bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Владимир Михайлович Соловьев

Нам нужна Великая Россия

© Белый город, 2012

© В. М. Соловьев, 2012

Великая Россия

В 2012 году в нашей стране отмечают знаменательный юбилей: 1150-летие основания государства Российского.

В глубину веков уходит история нашей Родины. Когда-то в древности она называлась Русью, а сравнительно недавно – Советским Союзом, или сокращенно СССР. Но большую часть времени своего существования Отечество наше носило то же имя, что и сейчас, – Россия.

Россия была, есть и будет великая держава. И не потому, что она самая большая по территории страна мира. Причина в другом: Россия относится к числу наиболее мощных государств, играет ведущую роль на международной арене, влияет на все, что происходит на земном шаре.

О том, как складывалась история России, как много страниц ее прошлого увенчаны славой, как обрела наша Отчизна великую судьбу, рассказывает эта книга.

Древняя Русь



С. В. Иванов. Христиане и язычники. Фрагмент


Первые века родной истории

Со второй половины девятого века берет начало Древняя Русь – первое государство на территории нашей Родины, а первым правителем этого государства в 862 году становится князь Рюрик.


Основное население Древней Руси – племена восточных славян: поляне, северяне, древляне, кривичи, вятичи, полочане, новгородские словене, радимичи, дреговичи. Их ближайшими соседями были неславянские племена: меря, мордва, мурома, мещера, чудь, черемисы (мари), весь, югра, буртасы, емь, водь, пермь. Языки, на которых они говорили, их обычаи и обряды отличались от славянских, но и у тех и у других было много общего, и они хорошо ладили между собой. Обычно разные племена жили в согласии друг с другом, поддерживали добрые отношения, а если иногда, по той или иной причине что-то не поделив, брались за оружие, потом все же решали дело миром.

Ядром территории древнего государства стала обширная лесостепная полоса, протянувшаяся с севера на юг от реки Волхов и Ильмень-озера до Дона и Азовского моря и с запада на восток от берегов Днепра до Средней Оки и Волги. Главными центрами жизни больших союзов, в которые объединилось сразу несколько племен, были «грады» (города), древнейшие из которых – Новгород и Киев. Со временем правивший в Новгороде военачальник Олег утвердил свою власть в Киеве и сделал этот город на Днепре столицей всей Руси (882 год).

Он с войском дошел до столицы Византии Царьграда и, грозя войной, добился выплаты ему выкупа, а в дальнейшем – дани. В знак своей военной удачи он повесил на вратах Царьграда победный щит.

Олег – первый князь Древней Руси, чье существование исторически достоверно. Ведь Рюрик – личность во многом легендарная. Народ прозвал Олега Вещим, то есть мудрым, знающим то, что другим знать не дано. Возможно, он действительно обладал даром многое предвидеть. Легенда о смерти князя от укуса змеи нашла отражение в знаменитом произведении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

«Иду на вы», то есть «Иду на вас», – честно и заранее предупреждал князь Святослав, когда собирался с кем-то воевать. Его военные походы во второй половине десятого века расширили границы Руси. Он тоже достиг Византии и вступил в единоборство с войском этой могучей державы, но потерпел поражение и на обратном пути в Киев попал в засаду и погиб.

В древности на Руси у каждого племени были свои вожди, старейшины и князьки. Со временем над всеми ними установил свою власть великий князь киевский Владимир Святославич. Это положение вещей он решил закрепить и новой верой: отказавшись от былого многобожия, в 988 году Русь приняла святое крещение и, как и Византия, стала христианской страной.

Князь Владимир был щедр, добр, помогал нуждающимся, больным и немощным, устраивал обильные пиры, его терем был открыт для всех. Особо заботился князь о дружине и не жалел ради нее денег.


В. М. Васнецов. Песнь о вещем Олеге. Фрагмент


«Серебром и золотом, – говорил он, – не найду себе дружины, а с дружиной добуду золото и серебро». Будь он плохим человеком, народ вряд ли бы стал любовно называть его Красным Солнышком.

Принятие вместо прежнего языческого многобожия православной веры повернуло Русь к христианскому миру, привело к усилению центральной власти, но почти везде, а особенно в северных городах Новгороде и Пскове, большую роль продолжало играть народное собрание – вече, на котором, как и встарь, коллективно обсуждали и решали все жизненно важные вопросы.

Достойным продолжателем дела Владимира Святославича был его сын, великий князь Ярослав. Его молодость прошла в жарких битвах с врагами и соперниками, зато на склоне лет он, уверенный в своих силах, мог предаться мирным делам и заботам. За ясный ум и справедливость его прозвали Мудрым. В Киеве при нем развернулось бурное строительство. Например, в честь победы над печенегами – грозным противником, совершавшим частые набеги на русские земли из диких степей, – был возведен прекрасный Софийский собор. Ярослав Мудрый устроил при храме библиотеку. Он сам много читал и хотел, чтобы грамотных людей было как можно больше.

По настоянию и при участии князя был составлен первый писаный закон – «Русская Правда». Если раньше, по древнему обычаю, действовала практика кровной мести, когда виновного или обидчика ждало равное нанесенному им вреду или урону возмездие (зуб за зуб, глаз за глаз и т. д.), то теперь в качестве наказания были предусмотрены штрафы. Введение судебника обеспечило в стране порядок и спокойствие. Славя Ярослава, просвещенный современник утверждал, что при этом князе Русь была «видима и слышима во всех концах земли».


А. Д. Кившенко. Чтение народу «Русской Правды» в присутствии великого князя Ярослава. Фрагмент


А. Д. Кившенко. Долобский съезд князей – свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Фрагмент


На берегах Оки и Волги

Разгромил Ярослав Мудрый печенегов, но прошло время, и из степей нагрянул новый неприятель – половцы.


Их набеги опустошали русскую землю, а князья вместо того, чтобы сообща дать им отпор, жестоко враждовали между собой. Так продолжалось до тех пор, пока внук Ярослава Владимир Мономах не собрал в 1097 году в городе Любече съезд князей и не призвал забыть взаимные счеты и обиды и выступить против общего врага – степняков. Несколько походов русских князей увенчались успехом, и это выдвинуло Мономаха, как их организатора, на великокняжеский стол (трон) в Киеве. Он показал себя умелым правителем, собрал под своей властью Русь и завещал сыновьям крепить ее единство.

Постепенно Киев потерял свое значение и перестал быть главным центром Руси. По привычке некоторые князья еще помышляли там воссесть, но более дальновидные понимали, что южнорусские земли слишком часто подвергаются половецким набегам, и потому гораздо безопаснее уйти на окраину страны, в Залесье, на берега рек Волга и Ока, где уже были заложены новые города Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Дмитров, Переяславль-Залесский.

Сын Владимира Мономаха Юрий, обосновавшись в Суздальском княжестве, упорно хотел дотянуться и до Киева. Он по-прежнему считал так: кто владеет этим городом, тот и главный на Руси. Поскольку он всячески стремился утвердиться в Киеве и неуклонно приближался к желанной цели, ему дали прозвище Долгорукий. Воспользовавшись вспыхнувшей там борьбой за власть, Юрий наконец захватил Киев, но прокняжил на берегах Днепра всего два года: его отравили на званом пиру соперники.

С именем Юрия Долгорукого связано первое упоминание о Москве. Будущая столица России была тогда малым селением, расположенным на одноименной реке и затерянным среди необъятных лесов. Юрий пригласил туда своего союзника, направив ему письмо: «Приди ко мне, брате, в Москов». Тот приехал, и Долгорукий устроил в честь гостя «обед силен».

Произошло это, как установлено, в апреле 1147 года, что и дало повод начинать отсчет истории Москвы как города с указанного года.

Если Юрий Долгорукий, сидя в Залесье, всеми помыслами был в Киеве, то его сын Андрей еще при жизни отца избрал своей резиденцией Владимир, и впоследствии этот город стал столицей его княжества. А рядом, в двенадцати верстах, повелел он поставить крепость Боголюбов, разместив там церковь и замок, куда и перебрался на постоянное жительство. Оттого, а также за великую набожность прозвал народ князя Боголюбским. Много сделал Андрей Юрьевич для процветания Владимиро-Суздальского княжества, но слишком высоко себя поставил и круто, ни с кем не считаясь, проявлял власть. В результате недруги устроили против него заговор, и он пал их жертвой.


В. М. Васнецов. Основание Москвы. Фрагмент


В. С. Смирнов. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. Фрагмент


Действовать сообща

Древняя Русь никогда не была по-настоящему единым государством. С двенадцатого века она окончательно распалась на обособленные и самостоятельные образования, из которых наиболее сильными и богатыми на севере был Новгород, на северо-востоке – Владимиро-Суздальское княжество, на юго-западе – Галицко-Волынская земля.


Распри и раздоры не могли остаться без роковых последствий. В тринадцатом столетии разрозненная и ослабленная Русь подверглась нашествию страшного и несметного по численности врага – монголо-татар. Их огромное войско обрушилось сначала на Рязанское княжество, потом на Владимирское, сея на своем пути смерть и не зная пощады. Там, где прошли вражьи полчища, оставались развалины и пепелища, тем более что почти везде завоеватели встречали яростное сопротивление. Так, целых два месяца им не удавалось взять маленький Козельск, который они даже прозвали «злым городом». Все его защитники стояли до последнего и, держа оборону, полегли в рукопашном бою.

Настоящим богатырем показал себя собравший малую дружину (1600 человек) ратный умелец из Рязани Евпатий Коловтрат Его отряд буквально врубился в бесчисленные вражьи силы, и, хотя почти все русские смельчаки погибли, монголов они положили на поле боя в несколько раз больше. Если бы не град камней, который обрушился на Евпатия с товарищами из метательных орудий, они бы бились еще долго.

За Рязанью и Владимиром пришел черед Чернигова и Киева. Нашествие продолжалось с 1237 по 1240 год. Захватчики буквально залили Русь кровью. С установлением господства монголов она попала в зависимость от большого и сильного государства под названием Золотая Орда, возглавлял которое великий хан по имени Батый. Русские люди превращались в данников хана и должны были выплачивать его сборщикам тяжелый налог – десятую часть всех доходов. «Ордынский выход» (дань) лег и на те города и земли, которых вражеские погромы не затронули. Например, Великий Новгород, Псков, Смоленск, Брянск, Изборск, Великий Устюг, Углич уцелели, но от дани избавлены не были. Отказ платить, неподчинение ханской воле жестоко карались: город, где оказывались непокорные, сжигался дотла, а его жителей всех поголовно угоняли в плен в Орду, где они становились рабами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу

Другие книги автора