взяли в плен жителей и отвели в землю чужую. Достигали до Иазера, расстилались по пустыне; побеги их расширялись, переходили за море. Пророк указывает места, где останавливались и где приходили отводимые в плен.

Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера (Ис. 16, 9). Как плакал я о погибели Иазера и о пленении обитателей его, так буду плакать и о тебе, виноград Севамань. Буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала, потому что на жатву твою напал хищник, то есть царь ассирийский, который попрал ногами и не пощадил ничего. И отымется радость от Кармила (Ис. 16, 10). Кармилом называет пророк моавитян. Оттого внутренность моя стонет о Моаве (Ис. 16, 11). Провозгласит, какое наказание ожидает моавитян.

Хотя и явится Моав, и будет до утомления подвизаться на высотах, и придет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет (Ис. 16, 12). Когда моавитяне поймут, что приносимые ими на высотах жертвы идолам бесполезны и не помогают пролитые перед ними слезы, тогда обратятся к богам иных народов, пожелают прийти и помолиться в святилище Иерусалимском. Но враги не дозволят им этого.

Вот слово (Ис. 16, 13) о плене, какому подвергнутся моавитяне, то есть изреченное Богом определение о моавитянах. Которое изрек Господь, то есть сказал о царе моавитском Валаке, который послал за прорицателем Валаамом, чтобы проклял он израильтян. И это-то определение о пленении моавитян подтверждает Бог ныне, говоря: Чрез три года, считая годами наемничьими (Ис. 16, 14), то есть по истечении трех лет, величие Моава будет унижено, исполнится на моавитянах все предопределенное Богом, и остаток будет очень малый и незначительный, то есть редкие из моавитян избегнут плена, какому подвергнет их, в нашествие свое, Сеннахирим.


Глава 17


Пророчество о Дамаске. – Вот, Дамаск исключается из числа городов (Ис. 17, 1). Царственный город Дамаск перестанет быть столицей царства Сирийского, потому что сирияне хотели у Иерусалима отнять достоинство царского города во Иудее и помогали царству Самарийскому. Города Ароерские будут покинуты (Ис. 17, 2), знаменитые числом обитателей своих и громадностью зданий своих. Не станет… царства Дамасского (Ис. 17, 3). Оно будет уничтожено Феглаффелласаром.

И будет в тот день: умалится слава Иакова (Ис. 17, 4), то есть самарийского царя и самарян, надеявшихся на Дамаск. И тучное тело его сделается тощим. Этими словами пророк указывает на гордость самарян, и предсказывает, что гордость их прекратится с уничижением Дамаска. Под словами: тучное тело разумеет то, что прежде составляло славу Самарии, теперь же поколеблется.

То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья (Ис. 17, 5). После того как жнецы сожнут и сжатое свяжут в снопы, остаются колосья, не попавшиеся им в руки, но их бывает весьма мало. Также немного будет и оставшихся израильтян, но и тех отыщет царь ассирийский. И когда соберут колосья в долине Рефаимской, то есть в стране тучной и плодоносной. И такое собирание оставшихся колосьев будет для израильтян тягостнее предшествовавшей жатвы.

И останутся у него (Ис. 17, 6), что не добрано было во время погибели Дамаска. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему (Ис. 17, 7), то есть израильтяне, вразумленные наказанием, будут уже уповать на Бога. И не взглянет на жертвенники (Ис. 17, 8), на высоты и на идолов, поставленных в Вефиле и Дане.

В тот день укрепленные города его будут, как развалины в лесах и на вершинах гор (Ис. 17, 9). В еврейском подлиннике сказано: «Как оставшиеся ветви и сучки, которые некогда пощадили сыны Израилевы». Этим пророк предвозвещает пленение израильтян, что и исполнилось при Феглаффелласаре, который отвел в плен колена Рувимово и Гадово и половину колена Манассиина. Ибо ты… развел увеселительные сады (Ис. 17, 10), то есть праведники, во время войны взятые и отведенные в плен, посеют слово истины среди народов, к которым будут переселены.

В день насаждения твоего ты заботился, чтобы оно росло (Ис. 17, 11). Эти насаждения, пересаженные на грубую землю язычников, скоро дадут там плод. Посеянное тобою рано расцвело, то есть народы, увидев избавление израильтян, с верой примут возвещенную им истину. В день собирания не куча жатвы будет, то есть пленение твое, Израиль, будет так же кратковременно, как труд обирающих виноград, который бывает непродолжителен и скоро оканчивается.

Скорбь жестокая – болезнь легкая, которая хотя и причиняет страдания, но скоро врачуется.

Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его (Ис. 17, 14), то есть иудеи будут терпеть расхищение от ассириян, пока Бог не пошлет избавления дому царя Езекии. Или пророк выставляет здесь причину вместо действия и расхищением называет самую скорбь иудеев по причине бедствий, какие уже претерпели они и какие еще готовил им Рабсак. Скорбь эта прекратится прежде дневного рассвета, потому что ангел ночью истребит войско ассирийское. Поэтому пророк и говорит: Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших.


Глава 18


Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских (Ис. 18, 1). Вместе с сириянами пророк упоминает и об эфиоплянах, потому что жители Дамаска отправляли послов к эфиоплянам, чтобы просить у них вспомогательное войско против ассириян. Посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В этом месте и в некоторых других, особенно этой Книги пророка Исаии, сирийский текст имеет свои особенности, уклоняясь иногда от текста Семидесяти Толковников и представляя следы перевода с еврейского.

Издатели признали нужным в переводе представить сирийский текст так, как он найден в издании Ассемана, предоставляя исследователям определять отношение данного текста к еврейскому и греческому, и происхождение уклонений от того или другого.

2

При таком изъяснении преподобным Ефремом этих слов пророка, как и в других подобных случаях, должно принять в соображение одно из главных начал, какого он держался при истолковании Ветхозаветных Писаний, ясно выраженное в толковании на главы 25, 27 и 28 Книги пророка Исаии (Ис. 25, 7; 27, 1, 8; 28, 16). Общее замечание о направлении, какому следовал он в изъяснении писаний пророческих, изложено в прибавлениях к изданию творений святых отцов: Жизнь святого Ефрема Сирина. Ч. 1. С. 69–72.

3

См.: Ис. 24, 22, где по сирийскому переводу читается слово гуво, означающее «темница»; по толкованию оно представляется соответствующим имени собственному Гивим.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3